Здесь я хочу попытаться сделать свой набросок структурного определения сознания. Впервые такой взгляд на сознание последовательно провел Фрейд, в психиатрии он оказался необычайно эвристически ценным. В современной философии (по крайней мере в некоторых ее направлениях) этот взгляд,насколько я знаю, является очень популярным. Итак:
Благодаря этому определению можно объяснить психиатрические феномены "множественности сознания" и "распыленности сознания".
Не знаю, насколько подобное определение будет полезно для философского исследования сознания. Надеюсь получить советы по уточнению этого определения.
Комментарии
1. Мы всем сообществом пишем философский словарь. Вот ссылка для термина "сознание" - http://philosophystorm.ru/page/372
Предложенное Вами определение является чересчур широким, потому как под него попадает множество других объектов, напр. организм, общество, живая природа и пр.
Обозначенное свойство сознания - его части могут действовать автономно, либо как нечто единое - не является существенным, это может быть просто отклонением от должного состояния. Это случайное эмпирическое наблюдение.
1.Безусловно, определение необходимо сузить, я над этим подумаю.
2.Мое определение, это всего лишь гипотеза основанная естественно на эмпирических наблюдениях и служащая сугубо практическим целям "удобного и эффективного" описания действительности. Но она имеет вероятность быть истинной, и философские выводы из нее могут быть в этом случае существенными.
3.Отклонение и "должное состояние" в случае сознания могут иметь лишь количественное различие (это опять-таки гипотеза).
Попробую уточнить свой первоначальный набросок.
Данное ниже определение сознания является гипотезой, основанной на систематических эмпирических наблюдениях, и опирается на предположение о том, что "психика в норме" и "психика в отклонении от нормы" имеют одну и ту-же структуру, и различаются лишь интенсивностью проявления этой структуры. Итак:
Это определение не является философским, в отличие от черновика определения, предложенного по ссылке выше. Почему?
Попробуем так:
Сознание - феномен сложной структуры, обладающей некими особенностями, которые провоцируют появление этого феномена (в некий момент времени). Этим данная структура отличается от других структур, в которых не обнаруживается феномен сознания.
Этот феномен обнаруживается по нетипичному функционированию данной структуры. (То есть, все структуры не обладающие сознанием функционируют "типично", а обладающие им функционируют "нетипично".) При этом данный феномен может проявляться либо постоянно, либо время от времени.
Существенное свойство сознания предполагается выяснить на основе исследования различий между типичными и нетипичными структурами.
Продолжение следует, но пока хотелось бы услышать промежуточные комментарии.
1. Вообщем-то Вы ничего не определили, ведь определить значит ограничить. А у Вас общие слова о "сложной структуре" и ее "нетипичном функционировании". И далее, Вы сознание определяете через сознание, поскольку критерием "нетипичности" служит наличие сознания. :)
2. И вообще Вы пытаетесь говорить общие слова, но этого недостаточно. Как известно, чем более абстрактно определение, тем оно менее содержательно и тем больший круг вещей подходит под него.
3. Если говорить о сознании как структуре, то нужно, прежде всего, говорить о том, как эта структура себя проявляет, а не том, чем эта структура является. Более того, феноменально, ни о чем реально существующем, мы не можем сказать, чем оно является само по себе, не указав раньше всего его отношение к другим. Получается, определение есть указание места определяемого в некотором контекте.
4. Либо надо двигаться, как это сделано в определении "сознания" в словаре, указав на сознание как на некоторый опыт, некоторая реальность. В этом случае, определение только наводит на то, что есть, и указывает его существенные стороны.
(Для начала: вся эта затея лишь интеллектуальный эксперимент, пока даже я не знаю, приведет ли он к каким-то результатам.)
Теперь конкретно:
1. Определение еще не завершено, для начала я пытаюсь сконструировать некий предельно общий каркас, на который потом постепенно можно будет "нанизывать" содержание.
2. Критерием различия структур являются их СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, которые в свою очередь являются тем самым основанием, на котором я предполагаю построить определение сознания.
3. Вы пишете: "определение есть указание места определяемого в некотором контексте". Я как раз хочу для начала определить этот контекст в неком "метаконтексте". Поэтому отделяю в Метаконтексте область структур, их особенностей и их свойств. Сознание - чем бы оно ни было, находится в этом контексте. И уже следующим шагом будет указание его (сознания) места в этом контексте. И уж совсем нескоро будет попытка рассмотреть это сознание не как нечто "единое", но как "множественное".
4. Мой метод - двигаться не спеша, максимально проясняя каждый употребленный термин, а Вы хотите "схватить" СМЫСЛ одним махом, неким актом "понимания". Я не даю оценок, какой метод лучше (или корректнее), просто пока хочу опробовать свой.
5. И еще: я пока не претендую на то, что мое определение (когда оно будет завершено) можно будет квалифицировать как "философское". Не исключаю, что оно окажется психологическим. Поживем - увидим :)
1. Будем следить за Вашим интересным начинанием! :)
Вот, казалось бы, чего проще: определить существенный признак сознания! Ведь если мы оперируем этим термином, значит мы можем отличить сознание от того, что им не является. А раз мы можем отличить сознание от не-сознания, то делаем это на каком-то основании, а именно, на основании этого существенного признака. На деле же оказывается, что его не так-то просто поймать. :)
Здесь Вы просто делаете перенос: существенный признак сознания оказывается признаком, на основании которого различаются структуры разных типов. Но раз Вы различаете эти структуры, значит Вы знаете и признак, по которому их различаете, следовательно, никаких различий между ними не нужно исследовать, ведь основание этого различия уже дано! :)
Конечно, основание уже дано. Исследование нужно для логически непротиворечивой (корректной) вербализации этого основания.
Логично. Но может ли в философии речь зайти о сознании животного? Ведь животные совершенно определенно существуют и совершенно определенно обладают сознанием. В то же время мне до сих пор ни разу не приходилось слышать от философов о сознании вообще, имея в виду сознание не только человека, но и животного.
Как я понял, прослущав заседание семинара Ф-штурма от 12.05.07 , решение проблемы "уперлось" в черезвычайную проблематичность понятия "субъекта". Именно поэтому на странице обсуждения статьи о сознании я пытался вбросить мысль о том, что чтобы "снять" эту проблематичность нужно каким-то образом исключить понятие субъекта из определения сознания, либо полностью ОТОЖДЕСТВИТЬ понятия субъекта и сознания. Но для этого нужно несколько расширить понимание сознания - не как "способности", но как "вещи". Здесь возникает проблема: как сознание может "схватить" само себя? - ведь оно само должно в этом случае быть своим "посредником". Вот тут-то и может помочь понимание сознания не как "единого", но как "множественного".
1. Субъект нисколько не проблематичен, он есть с одной стороны причина интенции, то, откуда интенция, а с другой стороны - субъект схватываемый в опыте самосхватывания.
2. Другое дело, что если мы пытаемся строить философию аподиктически, начиная с очевидного и продвигаясь дальше с необходимостью, то начав с сознания как это сделал Декарт, мы не можем перейти к субъекту. Вот здесь и появляются проблемы, о которых я докладывал.
3. Самое зававное, что в итоге один из возможных результатов доклада состоит в том, что нет единого для сознания субъекта, в частности, их может быть несколько. Но это не значит, что сознаний - несколько, сознание как простраство всякой возможной интенции одно. Точно также как одно пространство, скажем, для всех геометрических фигур в мире. Сами геометрические фигуры - разные (в нашей аналогии это соответствует различию актов), но вот то, в чем и благодаря чему они представлены - пространство - одно (в нашей аналогии это и есть сознание).
4. Иногда под "сознанием" понимают не только акты (ведь для актов должен быть источник), но также и как сам источник этих актов. Но тут есть одна проблема состоящая в том, что одно и тоже является и деятелем и самой деятельностью, и источником и самим воздействием.
5. Под "множественностью" сознания Вы понимаете его различие во времени? Т.е. сознание не равно себе во времени? Поскольку если понимать множественность в других смыслах, то возникает вопрос - как различные сознания с друг другом взаимодействуют, вообще соотносятся с друг другом в одном человеке? И что это за сознания, точнее говоря, в чем различие различных сознаний? Где у них общее поля для сравнения?