Простое различие, обнаружившее себя в предмете, переходит в противоположность качеств; противоположность переходит в противоречие, противоречие – в антагонистическое противоречие. Антагонистическое противоречие разрывает предмет и уничтожает его, если не снимается, если не заменяется новым качественным состоянием предмета с противоположностями, стимулирующими жизнь. По Гегелю, стимулом развития предмета является лежащее в его основе понятие, развертывающее свои качества через различия и противоположности. Ход его развития – от в-себе-бытия предмета к его для-себя-бытию. Разумеется, понятие не может выйти за пределы возможного: в конце оно демонстрирует то, что было в его начале, что было в-себе. Всякое развитие – отрицание того, что было, отрицание ступенчатое, отрицание отрицания. В реальной жизни этот процесс выглядит как бесконечное снятие, бесконечное движение к основанию, в глубину, как совершенствование.
А что есть один из полюсов противоречия? – Тенденция. Тенденция - логическое выражение направления развития. У развивающегося предмета не одна пара противоположностей. Однако есть основная, с самыми сильными тенденциями. Она и определяет процесс развития. Жизнь и смерть – две всеохватывающие тенденции бытия, здоровье и жизнь – пара противоположностей ниже. У талантливого человека есть страсть к научной работе, но он беден, как церковная крыса. Удастся ли ему «выбиться в люди», зависит от возможности преодолеть материальные проблемы. Глава семейства любит семью, детей, но и… другую женщину. Его судьбу решит победа наиболее сильного чувства. Некто решил разбогатеть, и тут же его стремление раздваивается: деньги можно заработать честно, а можно использовать незаконные способы.
Общество как развивающееся целое тоже имеет разные тенденции развития, которые разрывают его и одновременно являются скрепляющим механизмом. Кассовая борьба и классовое сотрудничество, частная собственность и государственная собственность, капитал и труд, богатство и бедность, свобода и авторитаризм – на этих противоположностях стоит капиталистическое общество.
Марксов вариант общественного устройства снимает все эти противоположности как антагонистические в надежде построить общество не просто без противоречий, но и без существенных различий. Коммунизм – это настоящая история, это вершина история, это благая жизнь, в которой господствует принцип: от каждого по способностям, каждому по потребностям. Наши вожди, следуя основной идее Маркса, пытались слить город и деревню, физический труд и умственный труд, а дифференциацию в материальном положении народа снять путем уравнивания всех в примитивном, но обеспечивающем сытость пайке. Жесткая политическая регламентация (диктатура пролетариата) оформилась у нас в единомыслие, более того – превратилась в настоящее духовное рабство. Чем все закончилось, сегодня всем известно.
Как построить новый, более совершенный образ жизни, чем тот, который сформировался в странах Западной Европы и Северной Америки, в Скандинавии, образ жизни, основанный на легитимации частной собственности, рыночной экономики, свободной демократии? Думаю, дело здесь не в нарастании количества новых противоречий, а в разумном балансе старых. Да, жизнь усложняется, но она не приводит к замене одних противоречий другими. Происходит смена акцентов: одни тенденции усиливаются – другие ослабевают. Маркс абсолютизировал классовую борьбу и не обратил внимания на возможности классового сотрудничества, раскрыл негативные стороны частной собственности и игнорировал опасные тенденции, которые может принести обществу тотальное огосударствление собственности. Устрашил озабоченных бедами капитализма ученых абсолютным обнищанием и не увидел эффективных средств предотвращения этой опасности. Наконец, Маркс оказался совершенно беспомощным как политик: его революционная диктатура пролетариата стала машиной по уничтожению целых народов и классов, орудием бескомпромиссного духовного рабства. Среда, 24 октября 2012 года
Комментарии
роль противоречия в развитии определена еще ....гегелем...
о чем в мгу на экзаменвх уже тестировали .....
Если все так просто и понятно (Гегель все объяснил), то почему наши философы из под марксизма "выползти" не могут? Я думаю, тут дело вот в чем: каждый читал Гегеля по-своему.
Сергей Корягин пишет:
выползти из под марксизма не могут только импотенты.... которые заведомо имеют цель(даже ими не основаемую, ) к уничтожению нашей исторически определенной цивилизации, в РОССии овеществленной
Если не вникать в детали частного идиотизма, то как некое событие, это обыденность, обыденность идиотизма и абсурда. Но что тут можно усмотреть?
1. Идиотизм проник в те сферы человеческого бытия, где он не мог существовать как бы априори, это духовная жизнь человека, как бы духовная жизнь человека. Но он таки проник, проник в литературу, поэзию, науку и философию.
2. Идиотизм в духовной сфере, это что? Рост обыденного сознания или слабость разума на фоне демографического взрыва?
3. Но, вполне возможно, паритет стабилен и соотношение умных и неумных, стабилен.
Но тем не менее, можно предположить, что Духу сделан вызов от анти-духа в лице осознанного идиотизма.
4. Актуальность фактичности. А факты следующие: культура устной речи, как некий инкубатор, позволила «высидеть» и вывести в свет историческую фигуру мыслителя. Печатное же слово, вывело знание на качественно новый уровень в общественном сознании. Но, утрата культуры устной речи ведет к «растерзанию» и утрате мудрости, как качества мыслящего. Мудрец бессилен перед идеологией и как результат конфискация логоса.
Вывод: русский идиотизм неистребим, это такая хрень, что без неё не растут у нас поэты и писатели, ученные и политики. Только в тотальном идиотизме рождается Пушкин или Достоевский, Ломоносов или Ленин.
В.Н. Лебебедв пишет: "выползти из под марксизма не могут только импотенты...."
Сергей Корягин пишет: Очень много испорчено бумаги. Куда все это деть? Все признания в любви к Марксу сидят в душе, сидят прочно. Досадно вот что: марксисты и сегодня еще плодят марксистов, с институтских кафедр они по-прежнему несут студентам идеи своего любимого учителя. Но пройдет два-три поколения - ситуация, думаю, изменится.
Сначала, вопрос.
А есть ли у современных философов понятийный философский словарь, на основании которого можно было бы понимать что, например, означает термин "предмет". Это та самая "вещь"?
В тексте употребление термина "противоречие" очень схоже, на мой взгляд естественно, с "противоположностью" из основного закона диалектики - "Борьба и единство противоположностей".
И ещё. Право, неудобно "топать ножкой" на великого человека, тем более - он не может ответить.
Чем плоха (или хороша?) свобода вседозволенности? Можно испражняться на кого угодно.
С приветом, уважаемые!
На основании теории "великого человека" наши "великие политики" совершили в России "великую революцию". Загубили десятки миллионов жизней, остановили духовное развитие страны. От философии остались рожки да ножки. Надо вырваться из духовного рабства, навязанного России марксизмом. Как? Прикажете всем молчать? Несерьезно это.
Сегодня преданные ученики Маркса всем бы заткнули рот, но в их распоряжении нет НКВД. Я полагаю, что о марксизме надо много писать, чтобы пробиться к истине.