Философия как шизофрения

Аватар пользователя Сергей Березин

Часто отмечают, что философия как вид деятельности – это проявление культуры и духовности человека. Но на самом деле философствование – это шизофрения. Название "шизофрения" (от греч. schizo - расщепляю, phren - ум) подчеркивает расщепление психики (мышления, чувств и взаимосвязей с внешним миром) как главную особенность данного заболевания. Философ обычно отказывается понимать чувственные данные как данные из внешнего сознанию мира, а приоритетом для себя считает свои измышления. Есть, кончено, позитивистские и материалистические концепции, но это лишь симуляция шизофрении в форме философии. Это не шизофрения, хотя, естественно, что это тоже болезнь. Пограничным состоянием является экзистенциализм. Здесь психика еще не оторвана от реальности, хотя уже и приобретает доминирующее значение.

Рассмотрим симптоматику философии как заболевания. Поведение философов часто агрессивное или возбужденное. Самым ярким примером, наверно, является А.Шопенгауэр, которые вообще не принимал точек зрения отличных от его. В этом же ключе можно рассмотреть разрыв Гегеля и Шеллинга. Поэтому при обследовании никогда не стоит вступать в спор с философом, а взгляды о его «мировоззрении» лучше узнавать от его близких.

Часто восприятие философов сопровождается таким расстройством как галлюцинация в форме диалога. Это обычно связано с мыслительной деятельностью, а не поступками. Вообще интеллектуальная деятельность философа переворачивает всю симптоматику психических заболеваний с ног на голову. Он не страдает от телесных галлюцинацией, его проблема – это запертость сознания в себе, в отказе от внешнего мира (в крайнем случае). Это же относится и к зрительным восприятиям. Философ видит не то, чего нет, а не «видит» то, что есть. Т.е. считает, что чувственный образ – это не отражение реальности, а лишь присущий его сознанию объект. Крайние формы такого заболевания – это феноменология и солипсизм, хотя есть еще вариант субъективного идеализма, иногда принимающий форму скептицизма.

Нарушения мышления связаны с его быстрым темпом (хотя у некоторых больных темп мышления очень медленный), со склонностью к детализации и оторванными от реальности мудрствованиями. Другим нарушением является «резонерство». Больные склонны пространно рассуждать о банальных истинах (например, о добре или красоте). Паралогичность философа принимает форму суперлогичности, но только не в посылках, которые больной самопроизвольно ставит в основу всех своих утверждений, а то, что им не соответствует, он отбрасывает. Такие больные редко переходят на бред, но они с удовольствием рассказывают о сверхценных и навязчивых идеях. Это, обычно, стремление создать систему, которая все объяснит, которая заменит старые, которые этого сделать не в состоянии. Все многообразие жизни философ пытается загнать в рамки системы.

С нарушениями мышления тесно связаны эмоциональные отклонения. У больного завышена самооценка. Он считает, что его философские работы перевернут мир или сделают меленькую революцию в научных кругах.

Мы подошли к симптомам, характеризующим расстройство сознания. В крайних случаях больные настолько отрешены от реальности, что их совсем не интересует, что происходит вокруг. Они «бьются» над «вечными» вопросами. Такие люди потеряны для общества и своих близких. Это крайнее проявление шизофрении в форме философии. Здесь остается только уповать на милосердие родных и близких, потому что такой аутизм делает философов неспособными к самостоятельной жизни.

Люди, страдающие шизофренией в форме философии, часто ведут двойную жизнь. Зависимость от реальности заставляет вести себя нормально, но творческая деятельность выплескивает всю указанную выше симптоматику. Такой больной может быть успешным в жизни человеком, но свое «мировоззрение» ему приходится отодвигать на задний план (в творчество и дискуссии со здоровыми и такими же больными). Хотя есть случаи, когда именно такое творчество и позволяло философам прокормить себя. Их идеи буквально заражали других философов, что с лихвой окупалось.

Комментарии

Аватар пользователя Сергей Олегович

Браво!!!
Хотя указанная симптоматика более соответствует не шизофрении, а "синдрому навязчивых состояний".

Аватар пользователя jfeldman

Два совета тем, кто хочет быть философом но не шизофреником

1)Каждый новый факт реальной жизни рассматривать как испытание для своих схем - а самому отойти в сторону и посмотреть как схемы с ним справятся

2)Каждое новое мнение воспринимать также как новый факт

Что же касается возбуждения, то с этим ничего поделать нельзя.

Аватар пользователя actuspurus

1. Философия как болезнь. Остроумно и убедительно!
2. Вот только некоторые "больные" считают, наоборот, больными - большинство, нефилософов. Все зависит от точки отсчета!. :)

Аватар пользователя Nataly

Если с другой точки отсчета, то как раз именно отсутствие философского отношения к жизни приводит к болезням, в том числе и психическим.
А что касается раздвоенности и дисгармонии человеческой жизни: тот кто говорит одно, а в жизни поступает иначе занимается не философией, а софистикой, т.е., как говорится, мудрствованием от лукавого.
То же о тех, кто оторвался от каждодневной жизни, поскольку один из вопросов философии, позвольте напомнить: о смысле жизни. Может посмотреть на это с научной точки зрения? Только лженаука и лжефилософия отрываются от жизни.

Аватар пользователя Сергей Березин

Софистика – это лишь способ обосновать любые свои убеждения и действия. «Человек мера всех вещей» - это как раз и говорит об отсутствии «разрыва» (о его маскировке) реальности и психики.

Аватар пользователя gaidesmark

Наталье, от 17 Мая, 2007 - 12:44

Если с другой точки отсчета, то как раз именно отсутствие философского отношения к жизни приводит к болезням, в том числе и психическим.

Нет не философов, абсолютно все философы, но у каждого она своя. Даже у последнего алкоголика она есть. В статье Сергея Березина говорится не о философском отношении к жизни, а о формах филосовской деятельности. К сожалению следует с ним согласиться. И подмечено точно, и сказано сильно, браво! Слишком тяжелая и "токсичная" эта штука - философия. Многие "ложат" жизнь на это, но успеха не добившись, начинают "зацикливаться" на своих "наработках", появляются психологические комплексы и "крыша едет". Если мотор работает вхолостую, то он портится. Если мудрствуешь и думаешь долго и это не находит места в жизни, это портит "думалку".

Только лженаука и лжефилософия отрываются от жизни.

Ну зачем так. Вся история науки и вообще человечества показывает, что любая наука и философия со временем отрывалась от жизни. В этом и состоит диалектика и развитие науки и философии.

Аватар пользователя Agvares

чудесный бунт здравого рассудка!

Аватар пользователя Hermes

Хорошая шутка!

Аватар пользователя Сергей Березин

В каждой шутке есть доля шутки. Сейчас занимаюсь рассмотрением «другой доли».

Аватар пользователя Nataly

О двойной жизни: это не философия, а просто ложь и лицемерие. Если, конечно рассматривать истинное значение слова философия.

Аватар пользователя actuspurus

1. Зачем же так серьезно относиться к шутке? Разве философия - это только серьезность? Философия есть в том числе и веселье! Философия как жизнь проявляет себя многообразно. И разве это плохо? :)

Аватар пользователя Nataly

Комментарии относился к ДВОЙНОЙ ЖИЗНИ, а не к трепу о шутке.
______________________

Позвольте заметить: Любовь (в том числе и Любовь к мудрости - философия), не веселость козленка на лугу, но РАДОСТЬ боле высокого порядка.
Жизнь действительно многообразна в проявлениях. Для меня философия - это серьезно, но не значит, что надо исключить шутку как форму подачи мудрости.

Аватар пользователя actuspurus

1. Зачем же все возносить ввысь? А как же тогда быть с тем, что отягощяет и тянет человека вниз? Ведь именно в виде "козленка на лугу" древние (мудрые?) изображали Пана, спутника Диониса, как бога истинной радости жизни. :)

Аватар пользователя Nataly

Если человек не стремится к лучшему, т.е. ввысь, то он сползает вниз, т.е. деградирует. Как с этим быть - каждый решает сам. Кто-то идет в горы, а кого-то устраивает затхлое болото. Кто-то пишет поэму, а кто-то клевету и т.д.
Что касается Пана, то этот символ как раз и говорит о том, что человеческое рождается из животного, если в нем проявляется божественное.
Фраза "прыжки козленка на лугу" означает неуправляемые эмоции, которые очень быстро переходят в свою противоположность. Именно о таких эмоциях поговорка: Не смейся много - будешь плакать.
Если не согласны: буду рада прочесть Ваши аргументы.

Аватар пользователя Игорь Д.

Я согласен с Вами, иным задирам на этом сайте надо указывать иногда его место. :)
Мне вообще импонирует, что Вы женщина и интересуетесь такой скушной наукой как философия, а как же танцы, пати и т.д. :)
Или быть может, Вы одна из тех, редко встречающихся женских натур, которые веселье, комфортному жизнепровождению, предпочитают серьезное отношение к жизни и к себе?

Аватар пользователя titir

Наталья, 17 мая, 2007 - 12:44. ссылка
Если с другой точки отсчета, то как раз именно отсутствие философского отношения к жизни приводит к болезням, в том числе и психическим.

Наталья, 23 июня, 2007 - 19:59. ссылка
Если человек не стремится к лучшему, т.е. ввысь, то он сползает вниз, т.е. деградирует. Как с этим быть — каждый решает сам. Кто-то идет в горы, а кого-то устраивает затхлое болото. Кто-то пишет поэму, а кто-то клевету и т.д.

Положение простого, необременёного абстрактными идеями сознания очень удобно в аспекте полнейшей безответственности, миллионы людей деградируют, подличают, лизоблюдствуют, развратничают, злодействуют но никто им не пеняет за это (если конечно не попадутся на уголовщине) ОНИ НЕ ФИЛОСОФЫ. Их нельзя осудить, просто потому что они не брали на себя никаких обязательств морально- этического плана. Они подобны собачкам , что вольны совокуплятся и лизать себе промеж ног везде где им им только заблагорассудится не оскарбляя при этом ни чьих чувств. Ведь собачки ЭТО ПРИРОДА, это не джентельмены а всё естественное как известно НЕ БЕЗОБРАЗНО. Философ же это всегда эксперимент (ну большей частью неудачный) в части приведения УМОЗРИТЕЛЬНОЙ СХЕМЫ к практике на своём собственном примере. Философ это всегда подход к гражданскому подвигу, эксперимент на самом себе, обкатка той или иной умозрительной модели на собственной судьбе. Именно поэтому Вассисуалий Лоханкин мне милее и роднее полчищ Остапов Бендеров. Если когда нибудь разбогатею обязательно поставлю памятник самому жалкому персонажу книги двух именитых мерзавцев. Иное дело Шукшин со своими ШТРИХАМИ К ПОРТРЕТУ, там по аналогии с Сервантесом присутствует ведро грязи вылитой на самого себя Васильев Григорий.

Аватар пользователя Nataly

Невозможно с Вами не согласиться, Георгий!
"Не судите, да не судимы будете". Таких людей жаль прежде всего.
Что касается абстрактности, но для людей имеющих идеал в жизни, которому они следуют, поверьте, он более чем конкретен!

Аватар пользователя Софокл

Давно забытая дискуссия, давно её участники  не заходят на форм, но как актуально поставлен вопрос о философии! Жизнь и мысль о ней не одно и тоже. Когда мысль о жизни претендует на то, что она сама жизнь, тогда и случается описанная Сергеем Березиным болезнь "философия как шизофрения". 

Аватар пользователя Дилетант

ШИЗОФРЕНИЯ — (от греч. schizein расколоть и phren – диафрагма, которая у греков считалась седалищем сознания, души, духа). (Философская энциклопедия). 

ШИЗОФРЕНИЯ — (от греч. schizo разделяю расщепляю и phren ум, мысль). 

Однако, насколько точное выражение смысла. Разделение ума. 
Философы тем и занимаются, что разделяют в уме единое на противоположности. Отъявленные расщепители - это логики (логисты). Но почему-то их-то более всего считают умными. 

В чём же дело? 
Если расщепить единое на два, да так и остаться в одной половине, то весь мир будет либо белым, либо чёрным. Таких и называют больными. 
А если видеть и переходы, то вроде как здоров и умён. 

Философ - это тот, у кого шизофрения находится под контролем. Который отличает жизнь от мысли о жизни. 

Аватар пользователя Спокус Халепний

Не слишком философствуй, брат Сократ!..

Нас безрассудство часто тянет вглубь,
А здравый смысл привязывает к берегу:
— Не открывай Америку, Колумб!
Ну посуди: зачем тебе Америка?

О здравый смысл, испытанный стократ,
Он всё понять и объяснить умеет:
— Не слишком философствуй, брат Сократ,
Ты умный человек, но будь умнее.

И как ни бейся, сердцем ни болей,
Но здравый смысл всегда прикажет сердцу:
— Побереги здоровье, Галилей,
Не нам судить, чему и как вертеться.

…На сладкое мы ели виноград.
И, от еды и мыслей тяжелея,
Какой-то захмелевший Несократ
За пуговицу брал Негалилея.

Рассказывал Негоголь анекдот,
И, без труда переходя на прозу,
Небайрон или даже Небальмонт
Вбивал какой-то тезис в Неспинозу.

Но, как всегда, великолепно груб,
Нецицерона хлопнув по затылку,
Всех заглушил бывалый Неколумб:
— Отставить споры! — И открыл бутылку.

/Ф.Кривин/