Интенциональность

Аватар пользователя Сергей Александров

Решил выделить в отдельную ветку.

Александру Пермскому

Подумайте, возможно ли свести восприятие к чисто чувственному акту без участия в данном акте архива представлений нашей памяти? Восприятие сочетается с распознаванием-узнаванием объектов восприятия, что невозможно без представлений нашей памяти

Не хотел вмешиваться, уж больно муторно всё это. Но всё же вставлю.

Болдачёв абсолютизирует объект для субъекта, Булат абсолютизирует опыт, Вы просто пытаетесь всё свести к Абсолюту.

Я наверное ближе всё таки к Болдачёву с оговорками.

Восприятие это самая большая загадка в философии. Всё можно свести к восприятию и даже Абсолютизировать его. Альфа и омега всего - Восприятие это есть, есть это восприятие!

Опыт, существование, рациональное, память, существование это производные от этого тезиса-аксиомы.

Да, восприятие связано с накопленным и приобретаемым опытом, да восприятие является основой субъект-объектных отношений, но чтобы совершить скачок от восприятия к познанию этих сфер, необходимо ещё ввести одну переменную и тогда всё встанет на свои места. Это интенциональность.

Воспринимающий субъект без интенциональности всё равно что пустой зрительный зал во время киносеанса. Субъект-объектные отношения без "хочу", "могу", "должен" не имеют смысла. Все смыслы: и психологические, и гносеологические, и онтологические, и бытовые, и логические, и понятийные - любые в основе своей имеют такую обязательную составляющую субъекта, неизменную способность как интенциональность.

Представьте человека лишенного памяти. Он беспомощен в мире, который дан в восприятии без распознавания реальности. По мне, восприятие включает как чувственную непосредственную данность, так и различающую, распознающую активность рационального ума.

Вы правильно акцентируете на беспомощности лишённого памяти. Ему с нуля приходится накапливать опыт, ориентироваться в воспринятой реальности.

Но что такое в Вашем контексте рациональный ум лишённого памяти?

Михаил Грачёв мне.

Интенциональность - не скачек и не шажок, а только пол шажка. Шажок ("скачок от восприятия к познанию") - это воля, воление. Или, интенциональность = воление ( "хочу", "могу", "должен")?

Идём дальше. А не предшествует ли восприятию опережающее отражение? Уставший путник рисует перед собой картинку, как он дойдёт до деревни (в деревне никогда не был, определил её местоположение по карте), постучится в дверь крайнего дома и его пустят переночевать, может быть даже накормят. От этой мысли у путника уже слюньки потекли и он из последних сил шагает вперёд, чтобы до темноты попасть в деревню.

Мой ответ М. Грачёву.

Да, можно считать воление = интенциональность.

Ваш рассказ про путника вполне можно считать проявлением интенциональности.

Просто интенциональность субъекта может опираться на прежний опыт, то есть давать возможность и желание осознавать субъекту потребности, воображать вожделенные картины, предвкушать удовлетворения, но необязательно в этом заключается проявление интенциональности. А если у субъекта нет насущных потребностей, и психологически и физиологически он удовлетворён, можно сказать находится в гомеостазе? Тогда в какой-то момент может возобладать любопытство, желания обрести, обнаружить, познать новые смыслы.

Обратите внимание на слово любо-пытство и сравните его со словом опыт. Любовь, стремление, интенциональность получить опыт. Нет стремления - нет опыта.

Комментарии

Аватар пользователя Дилетант

Для связи: интенциональность была затронута в теме "Солипсизм против реализма". Докладчик: Александр Болдачев Семинар Философского штурма. Дата: 09.11.2013 

Обратите внимание на слово любо-пытство и сравните его со словом опыт. Любовь, стремление, интенциональность получить опыт. Нет стремления - нет опыта.

Мне больше понравилась картина Виктора:

Виктор, 30 Ноябрь, 2013 - 21:52, ссылка

Пермскому.
Понятие интенции (направленности) применимо только к процессу. То есть, если говорить об отождествлении как процессе, как движению от объекта к самому себе (сущности, Богу), то эта интенция имеет обратное направление по сравнению с интенцией от субъекта к объекту (противоположению) и в этом я с вами согласен.
Но, процесс отождествления заканчивается состоянием отождествления, когда субъект соприкасается с самим собой, когда "я" и "Я" уже ничего не разделяет и в этом состоянии единого уже никакой интенции нет. Здесь важно подчеркнуть, что соприкосновение, слияние "я" и "Я" не означает их перемешивания, противоположность "я" и "Я" в этом одном едином сохраняется. Можно сказать, в состоянии отождествления две сущности слиты в одну единую сущность. Как пример такого состояния, это масло влитое в стакан с водой, когда масло и воду ничто не разделяет, они рядом и образуют одну единую жидкость в стакане, но при этом масло остается маслом, а вода водой и перемешивания не происходит.
Такое устройство мира, имеющего две противоположные стороны слитые в одно единое и позволяет субъекту в состоянии сущности получить желаемый смысл, который (пока как нечто непонятное) тут же возвращает субъекта к интенции (противоположению) с этим нечто в своем субъективном бытие. При этом, субъект сохраняет себя прежним, личность (душа) не меняется.
Не трудно заметить, переход субъекта из субъективного бытия в бытие единого мира и затем обратно, это не что иное, как переход субъекта от жизни к смерти и обратно к жизни или умирание субъекта и его последующее воскрешение в том же самом теле. Как говорит религия, "только потерявший /умеющий терять/ душу сохранит душу".:) 

А в Вашем случае: 

Воспринимающий субъект без интенциональности всё равно что пустой зрительный зал во время киносеанса. Субъект-объектные отношения без "хочу", "могу", "должен" не имеют смысла. Все смыслы: и психологические, и гносеологические, и онтологические, и бытовые, и логические, и понятийные - любые в основе своей имеют такую обязательную составляющую субъекта, неизменную способность как интенциональность. 

- надо применить инструмент субъект-активность-объект. Тогда с интенцией прояснится, и не надо будет человека (я-в-теле) называть субъектом. 
Спасибо.