Трансцендентальный синтез воображения.

Аватар пользователя Сергей Александров

Кант в КЧР пишет "...Однако фигурный синтез, если он относится только к первоначальному синтетическому единству апперцепции, т.е. к тому трансцендентальному единству, которое мыслится в категориях, должен в отличие от чисто интеллектуальной связи называться трансцендентальным синтезом воображения...; однако ее синтез есть проявление спонтанности, которая определяет, а не есть только определяемое подобно чувствам, стало быть, может а priori определять чувство по его форме сообразно с единством апперцепции; в этом смысле воображение есть способность а priori определять чувственность, и его синтез созерцаний сообразно категориям должен быть трансцендентальным синтезом способности воображения; .... Этот синтез, как фигурный, отличается от интеллектуального синтеза, производимого одним лишь рассудком, без всякой помощи воображения. Поскольку способность воображения есть спонтанность, я называю ее иногда также продуктивной способностью воображения и тем самым отличаю ее от репродуктивной способности воображения, синтез которой подчинен только эмпирическим законам, а именно законам ассоциации, вследствие чего оно нисколько не способствует объяснению возможности априорных знаний и потому подлежит рассмотрению не в трансцендентальной философии, а психологии."

В этом отрывке можно увидеть , что Кант находит три вида синтеза:

Это интеллектуальный синтез, трансцендентный синтез воображения или фигурный синтез, и репродуктивную способность воображения основанную на ассоциациях.

Интеллектуальный синтез мыслится исключительно в категориях, то есть работает с категориями и их связями.

Репродуктивная способность воображения работает с эмпирическими связями, ассоциациями.

Если эти виды синтеза рассматривали задолго до Канта, то третий вид синтеза является по сути абсолютно новым для того времени, и по-моему не понятым большинством даже современных философов.

Трансцендентный синтез воображения или фигурный синтез или продуктивная способность воображения или просто спонтанность априори лежит в основе восприятия, трансцендентного единства апперцепции .

На мой взгляд , Кант предвосхитил отрытие гештальтпсихологов об целостном восприятии. Поэтому априорные пространство и время , а также "я мыслю" синтезируются в восприятии не как категории или ассоциации,а есть чистая спонтанность восприятия целостной фигуры-гештальта.

Комментарии

Аватар пользователя vlopuhin

На мой взгляд , Кант предвосхитил отрытие гештальтпсихологов об целостном восприятии.

Очень напоминает объектно ориентированное программирование. Всё дело, грубо говоря, в организации памяти компьютера. Обычная память содержит только контроллер доступа для обращения к ячейкам и набор ячеек, в каждой из которых простые данные. Процессору ничего не остаётся как простой перебор всех ячеек. Другое дело система управления базами данных. Процессор отправляет запрос с условиями и получает требуемый набор данных без длительного полного перебора всех ячеек. То есть квантовый компьютер отличается от обычного тем, что каждая ячейка памяти кроме данных содержит набор-алфавит, описывающий эти данные, и кроме контроллера доступа в памяти имеется свой процессор. Образно говоря, вся память - это аквариум, процессор запускает в аквариум сачок с хитровымудренными дырочками, и вылавливает подходящих по дырочкам рыбок, либо ничего, что тоже результат. Насколько я понял, именно так устроены гештальты, то есть это память, в которой наряду с информацией имеются "интелектуальные" элементы, и "процессор" "вылавливает" из короткой памяти, заполняемой внешними сигналами-чувствами, готовый образ.
Если это так, то Кант предвосхитил не только гештальтпсихологов, но и квантовых компьютерщиков.

Аватар пользователя Философское кафе

уже существует объектно-ориентированная философия

Аватар пользователя vlopuhin

Обычно она ориентируется в никуда, или, как максимум, в физический вакуум.

Аватар пользователя Философское кафе

кто? ООФ?

я про Хармана.

Аватар пользователя vlopuhin

Прошу прощения, сразу не "въехал". Это то, что называют спекулятивным реализмом ?

Аватар пользователя Философское кафе

именно так.
как к этому относитесь?

Аватар пользователя vlopuhin

Даже не знаю, что сказать. На ум приходят лишь бурёнки, им включают Моцарта, а они дают больше молока, если им под Моцарта читать философские тексты, то получится Кант в милкивее, типа двадцатьпятого кадра в рекламе. Можно ли в нескольких словах, при чем здесь объект и в чем собственно спекуляции ?

Аватар пользователя Дилетант

Это интеллектуальный синтез,

Интеллектуальный, другими словами - логический синтез, или синтез форм. То есть, бессмысленный по результативности. Наполнение форм подошедшим под руку содержанием, изготовление муляжей. Если изготовленное таким образом не навредит организму (сразу не умрёт), то получим эрзац. Если продлит жизнь до бесконечности - Великий эрзац.

трансцендентный синтез воображения или фигурный синтез

То, что "привиделось". Трансцендентность перестаёт ею быть, потому что "выловленное" становится оформленным в формы, вызываемые ассоциациями - то есть в любые формы, имеющиеся в наличии.

репродуктивную способность воображения основанную на ассоциациях

В данный момент у меня как раз и работает ассоциация с Вашим текстом, вызывая "брожение" в соответствующих моих "районах".

Аватар пользователя vlopuhin

...работает ассоциация...

Сама по себе, или под управлением из "центра" ?

Аватар пользователя Дилетант

Сама по себе, или под управлением из "центра" ?

Ассоциацию вызыват комбинации слов. Слова считываются с экрана. Казалось бы, какая разница, каким образом эти слова попали на экран.
Если они вызывают "брожение".
Но оказывается, есть разница. От одного человека одни и те же слова вызывают "брожение", а от другого - не вызывают. Только надо знать, кто их сказал, чтобы "брожение" пошлО или не пошлО.
Слова и "адрес" говорящего и образуют "центр" возбуждения. Я начинаю "работать" на этот центр, обустраивать его "своими материалами".

Аватар пользователя vlopuhin

Я хотел сказать об объекте и субъекте (мне больше нравятся названия моё "я" и организм). Связка запах дыма - паника появляется в голове до "включения" сознания, даже то, что это дым, осознаётся после. То есть до того, как проснулось "я", организм проделал не малую умственную работу. Если набор ассоциаций сохранён в памяти, и даже к каждой ассоциации "прикреплён" порядок действий путём долгих и упорных сознательных тренировок, то принять сигнал (запах) расшифровать и выбрать подходящую ассоциацию организм должен был сам. Можно вспомнить поручика Брусенцова ("Служили два товарища"), убивающего своего сослуживца. Но интересен также такой момент. Если запах представить как сигнал, то этот сигнал содержит не просто информацию, а поток информации, например, "объёмный" запах с оттенками, которые сознательно может определить только "натасканный" парфюмер, то есть в этом потоке содержится несколько составляющих, в том числе и сам запах дыма. Либо все эти составляющие (наборы-алфавиты) хранятся в памяти, а сигнал содержит всего лишь одну составляющую, только запах дыма. Грубо говоря, "дым"-"пожар" содержались в сигнале, или сигнал содержал "дым", а организм сам добавил к нему "пожар" ? Другими словами, объёмная цветная картинка содержится в потоке сигналов и организм её просто восстанавливает, или организм добавляет к нечто восстановленному ассоциации из памяти до "включения" сознания ? Можно ли говорить о временно сохранённом таком "восстановлении" за счет инертности органов зрения как об ассоциации, которая накладывается на вновь прибывшее "изображение" (означает ли это, что картинка всё-таки содержится в потоке сигналов) ? И если говорить о потоке информации из текста, то на его "разворачивание" потребуется время. Содержится ли в тексте в виде одного целого вся информация, или существует нечто, что "всплывёт" только во времени, как мелодия ?