Как ни крути , а не человек для справедливости, а справедливость для человека, и поэтому любое понимание справедливости вырастает из какой-то претензии человека.
Попробую этот подход как-то систематизировать.
1) У человека нет претензий вообще. Он смиреномудр и считает, что на всё воля божья. Что бы не происходило так должно и быть . Справедливо всё что с нами происходит . Или, с нами всё происходит по высшей справедливости. Хорошее по милости и как награда, плохое за грехи, как наказание.
2) У человека претензии ко всему миру. Если он что-то захотел, то он должен это непременно получить. И это он понимает как справедливое. Если же он вовремя желаемого не получил, то мир не справедлив. Желаемое должно быть получено во время и в полном объёме.
3) У человека претензии к себе. «Я имею право, потому что имею силу». Если он чего-то не получил, то это понимает как справедливое. Так как пока не получил. Значит надо набраться сил , подготовиться и предпринять ещё попытку. Справедливость восторжествует , тогда когда получил желаемое.
4) У человека претензии к справедливости. Человек воспринимает справедливость как нечто неприкосновенное всеобщее должное , которое неизменно для всех и вся. Да, это бывает ужасно, так как периодически необходимо казнить, так как нельзя помиловать. И это касается, в том числе и его. Да всё это справедливо, но это иногда блокирует любое движение души. Не важно что ты хочешь, важно , что здесь так принято.
5) У человека претензии к дележу материальных благ.
Я вкратце показал, как появляется понятие справедливость из психического феномена претензия, и я лично не вижу других глубинных корней этого понятия. А вот природа претензий лежит уже на личной праведности-неправедности.
Комментарии
"1) У человека нет претензий вообще. Он смиреномудр и считает, что на всё воля божья. Что бы не происходило так должно и быть . Справедливо всё что с нами происходит . Или, с нами всё происходит по высшей справедливости. Хорошее по милости и как награда, плохое за грехи, как наказание."
Потому что в этом случае у человека есть критерий справедливости в виде заповедей Бога и он не понимает что он вершитель своего бытия и полностью жертвует им ради служения Богу так и не состоявшись как самость?
"2) У человека претензии ко всему миру. Если он что-то захотел, то он должен это непременно получить. И это он понимает как справедливое. Если же он вовремя желаемого не получил, то мир не справедлив. Желаемое должно быть получено во время и в полном объёме..."
мир для Меня, а не Я в мире?
Как мне кажется речь идет о самонедостаточных людях.
(Чем больше человек имеет в себе, тем меньше требуется ему извне, тем меньше могут дать ему другие люди. Артур Шопенгауэр.)
На мой взгляд, автор изложил точки зрения основных темпераментов.
Каждая из них существует, каждая имеет право на существование, каждая необходима.
Да, давайте, самонедостаточность, назовем темпераментом и будем оправдывать ее необходимость.
Во человек! Родился, и сразу: "да пошла ты, мама!".
Или сразу из пробирки?
Опыты на обезьянах показали, что выросшие без контакта с живыми существами взрослые особи не способны ни размножаться, ни за детьми ухаживать.
Да, желательно уметь брать на себя ответственность за все, но спать иногда тоже хочется :-)
"Да, желательно уметь брать на себя ответственность за все, но спать иногда тоже хочется :-)"
И в результате: треть жизни на физический сон, треть на сон разума, и треть на жрать, срать, ржать, а быть, человеком разумным, когда? )))
Одна из биологических особенностей вида сапиенсов - любопытство. Учиться ходить ведь никто не заставлял? А что делать свободными руками?
Ну сапиесов не так уж и много больше как-то эректусов встречается.)))
1. У человека два состояния: уравновешенное и неуравновешенное.
2. Организм всегда стремится к равновесию, но достигнув его, ищет следующую неравновесность, "открывая" дверцу отношения (тотальности?) наружу.
1) Человек не диктатор, а абсолютный ученик. Укладывает всё, что есть в его окружении себе внутрь и ему этого хватает за глаза, потому что укладываемое соответствует уложенному - постоянное достижение равновесия с малыми усилиями.
2) Человек абсолютный диктатор. Выкладывает всё, что у него есть внутри, наружу, в окружение, изменяя его, и всегда не получая уравновешивания, потому что его внутреннее абсолютно не соответствует окружающему в силу инверсии.
Хочу добавить еще что на Мой взгляд в человеке(сознании) происходит процесс взаимодействия разности потенциалов положительной и отрицательной энергий при доминировании любой из энергий взаимодействие прекращается и происходит процесс накопления доминанта(терпение) при достижении его критической массы происходит разряд(претензия) потому что, как Вы говорите, организм всегда стремится к равновесию будучи созданный порядком и гармонией этого порядка.
Роман, ну Вы хоть сами-то поняли, что сказали?
При доминировании над чем?
Если над своей противоположностью, так это просто увеличение разности потенциалов. И "взаимодействие" будет ещё сильнее, больше, увеличится.
Если между разными потенциалами среда будет "проводящей", то в ней возникнет "ток". Ток будет ОДНОГО направления, если разность потенциалов одного знака и более-менее постоянна. Для создания отношения, взаимодействия необходимо отыскать ток обратного направления.
Если есть действие, то должно быть и противодействие.
Активность субъекта на объект однонаправлена.
Я этого не говорил.
Организм стремится к равновесию, потому что иначе он просто развалится в динамичной среде. Система с отрицательной обратной связью ООС "отрабатывает" приходящие в неё сторонние помехи, силы, вырабатывая соответствующее внутреннее противодействие (пртивоядие), позволяющее системе "функционировать" в выбранном режиме - достижения заданной цели.
А вот истинная причина появления ООС - загадка, загадка (спасибо Сергею Александрову) онтологическая.
Что если у меня нет претензий?
тогда Вы относитесь к первому типу :-)
От первой группы я отличаюсь тем, что не воспринимаю происходящее как награду или кару свыше, то есть не считаю, что судьба оценивает меня. А вообще я хотел намекнуть, что человек без претензий - это труп )))
Труп не труп, а биоробот это точно.)))
Если уж коснулись терминологии Совка (в определении человека называет его биороботом), то в совковой формулировке человека добавляется новация из 1го типажа:
Человек - это биоробот без претензий. Еще бы, не хватает нам только быть биороботами да со всякими претензиями: подавай нам такую да сякую справедливость :))