Технология или диалог?

Аватар пользователя Сергей Александров

Автор темы, http://philosophystorm.org/zaharov/2129 , поднял интересный для меня вопрос.

И отдельной строкой - про философию (ее я не включаю в число гуманитарных наук, так как она вообще не является наукой). Технари и естественники воспринимают ее в лучшем случае с брезгливой иронией, да и гуманитарии - тоже без энтузиазма. Мне кажется, ее вообще нигде, кроме философских факультетов, преподавать не надо. Ну, может, еще филологам как факультатив пригодится, а больше никому. Поэтому имеет смысл вообще убрать этот предмет из всех учебных программ. А вы как считаете?

Я наверное отчасти соглашусь с автором темы.

Любое современное обучение , и гуманитарное, и техническое, и даже различных искусств, заключается в том, чтобы обеспечить обучающегося максимальным количеством технологий в данном ремесле. Современное обучение технологично и по форме и по содержанию. Это не хорошо и не плохо. Весь человеческий мир пропитан технологиями. Даже современное религиозное образование технологично. Но что можно противопоставить технологии? Что может стать другой основой обучения?

Как ни странно может показаться но именно в психотерапии появился призрак света в конце "технологического" туннеля. Вообще психология и педагогика всегда шли под ручку. И казалось бы психотерапия самый технологичный раздел психологии. Фактически психотерапия призвана устранять технологические недоработки педагогики. Но в последние два - три десятилетия психотерапевты многих концепций убедились, что технологический подход является не эффективным, и всё больше склоняются к диалогическому подходу, при этом переосмысляя понятие диалог.

Теперь о философии. Приемлем ли технологический подход при обучении философии? Смотря что считать философией. Если человека снабдить только знаниями предыдущих поколений, то есть изучать историю философии, то предмет так и должен называться - история философии. Но настоящий философ это не то кто отрабатывает чужие технологии, а то кто вносит априори что-то абсолютно новое. Он тот кто пытается заглянуть в неизведанное. Если кто-то считает , что например, Гегель уже всё написал, тот должен заниматься Гегелеведением , а не философией . И будет он именоваться гегелеведом, а не философом. Но как обучить именно философии?

Наименее технологичным является факультативное обучение, формат которого может быть диалогом.

Философия всегда начинается с формулирования предельных вопрошаний. Только в диалоге это формулирование наиболее эффективно.

Значит обучение философии должно быть факультативным и диалогичным, при этом опытный преподаватель должен не пичкать ученика готовыми вопрошаниями и ответами, а помогать в диалоге формулировать эти вопрошания самому ученику.

Такое обучение должно быть очень похоже психотерапевтическую сессию, когда терапевт принципиально не навязывает ничего клиенту, а пытается ему самому раскрыть для себя свою же сущность. Единственное различие : в психотерапии занимаются патологиями, а в обучении развитием. Хотя чёткой границы между лечением патологии и обучением нет.

Комментарии

Аватар пользователя Геннадий Макеев

С.Александров

Настоящий философ это не то кто отрабатывает чужие технологии, а то кто вносит априори что-то абсолютно ноое.

Хотите философию ограничить экзотикой новизны? Но так можно заиграться в экзотку,что позабыть откуда у философии "ноги растут", т.е. общие оновы,благодаря которым только и возможна эта экзотика. Позабыв же, или вовсе игнорировав всякие стремления к их познанию, философствующий люд внесёт произвол(аксиоматический произвол)в эти общие основы, т.е. приделает свои "ноги",но это будут уже "ноги" мнения, а не истины, причём, мнения разрывающего с истиной(горький урок софистов,разминувшихся с истиной, видимо ничему не научает современноков).

Аватар пользователя Сергей Александров

но это будут уже "ноги" мнения, а не истины, причём, мнения разрывающего с истиной(горький урок софистов,разминувшихся с истиной, видимо ничему не научает современноков).

Я, кстати, не против изучения трудов Гегеля и всего остального, и вообще предмет история философии нужен. Но предположим, что Вы всё изучили, всё знаете на зубок. А дальше? Ведь на все вопросы уже ответили. Более того, каждый философ отвечает на поставленные им вопросы зачастую противоположно другим философом, ориентируясь на окружающую его действительность или собственные пристрастия.
Что Вам делать с этим багажом?
Вы вспомнили про софистов, но софисты предложили технологию сомнения , технологию ораторского искусства, и победы в дискуссиях.
Но об этом я и говорю, что в плоскости технологий ничего нового не получишь.
А на основе багажа знания по истории философии очень удобно казаться философом , занимаясь интерпретацией и классификацией старых , зачастую уже ни кому не нужных трудов.

Аватар пользователя Геннадий Макеев

Сергей, дело не в новом,которое конечно же нужно. Но разве оно нужно для того,чтобы мгновенно постареть. Вы разве не замечали,что некоторое новое очень быстро,а порой катастрофически быстро стареет, и причиной тому - отсутствие подпитки нового старым(вследствии разрыва связей нового и старого).Если для старых людей старение ещё "в порядке вещей"(частенько старики питаются сплетнями(=новизной)).Но когда молодые уже ощущают себя в своей новизне быстро устаревающими, это уже ненормально.
Вы предложили диалог как нечто новое. Но в диалоге тоже есть своё техно в виде техники диалога. куда от неё денешся?...

Аватар пользователя Сергей Александров

Вы разве не замечали,что некоторое новое очень быстро,а порой катастрофически быстро стареет, и причиной тому - отсутствие подпитки нового старым(вследствии разрыва связей нового и старого)

Это , действительно ,проблема. Но давайте на это посмотрим с разных сторон. Невозможно написать ещё раз "Войну и мир" или "Братьев Карамазовых" эти и подобные им шедевры всегда будут актуальны. Читатели и через 1000 лет будут находить в них , что-то новое для себя. Но можно ли стать самому писателем лишь читая великих авторов? Возможно это необходимое условие , но не достаточное. Настоящий шедевр это не какая-то монолитная цельная самодостаточная глыба. Шедевр это прежде всего частица диалога между автором и читателем. Когда я читаю " Братьев Карамазовых" , я стремлюсь понять, что Фёдор Михайлович хотел сказать именно мне. Интерпретируя произведение, я как-бы, в мысленном диалоге отвечаю ему? (Не знаю уж слышит он меня или нет). Я конечно могу своими интерпретациями , своим диалогом поделится с другими, написав комментарий, заметку, рецензию, может даже это кому-то будет интересно. Но , настоящий шедевр, настоящее творчество это сообщение , именно моё сообщение человечеству, автор должен вступить именно в диалог с человечеством, не важно , через кого он к к нему обратится. Да , несомненно, при этом автор должен быть мастером слова, но это лишь средство, форма.
Теперь про произведение , которые мгновенно становятся старыми, то есть разная беллетристика, детективы. Они и по содержанию и по форме являются чистой технологией. В них зачастую нет и намёка на диалог, да и поглотители этого чтива в диалоге не нуждаются. Процесс производства и потребления этого "нового" становится чисто физиологическим, на автомате, ни как не касаясь ни психического , ни тем более личностного.
Также и психотерапии. Есть огромное количество техник, и они несомненно нужно. Но как правильно заметил один опытный терапевт - когда находишься в диалоге с клиентом необходимым условием является "полная амнезия этих техник". Я конечно утрирую. Как великие авторы шедевров не должны зацикливаться на своём мастерстве слова, упиваясь лишь им , оно должно уходить в фон, так и терапевт не должен упиваться своим виртуозным знанием техник. Правда в терапии несколько противоположная ситуация. Задача терапевта , вступая в диалог с клиентом, не самому сообщить , что-то клиента, хотя и это необходимо, а чтобы клиент смог выразить , сформулировать сообщение, сказать что-то новое для него самого, фактически стать творцом.
Также и опытный философ, должен помочь сформулировать начинающему некое вопрошание, сообщение. Единственная разница между клиентом и начинающим философом это сфера мышления. Если клиент погружён сугубо в личные проблемы, то философ погружён предельные сферы бытия, но которые в силу его дарования и особенностей психики , являются по сути его сугубо личными.

Но в диалоге тоже есть своё техно в виде техники диалога. куда от неё денешся?...

А кто спорит. И техника, и культура, и логика, и язык, много ещё чего являются необходимыми условиями диалога. И вообще человеческое существование очень ограничено условиями существования - давление, температура, наличие кислорода и так далее. Но является ли это так важно для самой жизни. Это лишь фон для жизни, пока изменения условий не становится угрожающими. Так и техника диалога это лишь фон, пока она имеет приемлемые для диалога формы.

Аватар пользователя Дилетант

Сергей Александров, 10 мая, 2013 - 11:11

Что Вам делать с этим багажом?

Действительно.
Набили полную квартиру вещами, продуктами, (знаниями), а самим-то где жить? что дальше делать? Вещи переставлять... Или старые выбросить и новые приобретать... Тупик, однако? При таком раскладе Атлантида неизбежно погибает.

Аватар пользователя viktork

Есть два (как минимум) источника нового - новых задач и вопросов. ! - те, что поставлены предшественниками, но не отвечены, или ответы сомнительны. 2 - сама жизнь. Мир меняется, и возникают новые проблемы. Всё ли мы знаем о развитии человека и общества? Далеко не.. Однако на форуме обсуждается одна чушь, из пальца сосаная, из носу ковыряная, но с гонором Философа! Не фунт изюма! А реальная жизнь - мимо... Нищета разума..

Аватар пользователя Сергей Александров

! - те, что поставлены предшественниками, но не отвечены, или ответы сомнительны. 2 - сама жизнь.

Должен с Вами согласиться. Единственно что меня смущает, что понятие жизнь ой как многозначно.

Однако на форуме обсуждается одна чушь, из пальца сосаная, из носу ковыряная, но с гонором Философа!

Но я не стал бы так обобщать.

Аватар пользователя Дилетант

viktork, 11 мая, 2013 - 11:47

! - те, что поставлены предшественниками, но не отвечены, или ответы сомнительны. 2 - сама жизнь. Мир меняется, и возникают новые проблемы.

По-моему, так это один и тот же источник вопроса.
Потому что неотвеченные вопросы они и есть о жизни, а отвеченные - о форме. А мир меняется и вопросы всегда будут возникать. Получается, что надо готовиться к новым неизвестным вопросам, которые ещё НЕ "в форме".