Комментарий на "философское вопрошание" maralla
"Мы ищем ответы, потому что боимся мыслить, мы боимся утонуть в безбрежном океане философии. Боимся, потому что не умеем плавать, а чтобы плыть, нужно перестать бояться воды, перестать испытывать страх из-за того, что под ногами не чувствуешь дна. То же самое с умением философствовать. Из страха оказаться в ситуации непонимания, мы сооружаем мировоззренческие системы, строим мыслительные конструкции, схемы, парадигмы."
Есть такое понятие "толерантность к неизвестности". Это состояние , когда человек может мужественно переносить фрустрирующее напряжение связанное с какой-либо неопределённостью.
Хочу предложить эксперимент и в место философского вопрошания в выделенном тексте вставить Другого(собеседника)
Итак.
"Мы ищем ответы, потому что боимся общаться, мы боимся утонуть в безбрежном океане Другого. Боимся, потому что не умеем плавать, а чтобы плыть, нужно перестать бояться воды, перестать испытывать страх из-за того, что под ногами не чувствуешь дна. То же самое с умением >понимать Другого. Из страха оказаться в ситуации непонимания, мы сооружаем мировоззренческие системы, строим мыслительные конструкции, схемы, парадигмы, стереотипы, ярлыки ."
Я имею в виду, что вопрос о вопрошании стоит не только философском , но и вообще к миру, и в особенности к миру Других, Кто. Страшно допускать , что должен доверять Другому при этом не зная о нём практически ничего.
Мы доверяемся своей машине, предварительно проверив её надёжность у автослесаря, но кто на проверит Другого?
Правда встаёт вопрос о потребности. А нужно ли вообще философское вопрошание или вопрошание о доверии Другому?
Но правильно ли поставлен вопрос? Возможно вопрошание к миру является естеством человека? Нет вопрошания - нет человека? Может человек и есть вопрошание, удивление, открытость?
Если это так, тогда отсутствие вопрошания есть проблема. Что я делаю , чтобы вопрошания не стало? Возвожу картонные стены и рисую на них декорации?
Комментарии
Вопрос и ответ - две противоположности, которые стремятся к своему отождествлению путём прокладывания логической дорожки, сводящей разность между вопросом и ответом к минимуму. Сводящей ощущение различия к нулю. Сводящей процесс создания логической цепочки к нулю, к его окончанию.
Нет вопрошания - нет процесса, нет ощущения?
Спасибо.
Сергей Александров
Есть такое понятие "толерантность к неизвестности". Это состояние ,
Что я делаю , чтобы вопрошания не стало? Возвожу картонные стены и рисую на них декорации?
Для меня вопрошание есть травмирование уже ранее данных ответов...Ответы забывают те вопросы, на которые они когда-то были даны..
Мы живем в мире мертвых ответов как почти ненужных истин.. Вопрошание это способ оживить нечто уже мертвое.. Только бы не отдавал забвением самообмана сам вопросительный знак..
Бывает так, что в диалоге, самих себя мы воспринимаем как вечный ответ себе самим..а нашего собеседника вводим в лабиринт нашего вечного вопрошания.... Наши собеседники это вечные маски вопросов, которые мы надеваем на них.... И эти вопросы очень часто не нуждаются в наших ответах...
Гуманитарная составляюшая "человеческого" знания это смертельная схватка за право судить задаванием инквизиционных вопросов... Право на спасающий ответ равноценен праву на жизнь...
Вот именно, вопрос обращён к миру. Но чаще всего мы не ждём ответа от мира, а отвечаем за него сами. Или не доверяем, потому и спрашиваем, проверяем. Но мир, Другой не откроет нам истины, когда его проверяют. Ведь никому не нравится, когда не доверяют...
Видимо, да. Открытость человека миру, Другому приведёт к ответному раскрыванию. Или не так?
Алексей, Вы пишите.
А также.
Здесь возникает фигура двух философских вопрошаний
1) Каков мир для меня?
2) Кто я для мира?
На самом деле это одно вопрошание - Как мне контактировать с этим миром, с Другими?. Все остальные вопрошания, даже научные, и социальные это лишь ответвления от этих вопрошаний.
Если мы утверждаем, что на эти главные вопрошания есть однозначный ответ, то мы отменяем собственную свободу.
Опять спрашиваю, а можно ли прожить без этих вопрошаний, без вопросов : Кто я для мира?,и Каков мир для меня??
Да можно. Социальная среда обычно предлагает огромное количество готовых ответов на эти вопросы. Но свою ли я жизнь тогда проживу?
Вывод(мой): Философское вопрошание необходимо , чтобы прожить свою, именно свою, а не чужую жизнь.