Рефлексия.

Аватар пользователя Сергей Александров

В биологии , как известно, рефлексы делят на безусловный и условный, то есть на обусловленные генетически и на стререотипные реакции конкретного организма, появившиеся у него по мере накопления жизненного опыта.

Их наличие обычно связывают с врождёнными или появившимися постепенно структурами нервных клеток , которые отвечают за ответные реакции организма на определённые воздействия среды.

В психологии бихевиоризма рассматривают рефлекс как соотношение стимулов — реакций.

Впадение в задумчивость или появившееся чувство стыда рефлексом не считается, так как не являются конкретными действиями. Как известно , академик Павлов сотрудников , которые пытались рефлексы описать внутренними переживаниями животных, наказывал.

Рефлексии типа: «дают — бери, бьют — беги», то есть чисто глагольные, являются непосредственными рефлексами.

Но всё-же на своём человеческом опыте, мы прекрасно знаем, что зачастую между стимулом и реакцией возникает размышление, вопрошание, и даже комплекс вопрошаний. Прежде чем отреагировать, то есть ответить на вопрос «Что делать?» я должен выяснить Кто Я?, Какой Я?, Где Я? И так далее. Причём каждый вопрос за собой тянет ещё вереницу вопросов, фактически в бесконечность.

Если я даже правильно и честно буду отвечать на эти вопросы, то как мне их затем уложить в правильную систему, чтобы получить в итоге ответ на вопрос "Что делать сейчас"??

Да, у меня есть знание о мире, знание о себе, то есть я имел уже некий жизненный опыт, уже имел возможность его оценить, и эту оценку положить в копилку памяти , но даёт ли мне это возможность сделать правильные выводы для данной ситуации?

К тому же, я вынужден осознавать, что время на конкретную реакцию обычно ограниченно.

Так где же обычно берётся критерий для правильной реакции на стимул, если время ограниченно, логический вывод уходит в бесконечность, опыта не хватает?

Представлю себе, что я полководец. Я нахожу точку повыше, чтобы обозревать всё поле битвы. А если это невозможно, то беру наиподробнейшую топографическую карту, где указаны все известные позиции мои и противника, в том числе и командный пункт, во главе со мной любимым и …. и …. и отдаю приказ, нанося на карту очередную стрелку или другой значок. На что я опирался? Может , конечно, многие не согласятся, но прежде всего на эстетическое чувство прекрасного. Конечно, как , у полководца у меня это чувство отличается от подобных чувств художника , повара , или романиста, которые добавляют очередной штришок на картину красками, в блюдо специями, или в сюжет персонажем. Но эстетический момент имеет в своей основе преобладающий характер при принятии решения. Надо всё делать красиво, а правильность выбора может подтвердить только время.

В последнее время очень стали популярны майнд мэпы или интеллект-карты. То есть визуальное, наглядное изображение определённой стороны жизни, жизненной ситуации. Почему исследователи считают полезным и важным изображение определённых ноуменов со всеми связями между собой? Зачем эта картинка, зачем её из-ображ-ать на плоскости?

На мой взгляд это прежде всего подспорье для нашего воображения.

Итак вернёмся к вопросу : как принять решение на реакцию при определённом стимуле при ограничении времени?

Каждый человек имеет представление о мире, и о себе и это представление имеет целостный характер, то есть все объекты-ноумены этого пространства имеют между собой многочисленные связи. Теоретически все эти объекты и связи между ними можно нанести на единую интеллект-карту. Назовём такую карту глобальный образ. На глобальном образе изображен в том числе и я, как один из объектов моего знания о мире.

Очередной стимул является для моей внутренней реальности предложением нанести ещё один значок, ещё одну связь на глобальную интеллект-карту. Удерживая в воображении глобальный образ , я опираясь на своё чувство прекрасного, дополняя удерживаемый образ возможными значками, я как бы опережаю действительность возможностями, останавливаюсь на наиболее красивом, гармоничном продолжении. И решаюсь на реакцию.

Комментарии

Аватар пользователя Дилетант

На глобальном образе изображен в том числе и я, как один из объектов моего знания о мире.
Очередной стимул является для моей внутренней реальности предложением нанести ещё один значок, ещё одну связь на глобальную интеллект-карту

Картинка красивая, спасибо.
Не очень понятно, что такое "стимул", откуда он вдруг берётся. Я понял так, что он берётся из "вне", от неприятеля, нарушая гармонию (стройность) глобальности.
Реакция стремится либо устранить сам стимул, либо ликвидировать внесённую им дисгармонию. Устранение дисгармонии (приведение в гармонию) и есть "продукт" рефлексии.
Но стимул может взяться и изнутри.

Аватар пользователя Сергей Александров

Несомненно стимул может взяться и изнутри. Кроме глобального образа, то есть перцептивного поля , для принятия решения не менее важны ощущения-объекты проприоцептивного поля. Я специально утрирую , разбивая проприоцептивное восприятие своего тела на ощущения-объекты. Реально же проприоцепция воспринимается как целое, но если мы выделяем из него некий объект и называем его, например голод, он становится объектом глобального образа. Но есть и обратный процесс : объекты глобального образа попадающие в перцептивное поле имеют своё отражение в проприоцептивном поле , то есть мы можем реально почувствовать определённые изменения в теле: мышцах, нервных окончаниях, рецепторах, и даже в вегетативных системах, непосредственно связанных с нашими мыслями. В этих обратных связях перцепции и проприоцепции и возникает единое поле, которое и является в реальности тем образом , который попадает в рассмотрение для принятия решения . Для чувства гармонии нет разделения на внутренние и внешние стимулы : всё в итоге становится внутренним. Глобальный образ в своей основе имеет проприоцепцию, проприоцепция проявляется в глобальном образе. Это и есть целостность человека и среды.
Вы абсолютно правильно отметили, что "устранение дисгармонии (приведение в гармонию) и есть "продукт" рефлексии."