Философия это продукт особой деятельности под названием философствование.
Философствование это естественная человеческая потребность.
Любая потребность состоит из проявившегося запроса, вопрошания и возможных вариантов ответов на этот вопрос.
Например, вырисовалось вопрошание: «Где бы мне поесть?» , и соответственно вырисовываются варианты ответов: дома, в кафе, в гостях… Конкретный ответ на этот вопрос будет зависеть от многих факторов: рациональных, эстетических, бессознательных, логических, этических, пальцем в небо…
Философствование точно так же проявляется в виде вопрошаний. Да и варианты ответов на эти вопрошания, вряд ли мы сможем отнести только , например, к логической сфере, всё гораздо сложнее.
Возьмём для примера вопрошание об единичности и множественности.
Здесь главное понять, что вопрошание возникает, не где-то в сфере абстрактного, а у конкретного человека. И вопрос , тогда имеет смысл переформулировать: « Насколько я уникален, а насколько такой же как другие?»
Такое вопрошание , как потребностная фигура, вполне объяснимо. Ведь человеку всегда важно знать, насколько он имеет право быть не таким как другие. В зависимости от воспитания , среды , обстоятельств, значимых лиц, внутренних конфликтов, фрустраций, аффектов, привычек и т.д., человек может сформулировать, как объяснение или оправдание, определённое осмысленное или не очень соотношение этих категорий.
Всегда вопрошание об уникальности и всеобщности связано с вопрошание о свободе и зависимости. Тот, кто выбирает уникальность за основу, выбирает и свободу, тот же кто ответил, что всеобщность является основой, выбирает детерминизм, зависимость.
Возникает парадоксальная ситуация. В одной стороны , так как сам ответ на это вопрошание зависит от многих и многих факторов, которые влияют на конкретную ситуацию, конкретного человека, то люди, которые во главу угла ставят всеобщность и зависимость, выглядят более здравомыслящими. С другой стороны , люди предпочитающие уникальность и свободу, выглядят более проницательными, если способны сквозь толщу обстоятельств узреть нечто иное.
Особенно становиться явным важность выбора ответа на эти вопрошание, когда выбравшему приходиться сталкиваться и общаться с другим человеком. Кого он перед собой видит?
Либо он видит перед собой человека, который является обычным результатом различных детерминаций, и в таком случае необходимо его изучать , как конкретный феномен, и только после определённой проделанной работы и приложенных усилий, возможно хоть какое-то взаимопонимание.
Либо он видит перед собой человека, который является уникальной и свободной личностью, и тогда для встречи и взаимопонимания нет необходимости в специфических усилиях. Более того, любое невзаимопонимание является результатом усилий, чтобы избежать взаимопонимания.
Лично я придерживаюсь второй точки зрения. Если у меня с конкретным человеком нет взаимопонимания, то я задаю себе вопросы: « Кто из нас прилагает усилия, для избегания понимающего контакта? Для чего он это делает? Осознанно или неосознанно?»
Комментарии
Да, философия есть воплощенное вопрошание. Утверждение в философии есть догматизм. Только это всё субъективно. В логической сфере вопрос, утверждение, отрицание, оценка и императив субъектны (объективны).
Чем больше я задумываюсь по поводу Вашей ЭДЛ, Михаил, тем сильнее у меня возникает подозрение, что ЭДЛ принадлежит не к сфере логического, а к сфере эстетического.
В авторской интерпретации ЭДЛ располагается в той же плоскости, что и традиционная формальная логика (ТФЛ). Если Вы усмотрели эстетический аспект, то симметрично он есть и в ТФЛ.
Так же как в обычной логике есть и аргументативно- риторический аспект.
Что касается "эстетики", то это универсальная отмычка ко всем философским и логическим дверям. Примеры: трансцендентальная эстетика Канта, История античной эстетики Лосева, Эстетика словесного творчества Михаила Михайловича Бахтина.
Сергей Александров пишет:
"Мы все учились понемногу", поэтому можем сложить пару чисел, но нам это вовсе не дает основания считать себя...математиками!
Математика имеет свой особый язык, который "отпугивает профанов", а философия очень часто пользуется словами, взятыми из обыденного языка, причем рядовой обыватель нередко видит, что "философы в законе" рассуждают о предмете ничуть не лучше, чем базарные кумушки, поэтому умение вести философские рассуждения, "философствование"- считается доступным всякому "знающему грамоте" человеку.
Если же мы имеем ввиду серьезную философию, то в этом случае "философствование" столь же недоступно неподготовленному человеку, как "китайская грамота".
У человека есть естественная потребность в перемещение, например, в ходьбе, но единицы посвящают этой потребности свою жизнь, начиная заниматься профессионально спортивной ходьбой.
Несомненно, нужно разделять профессиональную деятельность от естественной потребности.
Но здесь есть подводные камни. Человек, сделавший некоторую естественную потребность, своей профессией, то есть зарабатывает себе на жизнь, может потерять ориентир.
Это часто происходит с такими видами деятельности, как философия ,религия, психология, искусство. Тогда человек начинает ориентироваться на конъюнктуру, а не на естественную потребность. И тогда никакие регалии, статусы, даже знания не спасут. В этих видах деятельности прежде всего важна внутренняя честность и мужество, пусть даже они неприглядны.
Философствование - безплодное мудрствование.
Мудрость - философский подход к делу.
Надо иметь мудрость не философствовать, чтобы бесплодное мудрствование не стало философским подходом к делу.