Анархизм? Анархизм. Анархизм!!!

Аватар пользователя Сергей Александров

Анархизм? Анархизм. Анархизм!!!

Неужели анархизм навсегда останется интеллектуальной игрушкой для снобов, утопическим устройством общества, красивой отмазкой для безбашенных отморозков?

Есть одно очевидное противоречие и слабость анархической идеологии - это отказ от государства как воплощения зла. С одной стороны отказ от централизации является сутью анархизма, а с другой этот отказ мешает перерасти местечковому движению в движение достаточно большого масштаба. А стоит ли, в таком случае, отказываться в анархической идеологии от государства?

Диалектика.

Так уж в мире заведено, что любому явлению, феномену, ноумену найдётся его антагонизм. Закон единства и борьбы противоположностей никто не отменял. В социуме, обществе всегда есть тенденция к объединению, централизации. Но если нет сдерживающего фактора процессу централизации власти , власть легко перерастает в гиперцентрализм, тоталитаризм, и даже обожествлению, сакрализацию властной вертикали. Что же может быть антагонизмом централизации? Только местные движения и общины. Чем их больше , чем они солидарней, тем менее популярны будут в обществе идеи патернализма.

Субсидиарность.

К сожалению , это понятие почти не знакомо в нашем обществе. Вот его суть: «Должен оставаться непоколебимым следующий принцип социальной мудрости: как не дозволено, с целью передачи обществу, отнимать у отдельных лиц то, что последние могут выполнить собственными силами и мерами, так нельзя и передавать более значительному сообществу то, что может быть сделано меньшими и более слабыми людскими сообществами.». При внимательном прочтении можно понять, что этот принцип указывает на то, что распределение прав и обязанностей, принятие решений насущных проблем и инициативы должно идти снизу вверх , а не наоборот.

Политика.

В наше время , и не только, вообще с возникновением государств, понятие политики полностью извратилось. При правильном понимании политика означает – максимально эффективное урегулирование множества частных интересов . Но с изобретением идеологии политика превратилась в управление интересами. То есть в государству удобнее управлять не гражданами, которые проявляют различные интересы, а гражданами с одинаковыми интересами.

Малые группы.

Государству удобнее манипулировать сознанием отдельных граждан. При этом если упоминается свобода, то именно частная, если коллектив, то учитывающий государственные интересы. Государство всячески пытается вбить клин между спонтанными, естественными группами и человеком, либо взять контроль над этими группами. Антитеза человек-государство очень неустойчиво, так как человек в итоге либо с радостью подчиняется , либо остаётся в одиночестве.

Но если человек оглянется вокруг, то увидит, что его непосредственно окружают множество малых групп, в которых в той или иной мере учитываются его, именно его интересы. Именно в этих группах он себя может проявить наиболее полноценно. Антитеза группа-государство более устойчиво, так как если даже государство не станет учитывать интересы той или иной группы , чувство солидарности возникшее в этой группе, вытеснит чувство заброшенности и одиночества.

Мы.

Мы состоит из Я, или Я состоит из Мы? Количественно, несомненно, Мы состоит из Я, коллектив из его членов, но психологически Я состоит из Мы. Человек всегда, принимая решения, мысленно охватывает определённые группы людей, и при этом учитывает свои интересы и интересы группы. В итоге у человека даже вырабатывается своя философия , в которой учитываются все его Мы со всеми их ценностями.

Связи.

Группы возникают как следствие социальных связей человека. Основные связи : родственные , по месту жительства, по роду деятельности, по возрасту, по национальности, религиозные, по личным симпатиям, дружбе, по особым индивидуальным интересам, спонтанно возникающие, краткосрочные. Эти связи человека с социумом могут не осознаваться человеком как целостное Мы. Более того он в этих связях может находить больше враждебного чем дружественного. Это не удивительно. В этом также проявляется диалектика: единство и борьба индивидуального и коллективного, человека и группы.

Самосознание.

Одна из отличительных черт «Homo Sapiens»-человека разумного это его самосознание. Но как выше упоминалось: Я психологически состоит из Мы. То есть осознание всех составных Мы, тоже является проявление самосознания. И чем больше человек осознаёт этих Мы, чем сильнее он, при принятии решений, учитывает интересы этих Мы, тем более он имеет право называться разумным человеком.

Идеология.

Любая образовавшаяся и осознанная группа вырабатывает свою идеологию. Идеология это свод писаных и не писаных правил признанных людьми, которые учитывают в своём Я соответствующее Мы. Человек зачастую идёт в своём самосознании путём упрощения. То есть полностью сливает своё Я с определённым Мы. В таком случае все остальные Мы , образованные его социальными связями, перестают осознаваться. Так появляется фанатизм и радикальный патриотизм.

Лидерство.

В любой группе рано или поздно появляются признанные лидеры, от которых чаще всего и исходит идеология. Лидер, зачастую человек, который упростил своё самосознание, и уже с этих позиций навязывает идеологию другим. Более того связь лидер-идеология-группа может принять ещё более извращённую форму. Это когда лидер не учитывает интересы группы в своей внутренней философии, а делает вид, и тем не менее создаёт структуры , которые ему лично приносят выгоды от его лидерства. И чем больше группа, тем больше это извращение имеет место быть. В государстве это повсеместно.

То есть , чем группа меньше, тем больше в ней учитываются интересы всех её членов.

Власть

Надо сразу различить два вида власти. Первая , назовём её истинная власть, основана на доверии одного конкретного человека другому. И чем больше это доверие, чем отношения имею более открытый характер, тем больше эта власть. Вторая, назовём её суррогатной, основана на принуждении, корысти, пусть даже на взаимной выгоде. Между ними бывает сложно найти границу, так как доверие может появиться после систематического манипулирования сознанием.

Доверие.

Доверившийся человек больше рискует остаться в материальном проигрыше, чем недоверчивый. Но если все перестанут друг другу доверять, то всё общество оказывается в проигрыше. То есть доверие имеет характер оправданного риска. В группах все члены должны в определённой степени доверять лидеру. Но в больших группах сам лидер зачастую не знает даже о существовании многих членов группы, это ему даёт большой простор для манипуляций сознанием. Только взаимное доверие, возникающее между лично знакомыми людьми, может гарантировать от безответных манипуляций. А это возможно только в малых группах.

Современное положение в России.

Исторически так сложилось, что современный гражданин России болен патернализмом!

Фактически не осознаётся такое понятие, как большая семья. Малозаметны реально независимые профсоюзы. Люди просто- напросто перестали себя осознавать полноценными жителями своей малой родины: своих городов, посёлков, районов, улиц, домов. Люди спускают пыл своих инициатив в Интернет-сообществах. Религиозные общины стремятся выполнить волю вышестоящей организации, чем обнаружить и урегулировать интересы своих конкретных членов. Молодёжные организации либо маргинализируются, либо подпадают под опеку государства.

Почему это произошло и происходит вопрос очень серьёзный, можно спорить до бесконечности кто виноват, кто привёл к такой ситуацию общество. Но самое страшное , что само государство, то есть её лидеры, не станут ничего делать чтобы излечить эту болезнь общества, болезнь собственного бесчувствия . Им выгодно безнаказанно манипулировать сознанием жующего стада.

Совершенно безразлично кто завтра или послезавтра встанет у руля государства. Никакая партия , никакой лидер не сможет изменить этого состояния усилиями сверху. Патернализированное общество только и ждёт, когда придёт добрый дядя и за них всё решит.

Поэтому люди мыслящие должны объединить свои усилия , и попытаться изменить положение в нашем Отечестве усилиями снизу.

В этом и состоит настоящий Анархизм , действительно востребованный сегодня.

Комментарии

Аватар пользователя Паршин Роман

Я согласен с Вами во всем, меня так же очень беспокоит наше будущее в сегодняшнем, разобщенном, и отупевшем потребительском обществе в котором большинство не хочет осознавать себя как человека разумного, а что делать? как объединяться или может уже проекты есть?

Аватар пользователя Сергей Александров

Я вряд ли способен к лидерству. Пробовал - не моё. Вообще по моим наблюдениям, по общению с людьми в разных городах в России с самосознанием , самоорганизацией и самоуважением полная задница - хуже чем можно предполагать.
Почти единственный опыт в этом направлении это Глеб Тюрин. Хотя бы здесь:
http://gleb-tyurin.livejournal.com
Но я следил за его деятельностью, похоже он купился на какую-то номенклатурную должность в Тверской области и всё заглохло.
Я сам чувствую себя человеком с промытым костным мозгом - руки опускаются.
Хотя теоретически государство само должно быть заинтересовано в развитии, формировании и использовании главной ценности - человеческого ресурса. Но похоже не в России.

Аватар пользователя Паршин Роман

Такое устойчивое ощущение что правительство намеренно занимается деградацией общества ощущение появилось года три назад когда Я переписывался по этому поводу с властями нашего региона, как будто готовят Россию для чего-то.

Аватар пользователя Сергей Александров

как будто готовят Россию для чего-то.

Сомнительно. Для того чтобы готовить к чему-то , даже плохому, нужна некая воля, но у современной номенклатуры, которая плоть от плоти самых худших образцов совковой, гнилой и жадной, не может быть ни планов, ни воли , ни цели. Это просто насос для выкачивания денег "здесь и сейчас".

Аватар пользователя Паршин Роман

"Сомнительно. Для того чтобы готовить к чему-то , даже плохому, нужна некая воля, но у современной номенклатуры, которая плоть от плоти самых худших образцов совковой, гнилой и жадной, не может быть ни планов, ни воли , ни цели. Это просто насос для выкачивания денег "здесь и сейчас"."

Вот и ощущение Мое что Россия готовится чужой волей, из вне.

Аватар пользователя Сергей Александров

Вот и ощущение Мое что Россия готовится чужой волей, из вне.

Конечно. Свято место пусто не бывает. Не своей воли - получи чужую. Просто некоторые дельцы пользуются ситуацией.Если же Вы имеет в виду некие мировые заговоры, то на мой взгляд, это полная чушь. Сомнительно, чтобы у значительной группы влиятельных людей вдруг совпали полностью интересы. Мир влиятельных людей это мир жестокой конкуренции между собой за влияние. Это та игра, которую эти люди выбрали.

Аватар пользователя Пермский

Сергей Александров, 19 мая, 2013 - 12:20. ссылка

Вот и ощущение Мое что Россия готовится чужой волей, из вне.

Конечно. Свято место пусто не бывает. Не своей воли - получи чужую. Просто некоторые дельцы пользуются ситуацией.

История России складывается не по законам, а по какой-то иррациональной воле.
Уже в истории были времена смут, татарское иго, но Россия восставала как птица Феникс. Поэт-пророк Ф.Тютчев дал формулу истории России: "Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить".
Мировые пророки 20 века объявили очередной расцет России в 20х-30х годах 21 века. Так что нет причин для печали - счастье России не за горами :))
Без оптимизма в России не выжить.

Аватар пользователя Калмыков Р.Б.

Пермский пишет:

Мировые пророки 20 века объявили очередной расцет России в 20х-30х годах 21 века..

 

По-видимому, это наступит после крушения и преодоления наследия путинского режима?

Аватар пользователя Пермский

Калмыков Р.Б., 19 мая, 2013 - 21:27. ссылка

Пермский пишет:
Мировые пророки 20 века объявили очередной расцет России в 20х-30х годах 21 века..

По-видимому, это наступит после крушения и преодоления наследия путинского режима?

Якобы к тому времени президентом России станет женщина.

Аватар пользователя Дилетант

Во-первых, спасибо за развёрнутую позицию. Есть о чём. Ну, а во-вторых, анархизм в итоге вырождается в полюс как противоположность монархизму.
Если государственное устройство будет как постоянная борьба между этими полюсами, то ни к чему хорошему это не приведёт: то анархия, то диктатура.
Частота смены этих полярностей видимо зависит от некоторой "постоянной распространения" в среде этих потенциалов.
Довольно сильный потенциал анархии был в 90-х г.г.
Чисто с теоретической точки зрения надо уменьшить "постоянную распространения" среды до некоего минимума: чтобы "частота" смены полюсов была, скажем наобум, - раз в сутки.
Или, наоборот, увеличить, чтобы частота смены полюсов была раз в тысячелетие. Вот такая идея.
Но свет-то распространяется с одной скоростью (как и звук), но в разных средах по-разному.

как не дозволено, с целью передачи обществу, отнимать у отдельных лиц то, что последние могут выполнить собственными силами и мерами, так нельзя и передавать более значительному сообществу то, что может быть сделано меньшими и более слабыми людскими сообществами

Немного не понял. ЧТО нельзя передавать? Человек собственными силами выполняет какую-то работу. Результатом является продукт, полезный для человека (вещи, услуги). Но не менее важным для человека является сам процесс труда - то есть ТРУД. И что важнее для человека - пока не то что, неизвестно, а как-то расплывчато стало с явлением анархизма. Согласитесь, что ТРУД и ПРОДУКТ труда - это разное. Если есть трудоголики, так должны быть и продуктоголики.

государству удобнее управлять не гражданами, которые проявляют различные интересы, а гражданами с одинаковыми интересами.

Называю диктатурой - внедрением идеи в окружение - построение окружающего под идею. Это не всегда плохо. Смотря какая идея. Но если будем внедрять идею анархизма, то это будет (уже было) плохо.

истинная власть, основана на доверии одного конкретного человека другому. И чем больше это доверие, чем отношения имею более открытый характер, тем больше эта власть. Вторая, назовём её суррогатной, основана на принуждении, корысти, пусть даже на взаимной выгоде.

Пока не согласен. Власть однонаправленна - однозначно диктат. Только властью можно внедрить идею. Если идея самодостаточна, то власть внедрения исчезает после внедрения идеи. А в первом случае это не власть, а сильная связь, когда двое превращаются в одно - части в целое.

Аватар пользователя Сергей Александров

Частота смены этих полярностей видимо зависит от некоторой "постоянной распространения" в среде этих потенциалов.

Я против революции, то есть бега по кругу смен власти. Прудон, тоже пришёл к эволюционному развития анархизма от всё более развитого , разветвлённого федерализма до полного самоуправления.
Ещё один момент. Не помню сейчас точно , по-моему , читал про Нидерланды, там общественных организаций в 80 раз больше чем в России. И каждая из них лоббирует свои интересы в различных органах власти, позиционирует себя в прессе, а при необходимости выходит с пикетами. Смена власти, переворот ни к чему не приводит.
Нужно развитие.

Немного не понял. ЧТО нельзя передавать? Человек собственными силами выполняет какую-то работу.

Согласен. Идея для русского сознания неудобоваримая. У меня сейчас нет времени проводить ликбез, в Инете найдёте , немного, но есть информация.

Власть однонаправленна - однозначно диктат.

Согласен. Здесь огромное поле для дискуссии. Но у меня есть по этому поводу своя выработанная позиция.

Аватар пользователя Дилетант

Я против революции, то есть бега по кругу смен власти

Дык. Жизнь так устроена. Идея в том, чтобы изменить свойства среды. Что собственно и пытаемся здесь рассмотреть: повышение уровня сознания, производительности труда, бюрократизации аппарата - чтобы изменить скорость реакции на управляющее воздействие.
Предложенный вариант пока умозрительный. Не можете себе представить, что власть меняется раз в сутки? Ничто пока не мешает представить смену власти каждые 15 минут. Это на полном серьёзе. Пример: я хочу, чтобы с меня не брали деньги за посещение врача - нажимаю кнопку - через 15 минут приходит закон о том, что посещение врача бесплатно. Это утрированный пример. Но при анархии каждый сам себе хозяин и правитель своего жизнеобеспечения. А монарх, диктатор это разрешает, оставляя за собой право запрещать.
Наше солнце горячее, а окружение его холодное, поглощающее его излучение. Если бы не было вращения Земли, то мы бы или зажарились или замёрзли.
Современная демократия гораздо ближе к монархии, диктатуре, чем к анархии. Но советская система была ещё ближе к диктатуре.
Интуитивно предлагаемые принятия законов через интернет как раз и отражают такое стремление анархии к монархии. Нужна золотая середина, оптимальное "расстояние от земли до солнца".

Аватар пользователя Виктор

Анархия... Монархия... А как назвать государство, в котором действуют законы, обязательные для всех без исключения и нет монарха (диктатора, политбюро)?

Аватар пользователя Сергей Александров

1) Законы действуют, там где их издают для удобной жизни людей , то бишь, законодатели те же самые люди, которые по ним потом будут жить.
2) Законы действуют там , где исполнительные власти делают все необходимые меры для адекватного их исполнения, для правильного понимания, и сами зависят от этого исполнения.
3) Законы действуют там , где любое попрание закона будет наказано.

Аватар пользователя Дилетант

Сергей Александров, 18 мая, 2013 - 22:01

1) Законы действуют, там где их издают для удобной жизни людей , то бишь, законодатели те же самые люди,

1) Законы действуют там, где их издают для ограничения произвола отдельных человеков.

2) Законы действуют там , где исполнительные власти делают все необходимые меры для адекватного их исполнения, для правильного понимания, и сами зависят от этого исполнения.

2) Законы действуют там, где исполнительные власти содержат адекватный репрессивный аппарат.

3) Законы действуют там , где любое попрание закона будет наказано.

3) Закон не нужен там, где человек (семья, общество) имеет в пользовании необходимую собственность (осознанно присваивает).

Аватар пользователя Сергей Александров

произвола отдельных человеков.

Отдельных? А остальных? А налогообложение это произвол?

содержат адекватный репрессивный аппарат.

Адекватный чему? Чтобы сами власти чувствовали себя в безопасности?

Закон не нужен там, где человек (семья, общество) имеет в пользовании необходимую собственность (осознанно присваивает).

А если неосознанно? Как отличить? А не семьи? Или это особая семья, которая владеет всем?

Аватар пользователя Дилетант

Отдельных? А остальных?

Если отдельных, значит и остальных. Как-то не представляю один произвол у двух разных "я". Налогообложение - одна из связей (одно направление этой связи) человека и представителя общества (правителя). Закон (в идее) ограничивает произвол "я" (любой стороны отношения) при установке величины этой связи.

Адекватный чему?

Репрессивный аппарат адекватно поддерживает установленное отношение (ту же величину налогообложения), ограничивая физически произвол того или другого человека (одной или другой стороны отношения).

Закон не нужен там, где человек (семья, общество) имеет в пользовании необходимую собственность (осознанно присваивает).

А если неосознанно? Как отличить? А не семьи? Или это особая семья, которая владеет всем?

А если неосознанно, то закон нужен.
Вернее, закон, правила в любом случае есть. Только при неосознании эти правила отражены на бумаге и осуществляются соответствующим аппаратом. А при осознании те же правила (и деньги тоже) находятся в голове, в субъектной части человека и сторонний физический аппарат для их реализации не нужен.
Пример. Я желаю похудеть. Осознав количество необходимых калорий, я выбираю дневной рацион и его придерживаюсь - для чего мне регулировать это отношение, посредством закона, с правителем (и привлекая полицию), когда эти правила питания у меня в голове и я сам их выполняю?
Другое дело, если я не могу сдержаться и произвольно бросаю необходимый мне режим. Тогда я прибегаю к правилам, написанным на бумаге и обращаюсь за физической поддержкой в их исполнении к обществу - конкретно к диетологу.

Аватар пользователя Виктор

То, что закон тогда и только тогда закон, когда из него нет ни одного исключения - это понятно. То, что законы пишутся для меньшинства, то есть большинство уже и так живет по этому будущему закону (законы не придумываются, а фиксируют уже сложившиеся отношения большинства граждан) - это тоже понятно. Вы не ответили на вопрос, как назвать государство, где есть законы и нет диктатора (монарха). Это не анархия и не монархия, а что?

Аватар пользователя Сергей Александров

Это неважно как это называется. По большому счёту при правильном устройстве государств идеологическая разница нивелируется.

Аватар пользователя Пермский

Виктор, 18 мая, 2013 - 21:19. ссылка
Анархия... Монархия... А как назвать государство, в котором действуют законы, обязательные для всех без исключения и нет монарха (диктатора, политбюро)?

Это логический парадокс. Сам закон (здесь: государственный) есть диктат, принуждение к исполению его всеми гражданами. Но при этом ставится условие отсутствия у государства инструмента принуждения к исполнению закона.
Можно условие переформулировать. Как назвать общество, в котором действуют нравственные императивы, и, следовательно, нет нужды в государственном принуждении посредством государственных законов? Наверное, это будет общество без государства, или искомая анархия?
Однако какой-же духовный уровень развития должен быть у членов такого общества?

Аватар пользователя Дилетант

это будет общество без государства, или искомая анархия?

Если составляющей государства является известная "сила", без которой государство уже не государство, то это будет самодостаточное общество.
Термин "самодостаточное" требует, видимо, более подробного рассмотрения. Например абсолютная самодостаточность в противоположность абсолютной (крайней) несамодостаточности. Есть предположение, что они являются (нам) соответственно как "стороны" (форма) и "отношение" (содержание).
В обществе исчезает диктаторская составляющая произвола какой-нибудь (одной) идеи.
Система с отрицательной обратной связью производит продукт, потребляя сырьё. Например, корова.
И тут же известный пример со стадом, которое собирается каждое утро в "общество" на пастбище под руководством пастуха, а вечером общество рассыпается по "квартирам", чтобы отдать готовый "продукт".
Приведённый пример моделирует самодостаточное общество. Естественно не абсолютное, потому что есть отношение с землёй, дающей "сырьё", и отношение с потребителем продукта - "хозяйкой" коровы.
Допустим, пастух одержим "рациональной" идеей. Чем каждый день ему ходить с пастбища домой, лучше (рациональней) было бы жить ему на пастбище вместе с коровами, а хозяйки пусть сами приходят доить своих коров.
И хозяйки будут вынуждены подчиниться этой идее, и многие признают её удобной.
Будет ли такое общество устойчивым? Будет. До тех пор, пока пастух не сменится, а там - кто его знает.
"Хозяйки" к тому времени уже разучатся держать дома своих коров, да и коровники порушат за ненадобностью.
Самодостаточность такого общества будет поддерживаться только поддержанием преемственности идеи в другом пастухе.
"Постоянный" диктат пастуха в любом случае проявляется только в отношении коров, чтобы они не уходили далеко; и кратковременный (ударный, толчковый) диктат при внедрении идеи.

Аватар пользователя Виктор

Пермский,
//Это логический парадокс.//

Власть закона и власть диктатора, одного бесконтрольного лица или узкой группы лиц, это на мой взгляд не одно и то же. В первом случае принуждает к исполнению сам закон, а государственная власть (исполнительная и судебная) обеспечивают контроль за действием этого принуждения на всех без исключения граждан, в том числе и на представителей законодательной, исполнительной, судебной власти и высшее должностное лицо. То есть, вся государственная власть работает на закон. Во втором случае принуждает диктатор, издавая указ или обеспечивая принятие закона послушной законодательной властью, а не менее послушная исполнительная и судебная власть транслирует его принуждение на граждан. То есть, во втором случае хоть формально тоже есть закон, но по сути исполняется воля диктатора и государственная власть работает на него. Естественно, во втором случае действие закона становится избирательным, а значит это уже не закон, а понятие диктатора или как говорится друзьям все, а остальным по закону и это не что иное, как анархия. Иначе говоря, диктатура и анархия слова синонимы, форма государственного устройства разная, а смысл один. ИМХО конечно.

Аватар пользователя Пермский

Виктор, 19 мая, 2013 - 19:39
Естественно, во втором случае действие закона становится избирательным, а значит это уже не закон, а понятие диктатора или как говорится друзьям все, а остальным по закону и это не что иное, как анархия. Иначе говоря, диктатура и анархия слова синонимы, форма государственного устройства разная, а смысл один.

Согласен с Вами в отношении различия госустройства депотического, монархического, с одной стороны, и республиканского, с другой.
Не согласен с приравниванием диктатуры и анархии. Смысл анархического устройства общества (то есть идея анархистов) - это самоуправляемое людьми общество без государственного устройства с его аппаратом принуждения, насилия.

Аватар пользователя Дилетант

Не согласен с приравниванием диктатуры и анархии.

Смысл управления, кольцо рефлексии одно и то же. Хозяин в своём хозяйстве управляет по плану обеспечения тел(а) едой, и при наличии свободного времени "исполнением" произвольных желаний. Точно так же монарх, правитель, коллективный орган правления должен вначале обеспечить планомерную материальную составляющую существования общества (или планомерно не мешать ей осуществляться), а уже потом "выполнять" произвольные желания ("громадьё планов").
Различие лишь в уровнях над "основой" бытия. Например уровень сырья-продукта растений, уровень сырья-продукта животных, уровень сырья-продукта натурального хозяйства, аналогично дОлжно говорить об уровне сырья-продукта сообщества натуральных хозяйств или государства, далее об уровне сырья-продукта сообщества государств или мирового государства.
С точки зрения "правительства" мирового государства, входящие в его состав государства есть анархисты, и предлагают анархический способ правления.
Не думаю, что до этой идеи никто не додумался.
Если рассматривать происходящее с этой точки зрения, то становится понятными многие, казалось бы случайные, явления войн, напряжённости между государствами.

Аватар пользователя Виктор

Александру
//Смысл анархического устройства общества (то есть идея анархистов) - это самоуправляемое людьми общество без государственного устройства с его аппаратом принуждения, насилия.//
Совершенно верно, но ведь сегодня анархия понимается как отсутствие всяких законов, типа "что хочу, то и ворочу". То есть, в слово анархия сегодня вкладывается совсем не тот смысл, который вкладывал в него Бакунин.
Если общество самоУПРАВЛЯЕМОЕ, то управляется оно по закону, только принятому самим обществом и если общество само нанимает людей, создает аппарат, следящий за исполнением ВСЕМИ этого закона, то это уже не будет аппарат насилия. Можно ли считать насилием над обществом наказание за неисполнение закона этим же обществом добровольно принятым? То есть, по Бакунину анархия государственное устройство имеет, законы имеет, а вот аппарата принуждения нет.
А при диктатуре фактически нет никакого государственного устройства, нет законов, а есть только имитация всего этого, решает всегда диктатор и как ему захочется и для реализации своих решений он создает аппарат принуждения, насилия.
Иначе говоря, произошла (а точнее была намеренно произведена) подмена смыслов понятий диктатуры и анархии, диктатура стала пониматься как порядок, а анархия как отсутствие порядка. Классический прием демагогии.
Заметьте, философ Л.Н.Толстой писал об устройстве государства тоже самое что и Бакунин, только не называл это анархией, а историк В.Татищев убедительно показывает, что именно такое устройство имело русское государство как минимум 1000 лет, вплоть до 10 века, когда произошел переход к диктатуре великого князя, затем царя, генсека и т.д.

Аватар пользователя Калмыков Р.Б.

Виктор пишет:

Анархия... Монархия... А как назвать государство, в котором действуют законы, обязательные для всех без исключения и нет монарха (диктатора, политбюро)?

 

Дело не в отсутствии монарха, а в его неподконтрольности, в отсутствии обратной связи в обществе. Элемент анархии в отмеченном выше смысле толики самоорганизации в здоровом обществе необходим: он обеспечивает динамику развития.
Заметил для себя следующую закономерность: кто обществом управляет, тот и распределяет материальные средства, доходы. Бесконтрольное монархическое управление сопровождается и волюнтаристским распределением, что мы сегодня и наблюдаем и на что нескончаемо жалуемся.

Аватар пользователя Виктор

Калмыков Р.Б.,
//Дело не в отсутствии монарха, а в его неподконтрольности//

Если монарх (диктатор) под контролем, то он уже по сути не монарх. Как пример - английская королева.

Аватар пользователя Калмыков Р.Б.

Сергей Александров пишет:

Поэтому люди мыслящие должны объединить свои усилия , и попытаться изменить положение в нашем Отечестве усилиями снизу.

 

Смотрите, как бы какой-нибудь ИНОЙ не записал Вас за эти подрывные речи в "пятую колонну" и не отправил донос в "тройку" на новый лад.

Аватар пользователя Сергей Александров

Ну что же. Чему быть - того не миновать.