В своё время Платон создал очень красивую теорию, в какой-то степени объясняющую всё. Это объяснение до сих многих устраивает. Но всё же, на мой взгляд, в ней есть внутреннее противоречие. Что такое его теория? Эйдос, который Платон вдруг припомнил? Откуда у Платона в голове возник образ пещеры, столь хорошо визуализирующий его теорию? К какому органу, к какой способности слушателей обращается Платон? Описывая свою теорию, Платон способствует припоминанию слушателей?
Платон явно видит себя тем самым просвещенным , кого вывели наружу. Сложно сказать насколько хорошо он вошёл в этот образ, насколько его оценили его современники, воскликнул ли античный Станиславский «Верю».
Куда же приглашал заглянуть своих слушателей Платон, войдя в этот образ? Ни больше, ни меньше, как на просторы своего воображения. Пленяя и заманивая эстетикой образа - красотой, стройностью, широтой охвата, Платон приглашал заглянуть в тот образ , который сотворило его воображение. Но как известно, даже его ученик Аристотель не пленился , заглянув туда, и создал свой образ, вполне успешно войдя в него, сообщил его другим, этим приглашая и заманивая в него соответственной гармонией.
Мы до сих пор недооцениваем нашу уникальнейшую способность создавать образы , то есть воображение. Часто увлекаясь формой и содержанием самих образов, не замечаем, что мы в принципе способны воображать что угодно.
Чтобы более ясно понять, о чём я говорю, воспользуюсь своим воображением, и приглашаю Вас войти в следующий образ.
Вы приходите в формовочный цех – где из разных материалов, разными штампами и матрицами выдавливают какие-то детали. Мы точно знаем, что какой бы мы штамп не выбрали, какую бы заготовку не сунули под этот штамп, под давлением она изменится и примет нужную форму. Но увлёкшись содержанием этой формы, мы перестаём замечать сам пресс - огромный дышащий горячим паром, живой, готовый непрерывно создавать всё новые и новые формы. Но однажды обнаружив его, за этими мёртвыми формами, штампами, матрицами, схемами, уже не можешь оторваться от той мощи, жизни, задора, свободы, произвола и даже вседозволенности, которая от него исходит.
Вообразить значит создать образ. Наше воображение работает, не переставая ни на миг. Среда , организм, память не успевают подставлять ему заготовки и материал для создания новых образов; ощущения, генетика , возможно , интенции, эйдосы, ноэмы всё попадает под неумолимый пресс воображения.
Чувство скуки , как красная лампочка сигнализирует нам , что пищи недостаточно, пресс воображения голоден. Умирание от скуки очень опасный симптом.
Для того чтобы понять насколько воображение ненасытно и неумолимо, вспомним про другую пещеру. В платоновской пещере узники хотя бы видели тени. Возможно их воображение было голодно, но привыкло довольствоваться и этими крохами. Но представим себе, что вход в пещеру завалили совсем. Темнота, тишина, воздух неподвижен. Вроде бы как хорошо – сиди припоминай эйдосы. Но ни тут то было.
В середине прошлого века Д. Лилли и Д. Ширли проводили опыты по сенсорной депривации. Людей помещали в изолированную камеру , в которой они свободно плавали в тёплой, солёной воде. Примерно через час у человека появлялись галлюцинации. Оказалось , что умирая от голода, воображение начинает создавать образы из пустоты.
Я как-то спросил у материалиста психолога , как мы в принципе можем видеть сны? Ну да, энцефалограф регистрирует такие же сигналы, и даже интенсивнее, чем у бодрствующего человека. Но разве зарегистрированными электрическими сигналами можно объяснить образы сновидения, ничем не отличающиеся от реальности? ЭЭГ лишь описывает сигналы, которые сопровождают сновидение. Я уверен, что воображение не бездействует даже в фазе , так называемого, медленного сна. То что это физиологически это никак не проявляется не значит, что жизнь остановлена. А кто сможет меня убедить, что воображение исчезает после смерти организма? Это ведь способность не тела, а бессмертной души!
P. S . Согласно , христианской догматики человек это образ Бога. То есть Бог вообразил Себя и сотворил человека. Человек в свою очередь вдохновлённый своим воображением нарисовал образ( икону) Бога – Образ Вообразившего образ воображающего. По-моему это красивее, чем пессимистичное платоновское тень тени теней
Комментарии
Сергей,
Пресс не создаёт новые формы. Новые формы создаёт модельный цех.
Сергей.Александров,
К сожалению, до сих пор мало кто понимает написанное Платоном, особенно в части его единой формы, которая "в покое и в движении, и вне времени" (диалог Парменид). Мировоззрение (взгляд, воззрение на мир в целом) Аристотеля потому и стало общепринятым, причем до настоящего времени, что гораздо проще для понимания большинства людей. Это как у чукчей: "что вижу, о том и пою..." Хотя мировоззрение Аристотеля всего-лишь частный случай более общего мировоззрения Платона, Аристотель видел мир только изнутри, а Платон видел мир в целом.
К способности понимать (чувствовать) смысл написанного. Познать текст (форму) способен каждый умеющий читать, а вот понять смысл написанного гораздо трудней и дано далеко не каждому. Кстати, аналогичная ситуация и с Библией (Торой, Ведами, Кораном).
Возможно я читал об аналогичном опыте других ученых, когда исключались все ощущения, так там подопытный,бодрствующий человек через какое-то время начинал умирать, останавливалось сердце и дыхание. А вот при общем наркозе или в состоянии искусственной комы, что аналогично фазе сна без сновидений, подобного с пациентом не происходит, все органы и системы тела продолжают работать.
Сергей Александров пишет:
Платон создал инструмент, который использовал Аристотель.
Сергей Александров пишет:
А может, он явно видит себя зрителем "театра теней"?
Сергей Александров пишет:
Во время сна мозг генерирует хаотические сигналы, которые заставляют память и логику проверять правильность накопленного информационного материала.
дубль