существует ли "неполная семья", нет, "существование" не имеет признака неполности, а "семья" как имеющая для ребёнка признак единого со стороны, не может иметь и признака неполности, а значит "неполная семья" - это фикция созданная идиотами в понимании феномена семьи, как и значения "семьи" для ребёнка. Можно назвать одного родителя с ребёнком семейной общиной, и именно такой, какой она является для ребёнка на самом деле, а взрослый может как угодно называть это образование, если он вне "семьи". Получается что считая семью с одним родителем семьёй мы вводим себя в заблуждение, а если семья не определена для ребёнка как важный феномен "социализации", то не понимаем и этот феномен, и как государственно важный.
"Чем более интенсивно семья накладывает свой отпечаток на ребенка, тем более этот ребенок будет склонен видеть отражение своего детского миниатюрного мира в большом мире взрослой жизни." Карл Густав Юнг
Семья является наиболее древней социальной группой, основой которой выступают, прежде всего, взаимоотношения мужчины и женщины. Первоначально брачный союз мужчины и женщины создавался с целью репродукции (физического воспроизводства себе подобных). Но уже на первых ступенях зарождения семьи (групповой и парный брак) появляется заинтересованность в том, чтобы не просто дать жизнь новому человеку, но и передать ему свой социальный опыт. Заинтересованность в духовном воспроизводстве населения особенно отчетливо видна на примере моногамной семьи, первые формы которой связаны с развитием древнегреческой цивилизации. Еще в период выделения моногамного брачного союза подчеркивалась необходимость наличия в семье и отца, и матери, каждый из которых выполнял в семье разные функции, играл свою роль в становлении личности подрастающего ребенка. Традиционный состав семьи (наличие обоих родителей) помогает ребенку быстрее «вписаться» в социальную действительность, усвоить ту социально-психологическую роль, которая соответствует не только общественным запросам и требованиям, но и особенностям его биологического пола. Именно отец и мать являются для ребенка первыми образцами общественного поведения, соответствующего мужскому или женскому стереотипу. К сожалению, в последние десятилетия в нашем обществе наметилась тенденция обесценивания традиционного состава семьи. Как свидетельствует демографическая статистика, все больше появляется семей с одним из родителей, чаще всего с матерью, которые получили название неполных. «В неполных семьях ежегодно остается более полумиллиона детей,… более 18 % детей (от общего числа появившихся на свет) рождается у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке»* . Последствия этой тенденции представляют собой потенциальную угрозу обществу не только в социально-демографическом и экономическом, но и в этико-психологическом плане. Психологи считают, что дети в неполных семьях не имеют для идентификации полноты взаимодополняющих родительских образцов, вследствие чего нарушаются условия развития ребенка: эмоциональная депривация и фрустрация потребностей приводят к задержке развития, а в особо тяжелых случаях — к формированию отрицательных эмоциональных установок и разрушительных тенденций, которые начинают доминировать и мотивируют дезадаптивные, деструктивные формы поведения. Вопрос о воспитании детей в неполных семьях актуален еще и потому, что иногда и у самих маленьких граждан, а не только у их матерей, возникает вопрос: зачем нужен отец? «Мама, я знаю, зачем ты нужна, — сказала одна маленькая девочка, — ты меня кормишь и одеваешь. А учитель нужен для того, чтобы учить детей в школе. И доктор тоже нужен: он смотрит горлышко и выписывает лекарство. А бабушка нужна, чтобы со мной гулять. Я только не знаю, зачем нужен папа?»**. Подобный вопрос задает ребенок, воспитывающийся в «материнской семье», поэтому у него нет представления о различном жизненном предназначении мужчины и женщины, ибо мать берет на себя также и задачи отца. Исходя из этого, можно предположить, что однажды разрушенная семья воспроизведется в последующих поколениях в том аномальном виде, который приобрела вследствие разрушения, потому что у взаимоотношении мужчины и женщины, о роли матери и жены в семье. Если в семье сын, то, глядя на отца, он понимает, как прекрасно быть мужественным и великодушным, как важно быть ответственным не только за себя, но и за других; как важно брать на себя все самое трудное — в этом и заключается основа мужественности — и одновременно наблюдать, что женщина может быть терпеливой, слабой, послушной, может принимать решения отца и не соревноваться с ним в распределении власти. Глядя на мать, сын видит ее еще и глазами отца и мысленно моделирует свое отношение к женщине как к своей возлюбленной, будущей матери своих детей.… Всех этих возможностей лишены дети, воспитывающиеся без отца. https://bib.convdocs.org/v9059/%D1%86%D0%B5%D0%BB%D1%83%D0%B9%D0%BA%D0%BE_%D0%B2.%D0%BC._%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F Целуйко В.М. НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ