[В.М. Целуйко считает, что «семья — это малая социальная группа, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью»] -- члены "семьи", как группы, связанные брачными и родственными отношениями, это конечно бред обывателя, а не серьёзного исследователя, социолога. Чем тогда мужчина от женщины отличается в этой группе, и какой смысл имеет брак, если семью, группу, можно составить вне брака, а также одним биополом, как на Западе сейчас это делается. Также не указано для кого семья существует, а для кого нет, и в чём разница, а в этом именно состоит главное значение "семьи" в государстве. Семья "существует" только для ребёнка, как родительская, а для родителей семья если только "есть", но не существует. Именно в этом только смысле происходит "социализация" ребёнка как будущего индивида и полноценного гражданина государства. "Социализация" взрослого это уже фантазии комуняк и либералов, как совершенно не понимающих что такое "социализация" и несущих бред. Существует индивид, который складывается в семье родителей, притом полной, где имеются разные биополы, и как "зависимые" ещё друг от друга, и именно "семья" преодолевает эту зависимость на пути к "индивиду", то есть "социализации", а взрослый имеет только если потенциал "социализации" которая поддерживается и складывается в половой любви. Брак как институт всему этому процессу только служит. Сначала является "ощущение" причастности чему-то большему тебя самого, это и означает появление семьи, а потом это "большее" растворяется в тебе, и тогда происходит "социализация" и является индивид. Когда ребёнок наблюдает со стороны "индивида" в семье родительской, тогда происходит его социализация как "индивида" на уровне биопола ещё только, а в своей "семье" у него это уже произойдёт на уровне индивида, или не произойдёт.
Семья как социальный институт, малая группа, система. Роль семьи в жизни человека очень велика. И педагоги, и психологи, и социологи утверждают, что именно семья стоит у истоков формирования личности. «Именно в ней дети просто и естественно приобщаются к жизни, учатся чувствовать, думать, переживать» (А.М.Прихожан и Н.Н.Толстых). Счастлив тот ребенок, который воспитывается в хорошей, доброй, умной семье. Каждый ребенок, воспитывающийся в интернатном учреждении, имеет за плечами неблагополучную историю. В результате, как отмечают ученые, воспитанники интернатных учреждений склонны к выстраиванию «неправильной модели мира», в котором они выступают в роли беспомощных и никчемных неудачников, и кто-то другой, только не они, управляет их судьбой. Попадая в приёмную семью, у детей появляется возможность для благоприятного развития личности. Важным здесь являются правильно выстроенные детско – родительские отношения. Семья — это первая в жизни человека социальная группа, благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, развивается как личность, осваивает первые социальные роли. Семья, как считает В.Н. Дружинин, для человека — главный и основной компонент среды, в котором он живет, как в коконе, первую четверть жизни, если повезет, и который он пытается построить всю оставшуюся жизнь. Понятие «семья» предназначено для характеристики сложной системы взаимоотношений супругов, их детей, других родственников. Многие специалисты используют определение семьи, предложенное А.Г. Харчевым: «Семья — это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; это малая социальная группа, члены которой связаны брачными и родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Социальная необходимость в семье обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения». В науке сложилась традиция изучения семьи и как социального института, и как малой группы. Философы, юристы, социологи, педагоги исследуют семью, прежде всего, как социальный институт. Понятие «социальный институт» означает устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, посредством которых общество регулирует и контролирует деятельность людей в наиболее важных сферах человеческой жизни. Обычно выделяют 5 основных социальных институтов, существующих в любом современном обществе: семья, экономика, политика, образование и религия. Семья как социальный институт осуществляет, прежде всего, воспроизводство членов общества и их первичную социализацию. Семья обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере — любви, заботы, уважения, понимания, поддержки. Психологи рассматривают семью, прежде всего, как малую группу. Понимание семьи как малой группы открывает большие возможности для оказания психологической помощи семье. Социальные психологи рассматривают малую группу как малочисленную по своему составу социальную группу, члены которой объединены общими целями и задачами, находятся в непосредственном устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения эмоциональных отношений и особых групповых ценностей и норм. В.М. Целуйко считает, что «семья — это малая социальная группа, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью». Таким образом, можно выделить следующие характерные признаки семьи как малой группы:
http://crisiscenter74.ru/tema-7-predstavlenie-o-seme-kak-o-razvivayushheysya-sisteme-rol-semi-v-obespechenii-potrebnostey-razvitiya-rebenka 09.07.1993 г. Целуйко Валентина Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования и развития Волгоградского государственного педагогического университета