Разъяснение «диалектики шкафа» (2)

Аватар пользователя romantaran
Систематизация и связи
Термины: 

Итак, есть две позиции:

  1. Шкаф есть единое и многое в одном отношении.
  2. Шкаф есть единое и многое в разном отношении.

Первую позицию отстаиваю я, вторую Булат (actuspurus).

По мнению Булата, «настоящее диалектика есть противоречие определений, данных в разном отношении». Однако такое противоречие есть лишь мнимое противоречие, а значит вовсе не есть противоречие. Что же это за противоречие, если противоположные свойства приписываются предмету в разном отношении? Такая «настоящая диалектика», перестает быть логикой противоречия, а значит не имеет права называться диалектикой.

Я вслед за А. Лосевым утверждаю, что подлинная диалектика должна иметь дело с подлинными противоречиями, то есть с противоречивыми определениями, данными в одном и том же отношениями. Так что диалектика как логика противоречий либо возможна, либо нет, без всяких там компромиссов.

Разверну свою позицию. Я не отрицаю того, что шкаф может быть единым и многим в разном отношении, но я утверждаю, что это только тогда и возможно, когда он есть единое и многое в одном отношении. То есть, моя позиция включает в себя позицию Булата как снятый момент.

Попробуем предельно усложнить задачу путем абстрагирования от всех не относящихся к логике привхождений. Обозначим шкаф как А, а противоположные его свойства как В и С, при том, что С есть не-В. Тогда исходные тезисы приобретут следующий вид:

  1. Шкаф есть единое и многое в одном отношении: А есть В и С.
  2. Шкаф есть единое и многое в разном отношении: А не есть В и С.

Таким образом, мне нужно доказать первое, а Булату — второе. Но положение Булата несколько сложнее.

Вторая формула не вполне выражает смысл соответствующего тезиса, хотя и отражает его логическое отношение к первому тезису. Ведь Булат утверждает, что «А есть В и С, но в разном отношении». Требуется ввести некоторые переменные, обозначающие «разные отношения», «разные аспекты», «разные стороны» шкафа, которым приписываются свойства В и С. Обозначим эти стороны так: шкаф в аспекте смысла — А1, шкаф в аспекте свойств (т.е. наличной фактичности) — А2.

Очевидно, эти два аспекта образуют контрадикторную противоположность, то есть А1 есть не-А2. Если бы они не были противоположны, то им нельзя было бы приписать противоположных свойств В и С.

Следовательно, второй тезис («Шкаф есть единое и многое в разном отношении») можно переформулировать в виде группы тезисов:

  • Шкаф есть шкаф в аспекте смысла и шкаф в аспекте свойств: А есть А1 и А2.
  • Смысл есть тождественное: А1 есть В.
  • Свойства суть множественное: А2 есть С.

То есть, получается, что если А есть А1 и А2, то А есть В и С, а это противоречит первоначальной позиции Булата. Таким образом, если Булату нужно доказать, что «А не есть В и С», то нужно прежде доказать, что «А не есть А1 и А2», или что «шкаф не есть смысл шкафа и свойства шкафа».

Возможно, Булат не согласится с моей формальной формулировкой его тезиса и предложит свою.

__________________________

Комментарии

Аватар пользователя Неокантианец

я бы такую логику предложил:
А есть А1 и А2.
А1 есть С.
А2 есть В.
Отсюда казалось бы вытекает: (А есть С) и (А есть В). Но это не совсем так. Тут же у нас опосредствование произошло. И поэтому если быть точным то следует сказать так: (А есть С через А1) и (А есть В через А2). Это "через", т.е. опосредствованность, как раз и нарушает истинность выражения (А есть С и В).

Аватар пользователя admin

Верно, опосредованность есть. Но дело в том, что опять же, согласно диалектике, опосредование возможно только на основе непосредственности. Или другими словами: различие сторон предполагает их тождество, а значит, в ситуации "А есть С через А1" различие А - А1, А1 - С, А - С происходит на их общем основании, в котором они тождественны.

Я постараюсь это подробно изложить в отдельных постах.

Аватар пользователя actuspurus

1. Роман верно ставит исходную антитезу, но формализация ее, как мне представляется, у него не удается. Зафиксируем для начала некоторый промежуточный результат -

Я не отрицаю того, что шкаф может быть единым и многим в разном отношении

чтобы не доказывать то, с чем мы согласились.
Итак, мы действительно имеем две позиции:

- Шкаф есть единое и многое в одном отношении.
- Шкаф есть единое и многое в разном отношении.
Первую позицию отстаиваю я [Роман, ramantaran], вторую Булат (actuspurus).

Зафиксировали. Попытаемся теперь понять как наше расхождение относится к диалектике.
2. Роман хорошо изложил свою позицию. Действительно, я согласен с Романом, что противоречие, о котором говорю я имеет характер фиктивности, в том смысле, что это противоречие есть противоречие описания реальности, а в самой реальности оно никак не проявляется. Например, движение в своем описании (апории Зенона) противоречиво, но это нисколько не мешает движению существовать. Точно так же и наш шкаф в своем описании противоречив (в моем смысле), но на самой реальности шкафа это противоречие никак не сказывается.
3. Роман же ратует за подлинное противоречие, то есть такое, которое является противоречием не только описания, но и самой реальности. Такое подлинное, т.е. реальное противоречие и является, согласно Роману, основанием диалектики. Собственно, здесь и возникает коллизия.
4. Мою позицию можно сформулировать в виде альтернативы. Или диалектика действительно определяется как наука подлинного противоречия (позиция Романа) и тогда я считаю, что она просто невозможна. Или то, что принято называть "диалектикой" опирается на мнимое противоречие, противоречие описания, а не самой реальности.
5. Возможно, "диалектика", о которой пишет Роман, имеет место (гипотеза), но я тогда не понимаю, что она такое. Поскольку подлинное противоречие делает эту диалектику, как я уже писал, чем-то произвольным, неопределенным и неосмысленным.
6. О формализации нашей проблемы я подумаю, хотя возможно она и не потребуется. :)))