(7) Как по-вашему, почему речь заходит о Я?
Переход к Я есть, собственно, узловой момент фихтевской философии. Почему речь заходит о Я? Ведь можно было бы развивать исходные рассуждения и по другому пути. Фихте дает обоснование своему выбору направления.
Мы сразу обращаем внимание, что суждение «А=А» трактуется лишь как действие человеческого духа. Вы спросите, а разве возможно что-то другое? Возможно. И другие философские системы предлагают иные варианты «субъекта суждения». В неоплатонизме — это безличное Единое, которое есть чистый акт (действие) самополагания. В средневековой философии — это, прежде всего, личный Бог, и т.п. Но с философией Нового времени объективная реальность постепенно становится достоянием человеческого субъекта.
Поэтому, с одной стороны, логика Фихте здесь совершенно правильная: неизбежно должна зайти речь о субъекте совершаемых полаганий. Но вот трактовка этого субъекта — не единственно возможная. Фихте выбирает человеческого субъекта, точнее — человеческую личность, Я. Обосновывает он это тем, что кто-то же должен совершать суждение «А=А». Кроме человеческого духа, Фихте не знает другого действующего лица.
(8) Над этим вопросом бился часа три. Пока не разобрался, но уже как будто близко к разгадке. Пункты 3 с) и 4 — это просто ужас!
(9) что значит «существовать» по Фихте?
Существовать — значит быть положенным = утвержденным = определенным. Разумеется, положенным — в Я.
(10) как произошел переход от Я к разделению относительного и абсолютного Я?
Всё-таки пункт 4 очень тёмный, поскольку допускает различные толкования за счет местоимений, непонятно к чему относящихся.
Таким образом, Я через посредство X полагает следующее: A есть в наличности для судящего Я безусловно и исключительно в силу его (чего «его»? А или Я?) положенности в Я вообще, то есть им (чем «им»?) полагается, что в Я – будет ли оно преимущественно полагающим, или судящим, или еще каким – есть нечто, что равно себе всегда, что всегда остается одним и тем же. И безусловно полагаемое X можно выразить также следующим образом: Я=Я; Я есмь Я.
Поэтому для меня этот переход в этом пункте — увы — остался неясен.
Гораздо яснее это изложено в п.7, но там это делается не за счет привлечения А, а на других основаниях.
(11) Сформулируйте переход от «Я есмь Я» к «Я есмь», приведенный в п. 5.
(12) Что есть Я?
Абсолютный субъект; бытие, полагающее себя самое. Безусловное (абсолютное) самополагание.
Обратите внимание на позднейшее добавление Фихте (в примечании ко 2–му изд.): Я есть тождество субъекта и объекта. Это, на мой взгляд, очень важно, поскольку современная философия, утратив диалектическую зоркость, свела Я к абстрактному субъекту. Но я, личность — не субъект, поскольку постоянно соотносится с собой, полагает себя, рефлексирует. А раз полагает себя — значит само для себя является как объектом, так и субъектом.
Комментарии
Dixi, Actuspurus
1. Действительно, текст в пунктах 3. и 4. непрост. Чтобы разобраться с ним, мне кажется, необходимо, различить Я судящее и Я полагающее. Собственно, это различие есть условие рефлексии - одно Я есть то, которое обращается на другое Я, то, на которое происходит обращение. Итог, который выражен в форме Я=Я есть единство этих двух Я в рефлексии.
Да, только различаются не Я судящее и Я полагающее (судить и полагать — это одно и то же), а Я вообще и Я судящее и пр.; именно такое различие вводит Фихте в четвертом пункте.
Dixi, Actuspurus
1. Мне кажется в п. 4. в извесном пассаже речь идет не о "Я вообще", поскольку такое выражение "Я вообще" у Фихте в тексте, насколько я его изучил, не встречается. Скорее, его можно прочитать, переставив "вообще" в нужное место так: "... в силу его положенности вообще в Я".
2. Абсолютное Я есть не один из членов рефлективной двоицы - Я рефлектирующее или Я рефлектируемое, а Я как их единство. Абсолютный субъект противопоставляется Фихте эмпирическому субъекту, и тот и другой имееют круг рефлексии.
3. Все-таки, мне представляется, что текст дает основания различать Я судящее и Я полагающее. Так, в сноске к пункту 7 (см. звездочка), "судящее Я высказывает, собственно, нечто не об А, а о самом себе, - а именно, что находит в себе некоторое А" (стр.79. сноска т.1) Мне кажется, различие судящего Я и полагающего Я - временное, снимается после того, как дело переходит к собственно разговору об Я. До того, пока разговор идет об А - Я полагает это А (полагающее) и судит о нем в рефлексии (судящее Я) - и то, и другое есть, конечно, одно и то же эмпирическое Я, но взятое в разные моменты - полагания и суждения об этом полагании.
4. Еще в тексте постоянно различаются "я" и "Я" - я, написанное со строчной буквы, и Я, написанное с прописной. Понятно, что в немецком языке все существительные пишутся с большой буквы и, следовательно, Ich - есть указание на абсолютный субъект, а ich - есть собственная ссылка Фихте на себя, на свой личный опыт. Но следить за этим различием, если мы хотим прочитать текст адекватно, как мне кажется, необходимо.
А если А не существует, а просто мыслится, воображается (как например рога зайца или кентавр)? Тогда ведь оно тоже полагается? значит "существовать" – это что-то большее чем просто быть положенным
P.S.Что-то совсем не получается форматировать текст сообщения. В частности не понимаю как убрать отступ у абзаца.
Полагается, но тут уже речь заходит о разных типах существования (см. мой ответ тебе касательно бытия там). Почему и встает вопрос о выведении категории реальности.
А ты сначала пиши, потом форматируй. Я добавил еще одну кнопку для убирания отступов.
P.S. Ещё почему-то слишком большое расстояние между абзацами получается в комментарии, хотя в окошечке редактирования оно было равно ровно одной строке (или даже вообще отсутствовало).
P.P.S. Кажется отмена отступа не работает (в редакторе будто бы он убрался, а в итоге так и остался).
Даже психологи подтверждают наличие образов круглого квадрата у испытуемых :)). Да, они существуют как смыслы, но не как факты (если пользоваться феноменологической терминологией). По Фихте — они не имеют безусловного существования, т.е. не положены в безусловном Я, а лишь полагаются Я-судящим. То есть, их существование всецело зависит от твоей активности их полагания.
Так ты, я вижу, в ворде сначала пишешь? Тогда конечно с его форматированием нереально справиться подручными средствами.
Понятно. Мне кажется, что в таком понимании "существовать" нет проникновения ни в какой смысл "существовать", нет ответа на вопрос "что значит существовать?" Потому что в ответ на вопрос "что означает что вот эта чашка передо мной существует?" мы получаем ответ "ну это означает, что она положена не просто, а безусловно". То есть просто вопрос о смысле существования заменяется вопросом о смысле абсолютного полагания (чем оно по своей сути отличается от относительного полагания). Вопрос-то реально не раскрылся, не прояснился.
P.S. Пару дней меня не будет, не теряйте.
Dixi, Actuspurus
1. У Фихте мы видим два смысла слова "существовать":
1) быть положенным, иначе говоря быть для кого-то (относительное существование)
2) быть равным самому себе (безотносительное существование).
2. И тот и другой момент присуствуют в любом существовании - все есть для кого-то, как говорят, для некоторого иного, в то же время оно есть и само по себе, безотносительно - как равное себе - для себя.
Понял. Меня тут беспокоит тот факт, что в предложенном Вами понимании "существования", вроде бы, отсутствует различение между существованием например вот этой чашки передо мной и существованием например кентавра.
Комментарий перемещен сюда.
Комментарий перемещен сюда.
Dixi, Actuspurus
1. Отличить бытие реальной чашки вот передо мной от бытия чашки воображаемой, или, например, видимой во сне - можно только двумя критериями - 1. теоретическим - степенью ясности и отчетливости; 2. практическим - реальное бытие сохраняет контекстуальное единство. Но как Вы понимаете, эти критерии сами по себе субъективны. Получается, в принципе, явь от сна, реальность от иллюзии отличить невозможно.
2. В этом смысле, для Я не существенно - реально ли его бытие или иллюзорно. Главное, что это бытие удостоверено самим Я для самого себя, главное что для Я оно достоверно как ТО, ЧТО ЕСТЬ ДЛЯ Я. Есть философии, которые утверждают иллюзорность реальности, как Я так и не-Я, но при этом допускают возможность рассуждать об этой иллюзорности как о чем-то истинном. Иначе говоря, стихия рассуждения, где Я соотносится с собой для себя самодостаточна.
Даже психологи подтверждают наличие образов круглого квадрата у испытуемых ). Да, они существуют как смыслы, но не как факты (если пользоваться феноменологической терминологией). По Фихте — они не имеют безусловного существования, т.е. не положены в безусловном Я, а лишь полагаются Я-судящим. То есть, их существование всецело зависит от твоей активности их полагания.
Такое различение где-то дальше будет? Потому что в первом параграфе такого различения (положенность в безусловном Я и положенность судящим Я) вроде бы нет. А понятие "безусловного существования А", я так понял, соотносится просто с А-предикатом (имеется в виду, что он именно "безусловно" связан с А-субъектом через "А есть А").
(10) как произошел переход от Я к разделению относительного и абсолютного Я?
Я понял так, что разделённость Я есть его неотъемлемое, сущностное свойство. Есть Я полагающее, Я-субъект, с одной стороны, и есть Я положенное, Я преднайденное, Я-объект, с другой стороны. Абсолютное Я - это Я, являющееся тождеством указанных двух Я. Относительное Я - в первом параграфе вроде бы вообще нет такого термина.
Dixi, Actuspurus
1. По видимому, под относительным Я Роман имел в виду эмпирическое Я, которое следует отличать от Абсолютного Я. Эмпирическое Я есть реальное Я Фихте, нас с Вами. Абсолютное Я - одно для Всех. Это Я теории, Я как понятие, точнее говоря, Я как оно есть общее для всех эмпирических Я.
2. Я полагающее и Я положенное не различны как разные Я реально, скорее это различные моменты самого Я - эмпирического или Абсолютного. Абсолютное Я рефлектирует себя - то, Я, которое находится в моменте рефлексии есть Я полагающее, а то Я, над которым осущестляется рефлексия - полагаемое. Это два момента одного и того же Я.
(11) Сформулируйте переход от «Я есмь Я» к «Я есмь», приведенный в п. 5.
По правде говоря, это рассуждение п.5 представляется бессмысленным. На самом деле там нет никакого хоть сколько-нибудь логичного перехода от "Я есть Я" к "Я есмь". Формула "Я есмь" там реально выводится вовсе не из формулы "Я есть Я", а из того факта (или не факта, а определения), что существование любого А определяется его положенностью в Я (разумеется, положенностью самим же Я). И стало быть само Я необходимо существует (т.е. "Я есмь"), ибо как же может нечто существовать в Я (и сущестовать благодаря положенности этим Я), если бы само Я не существовало? Или можно ещё так сказать: поскольку мы приняли, что Я является основанием любого возможного существования, то стало быть оно само необходимо должно существовать.
Dixi, Actuspurus
1. Действительно, на первое основоположение "Я есмь Я" Фихте навел через рассуждение о тождестве "А=А", но из этого не следует, что само тождество "А=А" доказывает существование или несуществование Я.
2. Скорее, логика здесь следующая Я=Я, но это равенство отлично от равенства А=А. В последнем просто констатируется, что А равно себе и все. В равенстве Я=Я предполагается не только результат, т.е. само равенство, но и его предшествующее "состояние" - различие Я как субъекта в этом равенстве и Я как предиката. И различие это установлено не внешним образом как в А=А - различие А справа и А слева. В Я различие с собой дано рефлективным образом - как Я положенное и Я полагающее.
3. Иначе говоря, Я потому реально, что оно положило себя. Здесь как у Декарта - покуда длится сомнение, само сомнение не может сомневаться в своем наличии (cogito, ergo sum). Только у Декарта начало его философии высказано слишком популярно. Фихте начинает более наукообразно что ли. Он говорит, что если Я=Я, т.е. если в рефлексии Я полагает себя, то оно не может сомневаться в своем существовании, точнее говоря существование Я есть первая достоверность для себя.
(12) Что есть Я?
Я бы в фихтевской дефиниции Я выделил два аспекта (главных или даже может быть единственных):
1. Я есть тотальность в том смысле, что всё что есть (а так же и всё то что было или когда-то в будущем возможно будет) - есть в Я, и нет ничего вне Я.
2. Единственное действие Я - это полагать себя. И существует оно единственно по той причине, что полагает себя.
Dixi, Actuspurus
1. Первый пункт абсолютно точен. Кроме Я ничего нет, все есть только в Я.
2. Второй пункт требует уточнения. Если нет ничего, кроме Я, то из этого следует, что все в Я дано через положенность этим Я. Но Я может полагать и не-Я, точнее, как говорит Фихте оно может противополагать (второе основоположение). Противополагать же Я может только себе, поскольку кроме него ничего нет, а значит возникает не-Я. Таким образом, Вашу формулировку следует уточнить следующим образом: Я есть деятельность всего того, что положено и оно само есть, благодаря тому, что положило себя.
3. Не забывайте, что Фихте не называет реальность (не-Я) - иллюзией, скорее, он хочет ее обосновать из Я, т.е. как положенное Я. Согласно Фихте, все субъективно, но не произвольно! В субъективности есть своя необходимость, например, Я не может не полагать не-Я.
(13) Можете ли вы пояснить, как у Фихте выводится категория реальности?
Я бы сказал так: Ф. не то чтобы выводит категорию реальности, а скорей даёт ей дефиницию в свете своего первого основоположения. Реальность есть всё то, к чему применима формула А=А. То есть реальностью называется любая (смысловая) определённость.
P.S. Уважаемые господа преподаватели! Обратите пожалуйста внимание на мои варианты ответов на 10-13 вопросы. Был бы признателен за любые оценки или комментарии по ним.
Dixi, Actuspurus
1. Не так все просто. Первое основоположение гласит не А=А, а Я=Я. Принцип тождества, взятый из логики А=А нужен Фихте только для "выведения" (а на самом деле наведения на него)своего первого основоположения.
2. Таким образом, категория реальности выводится из первого основоположения Я=Я (Я полагает Я): реально все, что положило Я.