Разинов Ю. А. Понятия категории и экзистенциала в философии М. Хайдеггера. Конспект.
По мнению Ю. А. Разинова, «экзистенциалы и экзистенциальные понятия играют в онтологии Хайдеггера примерно ту же роль, что и категории в рамках классической онтологии, т.е. являются основными единицами мышления».
Развертывание тезиса Хайдеггера «Экзистенциалы и категории суть две основовозможности бытийных черт» [Хайд. Бытие и время. М, Ad marginem, 1997, с. 45] показывает, что
Категории (по-гречески kathgoria - обвинение, осуждение, приговор, обличительная речь, в которой сущее выставлено на вид, налицо в том, что оно по существу есть) — ««называющие слова», в которых схвачено существо вещи». Категории понимаются Хайдеггером как такие определяющие называния, в которых сущее выставлено на вид в том, что оно есть в своем бытийном устройстве. Это выставляющее определение сущего происходит как некое «молчаливое называние», которое невысказанно присутствует в любом высказывании о мире. Не высказываясь в высказываниях, категории несут на себе всякое высказывание и таким образом фундируют любое суждение. В охватывающем определении сущего метафизическими категориями уже решен вопрос о его бытии.
Экзистенциалы — «особые кристаллизации фундаментального опыта присутствия, более изначальные нежели категории». Они суть «способы держания двоякой разомкнутости (раскрытости) присутствия в простор самого Бытия».
Присутствие (dasein) — такой тип сущего, который «имеет место способом понимающего отношения к себе, к собственному бытию. Бытие присутствия всегда так или иначе определено до всякого определяющего называния в логосе сущего. В таком отношении к своему бытию «присутствие есть своя разомкнутость» [Хайд. Бытие и время. М, Ad marginem, 1997, с. 133]». В разомкнутости (раскрытости) разомкнуто само присутствие, а в разомкнутости присутствия разомкнуто Бытие как таковое. Разомкнутость есть способ бытия присутствия, его простая сущность.
У Хайдеггера «не проведено ясного различия в понятиях экзистенциала и феномена, не оговорено терминологическое различие выражений «экзистенциал» и «экзистенциальное понятие», наконец, не определен сам термин «экзистенциал»».
«экзистенциалы суть структуры экзистенции как способа бытия присутствия»
«Под рубрикой "экзистенциал" Хайдеггер выводит такие определенности бытия присутствия, как: "люди" (das Man), бытие-в, расположение, понимание, речь, забота, смерть, совесть, время и т.д. По аналогии с аристотелевским определением состава сущего, о всяком присутствии можно сказать, что в горизонте своих бытийных возможностей оно есть человек (Man), имеет онтологическую структуру бытия-в (благодаря чему может быть онтически определено как где - в Ликее), временит, (благодаря чему может быть онтически определено как когда - вчера), озабочено, испытывает зов совести, заступает в смерть, понимает, расположено, говорит и т.д.»
«Если категории - роды сущего, имеющего место способом бытия наличного, то экзистенциальные понятия - определения бытийных черт того, что налично представлено быть не может.»
Экзистенциалы не могут быть подведены под понятие рода, поскольку в них имеется в виду определение «всегда своих» бытийных способностей присутствия, которые никогда не могут быть даны налично, а всегда раскрываются как бытийные возможности, возобновление которых присутствие всегда берет на себя само. «Экзистенциальность» присутствия означает, что оно держится в горизонте возможностей, которые само для себя создает и реализует (или не реализует). Экзистенциалы — забота, совесть, смерть, временность, бытие-в — «всегда мои».
«Экзистенциалы — не понятия в том смысле, что они есть "живые" бытийные черты присутствия, иначе — отличительные способности быть, кристаллизации этих бытийных способностей, и в этом их фундаментальное отличие от категорий как родов сказывания. Если же о них вести речь как о понятиях (хотя и экзистенциальных), то они суть экспликаты таковых бытийных черт (способностей). В них феноменологически выделены исходные бытийные структуры опыта присутствия, почему они и становятся основными единицами экзистенциально-феноменологического анализа. <…> Различие между экзистенциалами и экзистенциальными понятиями <…> можно охарактеризовать как различие дорефлективного и рефлективного мышления.»
«<…> категориальный охват сущего есть развертывание определенной бытийной способности понимающей себя экзистенции, исходный смысл которой раскрывается в заботе. В категориях научная экзистенция озабочена своим внутримирным устройством. Экзистенциальная забота о своим Бытии-в-мире есть та исходная онтологическая структура, тот изначальный опыт присутствия, в котором раскрыто простое бытия, скрытое в многообразном категориальном истолковании сущего.»
Комментарии
"Как отмечает французская исследовательница Ф. Дастюр, решающий шаг Мерло-Понти в преобразовании феноменологии подобен шагу Хайдеггера. Начиная с 1923 г., сначала в марбургских лекциях, затем в «Бытии и времени», Хайдеггер развивает тему Dasein, которое не является сознанием или субъектом, но обладает в качестве бытия в мире интенциональностью. Изначально интенциональность следует трактовать не как отношение субъекта к объекту, а как экзистенцию, «выступание в истину бытия». Однако в отличие от Хайдеггера, который безусловно отдает предпочтение вопросу о бытии, сразу же отстраняясь от картезианского дуализма как «философии субъекта», подменяющей бытие наличностью геометрических форм, Мерло-Понти в «Феноменологии восприятия» не порывает с картезианским вопросом о сознании и мире, воспроизводит его и строит «некартезианскую онтологию». В этом же направлении отказа от трансцендентального идеализма Гуссерля шли его многие ученики. Даже наиболее верный учителю Е. Финк, с которым Мерло-Понти познакомился в 1938 г. в Лувенском архиве, указывал на узость гуссерлевского понятия мира как всеобщего горизонта предмета, или как идеи полного синтеза возможных опытов, переживаемой с совершенной очевидностью, и развивал феноменологию, построенную на «космологическом различии» мира и внутримирового сущего. Да и сам Гуссерль, о чем пишет Г. Бранд (1955), стремился выйти из трансцендентального идеализма и в последние годы жизни стал различать Я, которое конституирует мир, и Я, которое существует в мире — Dasein. С этих позиций, присутствующих в неизданных рукописях Гуссерля, мир — не только всеобщность всех потенциальных конститутивных возможностей Я, но и трансценденция, некая изначальность, благодаря которой возможен любой опыт мира."
http://anthropology.ru/ru/texts/sokolova/kolesn_17.html
cedrus
В статье «Комическое и трагическое в аспектах исторической эстетики» К.Г. Исупов пишет: «Комическое мы определяем как 1) экзистенциал; 2) качество жизненной ситуации, 3) эстетическую категорию, фиксирующую ложную значительность и мнимую серьезность в аспекте небезопасного осмеяния и путем вовлечения в операции разъятия и деформации (гротеск), профанации и фамильяризации (карнавал, эксцентрика, скоморошество, клоунада), в формах «смеховой культуры» (М. Бахтин); 4) эмотивную предпосылку смешного и забавного, юмора и остроумия, отчасти — иронии, сарказма и сатиры». Не подскажете, что значит "комическое как экзистенциал"?
Вероятно, это значит, что комическое есть нечто, неотъемлемо присущее человеческому бытию (экзистенции).