https://gtmarket.ru/library/basis/3698
https://gtmarket.ru/library/basis/3698
Рене Декарт (René Descartes; 1596–1650) — французский математик, физик, философ и мыслитель, заложивший основы ряда направлений современной науки, включая рационализм и методологию в философии, аналитическую геометрию и символическую алгебру в математике, механицизм в физике, и другие. Публикуемое произведение «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках» (Discours de la Méthode pour bien conduire sa raison, et chercher la Vérité dans les sciences) — философский трактат из шести частей, опубликованный Декартом в 1637 году в Лейдене, Нидерланды. В первых изданиях этой работы в качестве приложений к ней были опубликованы разделы «Диоптрика», «Метеоры» и «Геометрия», которые были призваны продемонстрировать реализацию метода на примере конкретных наук. |
|
Произведение: | Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках (Discours de la Méthode pour bien conduire sa raison, et chercher la Vérité dans les sciences). |
Издание: | René Descartes. Discours de la Méthode pour bien conduire sa raison, et chercher la Vérité dans les sciences. — Leiden, 1637. / Рене Декарт: Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках. — Перевод на русский язык Г. Г. Слюсарева и А. П. Юшкевича. // Рене Декарт. Сочинения в 2 т. — Т. 1. — М., 1989. |
ISBN: | 5-244-00022-5 |
Формат: | Электронная публикация. |
Автор: | Рене Декарт (René Descartes; 1596–1650). |
Тема: | Философия Наука Метод Методология Мышление |
Раздел: | Гуманитарный базис |
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮЭто наиболее важное произведение Декарта опубликовано в 1637 году в Лейдене издателем Яном Мэром с приложением «Диоптрики», «Метеоров» и «Геометрии». Хотя «Диоптрика», «Метеоры» и «Геометрия» названы Декартом образцами применения разработанного им метода, в действительности само «Рассуждение» было написано уже после завершения трёх этих естественнонаучных произведений. Весьма показательно первоначальное намерение Декарта дать всем этим произведениям несколько иной заголовок, о чём он сообщил в своём письме Мерсенну в марте 1636 года: «Проект всеобщей науки, которая сможет поднять нашу природу на более высокую ступень совершенства. Затем «Диоптрика», «Метеоры» и «Геометрия». Здесь автор смог подобрать наиболее любопытные вопросы, чтобы доказать, что посредством предлагаемой им всеобщей науки эти вопросы объясняются таким образом, что их смогут понять даже те, кто их совсем не изучал» (Oeuvres I 339). Интересную характеристику этого своего произведения автор дал в письме Мерсенну от 27 февраля 1637 года: «… я озаглавил его не «Трактат о методе», но «Рассуждение о методе», а это то же самое, что Предисловие или Мнение относительно метода, чтобы показать, что я намерен не учить, а только говорить о нём… он заключён больше в практике, чем в теории, и последующие трактаты я называю Опыты [применения] этого метода, так как я утверждаю, что вещи, содержащиеся в них, не могут быть найдены без него… равным образом я включил кое-что из метафизики, физики и медицины в первое «Рассуждение», чтобы показать, что метод распространяется на все предметы» (Oeuvres I 349). Хотя при жизни Декарта все эти произведения публиковались по французским оригиналам, в 1644 году в Амстердаме у издателя Л. Эльзевира вышел одновременно с «Первоначалами философии» сделанный Э. де Курселем латинский перевод «Рассуждения» с двумя первыми приложениями к нему («Геометрия» в латинском переводе Ф. Скаутена вышла отдельно в Лейдене в 1649 году). Латинский перевод «Рассуждения» озаглавлен «Dissertatio de Methodo гее te utendi ratione et veritatem in scientiis investigandi» (Oeuvres VI 540–589). Декарт просмотрел этот перевод, внёс в него некоторые исправления и дополнения. Наиболее важные из них приведены в нижеследующих примечаниях. Деление «Рассуждения» на шесть частей принадлежит Декарту, но заголовки каждой из них взяты из перечня вопросов, помещённого Декартом в самом начале этого произведения. В соответствии с утвердившейся традицией изданий «Рассуждения» на русском языке мы даём название каждой из частей (впрочем, на полях латинского перевода в издании Адана — Таннери они также приводятся).
Титульный лист первого издания трактата Рене Декарта «Рассуждение о методе» 1637 года. На русском языке это произведение издавалось неоднократно: О методе для правильного развития разума и для изыскания истины в науках. / Пер. M. M. Скиада. — Воронеж, 1873; Рассуждение о методе, чтобы хорошо направлять свой разум и отыскивать научные истины. // Любимов Н. А. Философия Декарта. — СПб., 1886; Рассуждение о методе. / Пер. и предисл. Г. С. Тымянского. — М., 1925; Рассуждение о методе для хорошего направления разума и отыскания истины в науках. / Пер. В. В. Соколова. // Декарт Р. Избранные произведения. — М., 1950; Декарт Р. Рассуждение о методе с приложениями: Диоптрика, Метеоры, Геометрия. / Пер. и коммент. Г. Г. Слюсарева и А. П. Юшкевича. — М., 1953. Последний перевод, сверенный с оригиналом И. С. Вдовиной (по изданию: Oeuvres VI 1–78), и публикуется в настоящем издании. В. В. Соколов. |
|
|
Комментарии
https://cyberleninka.ru/article/n/matematizatsiya-prirody-naturfilosofiya-i-metafizika-nauki-dekarta/viewer
Вестник Санкт-петербургского университета Сер. 6. 2009. Вып. 3 УДК 1(091) И.С. Кауфман «Математизация природы»: натурфилософия и метафизика науки Декарта
Работ, посвященных исследованию места философии Декарта в философии и методологии науки, существует так много, что их обзор потребовал бы отдельной работы. Объединяет их один аспект: научная и методологическая программа Декарта, имеющая много общих моментов с идеями других «творцов» научной революции, рассматривается как обладающая уникальным положением.
Так, в отличие от Бэкона, Декарту принадлежит ряд несомненных научных результатов; с другой стороны, у Ньютона богатство эмпирических исследований сочетается с относительной бедностью методологической программы. Декарт же, если использовать более современную терминологию, впервые формулирует вопрос: можно ли найти для каждого научного открытия философско-методологическое осмысление и обоснование, можно ли философски реконструировать процесс научного открытия?
Важность философии Декарта для понимания природы научной рациональности связана с тем, что все его философские и научные работы показывают, как формируется новая научная рациональность, каким сложным является данный процесс.
Таким образом, реконструкция научной рациональности требует понимания не только философских текстов и фрагментов, но и эволюции всей научной программы Декарта. Необходимо это по следующей причине: в XVIII в. уже у Ньютона и далее у Юма, Д’Аламбера и Канта мы видим не только развитие натуральной философии, но и разработанную философию науки («метафизику естествознания» или «идею природы») [1–2; 6; 9]. Однако ее генезис остается скрытым за общими фразами («математизация природы», «разрушение космоса»).
Мы полагаем, что возникновение философии науки связано с определенным этапом генезиса классической науки, а именно с формированием новых систем натуральной философии. Именно у Декарта мы находим ряд ключевых положений о математизации науки о природе. Более того, у него можно найти примеры решения конкретных проблем не только математики, но и эпистемологии, натуральной философии и метафизики посредством «математического метода».
Декарт прямо говорит о том, что в формировании новой метафизики он намерен опираться на математику как источник подлинного метода. Итак, в реконструкции основ научной рациональности у Декарта мы сталкиваемся с вопросом о месте математики. Выражение «математизация природы» в случае © И.C. Кауфман, 2009 113 Декарта может иметь различные значения: многие авторы видят в нем преобразователя античной математики, в то время как другие выделяют технический аспект его работ [5; 10].
Как же в действительности понимал математику Декарт? Он выделял математику в качестве науки, являющейся источником знаний и положений безусловной достоверности в силу того, что только математика исходит из самоочевидных принципов, из положений, являющихся основаниями для последующих выводов, не требуя при этом оснований для собственной достоверности.
.......................................
Отметим, что в действительности в «Принципах» тоже говорится об автономной натуральной философии. Декарт пишет, что в натуральной философии нет иных принципов кроме физических, отнюдь не метафизических: «Чтобы иметь возможность обосновать посредством доказательства все, что я буду выводить, я не принимаю в физике никаких начал, которые не были бы также началами математики; и этих начал достаточно, тем более что посредством их могут быть объяснены все явления природы».
Хотя он пишет, что принимает принципы «геометрии или абстрактной математики», в пояснении уточняется, что содержание принципов исключительно физическое: «мне неизвестна иная материя телесных вещей, как только всячески делимая, могущая иметь различную фигуру и движимая различным образом... которую геометры называют величиной и принимают за объект доказательств; я ничего в этой материи не рассматриваю, кроме ее деления, фигур и движений; и ничего не сочту достоверным относительно нее, что не будет выведено с очевидностью, равняющейся математическому доказательству. И так как этим путем... могут быть объяснены все явления природы, то не следует в физике принимать других начал» [ 8.VIII a, P. 78–79].
Декарт ясно пишет, что натуральная философия могла бы существовать без метафизики. Однако создание подобной системы привело его к пониманию того, что автономная натуральная философия, отличная от «традиционной», требует метафизической разработки определенных вопросов, по меньшей мере, как критерия выбора его программы натуральной философии**.
Однако метафизическое обоснование, предназначенное для автономной натуральной философии, изменило сущность метафизики: метафизика для Декарта становится обоснованием («фундирующей метафизикой»); метафизика становится не знанием о началах природы, а обоснованием науки о природе. Это важнейший шаг к трансформации метафизики как знания о природе в метафизику науки, реализованную в двух вариантах—в критической и дескриптивной метафизике науки.
Рене Дкатрт предполагает следующее
https://gtmarket.ru/library/basis/3698#t6
ЧАСТЬ VI.
ЧТО НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ ПРОДВИНУТЬСЯ ВПЕРЁД В ИССЛЕДОВАНИИ ПРИРОДЫ
Прошло уже три года с тех пор, как я окончил трактат, содержащий всё изложенное. Я начал его пересматривать, чтобы передать в руки издателя, когда узнал, что лица, которых я уважаю и чей авторитет для моих действий не меньше, чем авторитет собственного разума по отношению к моим мыслям, не одобрили одного положения из области физики, опубликованного ранее другим автором. Я не хочу сказать, что придерживаюсь того же мнения, но до этого осуждения я не заметил в нём ничего, что бы мог посчитать предосудительным с точки зрения религии или государства и что, следовательно, воспрепятствовало бы мне самому написать так же, если бы разум убедил меня в его правильности. Это заставило меня опасаться, нет ли всё же и среди моих взглядов чего-либо ошибочного, несмотря на то что я прилагал большое старание, чтобы принимать лишь такие положения для которых имел совершенно верные доказательства, и не писать ничего, что могло бы кому-либо повредить.
Этого было достаточно, чтобы заставить меня изменить решение опубликовать свой труд. И хотя доводы, по которым я принял своё первоначальное решение, были очень сильны, моя давнишняя ненависть к ремеслу писания книг немедленно подсказала мне другие, чтобы уклониться от него. Те и другие доводы таковы, что не только я сам в известной мере заинтересован в том, чтобы их изложить, но и читатели, может быть, пожелают их узнать.
Я никогда не придавал большого значения тому, что исходило от моего разума, и поскольку я не собрал других плодов от метода, которым пользуюсь, за исключением удовлетворения от преодоления некоторых трудностей умозрительных наук, или от того, что я старался согласовать своё поведение с правилами, которым этот метод меня учил, я и не считал себя обязанным об этом писать. Что касается нравов, то каждый в избытке наделён собственным мнением о них, и нашлось бы столько реформаторов, сколько голов, если бы было позволено совершать здесь перемены кому-либо, кроме тех, кого Бог поставил государями над народами или кому он дал благодать и силу быть пророками. И хотя мои умозрения мне очень нравились, я счёл, что и другие имеют свои, которые им, может быть, нравятся ещё больше. Однако, как только я приобрёл некоторые общие понятия относительно физики и заметил, испытывая их в различных трудных частных случаях, как далеко они могут вести и насколько они отличаются от принципов, которыми пользовались до сих пор, я решил, что не могу их скрывать, не греша сильно против закона, который обязывает нас по мере сил наших содействовать общему благу всех людей. Эти основные понятия показали мне, что можно достичь знаний, весьма полезных в жизни, и что вместо умозрительной философии, преподаваемой в школах, можно создать практическую, с помощью которой, зная силу и действие огня, воды, воздуха, звёзд, небес и всех прочих окружающих нас тел, так же отчётливо, как мы знаем различные ремёсла наших мастеров, мы могли бы, как и они, использовать и эти силы во всех свойственных им применениях и стать, таким образом, как бы господами и владетелями природы. Такие знания желательны не только для того, чтобы изобрести множество приёмов, позволяющих без труда наслаждаться плодами земли и всеми благами, на ней находящимися, но главным образом для сохранения здоровья, которое, без сомнения, есть первое благо и основание всех других благ этой жизни.
Ведь дух так сильно зависит от состояния и от расположения органов тела, что если можно найти какое-либо средство сделать людей более мудрыми или более ловкими, чем они были до сих пор, то, я думаю, его надо искать в медицине. Правда, в нынешней медицине мало такого, что приносило бы значительную пользу, но, не имея намерения хулить её, я уверен, что даже среди занимающихся ей по профессии нет человека, который не признался бы, что всё известное в ней почти ничто по сравнению с тем, что ещё предстоит узнать, и что можно было бы избавиться от множества болезней как тела, так и духа, а может быть, даже от старческой слабости, если бы имели достаточно знаний об их причинах и о тех лекарствах, которыми снабдила нас природа. Возымев намерение посвятить всю жизнь исканию столь необходимой науки, я, найдя путь, долженствующий, кажется мне, безошибочно привести к ней, если краткость жизни или недостаток опыта тому не помешают, полагал, что нет лучше средства против этих двух препятствий, как добросовестно сообщать публике то немногое, что я найду, и побуждать способные умы идти далее, содействуя сообразно своим склонностям и возможностям опытам, которые необходимо производить, и сообщая всё приобретённое народу, чтобы следующие за ними начинали там, где кончили их предшественники; соединяя таким образом жизнь и труд многих, мы бы всё совместно продвинулись значительно дальше, чем мог бы сделать каждый в отдельности.
..........................
А Роберт Юсупов утверждает (предлагает) следующее:
Что такое ПРИРОДА, Вселенная?! Как происходит эволюция ПРИРОДЫ, Вселенной?! Эти научные проблемы решены в «Теории Природы» (ТП) Юсупова Роберта:
«Теория Природы» (https://vixra.org/pdf/2207.0105v1.pdf),
«Слово о ПРИРОДЕ …» (https://proza.ru/2023/10/17/882)
В рамках ТП определён современный возраст Вселенной. Он равен примерно 124 трлн. 666 млрд. 537 млн. 596 тыс. лет.
Материя природы – это важнейшая природная сущность, это содержимое элементарных частиц (ЭЧ).
Время – это также важнейшая природная сущность, тесно связанная с движущейся материей.
Но вот пространства, как природной сущности, реально не существует!
С уважением
Роберт Юсупов из Владивостока, независимый исследователь, диалектический материалист, марксист, коммунист
Метод познания истины мной разработан до совершенства. Постоянно познаю истины религии и философии.
Как уже писал ранее:
Для познания истины нужно три вещи:
1. Знание предшественников по данной теме
2. Личный опыт по данной теме
3. Развитая интуиция
Так делаются все открытия в науке, изобретения в технике, шедевры в искусстве, познание истин религии.
Интуиция - от Духа и развивается благодаря духовной практике.
Да, любая истина математична и диалектична.
Фёдор!
А что вы скажете насчёт (вашего) постижения ИСТИН о ПРИРОДЕ (включая законы природы) уже открытых и представленных всем в моей книге "Теория Природы"?!
Работая над созданием своей ТП у меня не было совсем (или 1/триллионная часть) или был большой дефицит следующего:
"
1. Знание предшественников по данной теме
2. Личный опыт по данной теме
3. Развитая интуиция
"
+++++++++
ТП - это Революция в физике и космологии! Но не физику, ни космологию я не знаю в объёме даже 1/триллионной части знаний профессиональных физиков.
Опыта личного по теме не было никакого, не было и нет совсем!
Интуиция моя - обычного простого обывателя! Ниже среднего скорее всего!
Откройте учебник физики - там все истины о природе.
Главная ИСТИНА - ИСТИНА о материи ПРИРОДЫ, о её конкретном представлении в ПРИРОДЕ, о первичном, базовом, фундаментальном законе природы - законе о круговороте материи в ПРИРОДЕ, вы ни в одном учебнике современной физики не найдёте ни слова, никакой конкретики, никакой мысли!!
О ПРИРОДЕ той информации, которая представлена в моих трудах:
«Теория Природы» (https://vixra.org/pdf/2207.0105v1.pdf),
«Слово о ПРИРОДЕ …» (https://proza.ru/2023/10/17/882)
в теории современной физики вы слова не найдёте?
А ведь ПРИРОДА - это самое главное, это отправная точка отсчёта!
Ничего конкретного, вразумительного, вменяемого, обоснованного вы в ТСФ не найдёте!
Только общие слова!
А этого мало для того чтобы называться НАУКОЙ!
Вы не читаете ТП, дело ваше.
На ваше "откройте учебник физики - там все истины о природе" я выше ответил.
Полный ответ содержится в моей книге ТП!
А теперь вам встречное предложение: Откройте учебник по ТП и поймите её отличие от теории современной физики (ТСФ)!
Поймите, чем отличается истинная наука (ТП) от претензии называться наукой (ТСФ)!
С уважением
Роберт Юсупов из Владивостока, независимый исследователь, диалектический материалист, марксист, коммунист