«В первозданной, как и во всякой другой, сущности ничего не может быть такого, чего бы не было в мифической перво-сущности. Инобытие есть только частичное повторение бытия. Говоря о первозданной мифической сущности, мы должны повторить тут те же моменты, которые заключаются и в перво-сущности. Конечно, этих моментов, как мы видели, очень много. И их нет нужды повторять тут все во избежание слишком большой громоздкости изложения. Остановимся на основной диалектической триаде, имеющей значение решительно везде и во всем, о чем только возможно мыслить. Это — триада идеи, материи, вещи. Идея, или смысл, есть нечто осмысливающее, оформляющее; материя — инобытийно приемлющее, то, что приводит смысл к осуществлению и воплощению; вещь — синтез идеи и материи, воплощенная идея и смысл, осмысленная и оформленная материя. Достаточно ограничиться этой триадой. Только, поскольку речь идет об абсолютном Мифе, где дана вся полнота интеллигенции, под идеей, или смыслом, будем понимать не просто смысл в своей изолированности и, так сказать, плоскостности, но смысл в его самосоотнесенности, т. е. смысл в полноте своей интеллигенции. Интеллигенция, или ум, есть та идея, которую мы и будем противопоставлять "материи", с тем чтобы потом произвести их синтез в "вещи". В сущности, та же диалектика содержится в триаде одного, идеи (смысла) и становления, хотя предложенная триада имеет здесь свои свойства. Итак, абсолютный Миф переходит в инобытие и становится первозданной сущностью. Упомянутая триада должна найти свое лицо в пределах этой первозданной мифической сущности. Должна быть, во-первых, такая сфера, которая воплощает на себе чисто умную, интеллигентную стихию перво-сущности; должна быть, во-вторых, сфера, осуществляющая и воплощающая материальную сторону сущности; и, в-третьих, сфера, синтезирующая то и другое. Первая сфера есть умные силы, или невидимый мир ангельский; вторая — видимый мир, космос, природа, неодушевленный мир, растения и животные; третья сфера – человек. Мифология ангельского мира — необходимейшее достояние абсолютной мифологии. Что она необходима вообще, это явствует из ее повсеместного присутствия в любой мифологической системе. Однако условия абсолютности накладывают совершенно неизгладимый отпечаток на всю ангелологию и делают ее даже трудно сравнимой с ее относительными типами. Прежде всего, нужно четко усвоить самое диалектическое место ангельского мира. Если мы перешли в сферу инобытия, то какая-то телесность, хотя бы и чисто умная, необходимо должна быть свойственна ангелам. Однако это — именно чисто умная телесность, и потому наименование их бесплотными является для них существенным. Это действительно бесплотные силы, т. е. чисто умные, чисто смысловые потенции. От Божественных энергий они отличаются тем, что они — тварны, т. е. субстанциально инобытийны, в то время как Божественные энергии субстанциально неотделимы от самого Бога и потому суть сам Бог. Бесплотные силы, как ИДЕЯ ВСЕГО ДАЛЬНЕЙШЕГО ИНОБЫТИЯ (здесь и далее выделено мной. – А.), осмысливают и оформляют все инобытие, и потому учение об Ангеле-Хранителе является совершенно элементарной диалектической необходимостью. Не только человек, но и все, что существует на свете, каждая мельчайшая песчинка имеет своего ангела-хранителя. Любопытны те модификации, которые претерпевает ангелология, переходя из одного типа в другой. В язычестве, например, которое в основе всегда является пантеизмом, т. е. субстанциальным отождествлением Бога и мира, ангелы, во-первых, ничем существенным не будут отличаться от Божественной сущности, во-вторых же, это будет нечто совершенно имманентное миру. Так, у Прокла диалектика трех основных триад умного мира и есть Диалектика Божества; эти же самые триады и суть то, что управляет миром и имманентно его осмысливает. В строгой теистической системе ангелы субстанциально отличны от Божественной сущности, и умная энергия сущности именно субстанциально несовместима с бесплотными силами, которые при всей своей бесплотности суть все же тварное бытие. С другой стороны, в этой системе бесплотные силы, хотя и имеют одной из главных своих функций осмыслять ("охранять") тварь, все же САМИ ПО СЕБЕ ВОВСЕ НЕ НУЖДАЮТСЯ В ПОЧЕЙ ТВАРИ, субстанциально от нее не зависят. Можно было бы мыслить здесь в качестве твари только один мир умных, бесплотных сил; и это совсем не значило бы, что тут же мы мыслим видимый мир и человека. Поэтому наибольшей самостоятельности мир бесплотных достигает именно в абсолютной мифологии. Здесь ангелы — естественное звено излучений, идущих от Божества ЧЕРЕЗ НИХ к прочей твари. Категория ангельского мира, несомненно, действует, в соответственной, конечно, модификации, во всякой иной мифологии. Так, во всякой трансцендентальной философии место ангельское занимает трансцендентальная схема и вообще вся смысловая сфера. Только очень часто эта философия ограничивается смыслом-в-себе, не развертывая его до степени выразительного и интеллигентного Смысла. Поэтому "категория" Канта, "понятие" Гегеля, "эйдос" Гуссерля, "гипотеза" Когена и Наторпа, несомненно, есть только внутренне опустошенная ангелология. Эти структуры, несомненно, умны, бесплотны; они осмысливают и оформляют все бытие и в этом смысле суть его "хранители". Тут — полное тождество с теми же самыми установками, которые заставляли абсолютную мифологию учить о бытии ангелов. Но вовсе не обязательно оставаться в пределах в-себе-смысла. Уже Кант учит о трансцендентальной природе чувства, а Шеллинг — об образе и символе, возникающем как объективный коррелят чувства. Если взять смысл в максимальной степени его интеллигентного и выразительного наполнения, то мы и получим ангельскую природу. Чтобы существовало нечто текучее, помним мы, надо, чтобы было нечто нетекучее, остающееся постоянным в течение всего процесса. Это — элементарное требование диалектики, и это заставляет нас говорить об "идеальных" "эйдосах" и "формах" каждой вещи. Но вещь ведь не только течет; она, допустим, есть еще и нечто живое, например личность. Она, стало быть, текучая личность. Чтобы быть и быть познаваемой, такая текучая личность должна иметь какой-то неподвижный аналог в сфере смысла, который бы делал возможным это протекание. Конечно, он уже не может быть просто эйдосом он должен быть интеллигентным эйдосом. Далее, ничто не мешает нам взять все личности, которые только возможны, все, какие были, есть и будут существовать. Не следует бояться воя, который при этом поднимут всякие "эмпирики". Откуда-де вы знаете эти личности, прошлые, настоящие да еще и будущие? Мы должны помнить, что этот эмпиризм в сущности своей нигилизм, так как чистое становление без всякой идеально-смысловой задержки есть иррациональный хаос, нигилистическая бездна. Тут одно из двух: или бытие есть нечто принципиально целое (а иначе оно и не было бы бытием да и вообще чем-нибудь), то[гда] это целое есть определенная смысловая("умная", "идеальная", "бесплотная") значимость, отличная от самой субстанции бытия; или такой целости не существует, тогда все бытие рассыпается в иррациональную полость неизвестно чего. Но бытие есть и есть нечто, т. е. нечто целое, т. е. и личность есть, и все личностное в бытии тоже есть, и это личностно-бытийственное, независимо от протекания времен, тоже есть нечто целое и не может не иметь своего "идеального", "бесплотного" коррелята. Так, мир бесплотных сил есть чисто диалектическая необходимость абсолютной мифологии» («Первозданная Сущность» 2).
Комментарии
… А.Ф. Лосев говорит здесь, между прочим, о том, что Ангел (будем называть мир бесплотных сил этим собирательным именем) есть «ИДЕЯ всего дальнейшего инобытия» и что Божественные энергии («излучения») идут «через них к прочей твари». Однако в «Имяславии…» я нахожу иное понимание природы идей тварного бытия, именно – понимание их как Божественных энергий (напр.: «Войдём в рассмотрение первой проблемы, – об отношении существа Божия к идеям, или энергиям Божественным…» [VI]). Но это ещё полбеды: трактовка идей как Божественный энергий могла быть вызвана в результате структурного параллелизма между общеплатонической схемой ИДЕЯ – МАТЕРИЯ – ВЕЩЬ и православной ЭНЕРГИЯ – МАТЕРИЯ – ВЕЩЬ, тем более что А.Ф. Лосев сам проводит эту параллель. Так что здесь как будто нет ничего серьёзного.
Но идём далее.
В «Абсолютной диалектике…» А.Ф. Лосев говорит об одной весьма любопытной сфере, которую называет СОФИЙНОЙ. Софийная сфера – это полнота всех смысловых и субстанциальных определений Бога, ПЕРЕНЕСЁННАЯ В СФЕРУ МАГИЧЕСКОГО ИМЕНИ и, таким образом, ставшая ОБРАЗЦОМ для потенциально-сущего тварного бытия. Как выражающая Бога-Отца софийная сфера есть Царство Небесное, как выражающая Бога-Сына – Слава Божия, Бога-Духа Святого – Церковь Небесная. «Всю эту субстанциально-выразительную сферу триединства Царства, Славы и Церкви я и считаю необходимым именовать СОФИЙНОЙ сферой. Софийная выраженность и выразительность окутывает триединство со всех сторон и является умным храмом пресв. Троицы и престолом величия Ее. Царство Небесное, Слава Божия и Церковь Небесная есть общее софийное Тело, в котором в бесконечной степени полноты воплотилась и осуществилась вся смысловая стихия Троицы. И это есть воплощенность объективная, т. е. не только существует в себе или для себя, но она есть воплощенность вообще, т. е. также и для всего иного, для всего инобытия. По этой софийной стихии видно, КАК МОГЛО БЫ СУЩЕСТВОВАТЬ И ВСЯКОЕ ИНОЕ БЫТИЕ. Это есть выражение реальности Божества как ОБРАЗЕЦ, как НОРМА, как МОДЕЛЬ, как ЦЕЛЬ, как МАЯК для всякого бытия, которое, исходя из тьмы небытия, хотело бы приобщиться к божественной жизни и зажить этой божественной жизнью» («Абсолютная диалектика…» 5). На мой взгляд, от понимания этой софийной сферы как именно ИДЕИ тварного бытия уже не отвертишься никакими усилиями мысли. И это по двум причинам.
1. Софийная сфера есть ОБРАЗЕЦ для иного (тварного) бытия. Ещё Платон понимал свои идеи как своего рода парадигмы, что отчётливо видно в его «Тимее». Впрочем, идея как образец и так не вызывает ни у кого сомнения.
2. Вспомним, что софийная сфера относится к Магическому Имени. Но что такое Магическое Имя? Это есть такое Выражение Первосущности, которое вот-вот готово разразиться огромным событием в инобытии (см. «Вещь и Имя»), властно внедрить себя в нём. Оно как бы уже наготове «ринуться в бездну инобытия», хотя, по определению, не нуждается в нём вовсе. Итак, к парадигматическому, модельному моменту софийной сферы прибавляется ещё и момент СОБСТВЕННО ЭНЕРГИЙНЫЙ («демиургический», по Платону и Проклу).
В итоге, мы получаем определение софийной сферы как порождающей модели, или энергийно зараженного образца для иного бытия. Очевидно, это и есть определение идеи.
Так что же? Какова природа идей в системе А.Ф. Лосева? Или это нетварные энергии сущности Божией, или – тварный мир бесплотных сил? Друзья мои, скажу вам честно, я не знаю… хотя есть у меня кое-что.
Действительно, если Ангел есть воплощение умной сферы Первосущности, то, конечно, он просто должен быть идеей для всего остального тварного бытия. Ведь Троица по отношению к Софии есть именно Смысл и Идея, – точно так же и Ангел есть смысл и идея остального тожественного с ним по природе бытия. Вроде бы всё логично, но нет. Троица реально существует только как софийно утверждённая, без Софии Она осталась бы, можно смело сказать, отвлечённой. «Чем, как только полным отсутствием диалектики, можно объяснить это упорное непонимание почти всеми, что триада реально живет и существует только как тетрактида?» – вопрошает А.Ф. Лосев (см. «Абсолютная диалектика…» 5). Но тогда как понять, что Ангел, по словам того же А.Ф. Лосева, «сам по себе вовсе не нуждается в прочей твари, субстанциально от нее не зависит» («Первозданная Сущность» 2)? Ответа на этот вопрос у меня пока нет…
Хотя… София есть единственное Тело Бога, поэтому Он и не существует без Софии. Но ведь Ангел имеет своё собственное тело, отличное от тела Природы, – поэтому он и существует независимо от остального тварного бытия и от человека, видимо, тоже… Ой, не знаю, братцы!
> А.Ф. Лосев говорит здесь, … о том, что Ангел … есть «ИДЕЯ всего дальнейшего инобытия» … . Однако в «Имяславии…» я нахожу иное понимание природы идей тварного бытия, именно – понимание их как Божественных энергий
Мне кажется, в этой лосевской конструкции нет особой сложности, проблема лишь в том, что термином идея он в разных текстах обозначает разные вещи: в одном случае это момент в тетрактиде А, в другом — момент в тетрактиде Б.
Тетрактида А
Тетрактида Б
Далее, проблема самостоятельности ангельской сферы, думаю, разрешается так, что каждая сфера тоже содержит в себе тетрактидность и, таким образом, ангельская сфера оказывается субстанциально утвержденной (ангелы обладают телом), а значит, и самостоятельной.
Так что, в двух словах на твой вопрос «Какова природа идей в системе А.Ф. Лосева? Или это нетварные энергии сущности Божией, или – тварный мир бесплотных сил?» можно ответить: верно и то, и другое, только под идеями в каждом случае подразумевается разное.
"Так что, в двух словах на твой вопрос «Какова природа идей в системе А.Ф. Лосева? Или это нетварные энергии сущности Божией, или – тварный мир бесплотных сил?» можно ответить: верно и то, и другое, только под идеями в каждом случае подразумевается разное". - Угу, я тоже к этому склоняюсь.
Вопрос: а почему ты отнёс Софию к собственно выразительной сфере? Ведь она есть именно факт, субстанция, то есть четвертое начало в тетрактиде...
> почему ты отнёс Софию к собственно выразительной сфере?
Ошибся.
...значит у тебя получается, что Ангел есть тварное воплощение Одного, человек - Сущего, природа - Факта. А что если так:
1. Ангел есть воплощение ВСЕЙ смысловой стихии Божества, то есть и Одного, и Сущего, и Становления (отсюда - иерархия чинов ангельских).
2. Человек - воплощение умно-софийной стихии, то есть тождества Смысла и Факта.
3. Природа - воплощение только Факта (почему она имеет в себе начаток ума, хотя и есть чистый "факт", - этому есть своё объяснение).
Вполне возможно.
Мифология ангельского мира — необходимейшее достояние абсолютной мифологии. Что она необходима вообще, это явствует из ее повсеместного присутствия в любой мифологической системе.
Имхо, тут Лосев-историк повалил Лосева-логика Ангелы не нужны, так же как не нужна софия и прочие изыски. А то, что есть воплощение ВСЕЙ смысловой стихии Божества, то есть и Одного, и Сущего, и Становления - это Вы очень точно подметили. Респект. Я бы только вместо Становления вставил Иное, а вместо Сущего - Бытие. Теперь Вам осталось только осуществить это воплощение ВСЕЙ смысловой стихии Божества. Страшно? Лосев, имхо, тоже испугался. Хотя бояться надо НЕ осуществить... Ну, чтоб не очень страшно было, для начала предлагаю воплотить эти три смысла в одном слове русского языка. Должно быть ясно, что воплощение ВСЕЙ смысловой стихии Божества в одном слове даст нам имя Божества на языке воплощения. И я сообщил им Имя Твое.
Загадочный вы наш! Куда же мне девать это воплощение смысловой стихии Бога, как не на Небо?
"Должно быть ясно, что воплощение ВСЕЙ смысловой стихии Божества в одном слове даст нам имя Божества на языке воплощения. И я сообщил им Имя Твое". - Но Имя несёт в себе не только смысловую "сторону" Бога, но и субстанциальную, поскольку в Нём есть и софийное начало (есть!).
Мне бы очень хотелось узнать, как вы себе представляете ВСЮ сферу Первозданной сущности. Как вы умудряетесь обходиться без ангельского мира...
Причем здесь Небо?!
Вы для начала, как я просил, имя бога по русски назовите, а потом посмотрим, какие начала в нем есть.
На месте Ангела - Личность.
1. Небо - это сфера бытия ангельских сил (см. диалектику Неба в "Первозданной Сущности")... Небо чувственное имеет к этому Небу отдаленное отношение.
2. Имя Бога - Троица...
3. ???
И я сообщил им Имя Твое. Имя Он имел написанное, которого никто не знал. Имя Ему: "Слово Божие". В начале было Слово, и Слово было к Богу, и Слово было Бог.
И как же теперь из имени Бога выводить небытие ангельского мира?
В ангельском мире нет никакой логической! необходимости.
Я не вижу аргументов в пользу этого.
Утверждать же можно всё, что угодно…
В Философии имени Лосев с помощью метода Гегеля дает логическую картину иерархии бытия. Начинает он с физической вещи (физического звука) и заканчивает Именем Первосущности. Каждая более высокая ступень в этой иерархии необходима в силу логического требования более низкой ступени стать более полной, более целой. Физическая вещь требует для себя живой вещи, живая вещь требует для себя разумной вещи, разумная вещь способна воплотить Имя. Все ступеньки в этой картине заполнены и ни на одной ступени нет логической необходимости в ангелах. Все. Не нужны ангелы, чтобы воплотить Имя, а это все, что нужно, это все, для чего и был затеян мир.
«Все ступеньки в этой картине заполнены и ни на одной ступени нет логической необходимости в ангелах». – Нет, именно ЕСТЬ одна ступень, которая и выражает бытие бесплотных сил. Это – ЧИСТОЕ МЫШЛЕНИЕ.
1. А.Ф., между прочим, говорит: «… реальная психическая жизнь разыгрывается в промежутке между тем и другим (чистым ощущением и чистым мышлением. – А.), ОБЫКНОВЕННО НЕ КАСАЯСЬ этих крайних пределов. Если бы мы дошли до состояния чистого ощущения, мы не могли бы ровно ничего различить и противопоставить. Если бы мы дошли до состояния ЧИСТОЙ мысли, то для нас не было бы никакого объекта, кроме нас самих, для нас не было бы внешнего мира. ОБЫКНОВЕННО же мы лишь отчасти ощущаем и лишь отчасти мыслим». Таким образом, реальное ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ слово (тем самым и само человеческое бытие) – это сенсуально-ноэтическая энергема (об этом не раз говорит и сам А.Ф.), что само по себе естественно, поскольку ЧЕЛОВЕК – это инобытийное воплощение УМНО-СОФИЙНОЙ стороны Имени.
2. Что же можно сказать о чистом мышлении, присущем ЕСТЕСТВЕННЫМ образом ангелам? – «В мышлении всё иное в отношении его есть оно же само. В мышлении мыслящее всецело полагает себя самого, являющегося по этому самому также и мыслимым. В мышлении нет протекания НЕСМЫСЛОВОГО, МЕОНАЛЬНОГО. В мышлении всё только ВЕЧНО. <…> в чистом мышлении мыслящее ВЕЧНО и полагает себя как мыслимое и потому тоже как ВЕЧНОЕ. <…> Ни в чём ином вне себя не нуждаясь, мышление возвращается на себя, как бы вращается в себе». – Таково бытие ангельского мира – чисто УМНОЕ бытие: вращение интеллигенции вокруг самой себя, где меон есть лишь принцип раздельности внутри самосоотнесённого эйдоса.
3. Далее, это чисто умное бытие мы должны понимать как СУБСТАНЦИАЛЬНО УТВЕРЖДЕННОЕ, то есть вполне объективно и реально, – точно так же, как мы понимаем наше, человеческое, бытие и всё остальное, что «ниже» человеческого (животное, растительное и т.д.). «Процесс неживой природы, чтобы быть, требует раздражения. Раздражение, чтобы быть, требует ощущения. Ощущение, чтобы быть, требует восприятия. Восприятие, чтобы быть, требует образного представления». Наконец, образное представление, чтобы быть, требует чистого мышления, – которое мы не имеем никакого логического права понять как только смысловую возможность или чистый принцип, нужный для бытия образного представления. Да этого и не получается, так как «низшее» нуждается для своего бытия в «высшем» как РЕАЛЬНО И ОБЪЕКТИВНО СУЩЕСТВУЮЩЕМ, СУБСТАНЦИАЛЬНОМ. Неживая природа есть лишь постольку, поскольку ЕСТЬ раздражение; раздражение есть лишь постольку, поскольку ЕСТЬ, реально и действительно, ощущение; и т.д. и т.д. – вплоть до чистого мышления. Итак, мысль, взятая в своей чистоте, есть бытие НЕ ВОЗМОЖНОЕ, а ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ.
4. На это можно возразить, что и человеку доступно чисто умное состояние и что, вследствие этого, чистая мысль не есть что-то оригинальное по сравнению с человеческим бытием. Нет и нет, чистая мысль именно оригинальна и самобытна, НЕ СВОДИМА на сенсуально-ноэматическое слово. И если человек достигает состояния чистого мышления, погружается в умное состояние, то это не что иное, как вступление его в чисто ангельское бытие, приобщение к ангельскому чину.
то это не что иное, как вступление его в чисто ангельское бытие, приобщение к ангельскому чину.
Я это и имел ввиду, когда сказал, что Ангел - это Личность. Человек ставший личностью. Других ангелов нет. Только люди-личности. Ангел-хранитель любой вещи - это ее предел становления. В пределе своего становления любая вещь становится личностью - достигает своего ангела-хранителя.
Так вот этот предел становления и должно понимать как СТАВШЕЕ.