Диалектика идеала

Аватар пользователя Размышляй
Систематизация и связи
Термины: 
Термины: 

Вот это черновой набросок теоретической части моего диплома.

Идеал – это очень сложная категория, как общественно-историческая, так и сугубо эстетическая. Поэтому первое, что мы должны сейчас сделать, – это дать ей определение. Но дадим мы его не сразу. Чтобы не путаться в дальнейшем, уже с самого начала подойдём к категории идеала «отрицательно», то есть очистим её от тех значений, которые могут ей вообще придаваться, но которые здесь опознаются как вполне гетерономные. Это будет ответ на вопрос: как (в настоящей работе) НЕ ДОЛЖНО понимать категорию идеала. После же того как мы это проделаем, подойдём идеалу «положительно», то есть скажем, в каком смысле ДОЛЖНО понимать эту категорию.

§ 1. Необходимые отграничения.

1. ОСНОВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Идеал как категория выходит далеко за пределы эстетики, и существует идеал не только эстетический, но и общественный, политический, нравственный и т.д. В каждой из этих сфер идеал воплощается по-разному, так что идеал политический уже не есть идеал нравственный. Категориальная структура идеала перестаёт тут быть отвлечённой и уже превращается в выразительную структуру той сферы, в которой она воплощена. Однако несмотря на то что идеал из отвлечённого принципа осмысления той или иной сферы становится вполне жизненным и социальным явлением, предметом чаяний и целью деятельности, – несмотря на это, КАК КАТЕГОРИЯ он остаётся всё тот же, его категориальная структура не изменяется. И основное его значение, значение его как категории, мы и должны сейчас сформулировать.

А.Ф. Лосев говорит, что «понятие “идеал” отражает определённое диалектическое отношение идеи и действительности», и что его «сложность состоит в том, что оно диалектически совмещает в себе представление» о реальной действительности и об идее, её отражающей (Лосев, 294, 299). Здесь А.Ф. Лосев выделяет два подчинённых момента в категории идеала. Во-первых, чисто КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ момент: идеал есть ОТНОШЕНИЕ между идеей и действительностью; во-вторых, ИСТОРИЧЕСКИЙ: идеал есть отношение между ОПРЕДЕЛЁННЫМ ОБРАЗОМ ПОНЯТЫМИ идеей и действительностью. Конечно, нас сейчас менее всего интересует исторический момент, ибо в нём идеал представлен в качестве категории содержательно-становящейся, в зависимости от эпохи, в которой он реально воплощается. Нас сейчас интересует именно логический момент, или, как мы сказали, категориальный. Здесь в идеале на первый план выдвигается его «внутренняя структура» (там же, 321), которая везде одна и та же. Поэтому обратимся к этому моменту и выясним, в чём состоит его особенность.

Идеал, как сказано, есть определённое отношение идеи и действительности. Как же должно понимать это отношение? Его должно понимать как «диалектическое единство» (там же, 306). Постараемся вникнуть в это определение. Ведь уже простая диалектика говорит нам о том, что если мы хотим объединить одну категорию с другой, то в результате получим совершенно новую категорию, не сводимую на первые две. И вот это диалектическое единство, это «слияние действительности и идеи в полном смысле есть уже не просто идея и не просто действительность, но то, что можно было бы назвать идеалом» (там же, 321). В идеале действительность насквозь проникнута идеей и идея вся воплощена в действительности. Можно ещё сказать, что идеал есть действительная идея и идеальная действительность. Всё это будет тем или иным определением идеала. Но на этом ещё нельзя остановиться. Остаётся ещё один момент, необходимый для более полного уразумения рассматриваемой категории.

Только что мы сказали, что в идеале до неразличимости объединены идея и действительность. Но этим мы только указали на момент АБСОЛЮТНОЙ ЕДИНИЧНОСТИ категории идеала, но ничего не сказали о том, какая судьба постигла идею и действительности внутри самого идеала. Ведь ни идея, ни действительность никуда не исчезли. Они лишь приобрели новый облик и новое определение, участвуя в единичности идеала. Поэтому теперь мы должны рассмотреть идеал с точки зрения составляющих его принципов – идеи и действительности.

2. ПЕРВЫЕ ОТГРАНИЧЕНИЯ. Идеал, в котором на первый план выдвинут момент идеи, есть то, что «обычно называют идеей красоты» (там же, 324). Сюда относится множество эстетических категорий, таких как «комическое, трагическое, возвышенное, низменное, ироническое, лирическое, драматическое, безобразное» и, конечно, прекрасное (там же). – Итак, мы говорим, что совсем НЕ ЭТА сторона идеала стала предметом нашего изучения.

Идеал, в которой выдвинут момент действительности, есть «область искусства», понимаемая как «идеал творящий и творимый, созданный человеческими руками, как бы вторая действительность, творимая из самого вещества природы» (там же). Сюда относятся такие художественно-вещественные категории, как «ритм, симметрия, пропорция, соразмерность, гармоничность т.д.» (там же, 325). – Отнюдь НЕ В ЭТОМ смысле категория идеала применяется нами в нашей работе.

Остаётся ещё один момент, который мы не рассмотрели. Это идеал, данный как абсолютная единичность (там же, 323-324). Здесь мы встречаем такую группу эстетических категорий, которая относится «к области прекрасного в самой жизни» (там же, 323). «Когда мы говорим о поведении человека, о его нравственном и эстетическом облике, об эстетической форме окружающих нас вещей и даже просто о хорошем тоне в поведении человека, везде мы в той или иной форме касаемся этих эстетических категорий. Это – то эстетическое, что содержится в области реальных жизненных отношений, то, что в современной литературе принято называть “эстетикой жизни”, ”эстетикой поведения”, “эстетикой быта” и т.д.» (там же). – И на сей раз это НЕ ТО определение, которое нам подходит.

Тогда что же такое идеал?

§ 2. Положительное определение.

1. Кажется странным, что мы до сих пор не коснулись, хотя бы слегка, нужного значения категории идеала. Ведь идеал, представленный у А.Ф. Лосева, охватил не только специально эстетическое, но и просто жизненное. Уже не осталось ничего в действительности, где бы идеал ещё мог быть представлен. Однако, как замечает сам А.Ф. Лосев, «классификация категорий по отношению к категории «идеал» ни в коем случае не исключает возможности какой-либо другой, более полной и совершенной» (там же, 325). Это заставляет нас искать иных точек зрения и возможности новых определений.

2. Если кто внимательно прочитывал статью А.Ф. Лосева, тот не мог не отметить про себя самый принцип понимания категории идеала. Этот принцип со стороны эстетического субъекта можно было бы определить как НЕЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗЕРЦАНИЕ, а со стороны эстетического объекта, то есть со стороны самого идеала, как ЭСТЕТИЧЕСКИ-СОЗЕРЦАТЕЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНОСТЬ. Конструктивно это вполне укладывается в четырёх моментах суждения вкуса И. Канта. На что указывает такое понимание? Ведь эстетический предмет, а именно так нужно мыслить идеал, удерживает нас в сфере чистого смысла и в свободе от фактов. Хотя он и является единством идеи и действительности, то есть может приводить нас к жизни, а не только к эстетике в узком смысле, – тем не менее, в нём «снята» субстанциальная составляющая. Поэтому даже в фактах жизни мы созерцаем не их самих как факты, но лишь их эстетическую «видимость», влечёмся к участию в их эстетически оформленном смысле. Однако уже здесь становится ясно, что идеал может и должен выйти из сферы смысла и войти в сферу факта. Такой переход существенно изменяет содержание идеала. Ведь в идеале, о котором мы до сих пор говорили, идея и действительность отождествлялись лишь в сфере смысла, смысловым образом. И такой идеал необходимо был определён как эстетический. Но теперь идеал, то есть тождество идеи и действительности, нужно понять как тождество в сфере факта, фактически. И это уже будет субстанциально-жизненным идеалом. Такая специфика присуща как раз тем идеалам, о которых мы упомянули выше. Это общественный, политический, нравственный и т.д. идеалы. Везде здесь люди имеют в виду тождество идеи и действительности, но тождество совсем не созерцательное, но вполне жизненное и субстанциальное. Для политиков, например, структурный момент идеи превращается в определённую политическую идею, а момент действительности – конкретным воплощением этой идеи на практике. То же следует сказать и о других сферах, где идеал может быть воплощён. Разобравшись в этом, мы можем, наконец, дать первое определение идеала, как он нами здесь понимается. ИДЕАЛ ЕСТЬ СУБСТАНЦИАЛЬНО-ЖИЗНЕННОЕ ТОЖДЕСТВО ИДЕИ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

Комментарии

Аватар пользователя admin

То есть, ты хочешь сказать, что Лосев рассмотрел только смысловое тождество идеи и действительности и не рассмотрел субстанциального? Но здесь мне не вполне ясна правомерность такого требования.

Что мы имеем:

1. Действительность, которая включает в себя моменты
    а) смысла,
    б) факта (субстанции).

2. Идея, которая есть сокращенный в меоне образ действительности, .

3. Идеал. Тождество действительности и идеи.

Идеал — это выраженная действительность, это действительность, готовая воплотиться в меоне, но не перешедшая в него фактически. Идеал — это идея, данная без сокращения, но со стопроцентной полнотой.

Исходя из этого, мне непоняно, о каком фактическом тождестве идет речь, поскольку субстанция идеала — это субстанция действительности (момент 1б)).

 

Аватар пользователя Размышляй

То есть, вообще говоря, идеал - это своеобразный эстетический коррелят категории имени (или символа)?
А как ты думаешь, адекватная воплощённость идеала в меоне - как это можно понятийно зафиксировать?

Аватар пользователя Размышляй

Можно сказать ещё так. Действительность существует как более или менее напряжённый синтез смысла и факта. Идеал же есть сама эта действительность (то есть синтез смысла и факта), но данная идеально, как идея, причём такая идея, в которой смысл и факт отождествились с предельной точностью. Таков идеал.
Итак, идеал есть потенция; он заряжён энергией внутри себя, которая готова воплотиться в реальном бытии, в действительности как таковой.
Но действительность множественна, и для каждой её стороны существует свой идеал. Но ведь должен быть идеал для всей действительности в целом, для неё как таковой. Такой идеал нужно назвать абсолютным, ибо его воплощение преобразовывает не какую-то одну сторону действительности, а её субстанцию. Это, очевидно, есть религиозный идеал.
Так ведь?
Мне, Рома, это и было нужно – понять категориально, к какому идеалу стремились ранние романтики. Они ведь томились по идеалу, который – воплотись он в действительности – преобразил бы её всю, до основания. Сделал её, по словам Новалиса, чудом и сказкой.
Кстати, ты не читал у Вл. Соловьёва статью об идеале?