Многие «положения» марксизма, вдолбленные в головы «октябрят» совковым Агитпропом и соответствующей системой образования, приобрели статус аксиом, «народного предрассудка», и требуется приложить немало усилий, чтобы подойти к ним критически.
Все мы многократно слышали важнейшую марксистскую мантру, что развитие производительных сил ведет к смене общественных отношений…
Во времена господства «марксистов в законе» преступлением считалась уже сама попытка усомниться в истинности сего «тезиса»…
Но что сегодня нам мешает переосмыслить многие «старые вещи», пригодные лишь для утилизации?
Итак, ближе к «телу». Простое обращение к истории опровергает это "положение" Маркса.
В самом деле, если бы Маркс был прав, то сначала появилась бы паровая машина, станки, фабрики, промышленность, мировая торговля, и лишь затем — капитализм.
Но в истории происходило все «с точностью до наоборот»: не паровая машина вызвала к жизни капитализм, а, напротив, капитализм паровую машину!
История свидетельствует, что сами технические изобретения /развитие производительных сил/ получают общественную поддержку и внедрение лишь тогда, когда они соответствуют… общественным отношениям!!!
Посмотрите на судьбу паровой машины Ивана Ползунова, на которой поставил крест общественный строй феодальной России!
А возьмите СССР: именно отсталость социальной системы с государственной монополией на средства производства, с ее подавлением частной инициативы, привела к технической и экономической отсталости Совка и его последующей гибели…
Так что не орудия труда, не «производительные силы» диктуют людям устройство общественной системы, а, напротив, характер организации людьми общественной жизни имеет своим следствием соответствующий производственно-технический уровень!
Комментарии
Я привел картинку для иллюстрации того обстоятельства, что по полям не пасутся по отдельности покромка с грудинкой, а бычки, коих мясники делят на куски в соответствии с субъективными идеями. Где граница между вырезкой и спинкой - вопрос крайне спорный, не имеющий точного критерия для выявления.
Что такое ПС и ПО, капитализм и социализм? Да бред сивой кобылы в дуэте с Марксом и больше ничего. Зачем спорить о том, чего объективно не существует, о чьих-то выдумках ради придания наукообразия грабежу и насилию бездельников над людьми дельными и трудолюбивыми?
Не надо впадать в крайность. Рассматривая общественную жизнь, нельзя не выделить в ней различные сферы: экономику, политику, "социалку"... Точно так же и в сфере производства материальных благ выделяют технико-организационную сторону /ПС/ и "политэкономическую" - характер взаимоотношений между участниками производства /ПО/.
Именно по специфике ПО определяют тип формации.
Если некий Карл в угоду своим фантазиям, навыдумывал какие-то взаимоотношения, типа эксплуатации, прибавочной стоимости, почему бы не задаться вопросом: какие доводы и насколько убедительные он привел в обоснование своих суждений? выясняется, что кроме примитивной демагогии, ни у Карлуши, ни у его последователей в качестве рациональной аргументации нет ничего. Выделение каких-то особых взаимоотношений в сфере производства - примитивнейший и с совершенно необоснованный шаблон. Во все времена существовали товарно-денежные отношения, и при социализме, и у диких племен. Во все времена был труд подневольный, и больше всего при социализме и рабовладении. Но социализм явно переплюнул всех по своим ужасам и масштабам эксплуатации человека человеком. Поэтому все рассуждения о ПС и ПО - глупость и бред.
philozan-y: дык Маркс как раз и указал на то, что "производственные отношения (при реализации которых в соответствующем социуме реализуется преобразование веществ и явлений природы в полезную и удобную для людей форму) - это отношения, в которые вступают люди в своем общественном жизненном процессе, в производстве своей общественной жизни" (см.Гл.51 в Т.3 "Капитала"). А то что в СССР "вдалбливали" об этом наоборот, так и результат хорошо известен - "накрылся медным тазом" как СССР, так и его социальный организм (советский народ). Диалектика она ведь дама серьезная и может "работать" как в одну сторону (развития), так и в другую - деградации и саморазрушения. О чем собственно Маркс и отразил в Послесловии ко второму изданию "Капитала". И в какую сторону она "работает" уже в нынешней России, так это и должно интересовать её интеллектуальную элиту (в смысле, таких как Вы) и делать соответствующие выводы. Ибо в прошлое, как известно, - дороги нет, а только из настоящего в будущее. Однако.
Ага, то есть сначала среди людей появились и упрочились капиталистические отношения и только потом появилась паровая машина.
Таким образом автор считает, что в человеческом обществе сначала появляются отношения и только потом, как следствие, люди обзаводятся производительными силами. Но производительные силы - это то, при помощи чего люди добывают себе еду, средства к существованию. И если отношения появляются раньше сил, то чем же тогда питаются люди, если вместо добывания пищи они заняты организацией отношений?
И ещё вопрос: если капитализм появился раньше паровой машины, что тогда такое - капиталистические отношения? Что движет этими отношениями, что заставляет их изменяться?
Ну, батенька!
Капиталистические отношения в "узком смысле" это взаимоотношения между предпринимателем и наемным работником.
Если говорить о капитализме вообще, то целью докапиталистической экономики было, главным образом, производство продуктов, а для капитализма целью является производство прибыли, а производство продуктов и пр. - лишь средство. Желание продать свой товар погнало капиталистов по всему миру в поисках рынков...
Именно переориентация экономики на производство "денег" заставила капиталистов послать "социальный заказ" инженерной и технологической братии на изобретение средств, которые бы позволили резко увеличить объемы производства... Так появилась паровая машина, ткацкие станки, железные дороги...
А "заставляет изменяться" эти отношения единственное средство - "борьба между людьми", в том числе:
- борьба наемных работников и их профессиональных союзов за сокращение рабочего дня, повышения заработной платы, улучшения условий труда и социальные гарантии;
- конкурентная борьба между предпринимателями, вынуждающая последних улучшать положение наемного труда;
- борьба "общественности" за гуманизацию человеческих отношений;
- борьба социал-демократических партий за ограничение произвола капитала и построение социального государства...
P.S. Надо признать, к сожалению, исторический предел "борьбы" между людьми за достижение "социальной справедливости" - "совершенное социальное государство", но все-таки остающееся в рамках КАПИТАЛИЗМА.
Поскольку для достижения следующей формации, если это возможно/!/, "борьбы" уже не достаточно; там, видимо, потребуется сознательное совместное действие...
Но торговые отношения появились недавно, а деньги появились позже торговли. Взаимоотношения между капиталистом и н/р - ещё позже. Однако и человеческое общество и производительные силы существовали задолго до появления торговли. Какие же тогда отношения могли привести к торговле?
Далее, если капиталисты переориентировали экономику на деньги, то получается, что прибыль они ещё не качали, но уже были капиталистами. Как это противоречие разрешить?
К торговле "привели":
- частная собственность - существование обособленных экономических единиц /племен, семей, "домашних хозяйств"...
- "принцип" мирного сосуществования этих экономических единиц...
Никакого "противоречия" здесь нет. Надо помнить, что до капитализма существовала феодальная система с ее натуральным хозяйством, где все - от зерна до предметов роскоши производилось в каждом феоде, главным образом, для внутреннего потребления. Задает феодал, скажем, своим ткачихам, изготовить десять штук холста; те выполнили задание и сидят без дела.
Тут находится предприимчивый человек, который узнает, что в соседнем регионе не уродился лен и обнаружился острый дефицит тканей; он приходит к ткачихам, приносит им пряжу и договаривается, что они будут ткать для него холст, а он им заплатит по 10р за штуку... Изготовленную продукцию наш бизнесмен успешно реализовал в кризисном регионе.
Вот так и зародились капиталистические отношения.
Конечно, если предпринимательская деятельность не приносит прибыли, то это "неправильный" капиталист.
Но всякий человек становится капиталистом в тот момент, когда он нанимает к себе на работу человека за заработную плату. И при этом совершенно неважно, располагает он какими-либо средствами производства или нет.
Например, некий предприниматель нанимает бригаду грузчиков и заставляет их осуществлять погрузочные работы, за которые он получает деньги, часть из которых он выдает грузчикам в виде заработной платы.
pilozan-y: но без формирования того "чуда" в общественном сознании на роль денег, на которое указал Маркс, хрен бы они когда стали средством оплаты как за труд ткачих, так и за труд грузчиков. и еще много за что.
То есть к торговле привёл не обмен продуктами труда, а частная собственность. А к чему тогда привёл обмен продуктами труда?
А что такое "торговля"? Это и есть прямой "обмен продуктами труда" в случае бартера, или опосредованный - с помощью реальных или виртуальных денег.
Обмен продуктами труда - это обмен продуктами труда, а торговля - это обмен товарами. Товар - это предмет предназначенный для продажи с целью получения выгоды. Обмен продуктами производится не для выгоды, а для обеспечения необходимым. Именно поэтому в истории человечества период без торговых отношений по времени в десятки или даже сотни раз превышает период с торговыми отношениями. Как же тогда частная собственность могла появиться раньше торговли, если при обмене продуктами, последние принадлежали всему обществу, то есть имели общественную собственность?
Любой продукт, вынесенный на рынок, превращается в товар!
И разве "обеспечение необходимым" не является выгодой?!
Частная собственность является базой торговли /то же самое - продуктообмена!/, поэтому она не могла не появиться "раньше".
Когда вы говорите, что продукты "принадлежали всему обществу", под обществом вы имеете ввиду первобытную общину? Внутри самой первобытной "ассоциации" купли-продажи не было, но между общинами - пожалуйста, поскольку первоначальными "частными собственниками" были не отдельные индивиды, а именно общины.
Чтобы предмет вынести на рынок, этот рынок уже должен существовать, то есть на рынок можео выносить только товар, но никак не предмет обмена. Именно поэтому получение выгоды – это получение продукта сверх необходимого.
Кстати, понятие "бартер" появилось уже после того, как появились торговые отношения и было призвано для различения сделки товар в обмен на деньги, от сделки с натуральным обменом. Именно поэтому бартер - это не обмен продуктами труда, а торговая сделка с натуральным обменом, без денег.
philozan-y: по Марксу капитализм начался тогда, когда деньги стали трансформироваться в капитал и стали естественной средой для реализации его обращения. О чем в самом начале "Капитала" он так отразил: "Та форма обращения, в которой денежная куколка превращается в капитал, противоречит всем развитым раньше законам относительно природы товара, стоимости денег и самого обращения. От простого товарного обращения её отличает обратная последовательность тех же самых двух противоположных процессов продажи и купли. Но каким чудом такое чисто формальное различие может преобразовать природу данного процесса". И затем он по полной программе раскрыл суть этого "чуда" и, в частости, в Гл.4 в Т.2 "Капитала" (см. например, на http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Kapital2/kapital2-04.html ).
philozan, 15 Июль, 2019 - 00:43
Взаимообратимо и не однозначно!
Уважаемые спорщики. Карл – прав! Для отношений совершено безразлично, про что Вам вздумается говорить! Для отношений безразлично будете ли Вы говорить о: {«рабовладельческом - <феодальном» ↔ «капиталистическом> - коммунистическом»} периодах жизни людей, как бы ими характеризуемых. По своему содержанию они есть обратная сторона чувств, они их отражение в проявлении поведения, реакций на факторы воздействия. Отношения имеют свои собственные, независимые характеристики содержательно определяемые «трудом – деятельностью – поведением». Как содержательно смысловые характеристики отношения параметризируются взаимосвязью {«жизни - <деятельности» ↔ «ДЖ> - ЖД»}. По классификации они рассматриваются как: {«межличностные - <производственные» ↔ «общественные> - хозяйственные»}. Причем предметно они имеют направленность: межличностные на 1 один фактор именуемый технологиями взаимодействия «Я»; производственные на 3 фактора именуемые «технологией производственного потребления»; воспроизводственные на 5 факторов определяемых «технологией общественного потребления»; хозяйственные на 7 – определяемых «родо-видовой» деятельностью людей. Производственные [3-класса], и воспроизводственные (т.е. – общественные) [5-классов], имеют между собою мёбиусное обнаружение. Задаются эти отношения по описанию Ф. Кэне товарными и потребительными свойствами продуктов, которыми обмениваются люди в обществе. Выглядит обмен с природой организуемый в обществе по его таблицам как корреляционное соотношение {«Пт - <По» ↔ «Вт> - Во»} товарных (т) и общественных (о) П – производств и В – воспроизводств. Эти «производственно - воспроизводственные» взаимодействия имеют палиндромно-генетическую организованность опирающуюся и учитывающую {«техническое - <стоимостное» ↔ «жизнедеятельное> - органическое»} строение, как «капитала», так и труда. Маркс не доработал эту корреляцию до завершенного вида по ряду объективных причин! Ну и что? А кто Вам мешает господа (товарищи) спорщики? Глядишь и страсти поутихнут. Зато многое увидится иначе, продуктивно, пошлость в отношении Маркса завянет, зато будет видимым свое не осознание вопросов развития общественной жизни. Например межличностные отношения рассматриваются корреляционным [{«Я - <Ты» ↔ «Мы> - Они»} ҉ {«индивид - <личность» ↔ «общественный субъект> - субъект общества»}] соотношением позволяющим параметризировать их значения, и т.п.
Формы производительного труда: {«простой - <экстенсивный» ↔ «интенсивный> - креактивирующий (иппликационный)»} позволяют о производительности высказываться как об орудии, подталкивающем к формированию «наукоемких технологий» позволяющих говорить об инволюционном развитии «родового человека» именуемого «АДАМ». Выше упомянутая классификация отношений обслуживает зависимости людей друг от друга, о которых принято проговаривать как о {«личных - <вещных» ↔ «субъектно-правовые> - хозяйственно-родо-видовые»} опирающихся на «структурно-функциональное - <программно-целевое» ↔ «гражданско-правовое> - хозяйственно-жизнедеятельное»} управление обменными процессами в {«общине - <общности» ↔ «обществе> - сообществе»}. Становление обменных процессов всецело слушается образованной (созданной) «сети отношений» единство которой, вполне удовлетворительно моделируется «правилом буравчика» позволяющим рассматривать их целостное преобразование синхронно с изменяющимся строением производительных сил в обществе. Особенности взаимодействия «морали ↔ нравственности» на преобразование отношений, сказывается посредством (ре-)организуемости «бытия // существования» «процессов // функций» общественных обменов, осуществляемых на принципах «органона» задающего режимы для: {«распределения - <перераспределения» ↔ «преобразование норм морали // нравственности> - преобразования (социально-естественных) доминант поведения»}. А главным, решающим фактором для организованности коллективной и индивидуальной деятельности становятся (гармонизируемые) обменные процессы способствующие развитию инструментов для «индивидуально ↔ личностной» {«адаптационной - <иннервационной» ↔ «иппликационной> - информационной»} деятельностей относящихся к творческим способностям человека. Эти последние факторы, связанные с умственной, ноуменально-каузальной деятельностью человека, оказываются решающими при совершенствовании всей системы отношений.
Принято природу отношений рассматривать в связи со становлением торговли, вернее в зависимости от развития рыночных отношений, содержание которых описывается {«товарным - <фондовым» ↔ «валютным> - хозяйственным»} обменом товарного значения. При этом потребительные свойства нивелируются и подвержены искажению в отношении к продуктовому смысловому значению. Гораздо без ошибочнее будет, если предопределенность отношений будет рассматриваться в зависимости от общественных производительных сил обслуживающих их общественное производство и воспроизводство, что рассматривается: {«По» ↔ «Во»} ≡ [{«товар - <средства» ↔ «доход> - ресурс»} ↔ {«продукт - <условия» ↔ «услуги> - способности»}]. Корреляция {«товар - <средства» ↔ «доход> - ресурс»} сообщает о технологической организации производственной деятельности капитала. Корреляция {«продукт - <условия» ↔ «услуги> - способности»} сообщает о факторах жизнедеятельной активности капитала, то есть о воспроизводстве жизнедеятельной активности людей (живой капитал) задействованных денежным фондовым и торговым капиталом. Зависит живая и органическая подвижность капитала от отношений собственности, что рассматривается соотношениями {ОФС ҉ ФОС}, которые и являются слабо исследованными в отношении к {«общинным - <частным» ↔ «государственным> - муниципальным»} формам по сегодняшний день.
С уважением Сергей Семёнов.
Сергею Семенову: ну предположим не отношения собственности как таковой регулируют вопросы формирования и обращения капитала и как следствие условия жизнедеятельности людей , а различные правовые нормы на неё - индивидуальное право, частное, коллективное, смешанное, корпоративное и т.д. И здесь у Маркса действительно есть определенный пробел, хотя при этом он в Гл.4 в Т.2 "Капитала" определил это как метаморфоз капитала - при переходе его из одной формы в другую. А также в Гл.51 "Отношения распределения и производственные отношения" в Т.3 "Капитала".
Когда я слышу настоящего "философа", моя рука тянется к кобуре...
philozan, 17 Июль, 2019 - 03:49, ссылка
Меткий глаз, косые руки, жора (philozan) тянется к науке. Пожалуйста не стреляйтесь - мы будем за Вас очень переживать. С уважением Сергей.
Ну, не надо так много букв! И проще выражайтесь. Все гениальное - просто!