Владислав Фельдблюм. Психологический аспект междисциплинарной общеэкономической теории

Аватар пользователя professor

Междисциплинарная общеэкономическая теория генетически связана с многими научными дисциплинами. Психологический аспект связан с теорией мотивации человеческого поведения. Другое название - психологическая теория иерархии человеческих потребностей. Есть и третье название - теория самоактуализации. Всё это - огромное достижение психологии, принадлежащее выдающемуся американскому психологу Абрахаму Маслоу (1908-1970). Смысл иерархической теории ясен из так называемой "пирамиды Маслоу", показанной на рисунке. Она демонстрирует поступательное возвышение потребностей человека по мере его развития. Можно постулировать, что в главном это справедливо и в отношении развивающегося человеческого общества. Первобытное общество было озабочено низшей ступенью - удовлетворением физиологических потребностей. По мере исторического развития происходило возвышение общественных потребностей. На будущей, самой высокой ступени развития, общество будет состоять из людей, чьи потребности предыдущих уровней будут в достаточной степени удовлетворены, и на первый план выдвинутся потребности в самоактуализации (самореализации, самовыражении).

Согласно междисциплинарной общеэкономической теории главным фактором, определяющим характер производственных отношений, является фактор мотивации труда (психологический "человеческий фактор"). Это непосредственно вытекает из уравнения "одушевлённой производственной функции" (ОПФ). Для первобытного и феодального общества было характерно преимущественно внеэкономическое принуждение людей к труду. На ступени раннего капитализма на первый план вышло экономическое принуждение работников и материальный интерес собственников. На ступени современного капитализма экономическое принуждение всё в большей степени уступает место материальному интересу. Наконец, на высшей (гуманистической) ступени развития преобладающим мотивационным фактором станет внеэкономический, творческий интерес. Конечно, эта схема весьма условна. Например, в советский период нашей истории действовали все мотивационные факторы, начиная с внеэкономического принуждения и кончая творческим интересом. Но, при всей условности приведенной схемы, общеисторическая тенденция именно такова. Вся история социально-экономических перемен, вся динамика смены общественно-экономических формаций - это результат естественного стремления людей освободиться от принуждения к труду и устроить свою жизнь так, чтобы работать стало интересно. Именно в этом - причина того, что общественно-экономические формации сменяли друг друга именно в такой, а не в иной последовательности.

Такова, в общих чертах, связь междисциплинарной общеэкономической теории с психологией, с мотивационной теорией Абрахама Маслоу. Междисциплинарная общеэкономическая теория использует и более поздние, современные представления новой междисциплинарной науки - математической психологии. В США уже разработаны математические модели, достаточно адекватно описывающие поведение людей в больших и малых группах. Эти модели используются для прогнозирования и предотвращения социальных конфликтов.

Ярославль, декабрь 2012 г.

Комментарии

Аватар пользователя Сергей Корягин

Пирамида Потребностей. Уважаемый Владислав! Спасибо за материал, он стимулирует мысль. Итак, пирамида потребностей. В свое время я думал над этим. Только в основу я взял стремления людей, вытекающие, естественно, из потребностей, и оформляющиеся в соответствующие виды деятельности. 1. Стремление к труду, чтобы обеспечить себя средствами существования. Материальными и прочими. Без труда не вынешь рыбку из пруда. 2. Стремление к безопасности, наряду с организацией экономической и правовой жизни, становится политикой. Сюда же я вставил бы стремление к индивидуальным правам и свободам, позволяющее максимально стимулировать способности по разным направлениям деятельности. Безопасность сама по себе требует сжатости, ограничения, сдержанности, но надежная безопасность не должна противопоставляться развертыванию прав и свобод человека и гражданина. Особенно в период долгого мира.

3. Стремление обеспечить воспроизводство рода. Здесь развертывается человеческая деятельность в сфере любви, семьи, воспитания. 4. Стремление к знанию. Оно выражается в образовании народа и в научной деятельности. 5. Стремление к нравственному совершенству. Опыт практической жизни в течение тысячелетий и наука позволили человечеству выработать некую сумму постулатов, которая помогает сберечь род физически и поднять его духовно. Здесь поле деятельности для религии, семьи, школы, специальных общественных институтов. 6. Стремление к красоте. Это стремление создало художественные шедевры, удовлетворяющие человеческую потребность в красоте. Одновременно красота и воспитывает. Я не выделил отдельными пунктами стремления к общению, к уважению (что мы находим у Абрахама Маслоу), возможно, это стоило сделать. Возможно, и свободу следовало выделить, но я посчитал, что она в известной мере сопряжена с безопасностью.

Читаю у Вас: «Вся динамика смены общественно-экономических формаций – это результат естественного стремления людей освободиться от принуждения к труду и устроить свою жизнь так, чтобы работать стало интересно». Я обратил внимание на то, что это стремление Вы выводите не из уровня развития производительных сил, не связываете его с той или иной формой собственности, но – из потребности в свободе. (Вот почему ортодоксальный марксист Першин неистовствует!) Мне кажется, что эта позиция ближе к истине, что уровень развития производительных сил и форма собственности сами являются следствием всемирно-исторической тенденции к свободе. И еще деталь: у Вас история отмеряет свои шаги не способами производства материальных благ, но ступенями, связанными с мотивацией к труду: внеэкономическое принуждение (первобытно-общинное и феодальное общество), экономическое принуждение (ранний капитализм), материальный интерес (развитой капитализм), внеэкономический творческий интерес (гуманистическая ступень). Достоинством этой позиции является то, что она не обоготворяет насилие, не узаконивает классовую борьбу, революцию, и диктатуру. Для реализации Ваших идей нужен прежде всего мир.

Ушла истина из марксизма (но была ли она в нем?) 1. Классовая борьба. Классы, группы в истории не только ведут борьбу, соперничают, но и мирно уживаются, сотрудничают. Исключая рабство. Интересен факт из Библии: Моисей увел своих одноплеменников из египетского рабства, но иные, уставши и наголодавшись, скоро стали проситься назад, где они якобы сидели «у котлов с мясом». И советские «рабы» просятся сегодня «туда». 2. Государство – не орудие классового господства, но национальный (наднациональный) орган, обеспечивающий безопасность общества, а также организующий общественную жизнь. 3. Поскольку отмирание функций обеспечения безопасности и организации общественной жизни не предвидится, не предвидится, следовательно, и отмирание государства. 4. Поскольку у пролетариата нет никаких побудок установить над обществом свою диктатуру, то Марксова теория революционной диктатуры пролетариата не имеет под собой никакого основания. Наши правители при Советах прикрывали рабочим классом свою абсолютную власть, они использовали его как тягловую силу в мирное время и как пушечное мясо во время военное. 5. Всякая стоимость, включая прибыль, производится не только живым трудом работника, но также и трудом тех, кто создал орудия труда и вложил их в руки работника. Рукотворное богатство общество создано и сегодня создается всеми предшествующими поколениями. 6. Там, где имеет место свободный наем на работу по договору и возможность свободного расторжения договора, не может быть эксплуатации: рабочий продает свой труд по рыночной цене. 7. Общество в СССР, организованное по марксистскому принципу, показало образцы жесточайшей эксплуатации народа в лагерях и в колхозах. Четверг, 6 декабря 2012 года

Аватар пользователя professor

Спасибо, Сергей, за внимание и интересный комментарий!
С уважением, Владислав