15 ноября 2012 года - Всемирный день философии. В 2002 г. ЮНЕСКО предложила ежегодно проводить Всемирный день философии с тем, чтобы на глобальном уровне приобщить мировое сообщество к богатству философской мысли. Цель Дня заключается в том, чтобы ознакомить людей с философским наследием, привнести в обыденное мышление новые идеи и научиться совместно обсуждать и решать актуальные проблемы, встающие перед современным обществом.
Нередко и до сих пор встречается пренебрежительное отношение к философии как к чему-то оторванному от жизни и ненужному. К сожалению, даже среди образованных людей, работников науки, особенно в естествознании. Они кичатся тем, что занимаются конкретными вещами, и твердят, что философия им не нужна. Таким людям следует напомнить меткое замечание Фридриха Энгельса: "Какую бы позу ни принимали естествоиспытатели, над ними властвует философия". Прекрасно сказано! К этому хочется добавить - и не только естествоиспытатели, но и обществоведы.
Можно услышать и прямо противоположное суждение. Его приверженцы сначала справедливо подчёркивают большую общественную и научную роль философии. Они отмечают, что философия – основа большинства политических учений. В начале каждого из политических учений лежит какое-нибудь философское направление, взгляд. Мало какая наука может так повлиять на эволюцию государства. А государство способно повлиять на сознание человека. Мало какая другая наука может так широко охватить понятия красоты, добра и зла, истины. Философия занимается синтезом, обобщением. Она строит систему знаний о мире в целом, об отношении человека к миру, о разуме и нравственности. Она не изучает какую-то одну сторону сущего (как все другие науки), а пытается охватить все сущее в целом, во всей полноте содержания и смысла. Без этого мы не можем иметь полную картину происходящего, сущего. Отсюда, полагают преданные приверженцы философии, можно заключить, что их наука стоит отдельно. Они утверждают, что философия не принадлежит к какому-то конкретному виду наук и что без неё невозможно изучать какую-то науку в отдельности. Более того, они идут ещё дальше. Они убеждены, что до тех пор, пока мы не будем иметь представления о сущности в целом, не имеет смысла изучать сущее по частям!
При всём уважении к философии, такой гипертрофированный подход является серьезной гносеологической ошибкой. Выходит, не надо изучать математику, физику, химию или историю до тех пор, пока философы не выяснят свои представления "о сущности в целом". Такой подход не может быть приемлем в научном познании окружающего мира. Более того, он может оказаться крайне вредным, серьезно тормозить развитие многих научных направлений. Этому есть прецеденты. В нашем советском прошлом партийные чиновники от науки и по их указанию многие добросовестные учёные яростно громили новые прогрессивные науки только на том основании, что эти новые научные направления не соответствовали марксистско-ленинской философии, материалистической диалектике. Такая судьба постигла генетику, кибернетику, языкознание, новые физико-химические теории. Их авторов заставляли, в худших традициях святой инквизиции, отрекаться и писать покаяния. Даже исследование строения атомного ядра одно время признавалось ненужным и вредным. Авторы этих исследований, Курчатов и Королёв, были репрессированы. И только с началом Великой Отечественной войны, когда были получены агентурные сведения о зарубежных работах и о тех последствиях, которые могут возникнуть у нас при дальнейшем пренебрежительном отношении к этим разработкам, Сталин вынужден был вернуть обоих учёных из ГУЛАГа и поставить во главе грандиозных проектов. Атомная и ракетно-космическая отрасли, к счастью, не стали заложниками философских догматов.
Как говорится, истина посередине. Нельзя относиться с неуважением и пренебрежением к философии. Она и в самом деле "наука всех наук". Но нельзя впадать в другую крайность, преувеличивать роль философии в познании мира, превращать её в некий фетиш, подчиняя ему процесс познания. Философия развивается одновременно и во взаимодействии с другими науками, обогащается новыми достижениями по мере расширения и углубления специальных знаний об окружающем мире.
Ярославль, 15 ноября 2912 г.
.
Комментарии
Красноречивое свидетельство непонимания того, почему
Философия "царица всех наук" потому, что именно она ответственна за формирование отношения человека к миру и себе. Есть один вопрос, достойный носить имя философского: быть или не быть, а если быть то как быть. Физики, химии и прочее это развертывание одного из возможных вариантов ответа на тему как человеку быть...
Благодарю за комментарий, но Вы меня не убедили.
Я вас и не убеждаю. Для вас мир ценен с научной точки зрения, а я просто люблю жить. Для вас философия мета научная теория, а для меня мудрость, без которой мне не прожить. Философии в вашем мире отведена скромная роль, когда вы пошли на работу, а меня она и во сне не отпускает. О чем тут спорить? Каждому свое.
Это понятно, Вы обошлись без неё в построении своей теории.
В наше время всё можно, свобода слова!!!
Для меня важна не столько свобода слова, сколько свобода научного творчества!
Знай Вы философию, то поостереглись бы высказываться так категорично.
Не всё выдаваемое за научное - научно, не всякое творчество благо...
Не все непоколебимые убеждения делают человеку честь.
"Не всё выдаваемое за научное - научно, не всякое творчество благо...
Не все непоколебимые убеждения делают человеку честь".
С этим полностью согласен!