Владислав Фельдблюм. Становится ли человечество всё глупее? (к статье в британской газете "The Guardian")

Аватар пользователя professor
Систематизация и связи
Термины: 
Термины: 
Термины: 

В британской газете "Гардиан" 13 ноября 2012 г. появилась интересная статья Иэна Сэмпла, озаглавленная как "Is pampered humanity getting steadily less intelligent?"

http://www.guardian.co.uk/science/blog/2012/nov/12/pampered-humanity-les...

Перевод этой статьи дан на сайте "Инопресса" под заголовком "Становится ли избалованное человечество все глупее?" http://www.inopressa.ru/article/13Nov2012/guardian/genom.html

В статье говорится: "С тех пор, как появился современный человек, наши тела и умы изменялись под влиянием естественного и полового отбора... Но как насчет интеллекта? Генетик из Стэнфордского университета Джеральд Крабтри полагает, что, если бы среднестатистический грек из 1000 года до н.э. перенесся в наше время, он бы оказался умнее нас всех, сообщает издание. В своих статьях ученый излагает то, что можно назвать гипотезой о человеческом интеллекте. Когда наши предки сталкивались с суровыми реалиями жизни охотников и собирателей, наказанием за глупость чаще всего становилась смерть, излагает гипотезу Крабтри Иэн Сэмпл. Генетик утверждает, что сейчас за ошибку, за которую первобытный человек вместе со своим потомством поплатился бы жизнью, "современный топ-менеджер с Уолл-стрит получит бонус и станет более привлекательным для противоположного пола. Ученый использует недавние исследования по оценке числа генов, влияющих на умственные способности человека, и числа новых мутаций, которые поражают эти гены в каждом поколении. Крабтри приходит к следующему выводу: "Мы, как особи, удивительно уязвимы в интеллектуальном плане и, возможно, достигли своего пика в период от 2 до 6 тысяч лет назад".

Когда читаешь эти слова, вспоминается знаменитое четверостишие Расула Гамзатова:

Идут года, идет за веком век.

То небо хмурится, а то оно синеет.

Умнеет в жизни каждый человек.

Но почему же человечество глупеет?

Но правда ли, что человечество глупеет в ходе исторического процесса? Это и в самом деле может показаться правдой, но лишь в том случае, если подходить односторонне, если вырывать отдельные факты из контекста многовековой человеческой истории. В своей замечательной книге Арнольд Тойнби высказал глубокую мысль: "Действующие силы истории не являются национальными, но проистекают из более общих причин. Вглядываясь в историю с этой точки зрения, мы в мутном хаосе событий обнаружим строй и порядок и начнем понимать то, что прежде казалось непонятным" (А.Дж.Тойнби. Постижение истории. Пер. с англ. - М: Прогресс, 1991, стр. 25).

В настоящее время, с помощью междисциплинарной общеэкономической теории, оказывается возможным приблизиться к пониманию "действующих сил истории", о которых говорил Арнольд Тойнби. Это может внести серьезный вклад в историческую науку. Описательная история получает шанс выйти на новую ступень исторического познания - трансформироваться в аналитическую историю. Для этого необходим тесный творческий союз исторической науки с математическим моделированием и междисциплинарной общеэкономической теорией. В этом плане представляют интерес многолетние исследования экономистов римского клуба, посвященные математическому моделированию глобальных социально-экономических процессов. Начало этим исследованиям было положено блестящими разработками профессора Массачусетского технологического института Джея Форрестера (Дж.Форрестер. Мировая динамика. Пер. с англ. - М: Наука, 1978). Джей Форрестер использовал метод системной динамики для математического моделирования экономического развития в сложных многофакторных системах. Моделирование позволило отразить ускоряющийся или замедляющийся экономический рост, стагнацию, возникновение кризисов. Эти процессы описывались системой дифференциальных уравнений, которую решали на ЭВМ с помощью специального языка программирования DINAMO. В математической модели Форрестера учитывался ряд взаимосвязанных экономических факторов: численность населения, капиталовложения (фонды), географическое пространство, природные ресурсы, загрязнение окружающей среды, производство продуктов питания. Кроме того, модель учитывала темпы рождаемости и смертности, а также "качество жизни".

По расчетам Форрестера население и фонды растут до тех пор, пока уровень запасов природных ресурсов не понизится настолько, что начинает сдерживать дальнейший рост. По мере истощения ресурсов мир оказывается неспособным обеспечить максимальный уровень населения. В том же направлении влияют загрязнение окружающей среды, теснота населения и нехватка продуктов питания. Согласно расчетам по этой математической модеди, население достигнет максимальной численности к 2030 году, а затем начнет быстро сокращаться. Это означало бы всемирную катастрофу. Правда, Форрестер делает оговорку, что его модель не учитывает в полной мере достижения научно-технического прогресса. В целом, расчеты Форрестера показали, что при сохранении традиционного направления общественного развития неизбежен серьезный кризис во взамооотношениях человека с окружающей средой. Такая перспектива беспокоит Форрестера. Он считает, что она грозит человечеству "исчезновением личной свободы". Либо мировой кризис, либо регламентация потребления, а отсюда - неизбежность планирования. Такая альтернатива его не устраивает, а что делать, он не знает. Он пишет: "В рамках общепринятых решений экономических и социальных проблем не существует долгосрочных решений. Если мир не сможет придти к состоянию устойчивого равновесия, то решение надо искать в других направлениях" (стр.128). В каких именно направлениях, Форрестер не уточняет.

Со времени этих исследований прошли десятилетия. Были и другие разработки "Римского клуба". Но в концептуальном плане разработки Форрестера остаются непревзойденными. Академик И.С.Шкловский подробно анализировал результаты работы экономистов "Римского клуба". По его мнению, проблему выживания человечества сможет решить "только остановка роста производства и жесткая регламентация в использовании ресурсов и их регенерации, сочетающаяся с тратой львиной доли национального продукта на борьбу с загрязнением среды" (И.С.Шкловский. Вселенная, жизнь, разум. - М: Наука, 1987, стр. 280-283). Такая постановка вопроса, если она действительно не имеет альтернативы, неизбежно означает серьезное социально-экономическое переустройство в масштабах всей планеты.

Междисциплинарная общеэкономическая теория использует другой подход к анализу той же проблемы. В основе этого подхода - не формально-статистический и не сугубо количественный, а естественнонаучный и качественно-математический анализ мировой динамики, её объективных цивилизационных последствий. Этот подход объясняет и прогнозирует динамику смены общественно-экономических формаций. Но не только. Удалось разработать относительно простую обобщенную математическую модель мировой динамики в общеисторическом измерении (В.Ш.Фельдблюм. К общеэкономической теории через взаимодействие наук. - Ярославль, Типография Ярославского государственного технического университета, 1995, стр. 184-186, 212-216). Модель не позволяет делать точные количественные расчеты, но она пригодна для качественного имитационного исследования социально-экономической динамики в долговременном периоде. Модель включает семь уравнений и учитывает влияние природных ресурсов, численности населения, производственных фондов, объема экономического пространства, научно-технического прогресса и психологических факторов мотивации труда ("человеческих факторов") на изменение во времени "функции мирового богатства" (ФМБ). Наличие в модели факторов мотивации труда принципиально отличает её от всех предыдущих.

Модель демонстрирует противоречивую, возвратно-поступательную динамику социально-экономического развития на протяжении истории человечества. При этом обнаруживается важная общеисторическая закономерность. Мировая динамика с самого начала проявляет тенденцию к всё менее возвратному и всё более поступательному развитию. В своем движении к прогрессу человечество ведет себя как гигантская самообучающаяся система. Спады становятся всё менее глубокими, продолжительность ремиссий всё более сокращается, скорость и уровень подъемов увеличиваются, при общем экспоненциальном росте ФМБ в общеисторическом масштабе. Исторический процесс как бы "спрессовывается" во времени. Эти результаты вполне согласуются с хорошо известным феноменом сжатия сроков научно-технического прогресса. Волны технологических изменений, порождаемые научными открытиями, следовали одна за другой с всё более короткими интервалами. Промежуток времени между открытиями "чистой" науки и началом их использования в технике всё время сокращался. Понадобились века, чтобы человечество научилось пользоваться огнём, каменными и железными орудиями, чтобы появились механические приспособления и машины. Понадобилось около ста лет, чтобы своё полноправное место в промышленности заняла паровая машина. Для электрической энергии этот срок составил около пятидесяти лет, для двигателей внутреннего сгорания - менее тридцати лет. Ещё меньше времени прошло от открытия цепной реакции деления атомных ядер до её практического использования. Свидетельствует ли всё это о том, что "человечество становится всё глупее?" Едва ли. Конечно, были и есть исторические повороты и зигзаги, казалось бы подтверждающие этот вывод. Но в целом история цивилизации от древнейших времён до наших дней свидетельствует об обратном - человечество умнеет, притом во всё возрастающей степени.

В мире разворачивается новый, возможно самый грандиозный за всю историю, виток научно-технической революции. Применение нанотехнологий в биологии и медицине, создание новых наноматериалов и новых источников энергии, разнообразные нанообъекты и наноразмерные устройства - всё это способно вывести человечество на качественно новый этап его существования и развития. Манипулирование наночастицами позволит создать совершенно иные, не сравненно более совершенные производства пищи, одежды, обуви, жилья, многих других первостепенных предметов потребления. Будут освоены новые, неисчерпаемые и экологически чистые источники энергии. Создание молекулярных нанокомпьютеров откроет человечеству невиданные, поистине фантастические возможности. Человек научится вживлять эти сверхминиатюрные устройства в свои ткани и органы. Начнется широкое внедрение в организм датчиков и других приборов. Реальные очертания приобретет создание "искусственного интеллекта". Едва ли нынешний гомо-сапиенс превратится в "гомо-электроникус", как наивно полагают некоторые. Но будущий гомо-сапиенс будет качественно отличаться от нынешнего за счет симбиоза с молекулярной электроникой, с другими продуктами высоких технологий, с интернетом. Для будущего человека станет доступна вся информация, накопленная предками, её полностью оцифруют. В его распоряжении окажутся неограниченные резервы памяти, мощные технологии вычислений и обработки данных, более надежные оценки и прогнозы. Новые технологии можно будет использовать для коррекции психики, ограничения агрессии, блокирования боли, мобилизации сил. Не исключено, что, достигнув такого уровня, человек даже захочет и сумеет решить проблему своего бессмертия.

Совершив грандиозный переворот в науке и технике, человечество сможет преодолеть и негативные тенденции в своём общественном развитии. Появится новый импульс и источник возможностей для разрешения глобальных угроз, о которых с такой тревогой говорил Джей Форрестер. А список глобальных угроз теперь значительно расширился, и этому в немалой степени способствует безответственная и бесконтрольная экологическая деятельность. Подтверждается гениальное предвидение Фридриха Энгельса о том, что не следует слишком гордиться нашими победами над природой, что за каждую победу она нам мстит. Нехватка продовольствия, возрастающий дефицит энергоресурсов, истощение запасов полезных ископаемых, изменение климата, загрязнение воздуха, подъём уровня мирового океана, разрушение озонового слоя атмосферы, сокращение и поражение лесных массивов, эрозия почвы, расширение пустынь, умирание озёр, уменьшение запасов подземных вод, угроза ликвидации существующих видов животных и растений, возникновение новых свалок для токсичных отходов и отравление ими грунтовых вод - всё это реальности, которые создают угрозу сохранения жизни на Земле. По всему миру насчитываются уже миллионы беженцев. Неконтролируемая миграция представляет реальную опасность для политической стабильности и сохранения мира. Международный терроризм - лишь следствие обостряющихся глобальных проблем. С ним не справиться только военными мерами. Применение силы оправдано лишь в контексте широкой и скоординированной политики под эгидой ООН и других международных организаций.

Перед нашей цивилизацией вплотную встаёт труднейшая историческая задача, от решения которой как никогда прежде зависит само существование человечества. Необходимо организовать поворот мирового общественного сознания от безудержного эгоизма к разумному самоограничению, от безразличия к помощи, от конкуренции к координации, от конфронтации к сотрудничеству. Настало время отходить от извечной привычки жить по принципу "своя рубашка ближе к телу". Человечество не сможет выжить, если не научится действовать по согласованному разумному плану. Нужны крупные международные проекты: гуманитарные, научно-технические, социально-экономические. Нужны планы и действия, которые до сих пор кажутся неприемлемыми для элит, мыслящих категориями ложно понимаемой капиталистической свободы. Эти категории нуждаются в пересмотре. Россия может и должна играть активную организующую роль в этом коллективном процессе, направленном на выживание и развитие человечества. Будущее человечества решающим образом зависит от того, научится ли оно использовать достижения научно-технической революции во благо, а не во вред себе. Уже разрабатывается "нанооружие" и концепция будущей "нановойны". Нетрудно представить, что произойдет, если грандиозные научно-технические достижения попадут в руки отъявленных эгоистов или безответственных политиканов! Хватит ли у человечества разума и воли, чтобы не допустить самоуничтожения? Выводы и прогнозы междисциплинарной общеэкономической теории вселяют оптимизм. Но только будущее окончательно поставит точку в вопросе о том, глупеет или умнеет человечество.

Ярославль, ноябрь 2012 г.

Комментарии

Аватар пользователя Сергей Корягин

Спасибо, уважаемый Владислав, за интересный материал. Будем думать.

Аватар пользователя Lak

От русской идеи - "Россия и Вселенская Православная церковь, с Пасхальной верой во всеобщее воскресение".

К всемирной идее - "Вселенская Ноосфера всеобщего воскрешения".

Основой для поступков человеческой личности, является его мировоззрение.

Для модернизации и интеграции общественного бытия, необходима единая мировая научная идеология, единое научное мировоззрение.

В противном случае, отсутствие единой идеологической осмысленности и целенаправленности в общечеловеческом бытие, приведет общество, через антигуманное стяжательство несущее отчуждение, к накоплению неразрешимых социальных противоречий.
Которые рано или поздно переростут в военные конфликты, переростание которых в мировой, глобальный конфликт, может привести цивилизацию к гибели.

Предлагаю проект научного мировоззрения, как фундамент будущей мировой политики http://www.vsemirnaya-idea.narod.ru/

Аватар пользователя Сергей Корягин

Множество идеологий чревато конфликтами - это верно. Но и развитие стимулируется множеством идеологий. Одна идеология - это застой. Это спокойствие в тоталитарном государстве. Нацистском, большевистском, исламистском, каком угодно. Простите: мне кажется, Вы играете в философию. Игра интересная, но не более. Я предпочитаю думать о жизни, реальной жизни. Успехов Вам в просветлении разума!

Аватар пользователя Владимир Першин

Успехов Вам в просветлении разума!

Сергей, давно хотел сказать, что Вы как-то нехорошо прощаетесь, не находите?
Луше бы, нверное, так: "Желаю успехов Вам и себе в просветлении разума". Иначе получается, что у Вас разум уже просветлел, а у Ваших оппонентов еще нет.

Аватар пользователя Сергей Корягин

Принимаю Ваш упрек. Я и себе того же желаю. Надо придумать что-то другое, например: "Да здравствует разум! Да скроется тьма!"