Распространено мнение, что мол формальная логика в некоторых случаях не работает и тогда ей на смену приходит логика диалектическая. А как на самом деле?
Я бы не стал говорить, что формальная логика где-то "не работает". Она работает везде (и в сфере диалектики), иначе она не была бы универсальной дисциплиной.
В чём тонкость? Формальная логика строит свою теоретическую модель естественного рассуждения, но в отличие от элементарной диалектической логики её средств недостаточно для описания развивающейся мысли. Ведь развитие мысли предполагает позволение продуктивного противоречия (противоречия, служащего пружиной развития мысли), а основной принцип традиционной формальной логики - это принцип запрещенного противоречия.
Верно, оппозиция "да" - "нет" характеризует противоречие. Но смена "да - нет" на "нет - да", механический перебор комбинаций лишь меняет позиции утверждения и возражения, зацикливается на них. Противоречие топчется на месте и не служит источником развития мысли. Это и есть формально-логическое противоречие. Диалектики здесь заведомо нет.
О каких средствах идет речь? Во-первых, формальная логика - это логика бессубъектная. В формальной логике неважно кто высказывается. Важно, чтобы высказанные утверждения и отрицания не противоречили между собой.
Во-вторых, система традиционной формальной логики с античных времен Аристотеля включает только истинностные высказывания, т.е. такие, которые можно означить оценкой "ложно" или "истинно". Это утверждения и отрицания. Другие типы высказываний, такие как вопросы, оценки, императивы не ложные и не истинные. Они не могут быть привлечены к логической операции вывода.
В-третьих, традиционная формальная логика знает только одну форму связи мыслей в рассуждении - а именно, умозаключение. Естественно, умозаключение не способно связать между собой, скажем, утверждение и вопрос.
Расширение средств рассуждения в элементарной диалектической логике происходит за счет включения в структуру высказывания субъекта рассуждения. Расширяется также списочный состав основных форм мысли за счёт привлечения "неистинностных" форм: вопросов, оценок, императивов. В дополнение к умозаключению вводится новая логическая форма связи высказываний - диалог. Ранее диалог имел лишь предлогический, коммуникативный статус.
В случае дискуссии, формальная логика принуждает автора свое суждение (тезис) принимать за истинное, а чужое (антитезис) за ложное. В элементарной диалектической логике противоречие тезиса и антитезиса характеризует собой проблему, подлежащую разрешению. А это уже возникновение ситуации развития мысли в совместном рассуждении собеседников.
--
Грачёв Михаил Петрович.
Москва, 24 июля 2014 года.
Комментарии
Получается, оценка количества (сколько), приводящая к изменению качества (какое) - это тоже область работы диалектики?
Но, на мой взгляд, остается открытым вопрос об источнике самостоятельного усложнения Абсолюта - отрицания отрицания.
Сущее развивается количественно до тех пор, пока не начнет мешать само себе.
Результатом самомешания становится обнаружение возможности уплотнения Сущего за счет использования энергии окружающей среды.
Принцип полисубъектности в элементарной диалектической логике
Александр Болдачев пишет:
"И это не ошибка, а констатация факта: вот мы с вами живем в разных реальностях - то, что для для меня истинно, для вас ошибка". - Есть второй вариант интерпретации положения дел. Не в разных реальностях, а в разных логических системах, описывающих одну и ту же реальность.
Например, для автора, мыслящего исключительно в жесткой логической системе традиционной формальной логики, свои высказывания истинные, а чужие с необходимостью ложные.
В элементарной диалектической логике это обстоятельство учтено в виде принципа полисубъектности. Раньше Вы этот принцип отрицали, а теперь вот апеллируете к нему ("то, что для для меня истинно, для вас ошибка", (с)).
*
"истинная реальность только моя" - Как же так, Александр Владимирович? Другим делаете замечание, что прилагательное "истинное" относится только к суждениям. А сами?
Реальность - это реальность, она не меняется от того, кто её интерпретирует ("Понятие - это понятие, оно не меняется от того, с каким термином оно связано", (с)).
--