a priori – до опытные или вне опытные принципы познания. Они были известны до Канта, но у него они встали на своё место в схеме познания. Напр., расположить набор явлений в последовательность, позволяющую говорит о причине, о цели, о единстве и т.п. С другой стороны, если мы не будем способны различать явления в пространстве и времени (где и когда), то мы не сможем говорить о явлениях вообще, т.е. лишимся опыта. Итак, Кант говорит, что в познании существуют встроенные a priori принципы познания, и эти же принципы делают возможным для нас опыт восприятия и осмысления явлений внешнего мира.
Другими словами, мы воспринимаем мир так, что, наблюдая последовательные явления, видим причинность, цель, единство. Эти априорные принципы мы переносим на сами вещи. И теперь возникает неск. вопросов:
1. возможно, данные нашим ощущениям и нашему разуму a priori принципы не являются единственно возможным набором.
2. что является следствием применения этого набора.
Наиболее прост ответ на 2-й вопрос. Применение этих принципов обеспечивает непрерывность, - в смысле бесконечного продолжения, - процесса познания. Можно заметить, что человек всегда стремится найти небольшой набор простых оснований. Это может быть единая теория поля в физике, классовая теория в социологии, единый пра-язык в филологии и пр. Поиски единого плодотворны, безконечны, но они всегда находятся в границах известной парадигмы мышления, т.е. в границах принятого к применению a priori принципов.
Теперь можно ответить и на 1-й вопрос. Точнее, это вопрос – о месте применяемого сейчас человеком набора принципов-оснований познания. Можно легко скатиться в соблазн простой иерархии и сказать, что этот мир – низшая, или первая ступень познания, за которой следуют высшие. Верный ответ состоит в том, что эти принципы – лишь одни из возможных, не хуже и не лучше прочих, просто мы оказались в этом мире. Это отнюдь не означает, что сознание будет безконечно путешествовать по возможным мирам. Опыт этого мира, напр., говорит, что большинство семян погибает, а прорастает ничтожная доля кандидатов. Почему в других мирах должно быть по другому ?
Комментарии
"Разум есть способность, дающая нам принципы априорного знания". И. Кант
При этом, априорное знание есть знания общего и необходимого.
А по существу, Кант сказал, что обобщения к нам приходят самопроизвольно и не зависят от нашей воли или желаний. А о самих принципах он ничего не сказал.
А по моему, этими принципами является "принцип минимального действия" в формате минимизации затрат энергии на хранение накопленной информации, которая этим обобщением присваивается и становится составляющей в общей информационной структуре нашего "Я".
Вы пишете: «минимизации затрат энергии на хранение накопленной информации». Т.е. рассматриваете способы обработки уже полученного и увиденного. Например (я так понял Ваши слова):
Вы говорите, что всё увиденное, все явления следует обобщать в соответствии с принципом минимизации. - формулировать, скажем, минимальный набор категорий.
А Кант, по моему разумению, исследовал именно эти "принципы минимизации", т.е. правила мышления, существующие в нём, и не получаемые из опыта.
Я просто продолжил его мысль и спросил: а почему эти вне опытные принципы - только такие ? Вот напр., он говорил о внеопытных понятиях восприятия - времени и пространстве. И я предложил рассмотреть возможность других (не-время и не-пространство) принципах восприятия. Он пишет об этом, но лишь "слегка".
И ещё. Меня смутила приведённая Вами цитата: "Разум есть способность, дающая нам принципы априорного знания". Мне кажется, она не полна, откуда она ?
Без физического носителя наших представлений (картинок-образов) как потребителя энергии, вопрос о минимизации затрат энергии не имеет смысла.
Так что всё стягивается к вопросу: Что является физическим носителем наших представлений?
А определение Разума в "Критике чистого разума". Где и на какой странице не помню.