Предметность значений абстрактных слов
Тот факт, что все наши высокоабстрактные понятия имеют предметные значения, названия, говорит о том, что наш язык исторически был предметен, т.е. его сущность изначально была деятельностная, ибо заставить другого что-то делать невозможно без указания того, что нужно делать, с чем это что-то нужно делать и куда направлять свои действия.
Информация передаётся последовательным перечислением предметов и действий на них, с ними и взаимодействий их между собой.
Согласно гипотезе о происхождении языка он начинался с призывов к действию. А, собственно, в то время языку и нечего было бы делать, ибо в то время людям было не до интеллектуальных бесед и абстрактных размышлений.
Мне представляется, что то, о чём обменивались сообщениями люди во время возникновения языка, обобщённо говоря, было манипулированием макропредметами или просто предметами. Ведь действие осуществляется только чем-то и на что-то. А человек как биологическое существо непосредственно может воспринимать и результативно управлять лишь макротелами. Между человеком и объектами его жизнедеятельности непосредственно либо ничего не было, либо были примитивные орудия. К предметности деятельности примыкает объектная и орудийная примитивность в момент возникновения языка.
Авдей Алексеев
Содержание и его носители
Без носителей ничего не имеет смысла. Без носителей ничего не существует. Существуют лишь сами носители. Всё, что несут собой носители, придумали мы и нагрузили на носителей. В ином случае нам остаётся либо допустить существование духа вещей и явлений, самостоятельно от них, от носителей, либо признать, что носители сами есть то, носителями чего они являются.
В большей степени имеются в виду содержания языковых единиц. Именно здесь наиболее ясно видна их (значений и их носителей) разная природа. Без носителей, т.е. без языковых знаков, их содержаний просто не существует. Вернее, существовать они могут, но только в головах, их родивших, а без носителей они не могут быть переданы, не могут существовать для других. Чтобы передать другим, нужно найти то, в чём оно может быть воплощено.
Тот факт, что с содержанием мы можем иметь дело только через его представителей, наводит на "крамольную" мысль, а существует ли в реальности это содержание? Ответ очевиден: конечно, существует. Да так, что без него немыслима сама наша жизнь. Наличия в нашей жизни одного только понятия информации, а тем более – всего нашего знания, хватит, чтобы отбросить всякие сомнения. Однако что-то тут не так. Кто видел или щупал голую информацию? Или знание, или то же значение? У меня такое ощущение, что она никогда не "раздевается", что под "одеждой" ничего нет и что "одежда" и есть сама информация. Один американский учёный, Макклюэн, так и сказал: «носители информации и есть сама информация» (В передаче Алексея Цветкова на Радио Свобода, август 1996г.)
Носители содержания несут его не своим материалом, а тем, что материал этот организован в определённую форму. Мы воспринимаем содержание, взаимодействуя с формой, в которой оно воплощено. Примером и основой может механическое взаимодействие. В чистом виде, определённости результатов механических взаимодействий обусловлены формами взаимодействующих тел.
Определённость того, для чего требуется носитель, мы сами придумали в процессе нашей активности.
Авдей Алексеев
Комментарии
Я
И Вы, Андрей, тоже и видели и щупали и лизали и слышали и руками или телом или ногами - ощущали. Любой материальный предмет обладает своей, первичной, "голой" информацией.
А информация животного - вторичная, сенсорная информация ОБ ОБЪЕКТЕ - абстракция первого уровня от реальной, "голой" информации.
То, о чём Вы говорите в интересном сообщении, есть третичная, словесная информация ОБ окружающем мире, с главным смыслом - идентифицировать первичную и/или вторичную со словом, соответствующим объекту осмысления.
Тем не менее, Ваше тема интересна мне тем, что касается проблемы возникновения РАЗУМА.
С уважением,
Митин В.М.
Ответ Митину В.М.
Да, воспринимаем мы информацию всеми органами восприятия и всеми частями тела. Но, воспринимая эту информацию, мы воспринимаем исключительно физические параметры предметов и самих носителей информации, которые сами являются материальными предметами. А, воспринимаемую информацию мы сами создаём в себе, интерпретируя полученные данные. Тем самым, информация есть изменения, произошедшие в нас, в результате взаимодействия нас с предметами. Эти произошедшие изменения являются уже имманентно принадлежащими нам, как любое произвольное движение нашей руки.
В контексте вышесказанного своя, первичная информация предмета, о которой Вы говорите, выступает воспринятым комплексом физических параметров предмета. Без интерпретации этого воспринятого комплекса как данного предмета, без его узнавания, нет ни собственной, ни первичной, никакой информации о предмете. И, вообще, нет никакой информации без её восприятия и использования кем бы то ни было. Таким образом, информация – продукт обоих взаимодействующих объектов.
Я прошу прощения, но у меня пока нет никаких мыслей об уровнях абстракции и о первичности – третичности информации.
С благодарностью за комментарий,
Авдей Алексеев.
Понятие "движение" - это "абстрактное" понятие?
Именно "перечислением", а больше ничем. Только вот надо бы раскрыть сущность (механизм) перечисления.
И животные тоже. Вот с растениями не очень понятно.
Интересно получается. Слона-то и опустили. Что значит "ничего не было"? А куда делось управление?
Ср.: Без субстанции ничего не имеет смысла. Без субстанции ничего не существует.
Но существует ли субстанция?
Почему бы и нет? Вещи (автомобили) прекрасно могут обходиться без "нас". Главное, чтобы бензин в баке был. Реки сами текут, без "нашего" участия.
А "явления" (понятия) "нам" этих движущихся вещей обеспечивают иные "духи".
Такое разделение не означает, что "духи вещей" и "духи понятий, явлений" не "обитают" в одном и том же "регионе" - "регионе духов".
Носитель носит форму (субстанции). А что он ещё может "носить"?
Различаю "содержание" (языковых) "единиц" и "понятие содержания".
Например, понятие "стол" состоит из понятий столешницы, ножек, материала... А слово "стол" состоит из слов (содержит слова) "столешница", "ножка", "материал"...
Я не могу сказать, что понятие "стол" содержит понятия, но именно состоит, потому что "я" связываю между собой остальные, подчинённые понятия, образуя идею (эйдос) стола, его "сущность".
"Понятие содержания" - это то, как "я" понимаю написанные слова в их связи между собой.
Спасибо.
Впрочем, это я так для себя разграничил. У других - по-другому может быть.
Ответ Дилетанту.
Понятие "движения" – безусловно, понятие абстрактное. Но, изначально, генетически оно возникло не как абстрактное понятие, а как результат необходимости обозначить перемещающийся в пространстве воспринимаемый органами чувств предмет. Впоследствии применение этого обозначения всё более расширялось вплоть до рождения категории "движения". А тогда, когда зародилось, оно имело в основе что-нибудь обыденное, например, едущую повозку или брошенную палку. Это были предметы быта человека.
Конечно, люди обозначали отдельными словами не только сами предметы, а и действия с предметами, действия их на людей и на другие предметы, отношения между предметами и людьми и т.д. Если принять, что люди сами представляют собой предметы, то тогда, и в значительной мере сейчас, люди жили и живут в предметном мире.
Перечисление значений обусловлено строением языков. Чтобы выразить мысль, мы строим в своей голове словесную конструкцию из расположенных в ряд словесных единиц. Затем, этот ряд последовательно реализуется. Происходит это произнесением слов в строгой последовательности или написанием, печатанием на бумаге, то же и с компьютером. Даже отдельное слово, как видим, состоит из отдельных, располагающихся в ряд, букв и звуков.
Если же согласиться с тем, что в значении любого слова находится предмет, его поведение, выражение отношения к нему, отношение между ними и т.д., тогда и получится, что передача информации языковыми средствами есть – перечисление предметов. Правда, при восприятии языковой информации – "перечисления предметов" – субъект (уже другой субъект) строит опять сложную конструкцию.
А, что животные? Они предметами почти не манипулируют и языком не обладают.
В данном предложении: "… результативно управлять лишь макротелами. Между человеком и объектами его жизнедеятельности непосредственно либо ничего не было, либо были примитивные орудия" я хотел сказать всего лишь, что когда "между человеком и объектами ничего не было", это была ситуация, когда он действовал голыми руками.
Управления между человеком и объектом не было тогда, нет его и сейчас, поскольку человек или субъект и есть само это управление.
Я сделал ошибку, представив два текста вместе как единое целое. Просто из того, что у меня было, эти два отрезка показались мне более-менее законченными и самостоятельными.
Я живу в этом мире, воспринимаемом моими органами чувств. А они мне убедительно показывают, иногда настойчиво и весьма больно, что субстанция существует. Я вполне допускаю наличие систем понятий, в которых правомерно ставить вопрос о существовании субстанции. Для меня же здесь нет вопроса.
Сравнение и сопоставление носителей и субстанции совершенно оправдано. Носители – это организованная в формы субстанция или субстанция, приобретшая форму. Формы субстанции, в число которых входят и предметы, попавшие в поле внимания человека и человечества, наделяются значениями, смыслом, сутью. О последних мы можем говорить, думать отвлечённо от их носителей, что легко позволяет нам думать о их самостоятельном существовании. Тогда они и существуют самостоятельно, по крайней мере, в наших глазах. А носителями их тогда становятся слова и мысли. В этом случае, значения, смыслы, а также духи вещей, явлений существуют хоть и самостоятельно, но посредством нашей активности, как и многие материальные предметы, например, автомобили. Текущие реки, осуществляющие своё поведение животные являются материальными предметами, т.е. сами являются носителями своих сутей и других значений, смыслов и духов.
Вещи, с одной стороны, прекрасно обходятся без нас, с другой – искусственные вещи, обходясь без нас, благополучно ветшают, разрушаются, умирают.
«А "явления" (понятия)» этих движущихся вещей обеспечивают они (эти вещи) сами, ибо служат основой этих понятий.
Здесь я вынужден отметить, что не разделяю "духов вещей " и "духов понятий, явлений". "Духи понятий, явлений" когда-то образовались, абстрагировались от названий, значений реальных вещей и явлений. Все "духи" обитают, варятся в одном котле, только употребляются в разных уровнях, от бытового до высокоабстрактного. Какой именно уровень использован в данном случае, показывает контекст употребления носителя "духа". При этом носители остаются неизменными, как любой материальный предмет. Впрочем, носители именно предметами и являются. Произнесённые слова тоже имеют свойства предметности. А, вот, их содержание может изменяться и варьироваться в той или степени.
Повторюсь: «Тот факт, что с содержанием мы можем иметь дело только через его представителей, наводит на "крамольную" мысль, а существует ли в реальности это содержание? Ответ очевиден: конечно, существует.» Надо сказать, смотря для кого. Существует оно для того, кто способен его воспринять. Если не способен, то для него и нет ничего, существует лишь то, что представляет собой носитель. Скажем, произнесённое содержательное слово вполне понятно другому человеку. Для животного же, это слово – лишь нейтральный звук, исходящий из этого человека. Для него этого звука не существует, если он не обучен каким-то командам.
Таким образом, содержание есть то, что навесили на носителя мы, люди. Носители навешенного нами не замечают. Без нас носители ведут себя по своим, физическим, законам. "Носитель носит форму (субстанции). А что он ещё может "носить"?" Он может носить, что угодно, что навешивающему человеку взбредёт в голову. Только остаётся "висеть" совсем не всё, а только то что примут другие люди, общество.
Наиболее наглядно сказанное проявляется в случае, когда носителями выступают языковые единицы. Наверное, есть какое-то различие между "содержанием языковых единиц" и "понятием содержания". Всё-таки из "столешницы", "ножек", "материала" состоит сам стол, как материальный предмет и как носитель содержания понятия стола. У этих составных частей стола есть свои содержания, обусловленные строением стола и особенностями его частей. Смущение вносит, видимо, самостоятельная жизнь содержания в интеллектуальном поле. Там они, составляющие содержание, становятся отвлечёнными идеями, оставаясь содержанием, которым иногда подбираются новые носители. Ещё они становятся сущностями. И, тогда, они могут быть как бы оторваны от того, что было их основой. Но, всё равно они не остаются без носителей в виде грамматических форм.
Авдей Алексеев
Да. Например: телега едет. Затем "само" образовалось - "едущее" - нечто существительное, которое едет. То есть вновь образовался некий "предмет". Никак не получается оторвать "едет" от предмета, от его формы. Можно сказать "едет", но тут же придётся дополнять - а чтО именно едет.
Тогда как, говоря "телега", следующего вопроса может и не возникнуть: да, телега. "Мы" понимаем формы, потому что сами дополняем (наполняем) их своим собственным, внутренним движением.
Если предмет движется, то своим движением он обязательно должен что-то совершить. Недвижый предмет не совершает ничего.
Но недвижный предмет , когда я на него смотрю, перестаёт быть совершенно недвижным, потому что я на него "смотрю". Если бы предмет был совершенно недвижным, то я его бы не увидел. Но поскольку я его вижу, то предмет НЕ недвижен.
Суть, в том, что я его вижу, потому что мои глаза совершают движение, переходя с предмета на его окружение, переходя границу предмета. Сравнивая "содержимое" предмета с "содержимым" его окружения. Формы предмета, "снятые" моим движением зрения, образуют некие "контуры" предмета, его "границы", его формы.
Движением глаз, я "перечисляю" этот предмет, "причисляя" его к формам.
Когда предмет начал своё движение, то через некоторый "миг", он произведёт сдвижение другого предмета, или соседнего с ним.
Информация полагается между началом движения активного предмета и началом движения предмета, бывшего в "пассиве" относительно активного предмета, потому что именно в этот миг и решается вопрос о сдвижении именно этого пассивного предмета, или другого.
Точно так же она (информация) полагается и между мгновениями движениями моего глаза про "снятии" форм с неподвижного предмета.
Да. При "обнаружении" пришедшей формы-слова, она сравнивается с имеющейся формой-словом, и по результату сравнения ожидается следующая форма-слово, для которой "приёмник-субъект" уже подготовил место. В зависимости от пришедшего ожидаемого слова-формы выбирается либо подготовленное место, либо начинает "строиться" новое место.
Информацией будет как раз тот результат сравнения слов-форм, который побуждает строить или не строить новые формы-места, скажем, для новых, приходящих слов.
И глазами не двигают:))).
Между телом человека и предметом (телом) нет управления. Но между человеком (как субъектом) и предметом (как объектом) управление появляется, потому что субъект активен в отношении с объектом.
Не берите в голову. Вы сделали бы ошибку, если бы не написали.
+. Для меня органы чувств указывают, что существует материя:))).
Может, в одном, а может - в разных. Субстанция однородна и непрерывна до тех пор, пока я не начну в ней что-либо различать: например, движение субстанции в отличие от недвижения её же.
Именно "понятно". А то, что не понятно - то просто "звуки"-формы. Но звуки-то существуют. Вот если я их не слышу, у меня внутри не образуется отпечатков этих звуков, то вопрос о существовании этих звуком может возникнуть. (Вещь-в-себе).
Вода не может "носить" форму стакана, а стакан не может носить форму воды. Но замороженная вода может принять форму стакана, а нагретый стакан может принять форму воды. Приблизительно.