— Как бы вы определили, что такое философия и чем занимается современный философ?
— Понятно, что об этом вопросе все время приходится думать. И я, наверное, не пришел к лучшему выводу, чем тезис о том, что философия есть функция работающего сознания. То есть это тот момент, когда наше сознание работает в состоянии cogito. Каждый субъект обязательно располагает некой философией как способом дистанцирования взгляда на себя со стороны, способом такой окончательной рефлексии. Другое дело, что эта исходная философия, которая есть абсолютно у каждого, она так или иначе находится в конкурентной среде, где производится уже, скажем так, универсальная валюта мысли — некая философия-2, которая, в свою очередь, может распадаться на сумму текстов или, скажем, речей в духе Сократа.
И смысл этой философии-2 в том, чтобы быть наиболее точным выражением философии-1. Побеждает тот или слушают того, кто выразит не только себя, но и меня, то есть каждое из этих работающих сознаний.
Ален Бадью, небезызвестный философ, рассматривает способы так называемой подшивки или локального присоединения философии к тем или иным видам деятельности, рассматривая различные исторические аспекты этого вопроса. Причастность к поэзии, к политике, к эротике или, скажем, к науке. В разные эпохи это бывает по-разному, но, так или иначе, это отражает некую актуальность работающего сознания. Отсюда множество недоразумений, потому что академическая философия всегда формируется из наличного состава текстов. Поскольку дух дышит, где он хочет — а это напрямую касается философии, может оказаться, что философия, незаметно для академических специалистов, перекочевала в другую сферу рефлексии. И даже не привязываясь к Бадью, мы можем сказать, что мировая философия, как философия-2, проходит различные формы центрации, начиная от аристотелевского физикоцентризма через психоцентризм, например, Декарта или экономикоцентризм Адама Смита и Маркса и до литературоцентризма начала XX века. Собственно, структурализм — это философия в стадии литературоцентризма, когда основной проблемой становится не сущее, не сознание, а текст. И современный момент вновь выводит актуальность философской мысли за пределы литературоцентризма. Философы-преподаватели этого в значительной мере еще не заметили, но основополагающий луч рефлексии смещается за горизонт устройства текста, на какие-то другие вещи. Проблема хаоса или, например, проблема обновляемого тела становится более существенным полем для определения философии.
— Какое место занимает философия в контексте гуманитарных наук, она движет вперед остальные науки или как?
— В общем-то, это не является ее специфической задачей. Конечно, гуманитарные науки близки философии именно потому, что они имеют дело с текстами, но не обязательно она их движет вперед. Есть свои собственные парадигмы социальных наук, социологии, политологии, той же лингвистики и литературоведения, которые не обязательно имеют философскую значимость. То есть, на самом деле, тут принцип Аристотеля по-прежнему справедлив: из всех наук философия самая бесполезная, но лучше ее нет ни одной.
— Если говорить об академической философии, какова ее роль в целом?
— Если речь идет об академической философии, академической традиции, которая преимущественно базируется в университете, то можно сказать, что пока ее оптимальная форма не продумана.
— А польза от философии как терапии?
— Ну, я воспринимаю ее как странное занятие, почему-то призывающее к себе, как сумму странных аттракторов, если угодно. То есть до сих пор есть некоторая парадоксальность в занятиях философией, причем парадоксальность элементарная, на уровне здравого смысла, когда, допустим, человек пытается заснуть и говорит: «Не могу, мысли беспокоят». Действительно, надо сначала избавиться от мыслей, вот именно от тех, которые беспокоят, и тогда можно спокойно заснуть, спокойно работать, наслаждаться жизнью. А философия по преимуществу это и есть те мысли, которые беспокоят. Поэтому здесь нужна другая установка: культивировать беспокоящие мысли. Что обязательно сочетается с идеей несчастного сознания. В этом смысле я не верю в то, что философия может реально как-то помочь в решении житейских проблем, она для этого непригодна. Когда говорят, что философия должна заниматься осмыслением мира, хочется спросить: а почему не обессмысливанием?
https://theoryandpractice.ru/posts/7319-sekatskiy?fbc..
Комментарии
Философия это охват пониманием наиболее общего в реальности.
Так же как знания и формулы физики охватывают все виды физического движения, химии - химического, биологии - биологического, педерастии - педерастического.
Что здесь не ясно?
Философия и метафизика это самая вожделенная халява, когда с помощью универсального, общего знания можно предвосхитить всё, не прибегая к грёбанным экспериментам.
понимание не философское понятие, вы понимаете что говорит Сократ в диалогах Платона? а если понимаете, то вам пора уже на кафедру собираться.
Так по моему мы в сознании можем предметов 5-7 одновременно держать . Потом все излишки гамузом сваливаются в подсознание и там валяются как попало. Как возможно весь текст Гегеля одновременно в сознании расположить ? Остаются просто некие обобщенные выжимки.