Правило нравственности и любви. ИИ 0%

Аватар пользователя alexander_chuprov
Систематизация и связи
Этика

Правило нравственности и любви. (Размышления вслух. ИИ 0%)

  Золотое правило нравственности ("положительное"):
  "Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Мф. 7: 12).
  Или ("общее"): "(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе". (БРЭ, А.А. Гусейнов, https://bigenc.ru/c/zolotoe-pravilo-nravstvennosti-4c5390).
  Так же: "Не делайте другим то, что вы не желаете для себя, и поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили". (ru.wikipedia.org/wiki/Золотое_правило_нравственности).

  При том, золотое правило нравственности почти всегда связывают с библейской заповедью:
  "Люби ближнего твоего, как самого себя".  (Лев. 19:18), "Возлюби ближнего твоего, как самого себя".  (Мф. 22:39).

  Считается, что золотое правило берет свое начало в этой заповеди, есть иное выражение этой заповеди.

  [Здесь опускается, что – буквально – эта заповедь о любви не ко всем людям, а именно к "ближним твоим". Опускается, поскольку в притче о добром самарянине приводится – как пример исполнения этой заповеди – случай помощи чужим случайным человеком при отказе в помощи "ближними". (Хотя, возможно ли, чтобы в заповеди были не точные или лишние слова?).]

  В золотом же правиле нравственности прямо говорится о "людях", о "других", т.е. обо всех – прямо, без ограничений или исключений.

  Говорит ли золотое правило нравственности о любви? Ведь любовь, в отличие от незлобливости, благожелательности, добродушия и т.п., предполагает необходимость, стремление содействовать другому, другим, даже вменяет принесение другому, другим благ, выполнение их желаний.

  [Здесь не рассматривается, но остается вопрос о том, что в древности понималось под "любовью" – общая ли расположенность к людям, доброжелательность или то же, что и в современном значении – влечение к другим и следующее из него стремление радовать, содействовать, приносить им пользу. Здесь рассматривается современное представление.]

  Видно, что мерилом золотое правило задает человеку самого себя, свои желания – задает перенос отношения к себе на других. Правило не исходит [прямо] из желаний других, что было бы естественно для любящих людей. Кроме того, другим может быть не нужно то же, что нужно действующему, другим может быть нужно что-то иное, свое.

  Поэтому нельзя сказать, что золотое правило есть правило любви. Золотое правило не противоречит любви, не исключает любовь, но и не предполагает любовь, не есть [прямое] проявление любви. (Разве что – любви к себе).

  Есть правило, принадлежащее, по-видимому, А. Шопенгауэру, разбираемое В.С. Соловьевым:
  "Neminem laede, imo omnes, quantum potes, juva".  (лат.) (Артур Шопенгауэр, О свободе воли; Об основе морали, [перевод с немецкого Ю. Айхенвальда]. — Москва, Издательство АСТ, 2023. — 448 с. С. 230).

  Которое переводят:
  "Никому не вреди, напротив, помогай всем, насколько можешь".
  Или: "Никому не вреди, но всем, сколько можешь, помогай".
  Или: "Никому не вреди, но в чем сколько можешь, помогай".

  Сам Шопенгауэр определяет это свое правило "как наиболее простое и чистое выражение единогласно рекомендуемого всеми этическими системами образа действий". (А. Шопенгауэр, там же, с. 262). Включая и заповедь "Возлюби…", и золотое правило.

  Мерилом в правиле Шопенгауэра взято не желаемое самим человеком, а прямо желаемое другими, необходимое другим, т.к. речь о помощи, т.е. содействии тому, что хотят другие.

  Можно заметить, что в этом виде (в этих переводах – ?) правило не совсем последовательно, не совсем точно. В нем вред противопоставлен помощи, а не его противоположности – пользе. А помощь противопоставлена вреду, а не ее противоположности – помехам, препятствованию.

  Исходя из предполагающегося противопоставления, это правило можно было бы перевести так:
  "Никому не вреди, но всем, сколько можешь, приноси пользу".
  Или: "Никому не мешай, но всем, сколько можешь, помогай (содействуй)".

  Это правило включает уточнение Шопенгауэра "насколько можешь" или "сколько можешь" ("quantum potes"), которое раскрывается им так:
  "… сострадание не только удерживает меня от ущемления другого, но даже побуждает меня помогать ему. Теперь в зависимости от того, насколько, с одной стороны, живо и глубоко чувствуется это непосредственное участие, а с другой — насколько чужая беда велика и настоятельна, этот чисто моральный мотив побудит меня к большей или меньшей жертве ради нужды или горя других — жертве, которая может состоять в напряжении моих телесных или духовных сил на их пользу, в моей собственности, в моем здоровье, свободе, даже в моей жизни". (А. Шопенгауэр, там же, с. 358).

  Это правило тоже не противоречит любви, не исключает любовь, но тоже не есть [полное] проявление любви ко всем. Сам Шопенгауэр обосновывает свое правило "состраданием", а не любовью, и предполагает, что "сострадание" не ко всем, не всегда "живо и глубоко". Любовь же предполагает непременность и полноту помощи тем, кого любят, жертвенность ради них.

******

  Возможное правило нравственности и любви:
  "(Не) поступай с другими так, как они (не) хотели бы, чтобы поступали с ними".
  Или: "(Не) делай людям то, что люди (не) хотят".

  Здесь совсем нет себя как мерила, а речь прямо и только о желаниях других, о помощи и заботе о других. Здесь нет ограничений "ближнего твоего", "сколько можешь" или т.п. Действия ограничены только желаниями/не-желаниями других.

  Данное правило не противоречит золотому правилу нравственности. Данное правило не допускает вреда другим, ничего не навязывает другим, исходит из желаний других. Т.е. оно так же является правилом нравственности. И данное правило может быть правилом любви, т.к. оно предполагает присущую любви готовность действовать в соответствии с желаниями других.

  Или же это правило не любви, а заботы или потакания?

  Забота, если направлена на дееспособных людей, плоха тем, что она есть действие за другого, свое действие вместо его действий, превращение другого в объект действий. Забота о дееспособных людях полезнее заботящемуся; тому же, о ком заботятся, это может и вредить, лишая его необходимости или даже способности действовать самому.

  Любовь может выражаться и в заботе, в потакании, но они больше желаемы любящими. Тем, кого любят, не нужнее ли то, что во всех смыслах им на пользу? Не столько потакание их желаниям, но полезное им вне зависимости от текущих и осознаваемых желаний?

  Помощь лучше, правильнее заботы, потакания, потому что помощь – содействие, поддержка действий другого, а не действие вместо него. В этом отношении правило Шопенгауэра есть большее проявление любви, чем золотое правило и предложенное правило любви, поскольку у Шопенгауэра говорится о помощи.

  С другой стороны, заповедь и нравственные правила предполагают любовь не личную к определенному кому-то, а любовь ко всем, обезличенную, любовь – как отношение к людям вообще. При том, что невозможно знать или точно догадываться, что желаемо любому человеку, всем, во всех случаях, в данное время, что полезно им. И при том, что обычный человек не может помогать всем и всегда в полной мере – силы, возможности человека ограничены. Помогающий "всем" человек сам неизбежно становится нуждающимся в помощи, поскольку его силы и возможности быстро истратятся. (Чему есть всем известные примеры).

  Этим можно попытаться объяснить (или оправдать) и отрицательную часть нравственных правил, и ограничения – "ближнего твоего", "сколько можешь", и использование лишь себя как мерила своих действий.

  Говоря именно о пользе-вреде можно предложить такое правило:
  "Не делай другим то, что им во вред, делай другим то, что им на пользу".

  Здесь сразу возникает сомнение – как определить вред и пользу? Вред и польза, кроме простых случаев, – умозрительны, суть понятия. Действительное то, что какому-то человеку полезно, может быть трудно определяемо. Определяемо только в каких-то отношениях, из каких-то предположений. И может оцениваться этим другим человеком не как польза. Т.е. для общего случая, когда большинство встречаемых людей незнакомы или малознакомы, стремление принести пользу ограничено простым и общим – тем, что внешне легко заметно, прямо выражено и т.п. 

  Поэтому данное правило в выполнимом его виде сводится к предложенному выше правилу любви или к правилу Шопенгауэра, или к золотому правилу. Поскольку о действительной пользе в общем случае достоверно судить невозможно, но чаще определимы или прямо выясняются желания других, или же можно исходить из самых общих соображений о желаемом людьми, или же можно исходить из хотя бы собственных желаний.

  При том, все приведенные здесь правила не исключают принесение людям пользы, если таковая достоверно определена и приемлема для людей.

Комментарии

Аватар пользователя Victor_

золотое правило нравственности почти всегда связывают с заповедью:
"Возлюби ближнего твоего, как самого себя".

  АБСОЛЮТНОЕ золотое правило есть разумное и таково:

 "Поступай так, чтобы твой социум был гармоничным".

 А все остальные правила - это лишь с разными оттенками иносказания (толкования) оного и это необходимо, т.к. многим сложно такое буквально понять, принять и исполнять...

Аватар пользователя Алент

Victor_, 9 Октябрь, 2025 - 18:32, ссылка

 "Поступай так, чтобы твой социум был гармоничным".

Преступления и войны как раз-таки и происходят во исполнение этого "правила": людям кажется, что окружающий мир неправилен, несправедлив и его нужно изменить.  

Аватар пользователя Victor_

--- Алент, 10 Октябрь, 2025 - 05:28, ссылка

Преступления и войны как раз-таки и происходят во исполнение этого "правила": людям кажется, что окружающий мир неправилен, несправедлив и его нужно изменить

 Но вы то понимаете, что такое ни в коем случае не относится к мной приведённому. А чего так? - вы что, божественны или всё же простой смертный, который понял суть утверждения и при этом сильно то и не напрягался?

 Мало того, я вам скажу - ВСЕ-ВСЕ приведённые автором темы alexander_chuprov "правила" тоже НИКАК не препятствуют преступлениям и войнам, мало того, многие совершающие преступления и войны ВПОЛНЕ правильно осознают приведенные правила, но увы...

 МОРАЛЬ: только то правило, которому искренне и последовательно следуют, есть правило ... хорошо бы это правило при этом было бы и разумным...

Аватар пользователя Владимир Старк

"Ближние" в Евангелии, - это окружающие, другие.

Аватар пользователя alexander_chuprov

Владимир Старк, 10 Октябрь, 2025 - 18:02, ссылка

"Ближние" в Евангелии, - это окружающие, другие.

Я специально подчеркнул, что говорю о буквальном - о написанном.

А идет это же еще из Торы - Ваикра, 19:18 (Левит, 19:18):

18 Не мсти и не храни злобы на сынов народа твоего, а люби ближнего твоего, как самого себя; Я Йеhова.

Здесь в контексте "ближние", скорее, или почти точно - соплеменники. А не все, не другие вообще.

Да, в Евангелии легенда о добром самарянине расширяет "ближних" на тех, кто действительно помогает, спасает, "любит" - вне зависимости от народности и веры.

Ср. в Евангелии от Луки, 6:31:

[Зач. 26.И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними.

"Люди" - без ограничения, люди вообще.