М.П. Грачев.
Постмодернизм шагает по планете
(Иноземцев Андрею Ханову) По-моему, Вы претендуете на роль Гёделя, но только в силлогистике. - Сказал мальчик из толпы.
Минюст захотел раздать коллекторам цифровые псевдонимы. Имя коллектора станет для должника простым набором цифр. Сотрудникам банков и коллекторских агентств хотят разрешить не представляться в разговоре с клиентом, а пользоваться специальным идентификатором. Новые правила коснутся и роботов-коллекторов: граждане не узнают, что разговаривают с программой, а не с живым человеком (СМИ).
Но, список дискурсов может быть продолжен (родитель1, родитель2):
1234, 1243 – потребитель (имён своих чувств);
2143, 2134 - маркетолог;
4321, 4312 – софист;
3421, 3412 – философ;
4231, 4213 – университет (феодал, модерн);
2413, 2431 – горожанин (студент, паства, электорат);
1324, 1342 – учёный или художник (против модерна, модернист);
3142, 3124 - ремесленник (полу-феодал, бурлеск);
1423, 1432 – постмодернист (повстанец, революционер);
4132, 4123 – коллаборант (постмодерн, создание симулякра - спецслужбы, телеэксперты в чём угодно)
3241, 3214 – психоделический гуру;
2314, 2341 – рынок, литература (мета-модерн, контемпрорари).
Источник: Андрей Ханов. Обращение к аудитории / Философский штурм - http://philosophystorm.org/obrashchenie-k-auditorii
--
Комментарии
Десять источников и составные части постмодернизма
(или, неизбежность многословия)
Andrei Khanov, 12 Февраль, 2020 - 19:56, ссылка
Первый источник:
1, 2, 3, 4 - просто сокращение от первая, вторая, третья и четвёртая "вещь" Платона (имя, определение, рисунок понимание). Платон утверждает, что мысль перемещает по таким этапам произвольно вверх-вниз. См. "Седьмое письмо", есть небольшой отрывок этого письма - именно об этой теории Патона - во вчерашнем посте. Там же ссылка на само письмо.
В другой версии (Платона же) - 1-чувство идеи, 2-имя чувства, 3-определение имени чувства идеи (теорема, сам Платон приводит пример - "определение круга, как множества точек, равноудалённых от центра", но встречал и иной пример - так называемую "теорему Евклида", доказанную, Пифагором графически - это она и есть ("третья вещь"), я предпочитаю современное слово "концепция", хотя само это слово многозначное, но и такое значение закреплено) и 4-понимание определения словом из его рисунка.
В одних переводах - англоязычных - "вещь" , в русско-язычных - "стадия речи", "этап мышления", как у Фомы Аквинского - "разворачивание мышления от этапа к этапу. От одной "вещи" к другой.
Второй источник:
Форма, материя, метод и содержание - в теории Иоганна Гёте ("Книга о краске", 1810).
Третий источник:
1-Непреодолимое желание человека свести все три сферы своей психики (реальное, воображаемое и символическое) к непротиворечивому единству, 3-чувство (воображаемое), 2-символ (символическое, абстрактное) и 4-понимание причин (интуитивное понимание, реальное) - как базовые элементы психики человека - в постмодернистском системном психоанализе Жака Лакана (1970).
Четвёртый источник:
Прагматическая логика Чарльза Пирса ("Основы прагматизма, введение в логику прагматизма", 1883): 1-семиотический знак (концепт как единство идеи и её смыслоформы), 2-форма идеи, 3-интерпиритация (смысл) формы идеи, 4-достоверность мысли (степень достоверности означения идеи её смыслоформой).
Пятый источник:
Аналитика Аристотеля: 1-термин, как единство посылки, высказывания и степени категоричности мысли, 2-посылка (отрицание-неопреденное-утверждение), 3-высказывание (частное-неопределённое-общее), 4-степень категоричности (возможно присуще - необходимо присуще - присуще).
Шестой источник:
Стихия природы в даосизме (восемь, триграммы) и конфуцианстве (пять, но на самом деле 8)-пифагорействе: 1, 2, 3, 4 - некоторые из них. В других текстах приведено соответствие.
Седьмой источник:
Герметические (алхимические) элементы, которых восемь. Восемь планет, восемь олимпийских богов. 1, 2, 3, 4 - некоторые из них. В других текстах приведено соответствие.
Геометрические измерения:
Длинна, ширина, высота и их произведение объем. Множество вариантов. Включая комбинаторику (неевклидову "новую" или "матричную" геометрию Софуса Ли).
Девятый источник:
Физические величины: масса, расстояние, измерение временем, импульс. Множество вариантов, например - давление, объем, измерение температурой и энтропия.
Десятый источник:
Ядерная физика: три кварка (u, d, s) и суб-атомная частица. Здесь требует понимание абстракции кварков, если частицу, как композицию трёх кварков - можно представить аналогом даосского состояния природы, семиотического знака или термина Аристотеля. То такие кварки есть сочетания восьми глюонов. 1, 2, 3, 4 - некоторые из глюонов.
Ещё источник:
Красный, зелёный, желтый и белый цвет краски (монитора).
...и так далее.
* * *
На смену языковых игр постмодернизма пришли
цифровые игры неопрагматизма
Andrei Khanov, 15 Февраль, 2020 - 10:08, ссылка
Добрый, или попрощаться со штурмом и штормом. Наш метод - штиль.
Софист - один тип мышления - 4321, аналитик (философ) - 3412 другой. Но есть и химеры 4312, 3421. Надеюсь, что повторно подробно излагать эту теорию дискурса не потребуется.
1234=ОСЧП Одержимость выражением (невыразимой, но выражаемой всеми) истины Символами (именами и определениями) Чувств Понимания причин. Чувство понимания - интуитивно понятное. Это самая массовая модель - потребитель имён чувств.
Соответственно, оцифрованный софист - 4321=ПЧСО - потребитель наоборот (речь о его функции, не о нём самом) - делится с собеседником своим пониманием чувств, вызванных символами одержимости выражением невыразимой идеи.
А философ (аналитик) - 3412=ЧПОС - делится с собеседником своим чувством понимания причин символов (имён, определений, рисунков, демонстраций) одержимости выражением невыразимой идеи её символами.
Никто не лучше и не хуже другого. Все не мыслят, что истина невыразма точно, но каждый по своему. Говорить можно что угодно. Но мыслит ли человек именно так, как поясняет?
Любая теория - условность (лишь означает что-то). Возможно соглашение об этом допущении - подразумевание - по умолчанию - "что это так." Но, если такой разговор посвященных в соглашение услышит непосвященный в него - то он конечно сочтёт собеседников минимум софистами.
Вы вводите некоторый - дискурс математика. Возможно, это обосновано, пифагорейская секта распалась на математиков и эзотериков и последние обвинили первых в склонности к софизму (когда два знака мышления - сочетаясь - не образует снова знак), который тогда презирался. Эзотерики исходили из невозможности точно выразить истину о знаковой природе мышления словами, математики - что можно создать искусственный язык, который позволит это сделать. Такой язык действительно есть, он прост, но понять его сложно, но возможен другой диалект этого языка, который точно может понять любой.
Возможно - все высказанные вами далее противоречия могут быть устранены таким соглашением.
Человек не только говорит каким-то языком, сколько слушает им.
Ощущение идеи изначально (естественно) - правдиво, ложью её делает (в воображении собеседника) - несовершенство его собственного языка. Как и когда, ложь кажется правдой. Безусловно, всё, что произносится - языковые игры и потому - софизм, философия, математика - разные контексты.
Поэтому, вместо поиска метода выражения невыразимой абстрактной истины (что есть истина?) - следует задуматься над другими вопросами - зачем нам выражать её?) почему мы такие? Да и кто мы такие вообще? Чего добиваемся своими языковыми играми?
Это уже не античная пифагорейская математика.
(Конец цитирования)
--
mp_gratchev, 17 Февраль, 2020 - 09:23, ссылка
Вот именно!!!
Это четыре вопроса неопрагматизма.
--
Логический квадрат vs. четыре формы мысли
Логический квадрат устанавливает связи между четырьмя видами суждения, а не между четырьмя формами мысли (суждения, вопросы, оценки, императивы).
Мысль - означает идею, но и саму мысль означает её знак.
Знак мысли (её термин) - это смыслоформа идеи, содержащая самооценку достоверности.
Причём, для одного того же знака (термина) - возможны разные очерёдности этапов его построения, начинается он с определения достоверности или с формы идеи?
Возможно использовать либо терминологию "идея-знак мысли", либо "идея-мысль", не вдаваясь в структуру последней.
Двумерная, современная формальная логика рассматривает четыре варианта (термина) мысли АЕЮ и отношения между этими вариантами. Причина такой логики - вера в тождественность объекта (идеи) и его теории (формальной логики). Это особенность человеческого мышления, один из его семиотических знаков. Такой, определённой целевой аудитории более понятна именно формальная логика.
Для такой точки зрения - действительно - "идея=конструктивная мысль". А "конструктивная=формально-логическая".
Если - вслед за Теофрастом - абстрагироваться (в теории Аристотеля) от категоричности мысли и средних означений посылки и высказывания, то останется одна сокращенная смысло-форма четырёх терминов, приравненная верой к идее.
Для других целевых аудиторий - более понятные другие логики.
Трёх-мерная аристотелева логика, и поместившая её - в новый прагматический контекст - семиотка - рассматривает 27 терминов-знаков. Логика СУГ4 - 144.
Возможны и более многомерные логики.
Есть число базовых элементов мышления, есть число их комбинаций, есть структура таких вариантов и есть принцип их связи. В логиках разной размерности - разное число терминов и уже одним этим они различаются. Принцип связи терминов - един для всех таких логик, но его понимает человек и тип понимания в формальной и аристотеле-прагматической логик - различен.
Силлогизм в СУГ - понимается таким сочетанием крайних двух знаков, средний между которыми (по определённому простому правилу) - сам знак, софизм когда два знака не образуют знак, но мы утверждаем обратное.
Это Вы говорите о четырех вариантах мысли-суждения (высказывающей речи).
Аристотель пишет:
"Но не всякая речь есть высказывающая речь, а лишь та, в которой содержится истинность или ложность чего-либо; мольба, например, есть речь, но она не истинна и не ложна. Итак, прочие виды речи оставлены здесь без внимания" (Аристотель. Об истолковании // Сочинения в четырёх томах. Том 2. - М., 1978. - C. 95).
Это аристотелевское умозрение является основой современной математической логики:
"Предложения, выражающие определенные суждения, называются высказываниями. Они характеризуются тем, что могут быть истинными и ложными, и этим отличаются, например, от повелительных и вопросительных предложений" (В.А.Успенский, Н.К.Верещагин, В.Е.Плиско. Вводный курс математической логики. - М., 2002. - С.19).
Тогда как, мысль не сводится к одним лишь суждениям. В естественном языке вопросительные и повелительные предложения являются носителями самостоятельных форм мысли: вопросов и императивов, соответственно.
--
нет, только о четырёх "терминах" АЕЮ: общеутвердительное, частноутвердительное, общеотрицающее, частноотрицающее
Верно. Термина четыре, только:
общеутвердительное, - что? Суждение! (ложно/истинно)
частноутвердительное, - что? Суждение! (ложно/истинно)
общеотрицающее, - что? Суждение! (ложно/истинно)
частноотрицающее - что? Суждение! (ложно/истинно)
Другими словами, У Аристотеля четыре термина, но форма мысли одна: суждение. Тогда как в естественном языке функционируют, в соответствии с основными типами предложений естественного языка, четыре формы мысли:
- суждение (ложно/истинно)
- вопрос (корректный/некорректный)
- оценка (адекватная/неадекватная)
- императив (исполнимый/неисполнимый).
--
*