Попытка определения противоположности из определений Аристотеля

Аватар пользователя alexander_chuprov
Систематизация и связи
Основания философии
Диалектика
Логика
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

Попадавшиеся мне определения противоположности были определениями описательными. Т.е. из них невозможно понять, откуда противоположности берутся, почему они таковы, и в целом - что же они есть.
Кроме одного определения - у Аристотеля, давшего сущностное определение противоположности как наиболее различающегося.
При этом, у Аристотеля есть несколько близких формулировок, есть много примеров, рассуждений о противоположностях, но ряд его примеров можно посчитать примерами не противоположностей, а отрицания, лишенности, а некоторые его рассуждения можно посчитать неясными.
Попытался собрать и развернуть определение из аристотелевских. Но не уверен, что понял и сделал это правильно, точно и полно, и не уверен, что не внес лишнего, ошибочного. Поэтому надеюсь на вразумление.

------

Противоположность в высказываниях (противоположные суждения) - есть исключающие, отрицающие друг друга высказывания, одно из которых или оба есть ложное.
Но здесь не о о высказываниях, а о вещах, о действительном.

Противоположность (существительное, ед. ч.) [в вещах] - есть двойное, есть пара наиболее различающихся проявлений какой-либо сущности, основания (субстрата) в чем-либо, связанном с этой сущностью, основанием.
Противоположное (прилагательное, мн. ч.) - есть [наиболее различающиеся] свойства, признаки, особенности вещей, сущностей, но не есть сами вещи, не есть сущности.
Связь вещей с сущностями, основаниями, проявляющимися в вещах противоположностями - отношения вещей к своим видам, к своим родам, к своему началу.

Или: Противоположность - есть два наиболее различающиеся свойства [вещей], являющиеся проявлением или их видовой, или их родовой, или их начальной сущности.

Будучи различающимися, стороны противоположности всегда имеют в отношении друг друга общее (тождественное) - основание их различения. Противоположное есть различное, т.е. есть сравнимое, сопоставимое, но не есть иное, не есть не имеющее общего (тождественного). (Как следствие - см. "единство противоположностей").
Противоположность есть проявление одного - одной начальной, родовой, видовой сущности, основания. Противоположность, будучи двойным, есть проявление "третьего" - им начального, родового, видового. (Как следствие - см. "единство противоположностей").
Стороны противоположности находятся в обратной связи друг с другом - в отношении взаимоисключения. Большее проявление в чем-либо одной стороны противоположности дает равно меньшее проявление в этом чем-то другой стороны  противоположности. Полное проявление в чем-либо одной стороны противоположности приводит к отсутствию проявления в этом чем-то другой стороны этой противоположности. (Как следствие - см. "борьба противоположностей").
Какой-либо сущности, основанию, началу может быть присуще любое количество противоположностей.
Проявляться противоположности могут в любых вещах, связанных с сущностями, основаниями, которым присущи эти противоположности.

Противоположность есть частный случай различия - есть наибольшее, крайнее, предельное различие.
Противоположность есть частный случай противопоставления (противолежания) - есть противопоставление наиболее, крайне, предельно различного.
Противоположность не есть отрицание, лишенность - обе стороны противоположности содержательны, существуют.

------

Противоположное сложно находить, сложно устанавливать именно противоположность, а не отрицание-лишенность или противопоставление. Сложно находить "третье", проявлениями которого являются противоположности.
Предельное, крайнее различие есть отличие на грани [видимой] утраты общего и в то же время есть в наибольшей мере выраженное отличие.
Поэтому стороны одной противоположности могут казаться инаковым, иным, могут восприниматься как несопоставимое, несравнимое.
Поэтому стороны одной противоположности могут не восприниматься как противоположность, могут казаться не противоположными.

------

Если идти от соответствующего здесь начала.
Бытие явлено как [почти] бесконечное множество вещей (телесного, бестелесного, явлений, отношений, зависимостей). Для установления того, что, как и когда можно использовать, чего опасаться, необходимо исследование вещей. Исследование вещей включает сравнение вещей.
Сравнение вещей позволяет определять их похожесть, подобие, сходство, и позволяет определять их особость, отличия.
Сходство и отличие проявляется в свойствах [сравнимых] вещей.
Рассмотрение сходного позволяет находить в вещах общее или определять сходство как незначимое. Рассмотрение отличного позволяет находить в вещах особенное и позволяет устанавливать меру особенного.
Свойства вещей, не имеющие значимого общего, являются в отношении друг друга иными, инаковыми.
Свойства вещей, имеющие значимое общее, являются в отношении друг друга различными. 
Предельно, крайне, наиболее различающиеся свойства вещей являются противоположными.

Комментарии

Аватар пользователя Ксари

Противоположность в высказываниях (противоположные суждения) - есть исключающие, отрицающие друг друга высказывания, одно из которых или оба есть ложное.

Но здесь не о о высказываниях, а о вещах, о действительном.

Противоположность (существительное, ед. ч.) [в вещах] - есть двойное, есть пара наиболее различающихся проявлений какой-либо сущности, основания (субстрата) в чем-либо, связанном с этой сущностью, основанием.

Противоположность в высказываниях и противоположность в вещах - это такие огромные разницы, что одесская большая разница помалкивает, Александр. То есть, имеются, например, два таких противоположных и в тоже время относительно разных суждения:

1. Северный и Южный полюсы противоположны друг другу относительно оси вращения Земли!

2. Северный и Южный полюсы относительно Солнца не противоположны друг другу, а смещены вдоль Земной оси. Какой вывод напрашивается, если в высказываниях и имеются и могут быть противоположные точки зрения (противоречия), то в Природе вещей все относительно и нет никаких противоположностей! 
 

Аватар пользователя alexander_chuprov

Ксари, 23 Апрель, 2025 - 02:53, ссылка

1. Северный и Южный полюсы противоположны друг другу относительно оси вращения Земли!

2. Северный и Южный полюсы относительно Солнца не противоположны друг другу, а смещены вдоль Земной оси. Какой вывод напрашивается, если в высказываниях и имеются и могут быть противоположные точки зрения (противоречия), то в Природе вещей все относительно и нет никаких противоположностей! 

Стоит ли здесь обсуждать, что полюсы Земли относительно Земли, Солнца, Венеры, Цереры и Полярной никак не смещены вдоль земной оси?

Здесь уместно было бы, северный и южный полюсы Земли - это противоположности или случай противопоставления, противолежания?

А т.к. Вы про "все относительно", то уместно было бы о противоположности относительного и абсолютного. В чем эта противоположность проявляется и как, чем порождается и т.д.

Аватар пользователя Ксари

А т.к. Вы про "все относительно", то уместно было бы о противоположности относительного и абсолютного. В чем эта противоположность проявляется и как, чем порождается и т.д.

Правильно, Александр! В природе вещей нет ничего абсолютного! Тот же «абсолютный ноль» (-273 градуса) - это «оцепенение» частиц ОТНОСИТЕЛЬНО своих подвижных состояний! В то время как в природе высказываний абсолютных истин «НАВАЛОМ»!  Самая известная - «Мыслю, следовательно существую»! То есть, мир вещей, какие бы философ - законченный материалист не выдумывал изощренные фразы (типа бла-бла-бла не зависит от нашего сознания), всегда есть производное мира высказываний! (Хотя про сознание, на которое ссылаются наши философы-материалисты - они ни черта не знают, делая при этом очень умный вид)

Аватар пользователя Derus

alexander_chuprov, а вот интересно, любовь и ненависть, по-вашему разумению, это противоположность, противопоставление  или отрицание?

Аватар пользователя alexander_chuprov

Derus, 23 Апрель, 2025 - 09:19, ссылка

а вот интересно, любовь и ненависть, по-вашему разумению, это противоположность, противопоставление  или отрицание?

Об этом не думал раньше, сходу предположу, что любовь-ненависть похоже на противоположность. И то и другое не пусто, наполнено, т.е. не отрицание-лишенность. И то и другое крайнее со многим промежуточным, т.е. не противолежащее.

А что?

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

Об этом не думал раньше, сходу предположу, что любовь-ненависть похоже на противоположность.

Это не противоположенность, а рядомположенность, альтернатива выбора сильного чувства. От любви до ненависти, как известно, один шаг. Как там, у великого душеведа, было:  

"И еще раз теперь я задал себе вопрос: люблю ли я ее? И еще раз не сумел на него ответить, то есть, лучше сказать, я опять, в сотый раз, ответил себе, что я ее ненавижу." 

Противоположность любви, равно, как и противоположность альтернативе любви, т.е. ненависти - это равнодушие, индиферрентность.

Противоположность стулу - пол, в крайнем случае коврик на полу, асфальт, грунт, матушка сыра-земля, песочек на пляже.

Стул, кресло, диван-кровать и прочие альтернативы выбора, включая пенёк и валун посреди поля, и даже, миль пардон, унитаз -  это  возвышающие опоры, с каждой из них можно, не ровён час, свалиться. А сидя на полу/песке/земле/асфальте, куда можно свалиться?   Возвышению (углублению) противоположность равнина. 

Аватар пользователя kosmonaft

Найдено на просторах интернета: 

Закон тождества был сформулирован Аристотелем в трактате «Метафизика»:

«Иметь не одно значение — значит не иметь ни одного значения; если же у слов нет значений, тогда утрачена всякая возможность рассуждать друг с другом, а в действительности — и с самим собой; ибо невозможно ничего мыслить, если не мыслить что-нибудь одно».

Этот закон запрещает употреблять одно и то же слово в разных значениях или вкладывать одно и то же значение в разные слова, создавать двусмысленность.

 Эти слова Аристотеля можно понимать так: любая мысль обязательно должна быть тождественна самой себе, т. е. она должна быть ясной, точной, простой, определенной. Примером нарушения этого закона может послужить любая двусмысленная фраза: «ученики прослушали объяснение учителя». «Прослушали» значит выслушали все, что сказал учитель, или не услышали ничего?

Взято из вашей темы : 

 Противоположность есть проявление одного - одной начальной, родовой, видовой сущности, основания. Противоположность, будучи двойным, есть проявление "третьего" - им начального, родового, видового. (Как следствие - см. "единство противоположностей").

Противоположность есть частный случай различия - есть наибольшее, крайнее, предельное различие.
Противоположность есть частный случай противопоставления (противолежания) - есть противопоставление наиболее, крайне, предельно различного. 

Соответствует ли каждое из определений данных Аристотелем такому  понятию, как  "Противоположность", закону тождества, который открыл и сформулировал тот же самый Аристотель ?

Аватар пользователя alexander_chuprov

kosmonaft, 23 Апрель, 2025 - 12:34, ссылка

Соответствует ли каждое из определений данных Аристотелем такому  понятию, как  "Противоположность", закону тождества, который открыл и сформулировал тот же самый Аристотель ?

Если закон тождества, открытый Аристотелем, не соответствует понятию противоположности, данному Аристотелем, то закон тождества ошибочен.
Шучу. ))

Например, непрозрачные предметы имеют свойство отражать свет. И непрозрачные предметы имеют свойство поглощать свет. (Чаще - для крайних проявлений - говорят о противоположности белого и черного, что не совсем корректно). Допустим, эти свойства непрозрачных предметов -  отражение и поглощение - противоположны, противоположность.
По-моему, закон тождества Аристотеля не и
сключает одновременность присутствия у непрозрачных предметов свойств отражения и поглощения. Если, по-вашему, исключает, то как, почему?

Например, вещей, относящихся к одному виду, множество, много (живых существ одного вида или т.п.). При этом они образуют одно, единое - свой вид (живых существ или т.п.). Допустим, многое и единое - противоположность.
По-моему, закон тождества Аристотеля не исключает у вещей одного вида одновременность быть многим и единым? Если, по-вашему, исключает, то как, почему?

И т.д.

Аватар пользователя kosmonaft

Например, непрозрачные предметы имеют свойство отражать свет. И непрозрачные предметы имеют свойство поглощать свет. 

По-моему, закон тождества Аристотеля не исключает одновременность присутствия у непрозрачных предметов свойств отражения и поглощения. Если, по-вашему, исключает, то как, почему?

В приведённых вами и процитированных мною определениях такого понятия как "противоположность" слово "противоположность" может употребляться в различных значениях. Приведённые примеры это подтверждают.
Не согласны ? Хотите поспорить ?
Какое слово из приведённого вами примера (непрозрачные предметы имеют свойство отражать свет) могут употребляться в различных значениях ?

любая мысль обязательно должна быть тождественна самой себе, т. е. она должна быть ясной, точной, простой, определенной.

Вы считаете, что мысль, заложенная в фразу:  непрозрачные предметы имеют свойство отражать свет, - не ясная, не точная, не простая или не определённая и поэтому эту фразу можно трактовать несколькими различными способами, а значит она не тождественна самой себе ?
А разве об определениях, данных Аристотелем такому понятию как "противоположность" можно сказать, что они все вместе и каждое в отдельности ясные, точные, простые и определённые? Да все они какие-то мутные и полностью неопределённые, особенно если рассматривать их отдельно одно от другого. Если же рассматривать их совместно,
то они начинают противоречить одно другому.

Вы можете мне простым и понятным языком сказать, что Аристотель подразумевает под "противоположностью", написав следующее : Противоположность есть проявление одного - одной начальной, родовой, видовой сущности, основания.
Я при всём желании не могу понять, что он этим хотел сказать.
Считаю, что никаким законом тождества эта фраза даже и не пахнет...,))

Например, вещей, относящихся к одному виду, множество, много (живых существ одного вида или т.п.). При этом они образуют одно, единое - свой вид (живых существ или т.п.). Допустим, многое и единое - противоположность.
По-моему, закон тождества Аристотеля не исключает у вещей одного вида одновременность быть многим и единым? Если, по-вашему, исключает, то как, почему?

Приведите пожалуйста пример и я скажу вам, соблюден в приведенном примере закон тождества или нет. А так...Слов много, а толку мало...,))

Допустим, многое и единое - противоположность.

Эта фраза нарушает закон тождества.

В этой фразе полностью определено только слово "допустим"...,))
Многое допустимо противопоставлять единому или одному ?
В качестве противоположности приведённые вами понятия противопоставляются как что ? "Многое" и "единое" - это вообще что такое ? Может быть они существуют сами по себе и являются предметами материального мира ?

непрозрачные предметы имеют свойство отражать свет

Эта фраза тоже не вполне себе отражает истинность того, что в неё пытаются вложить. Другими словами, она не вполне тождественна смыслу, который, при большом желании, из неё можно извлечь...,))

Начнём с того, что непрозрачность предметов не исключает того, что поверхность их может быть зеркальной или, в теории излучения существует такое понятие как "абсолютно чёрное тело".
Это раз.
Теперь два.
Если непрозрачные предметы отражают свет, то поглощают они, к большому сожалению не свет, а тепло, получаемое в результате нагревания непрозрачных предметов этим самым светом. И что прикажете считать противоположностями, если отражается свет, а поглощается тепло ? К тому же не всё тепло, получаемое в результате нагревания, поглощается. Часть тепла выделяется. То есть свет отражается не только в виде света, но так же ещё и в виде выделяемого тепла. Блин, в какие-то я дебри полез. Пора завязывать...,))

 

Аватар пользователя Алент

В языке существует три вида "противоположностей", они называются оппозициями. 

1. эквиполентная оппозиция: в этой паре "одно" и "другое" существуют как два равнозначно наполненных энергией полюса и между ними не предполагается среднего. "Мужчина-женщина", "жизнь-смерть", "бог-человек", "человек-зверь", "право-лево" и т.д.

2. градуальная оппозиция устроена другим образом, в ней присутствует обязательная иерархия - один термин лучше, главнее или больше другого. То есть, градуальная оппозиция показывает разные степени одного и того же признака: мальчик-юноша-мужчина; боязнь-страх-ужас; в английском языке big-bigger-the biggest.

3 привативная оппозиция - это как раз  аристотелевская логическая противоположность. 

Аватар пользователя alexander_chuprov

Алент, 23 Апрель, 2025 - 20:09, ссылка

В языке существует три вида "противоположностей", они называются оппозициями. 

1. эквиполентная оппозиция: в этой паре "одно" и "другое" существуют как два равнозначно наполненных энергией полюса и между ними не предполагается среднего. "Мужчина-женщина", "жизнь-смерть", "бог-человек", "человек-зверь", "право-лево" и т.д.

2. градуальная оппозиция устроена другим образом, в ней присутствует обязательная иерархия - один термин лучше, главнее или больше другого. То есть, градуальная оппозиция показывает разные степени одного и того же признака: мальчик-юноша-мужчина; боязнь-страх-ужас; в английском языке big-bigger-the biggest.

3 привативная оппозиция - это как раз  аристотелевская логическая противоположность.

Да, оппозиции - это в кавычках "противоположности". Как и контрарность, контрадикторность тоже не о противоположностях.

Стороны противоположностей равно положительны, равно наполнены, равносильны, равновесны. ("Положительным" или "правильным" и т.п. одну из сторон делает наша субъективность, предпочтения).

Противоположное вообще существует и имеет общее и взаимоисключающее не в языке, не в суждениях-высказываниях-флогике, а в вещах, в явлениях, в зависимостях - в действительном.

------

Допустим, есть действительное явление, о котором есть истинное высказывание: часть света отразилась от предмета. Этому соответствует отношение, взаимодействие вещей - света и предмета, и мы видим предмет красного или зеленого, или белого цвета. При том, отражение света, цвет предмета - это не флогика, не в языке - это отношения между вещами. Рискну предположить, что для флогики, для языка это высказывание вообще пустое, бессодержательное, бессмысленное, хотя и допустимое. Логика и язык в принципе не про свет или предметы.

Что произошло с другой частью света, попавшего на этот предмет?
Мы можем совершенно непротиворечиво, истинно высказаться: но часть света не отразилась от предмета. И это высказывание будет флогически и в языке совершенно правильным, законным, содержательным относительно первого высказывания. Но это высказывание будет бессодержательным, пустым о вещах-явлениях - о свете и этом предмете ничего не говорящим, хотя и допустимым - как обозначение проблемы, как задачи для понимания.

Действительно содержательным будет высказывание: но другая часть света поглотилась предметом или проникла сквозь предмет. Для флогики, для языка и это высказывание будет пустым, бессодержательным, бессмысленным, хотя и допустимым. Но оно будет содержательным, наполненным, со смыслом для вещей-явлений.

Из формальной логики, из языка действительно содержательное высказывание (т.е. определение взаимодействий, связей, явлений, а не суждений, не слов) вывести невозможно, в них нет для этого средств, они не про это вообще, не про действительные отношения. То ли параллельны, то ли коллинеарны.

 

 

Аватар пользователя Derus

alexander_chuprov, на предложенный вопрос Вы говорите: «сходу предположу, что любовь-ненависть похоже на противоположность. И то и другое не пусто, наполнено, т.е. не отрицание-лишенность. И то и другое крайнее со многим промежуточным, т.е. не противолежащее.»
Раз это противоположности, то между ними, во-первых, есть наибольшая разница, а, во-вторых, они принадлежат какому-то одному роду или одному виду или обладают одной «начальной сущностью».
И коль скоро Вы посчитали любовь и ненависть противоположными, то Вам как минимум известна и их «начальная сущность» и «основание их различения».
Каковы же они?

«А что?»
Да, хочу понять, когда начинается или заканчивается «наибольшее различие».

Можно, конечно, взять и облегчённый пример.
Скажем, есть стул и табуретка.
У них начальная сущность, т.е. род – это «мебель». «Для сидения» - это отличительный (=видовой) признак. Именно поэтому и стул и табуретка – это виды мебели для сидения. Однако между ними есть различие. У стула есть спинка, а у табуретки спинки нет. Значит ли это, по-вашему, что стул и табурет – противоположны?
Более того, есть кресло. Это тоже вид мебели для сидения. Но у кресла помимо спинки есть ещё и подлокотники, которых нет ни у табуретки ни у стула. Так значит табурету противоположно кресло, а вовсе не стул?

Но с любовью и ненавистью интереснее, т.к. мы часто склонны думать, что это из оперы отрицания. А такая мысль не то, что часто, а вообще не приходит в отношении тех же стула, кресла и табуретки. Поэтому этот пример с мебелью, мне кажется, и проще.

Аватар пользователя alexander_chuprov

Derus, 24 Апрель, 2025 - 09:50, ссылка

И коль скоро Вы посчитали любовь и ненависть противоположными, то Вам как минимум известна и их «начальная сущность» и «основание их различения».
Каковы же они?

О противоположности любовь-ненависть раньше не думал. Потому попытаюсь только предположить.

Первое, что приходит в голову, что их начальное - эмоциональная оценка, чувственная окраска. Это - приятное, то - неприятное. Это - влечет, то - отталкивает. Наибольшее для приятно-влекущего - любовь. Наибольшее из неприятно-отталкивающего - ненависть.
Примерно здесь. Психологи ответили бы лучше.

Можно, конечно, взять и облегчённый пример. 
Скажем, есть стул и табуретка.

Для мебели противоположности либо нет, либо у меня найти ее не получается.
Но буду тужиться. ))

Процитирую себя:

Противоположное сложно находить, сложно устанавливать именно противоположность, а не отрицание-лишенность или противопоставление. Сложно находить "третье", проявлениями которого являются противоположности.
Предельное, крайнее различие есть отличие на грани [видимой] утраты общего и в то же время есть в наибольшей мере выраженное отличие.
Поэтому стороны одной противоположности могут казаться инаковым, иным, могут восприниматься как несопоставимое, несравнимое.
Поэтому стороны одной противоположности могут не восприниматься как противоположность, могут казаться не противоположными.

 

Аватар пользователя Derus

alexander_chuprov, Вы говорите: «О противоположности любовь-ненависть раньше не думал. Потому попытаюсь только предположить.
Первое, что приходит в голову, что их начальное - эмоциональная оценка, чувственная окраска. Это - приятное, то - неприятное. Это - влечет, то - отталкивает. Наибольшее для приятно-влекущего - любовь. Наибольшее из неприятно-отталкивающего - ненависть.
»

Итак, род или «начальная сущность» у обоих - это эмоция.
А основание их различия – приятное/неприятное.
Однако страх тоже ведь эмоция. И тоже неприятная. Так может любви противоположен страх, а не ненависть?

«Для мебели противоположности либо нет, либо у меня найти ее не получается.»
Хм…
Так я же всё уже сделал. Я Вам облегчил задачку.
И главное, я сделал (как мне кажется) в полном соответствии вашему определению противоположности.
(Кстати, а причём тут противоположность мебели, если вопрос стоял о том, что противоположно табуретке?)
Ещё раз.
Вот определение: «Противоположность - есть два наиболее различающиеся свойства [вещей], являющиеся проявлением или их видовой, или их родовой, или их начальной сущности(выделено мной - D)
Какая видовая сущность табуретки и стула?
«Мебель для сидения».
По какому свойству стул отличается от табуретки?
«Со спинкой»/«без спинки»
Ну точно также как выше у Вас самого было и для случая любви/ненависти.
Какой род или начальная их сущность?
«Эмоция».
По какому свойству они отличаются?
«Приятное»/«неприятное».

Так противоположен стул табуретке или нет?

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Табуретка и стул не противопоставлены, а соподчинены родовому понятию. Так же как скамейки, диваны, кушетки, кресла, пуфики, троны. Всё это элементы одного множества - мебель для сидения. Противоположные понятия табуретка-не табуретка, при условии, что они определены все на том же множестве мебели.

Аватар пользователя alexander_chuprov

Derus, 24 Апрель, 2025 - 23:43, ссылка

Итак, род или «начальная сущность» у обоих - это эмоция.
А основание их различия – приятное/неприятное.
Однако страх тоже ведь эмоция. И тоже неприятная. Так может любви противоположен страх, а не ненависть?

Да, возможно, что не эмоции, а другое. Например, влечение, привлекательность.

Derus, 24 Апрель, 2025 - 23:43, ссылка

Какая видовая сущность табуретки и стула?
«Мебель для сидения».
По какому свойству стул отличается от табуретки?
«Со спинкой»/«без спинки»

Со спинкой и без спинки - не различие свойств, а наличие и отсутствие свойства (пусть спинка будет свойством - давать опору спине).

Аватар пользователя Derus

alexander_chuprov, Вы говорите: «Да, возможно, что не эмоции, а другое. Например, влечение, привлекательность.»
Так то, чего мы боимся, явно не привлекательно (со всеми вытекающими, т.е. мы от него убегаем, а не влечемся к нему).
Поэтому прошлый вопрос сохраняется. Т.е. может быть неверно, что любовь и ненависть противоположны, а верно, что противоположны любовь и страх?

«Со спинкой и без спинки - не различие свойств, а наличие и отсутствие свойства (пусть спинка будет свойством - давать опору спине).»
1. Вы правы.
Получается, табуретка есть отрицание стула?
2. Хм… обычно, когда мы говорим, что табуретка и стул различаются между собой, то мы как раз и имеем ввиду, что они различаются свойствами как раз в том смысле, что у одного есть то, чего нет у другого.
Но раз Вы считаете, что это различие вещей, не есть различие их свойств, то получается, для противоположения мы должны взять какое-то общее им свойство и именно это же самое свойство и должно быть у них «наиболее различным».
Так?
Если так, то возьмём к примеру такие свойства присущие и табуретке и стулу как вес, цвет, плотность. Значит если табуретка лёгкая, а стул тяжёлый, то они противоположны по весу. А если табуретка черная, а стул белый, то они противоположны по цвету. Если табуретка жесткая, а стул мягкий, то они противоположны по плотности.
Если всё верно, то получается, что отношение противоположности никогда не есть противоположность по сущности вещи. А всегда есть только по чему-то такому, что, как говорит тот же Аристотель, присуще им привходящим образом? В самом деле, ну не по весу же и не по цвету мы определяем суть (т.е. чтойность) табуретки или стула.
Если вдруг опять всё верно, то возвращаясь к любви и ненависти, эти «вещи» если и противоположны, то только не по своей сути. Так?
 

Аватар пользователя Алент

Derus, 25 Апрель, 2025 - 09:02, ссылка

Если вдруг опять всё верно, то возвращаясь к любви и ненависти, эти «вещи» если и противоположны, то только не по своей сути. Так?
 

По-моему, противоположны именно по своей сути, так как суть в том, насколько ценен для тебя Другой. В любви Другой для тебя сверхценен, настолько, что человек может отдать свою жизнь за любимого; в ненависти, наоборот, Другой приобретает отрицательную ценность, что даже может довести до убийства. 

 

Аватар пользователя Derus

Алент, по поводу любви и ненависти Вы говорите: «По-моему, противоположны именно по своей сути, так как суть в том, насколько ценен для тебя Другой. В любви Другой для тебя сверхценен, настолько, что человек может отдать свою жизнь за любимого; в ненависти, наоборот, Другой приобретает отрицательную ценность, что даже может довести до убийства.»
Всё зависит от определения такого отношения как противоположность.
Я не знаю какое у Вас, но различие по сущности не стыкуется с предложенным в данной теме определением противоположности, т.к. разница по сущности автоматически предполагает именно наличие какого-то свойства в одном и отсутствие его же в другом. А согласно автору темы – это уже из оперы не противоположности, а отрицания. И с этим тоже трудно не согласиться.
Ну а так-то да. В любви объект представляется "очень хорошим", а в ненависти прямо наоборот - "очень нехорошим". Также как стул - это вещь "со спинкой", а табуретка - "без спинки" (и это именно существенная разница между этими видами мебели).

Аватар пользователя Алент

Derus, 25 Апрель, 2025 - 10:44, ссылка

...различие по сущности не стыкуется с предложенным в данной теме определением противоположности, т.к. разница по сущности автоматически предполагает именно наличие какого-то свойства в одном и отсутствие его же в другом. А согласно автору темы – это уже из оперы не противоположности, а отрицания. И с этим тоже трудно не согласиться.

Дело в том, что у Аристотеля есть противоположности...

"Аристотель трактует противоположности как максимальное различие. Между полюсами противоположностей лежит нечто третье, что опосредует отношение противоположностей. Переход от одной противоположности к другой осуществляется опосредованно, через подлежащее третье — субстрат. Между двумя различными состояниями всегда существует третье, которое связывает первые два. Отсюда следует принцип опосредования, или смежности, с помощью которого Аристотель предлагает объяснять любой переход, изменение или отношение."

...и противоречия. 

Противоречия у Аристотеля — это пара, состоящая из утверждения и соответствующего ему отрицания. По мнению философа, ровно один член любого противоречия истинен, а другой ложен. Они оба не могут быть истинными, и они оба не могут быть ложными.

По-моему, у автора темы в старттопике есть некоторая путаница. 

Аватар пользователя alexander_chuprov

Алент, 25 Апрель, 2025 - 11:55, ссылка

"Аристотель трактует противоположности как максимальное различие. Между полюсами противоположностей лежит нечто третье, что опосредует отношение противоположностей. Переход от одной противоположности к другой осуществляется опосредованно, через подлежащее третье — субстрат. Между двумя различными состояниями всегда существует третье, которое связывает первые два. Отсюда следует принцип опосредования, или смежности, с помощью которого Аристотель предлагает объяснять любой переход, изменение или отношение."

Я нашел эту цитату в http://db4.sbras.ru/elbib/data/show_page.phtml?77+1434+35
Но, возможно, они тоже цитировали?

Я бы уточнил, что не между противоположным лежит нечто третье, а это третье "над", "вне" их. "Третье" - то, что вызывает, создает противоположное. А то, что "опосредует отношение противоположностей" - это основание для различия противоположного. 

Алент, 25 Апрель, 2025 - 11:55, ссылка

Противоречия у Аристотеля — это пара, состоящая из утверждения и соответствующего ему отрицания. По мнению философа, ровно один член любого противоречия истинен, а другой ложен. Они оба не могут быть истинными, и они оба не могут быть ложными.

Они оба могут быть ложными. Так пишут логики. Но здесь это не важно.

Алент, 25 Апрель, 2025 - 11:55, ссылка

По-моему, у автора темы в старттопике есть некоторая путаница.

Это самое интересное. 

Попытался собрать и развернуть определение из аристотелевских. Но не уверен, что понял и сделал это правильно, точно и полно, и не уверен, что не внес лишнего, ошибочного. Поэтому надеюсь на вразумление.

Аватар пользователя Ксари

Они оба могут быть ложными. Так пишут логики. Но здесь это не важно.

Логики разные бывают! И даже в одном лице может быть Два, Три, Четыре, а лучше Пять Логиков в одном лице! Приведите, Александр , пример, где бы закон противоречия не работал, при условии, что Оба утверждения  не бессмысленны и не относятся к будущим событиям!

Аватар пользователя alexander_chuprov

Derus, 25 Апрель, 2025 - 09:02, ссылка

Так то, чего мы боимся, явно не привлекательно (со всеми вытекающими, т.е. мы от него убегаем, а не влечемся к нему).
Поэтому прошлый вопрос сохраняется. Т.е. может быть неверно, что любовь и ненависть противоположны, а верно, что противоположны любовь и страх?

Да, ненависть может быть вызвана страхом. Т.е. в каких-то случаях ненавидят то, тех, кого боятся.
У страха, наверное, есть свое противоположное. Что-то вроде доверия, наверное.

1. Вы правы.

Получается, табуретка есть отрицание стула?

Наличие или отсутствие спинки определяет лишь, что табурет - не стул.

2. Хм… обычно, когда мы говорим, что табуретка и стул различаются между собой, то мы как раз и имеем ввиду, что они различаются свойствами как раз в том смысле, что у одного есть то, чего нет у другого.

Различие, заключающееся в наличии или отсутствии сущностных свойств - различие видовое (подвидовое, класса, разряда и пр.).
Род - мебель. Вид - мебель для сидения. Мебель для сидения на опорах с сиденьем - табуреты. Со спинкой - стулья. Со спинкой и с подлокотниками - кресла. Табуреты, стулья, кресла - подвиды вида мебели для сидения.
Одно сущностное различие - удобство для сидения. На табуретах сидеть удобно в меньшей степени, чем на стульях, в креслах еще удобнее.
Другое - вес. Табуреты легче стульев, стулья легче кресел.
Третье - габариты. Табуреты меньше стульев, стулья меньше кресел.
Все три сущностных различия вызваны исходным - наличием или отсутствием спинки и подлокотников.
Противоположностей, противоположного здесь не вижу.

Но раз Вы считаете, что это различие вещей, не есть различие их свойств, то получается, для противоположения мы должны взять какое-то общее им свойство и именно это же самое свойство и должно быть у них «наиболее различным».

Так?

Если рассматриваются вещи, сущности, т.е. не противопоставляемое, то тем самым вопрос же снят.

Аватар пользователя Derus

alexander_chuprov, Вы говорите: «Да, ненависть может быть вызвана страхом. Т.е. в каких-то случаях ненавидят то, тех, кого боятся. У страха, наверное, есть свое противоположное. Что-то вроде доверия, наверное.»
Не серчайте на меня, но к сожалению, я не вижу прямого соответствия, т.е. связи вашего хода мысли с предложенным мной в целом (а не только со сказанным в прошлый раз) по поводу любви и ненависти.
Поэтому и к остальному, что Вы сказали, мой интерес будет непоследователен (хотя там тоже я вижу, что мы мыслим слишком "параллельно" для связного разговора).
Бывает :о)

Аватар пользователя alexander_chuprov

Derus, 26 Апрель, 2025 - 00:03, ссылка

я не вижу прямого соответствия, т.е. связи вашего хода мысли с предложенным мной в целом (а не только со сказанным в прошлый раз) по поводу любви и ненависти.
Поэтому и к остальному, что Вы сказали, мой интерес будет непоследователен (хотя там тоже я вижу, что мы мыслим слишком "параллельно" для связного разговора).

Мне было бы легче, если бы Вы выразили свои соображения в виде прямых утверждений или прямых указаний на непонятное у меня.

Тем более, что предмет для меня не простой, в своем понимании его я сомневаюсь.

Особенно про табуреты и стулья. Для противоположения нужны не сущности, вещи, а свойства. Т.е. сразу уже не то. Нужно, чтобы свойств была пара, а не наличие одного и его отсутствие. Т.е. опять не то. И нужно, чтобы была пара наиболее различающихся свойств. Которой и которых здесь нет вообще. Т.е. изначально под определение противоположного не подпадает.
Что рассматривать можно только сущностные свойства - это само собой.

В общем - я не понимаю, да.

 

Аватар пользователя Derus

.

Аватар пользователя Derus

Алент, Вы говорите: «Аристотель трактует противоположности как максимальное различие. Между полюсами противоположностей лежит нечто третье, что опосредует отношение противоположностей. Переход от одной противоположности к другой осуществляется опосредованно, через подлежащее третье — субстрат. Между двумя различными состояниями всегда существует третье, которое связывает первые два. Отсюда следует принцип опосредования, или смежности, с помощью которого Аристотель предлагает объяснять любой переход, изменение или отношение
Да, ради бога.
Я же просто на примере предлагаю всё это продемонстрировать, понять адекватно, развеять сомнения, уточнить и т.п.
Опять же, любовь и ненависть противоположности или нет?
Если мы даём положительный ответ, то тогда что же здесь «нечто третье», «субстрат»?
Человек?
В самом деле, любовь и ненависть - это два противоположных состояния человека.
Но тогда сразу возникает вопрос. Неужели человек это «третье состояние, которые связывает первые два»? Очевидно, нет. Неужели, человек – это «субстрат»? Также нет. Даже у Аристотеля человек – это сущность («первая»).
И т.д.
А главное в вашем пересказе Аристотеля ничего не сказано о сути противоположности, т.е. вот об этом вот "максимальном различии".
Например. Да, любовь – это состояние человека, но ведь человек может ещё и знать. И почему же максимальное различие любви имеется с ненавистью, а не с таким состоянием как «быть знающим»? Кстати, недаром же говорят «Максимально любят то, чего не знают» или «Невозможно любить и быть мудрым», мол, это взаимоисключающие состояния. А почему нет?
Поэтому всё-таки хотелось бы выцепить принцип противоположения чего-то чему-то. Т.е. принцип, с которого различие становится различием максимальным.
Вот Вы сказали, что любовь – это признание Другого сверхценным, а ненависть – сверхНЕценным. Однако сверхнеценное вполне может соответствовать состоянию равнодушия, а вовсе не ненависти. Так может любви противоположно равнодушие? Если нет, то тогда получается, что для противоположения недостаточно простого отрицания (т.е. частички НЕ).

«Противоречия у Аристотеля — это пара, состоящая из утверждения и соответствующего ему отрицания. По мнению философа, ровно один член любого противоречия истинен, а другой ложен. Они оба не могут быть истинными, и они оба не могут быть ложными.»
Соглашусь.

«По-моему, у автора темы в старттопике есть некоторая путаница.»
Возможно.
А возможно и нет))

Аватар пользователя Алент

Derus, 26 Апрель, 2025 - 00:29, ссылка

Чего я не понимаю, так это острого интереса многих форумчан к противоположностям. Чем вызван этот интерес? Какие истины можно открыть через противоположности?

Аватар пользователя alexander_chuprov

Алент, 26 Апрель, 2025 - 04:25, ссылка

Чего я не понимаю, так это острого интереса многих форумчан к противоположностям. Чем вызван этот интерес? Какие истины можно открыть через противоположности?

Очень хороший вопрос! Можете мне не поверить, но я его себе постоянно задаю. 
Мне чудится, что противоположности могут давать лучшее понимание, хотя пока действительно прорывных результатов не вижу. Потому и пытаюсь углубляться.

С одной стороны, противоположности были вознесены в советское время в первый и главный закон бытия - в  закон единства и борьбы противоположностей диалектической логики. С диалектическим противоречием, Вики:

Диалектическая противоположность — это только сторона противоречия. Диалектическое противоречие отражает двойственное отношение внутри целого: единство противоположностей и их «борьбу».

Основой всякого развития, с точки зрения Энгельса, является борьба противоположных сторон.

Массированно нынешний интерес или стереотип унаследован в основном из советских времен. Лишь частично-точечно идет напрямую от Аристотеля, Гераклита и пр., от Гегеля.

С другой стороны, Аристотель, Метафизика, XII, 10:

А все, кто говорит о противоположностях, к противоположностям не прибегают, если только этих [философов] не поправляют.

Гегель был, наверное, единственным, действительно использовавшим противоположности как один из основных инструментов размышлений.
В советской же "философии" - см. выше Аристотеля. Но мантры неслись непрерывным бурным потоком отовсюду, и оставили обильнейший, солиднейший урожай. Мантр.

С третьей стороны - очень практическое и вечное.
Если я вижу какой-то бесконечный srach, где люди с пеной у рта готовы порвать друг другу глотки, в т.ч. и буквально, то - 100% - за спором скрываются противоположности. Поскольку противоположности равновесны-равносильны, то споры эти по определению бесконечны-безнадежны-безрезультатны. Пока люди не поймут, что решение кроется в  другом - в "третьем". Но люди этого не понимают, поскольку не понимают, что дело в противоположностях, большинство даже не принимает, что противоположности вообще существуют.

Аватар пользователя Алент

alexander_chuprov, 26 Апрель, 2025 - 05:49, ссылка

Понятно. То есть, в праксисе противоположности вещь малополезная. Мы все живем в каких-то средах, действуем/взаимодействуем в каких-то системах, и для нас главную роль играют процессы действия/противодействия, а не какие-то теоретические противоположности, которые ещё надо вычислять. 

Если я вижу какой-то бесконечный srach, где люди с пеной у рта готовы порвать друг другу глотки, в т.ч. и буквально, то - 100% - за спором скрываются противоположности.

А здесь нужен психоаналитик, а не философ.

Аватар пользователя alexander_chuprov

Алент, 26 Апрель, 2025 - 06:17, ссылка

Понятно. То есть, в праксисе противоположности вещь малополезная.

Не в праксисе, а в теоретисе. ))
Надеюсь, что только пока так.

Про праксис же я только что дописал в своем ответе - "С третьей стороны".
 

Аватар пользователя Алент

Про праксис же я только что дописал в своем ответе - "С третьей стороны".
 

Я тоже дописала, что там нужен психоаналитик, а не философ. 

Аватар пользователя alexander_chuprov

Алент, 26 Апрель, 2025 - 06:28, ссылка

Я тоже дописала, что там нужен психоаналитик, а не философ. 

Да, я заметил.
Именно, что необходим только философ. И для психоаналитиков тоже, и для политиков.

Непримиримость, неприемлемость, недопустимость - проявление как раз и именно противоположности в позициях. В т.ч. невозможность абсолютная, иногда на животном уровне, в ненависти.

Аватар пользователя Алент

alexander_chuprov, 26 Апрель, 2025 - 06:33, ссылка

Непримиримость, неприемлемость, недопустимость - проявление как раз и именно противоположности в позициях. В т.ч. невозможность абсолютная, иногда на животном уровне, в ненависти.

Нет, это не проявление противоположности в позиции, а проявление психических комплексов, зачастую на грани (или уже за гранью) клиники. И философией здесь ничего не прошибешь. 

 

Аватар пользователя alexander_chuprov

Алент, 26 Апрель, 2025 - 06:39, ссылка

Нет, это не проявление противоположности в позиции, а проявление психических комплексов, зачастую на грани (или уже за гранью) клиники. И философией здесь ничего не прошибешь. 

Я о содержательной стороне таких споров - она может быть самой серьезно аргументированной, научной.
Во-вторых, такие "психические комплексы", если за позициями не собственно психологические комплексы, и не клиника, а невозможность принятия - сами могут быть порождены причинами противоположного характера.

К слову, о психологических комплексах и противоположностях. Например, мания величия есть обратная сторона (сиречь противоположность) комплекса неполноценности, и наоборот. Жестокость - обратная сторона насилия по отношению к себе, беззащитности. Как и общие в психотерапии возбуждение-торможение. И т.д. Это не сейчас и не я придумал.

Но здесь мы все же только о содержательной и ф-й стороне.

Аватар пользователя Алент

alexander_chuprov, 26 Апрель, 2025 - 06:23, ссылка

Не в праксисе, а в теоретисе. ))

Так всякое теоретизирование должно исходить из практики и туда же возвращаться. Но я пока не вижу ни исхода, ни прихода. 
 

Аватар пользователя Эль-Марейон

Ваши слова:  а не какие-то теоретические противоположности, которые ещё надо вычислять.

Нет живого мира без противоположностей. Так? Не так: нет ничего без противоположностей! Потому что пары сами по себе не пары, а свойства, свойственные этим парам. Иначе как сказать?  Противоположности несут миру жизнь и различие своих Я. 

 

Что есть противоположности? Противные по смыслу понятия? Противоположность - это закономерность быть вместе с другой закономерностью? Нет, не с другой закономерностью, а с другой противницей закономерности. Иначе как сказать? Противоположностипары, что имеют  самое себя в себе же.
 

Если самое себе философия не поймет , что есть самое себе противоположности, то присутствие ее основоположения в ряду других наук следует зачеркнуть.  

Аватар пользователя Эль-Марейон

Ваши слова: Чего я не понимаю, так это острого интереса многих форумчан к противоположностям.
Нет понятия и понимания там, где нет и не  может  быть их самое себе.  Более того, самое себе человека, что пытается это понять. Без самое себя все есть самое себе иллюзорное. 

Аватар пользователя alexander_chuprov

Derus, 26 Апрель, 2025 - 00:29, ссылка

Опять же, любовь и ненависть противоположности или нет?
Если мы даём положительный ответ, то тогда что же здесь «нечто третье», «субстрат»?
Человек?
В самом деле, любовь и ненависть - это два противоположных состояния человека.
Но тогда сразу возникает вопрос. Неужели человек это «третье состояние, которые связывает первые два»? Очевидно, нет. Неужели, человек – это «субстрат»? Также нет. Даже у Аристотеля человек – это сущность («первая»).

Любовь или ненависть - это отношения человека к другому человеку, людям. Или чувства, возникающие из взаимоотношений с другим человеком, людьми. Т.е. субстратом может быть отношение, взаимоотношения людей.
Субстрат может иметь-порождать любое количество противоположностей.
Например, отношение может выражаться в любви-ненависти, страхе-доверии (допустим, противоположность), интересе-разочаровании (тоже, допустим, противоположность) и т.д.
Почему любви может быть противоположна именно ненависть? У любви и ненависти есть общее основание для различия - степень привлекательности. Наибольшая привлекательность - любовь. Наибольшее отторжение (наименьшая привлекательность, наибольшая не-привлекательность) - ненависть.
Почему ненависть - не нелюбовь, не отрицание-лишенность любви, а речь именно о паре свойств-явлений? Ненависть - не пустое, но содержательное, наполненное чем-то плохим, неприятным, неприемлемым. 

Так есть пара наиболее различных свойств-явлений по основанию различия - привлекательность, порожденную субстратом - отношение к другому, взаимоотношения.

Как-то так.