В основе логики - однозначность (и еще фундаментальное ее ограничение - противоречие)
Поэзия же, как правило, многозначна. Означает ли это, что она не сводима к Y=F(X) -
к преобразованию, которое однозначно и замкнуто? Нет, не означает.
Передача нескольких смыслов может идти одновременно,
но не обязательно противореча друг другу.
И чтобы это показать, достаточно рассмотреть однозначно замкнутое преобразование
с оператором-вектором, описанное Эшби:
.......| w x y z
(a,b) | x x w w
(a,B) | x x w w
(A,b) | z w x x
(A,B) | y z z z
... Два сообщения: серия значения "a" и серия значений "b" начинают передавать
одновременно. Если адресат интересуется только "a"-сообщением, то он всегда
может восстановить их независимо от того, что передается посредством "b".
Процитирую в связи с этим Татьяну Зырянову:
"Для примера возьмем словосочетание "хлопочут двустволки"
из известного стихотворения В.С. Высоцкого "Охота на волков".
Лексема "хлопотать" в языке имеет вполне определенное значение: совершая много действий,
выполнять что-либо важное – здесь образность акциональная, или кинетическая,
то есть отражающая определенное действие.
Лексема "двустволки" обладает зрительной языковой характеристикой –
огнестрельное оружие с двумя стволами. При объединении данных лексем...
происходит "личностное изменение" –
вместо отдельного кинетического представления
и отдельного зрительного представления в сознании читателя/слушателя отражается единая картина,
снабженная веерной ассоциацией:
азарт охоты, эмоциональный накал, люди, держащие это оружие, шум выстрелов, крики".
Комментарии
(1) "Поэзия же, как правило, многозначна" - многозначен, как правило, любой текст даже не художественный (скажем, тот же философский). Поэзия может быть предельно однозначной.
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Где здесь многозначность? Простые предельно однозначные слова, предельно понятный смысл: я любил вас, быть может любовь в моей душе еще не совсем угасла. Те же однозначные слова, смысл абсолютно тот же, а поэзии как ни бывало )))
(2) "Хлопочут двустволки" - не от глагола "хлопотать", а производное от слова "хлопок" ))). Надо же так не любить поэзию, чтобы предполагать, что Высоцкий мог написать о "совершающих много действий" двустволках )
1) Поэзия же, как правило, многозначна ... (множественность смыслов не обязательно заключена в словах, но и в ритмике)
2) Мне намного ближе образность Т. Зыряновой, нежели ваш вариант.
"...многозначен, как правило, любой текст..." Многозначность не является отличительной чертой поэзии. Куда более многозначны (неоднозначны) речи политиков.
Как это? какой смысл может быть в ритмике? тем более множественный смысл. Похоже вас не интересует поэзия, проблема ее отношение с логикой. Скорее всего возникли соображения о многозначности и вы отнесли их поэзии. Но с таким же успехом могли рассуждать и о многозначности терминов в философии.
Вы о поэзии? о Высоцком? или о Зыряновой? Вам ближе ее образность, чем образность Высоцкого? )))
Если же обращаться к теме многозначности, то у нее как раз-то ее (многозначности) как и образности-то и нет - взято однозначное словарное значение слова "хлопотать". Многозначность возникает только если соединить образ "хлопок двустволки", видение множества беспорядочно стреляющих двухстволок и образовать новый глагол "хлопочут", который по ассоциации отсылает нас к суетливым действиям хозяйки. Вот это образность (Высоцкого, а не Зыряновой :).
В математике (и в ее производных) текст, как правило, однозначен. В поэтической же речи текст, как правило, многозначен, соединяя неожиданным образом в единое целое несколько (ранее независимо воспринимавшихся) однозначных сообщений.
А так это. Колыбельную можно и сказать и пропеть и проорать.
Да, о поэзии Высоцкого, а не о вашей
Еще раз повторю: то, что вы пишете не имеет исключительного отношения именно к поэзии - художественная проза может быть на порядок многозначнее, чем поэзия. Относите свои рассуждения вообще к нематематическим текстам или, по крайней мере, ко всяким художественным. И никаких вопросов ни у кого не возникнет.
Стоп. А какое это имеет отношение к поэтическому ритму? Хоть шепчи, хоть ори... как это влияет на ритм? Поэтический ритм воспринимается молча, он работает на смысл, но сам по себе его не содержит.
Ну вот, посмотрите на ситуацию со стороны, к вам приходят делают уточнение по поводу роли многозначности в художественных текстах, предлагают действительно многозначную трактовку поэтической фразы (взамен не образной, формально однозначной - из словаря), а вы вместо того, чтобы сказать спасибо, становитесь в позу и чуть ли не хамите. Согласитесь, по крайней мере, это странно.
Спасибо. Я все сказал.
И я еще раз повторю: существуют два противоположных подхода (однозначный и многозначный). К первому, как правило, можно отнести математические тексты, а ко второму, как правило, можно отнести речь поэтическую. Художественные тексты (опять же, как правило) занимают срединное положение в этом отношении. ... Высокая плотность образности - то, что выделяет речь поэтическую от прочей.
Особый ритм + слово -> разный смысл
Так и повторю, что образности в интерпретации Зыряновой намного больше и мне ее понимание ближе.
1) солнце не греет
2) солнце в отпуске
... (2) относится к поэтической речи, поскольку совмещает: cолнце и отсутвие тепла необычным образом
Поэтическая речь (поскольку она связана с неожиданным соединением чего-то с чем-то) - это созидание, это красота.
А что такое красота, на мой взгляд, лучше всего описывают слова Турчина:
«В чувстве прекрасного больше индивидуальных различий между людьми, оно тоньше и загадочнее, чем чувство смешного. Но в нем есть тот же динамизм, связанный с новизной впечатления. Частое повторение понравившегося музыкального произведения не только делает к нему равнодушным, но, в конце концов, внушает к нему отвращение. Острое ощущение прекрасного кратковременно, оно включает элемент откровения, восторженного удивления. Его можно описать также как внезапное усмотрение какого-то глубокого порядка, соответствия, смысла. Если пытаться дать кибернетическую интерпретацию этому явлению, можно предположить, что чувство прекрасного вызывают те впечатления, которые дают пищу для самых сложных и тонких моделей, реализующихся с помощью классификаторов высшего уровня. Эти классификаторы должны, очевидно, в максимальной степени сжимать информацию, распознавать чрезвычайно сложные понятия. А это и есть усмотрение глубокого внутреннего порядка в кажущемся беспорядке».
Логика применима к научным рассуждениям, наука имеет своей задачей познание мира... Задача поэзии совсем иная.