В бесконечные споры о том, является ли философия наукой, и мне хотелось бы внести свою лепту.
Сразу скажу: я на стороне тех, кто не считает философию наукой.
Однако это никоим образом не «уничижает» философию.
А теперь по порядку.
Объектом человеческого познания может быть что угодно, в том числе и человек, его внутренний мир, общество. Но может ли "из всей этой дряни" возникнуть наука?
Наука – это не просто дисциплина, занимающаяся изучением той или иной области реальности и систематизирующая знания, полученные ею в ходе изучения.
Наука имеет своей задачей изучение ЗАКОНОВ движения, связей и строения материальных тел.
А что такое законы? Это НЕОБХОДИМЫЕ, СУЩЕСТВЕННЫЕ и т.п. отношения между явлениями, процессами, состояниями…
Наука, как система знаний об объекте, может иметь место только в том случае, если движение объекта подчиняется исключительно физическим причинам, но никак не психическим, и тем более - социальным (интеллектуальным). Наука может возникнуть лишь на "незыблемой основе" - физической природе объекта. Всё, что лежит "по ту сторону физического", находится вне границ подвластного науке.
"ФИЗИКА, БОЙСЯ МЕТАФИЗИКИ!" /И.Ньютон/
Там, где есть "свобода воли" объекта, - наука невозможна. Нарушается принцип необходимости!
"НАУКА ПЕРЕСТАЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ ТАМ, ГДЕ ТЕРЯЕТ СИЛУ НЕОБХОДИМАЯ СВЯЗЬ..."/Ф.Энгельс/
Наука может иметь место только при исследовании бездушных и бессознательных, т.е. "мёртвых тел".
Исследование жизни не может привести к возникновению соответствующей науки, то есть НЕ МОГУТ БЫТЬ ВЫЯВЛЕНЫ "ОБЪЕКТИВНЫЕ" ЗАКОНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ИЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ!
Поэтому не являются науками не только ФИЛОСОФИЯ и всякого рода «гуманитарные» и «общественные науки», но и такие как медицина, биология… Медицина, например, это «инженерное искусство» или даже ремесло…
"Существует широко распространенное мнение, что экономические явления подчиняются неопровержимым естественным законам...Это - ложное мнение". / Дж. Сорос/
"ДЛЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ХАРАКТЕРНА ФИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ. ОНА ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС "ЗАЧЕМ", ФИЗИКА ЖЕ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС "ПОЧЕМУ"". / Мигдал А.Б/
Итак, изучение общества в принципе НЕ может привести к открытию ЗАКОНОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ, ибо таких законов не существует… А если мы желаем найти причины тех или иных социальных явлений, то все «Тайны общественной жизни» скрыты, подобно булгаковской "разрухе", в головах действующих лиц! А измерить там что-нибудь с помощью циркуля и линейки крайне проблематично.
Некий философ заметил: всё обстоит превосходно с общественными науками за исключением двух малюсеньких слов: "общественные" и "науки".
Или еще от наблюдательного студента. «Курс преподавания физики, математики или другой науки сразу начинается с изложения предмета; курс философии или обществознания начинается с доказательства того, что данный предмет является…наукой!»
Но из этого вовсе не следует, что общественная жизнь не должна быть предметом изучения. Имеют право на существование и другие, помимо научного, формы человеческого познания. Во всяком случае, человек, изучающий общественную жизнь и накопивший достаточно много знаний о ней, овладевший...ИСКУССТВОМ приложения своих знаний к решению тех или иных социальных проблем, несомненно, имеет полное право носить звание "ученый". Но он лишь должен отдавать себе отчет в том, насколько неустойчива и непрочна та основа, на которой возвышается его ученость; насколько ненадежны и преходящи выдаваемые им рецепты и насколько осторожен и искусен должен быть он сам. К сожалению, большинство современных обществоведов больше напоминают известных портных из сказки Г.Андерсена о голом короле, чем действительных ученых.
В общем, так или иначе, ссылки на "науку" несостоятельны в понимании человека и общества. Необходимо принимать в расчет всю совокупность имеющихся в распоряжении человека знаний, в том числе и эзотерических. Как сказал поэт: "УМОМ РОССИЮ НЕ ПОНЯТЬ!"
Комментарии
Перефразируя известную поговорку, получаем: философия, что дышло - куда повернул, туда и вышло :))
Не хочу спорить - тема уж больно избитая. Но вопрос есть: по-Вашему, философию можно признать хотя бы знанием? Я исхожу из того, что определения знания не требуется, достаточно интуитивного его понимания (а то опять получится дышло).
Ron пишет:
Бесспорно! Я, наверное, недостаточно пояснил. Это специфический вид знания и познания. Из того факта, что философия не является наукой вовсе не следует ее "ущербность". Просто она обращена к тем сферам бытия, где научное познание в принципе невозможно.
Ну, скажите, какая наука может быть там, где решается вопрос о смысле жизни человека?!
philozan: "Ну, скажите, какая наука может быть там, где решается вопрос о смысле жизни человека?!"
Метафизика. Я понимаю, что Вас отпугивает концептуальность метафизики, но откуда взялось законоположение, что концептуальность и наука несовместимы? Метафизика может подтверждаться совокупным опытом жизни большого числа людей, у неё может быть мощная интерсубъективность, а это уже не субъективные фантазии.
А зачем Вы привлекли высказывание Ньютона? Ведь оно не имеет отношения к заданной теме. Устраивать замес физики и метафизики действительно нелепо, поскольку у них принципиально разные основания. Ньютон, занимаясь физикой, особо подчёркивал: "Гипотез не измышляю", но он ничего не говорил о ненаучности метафизики, потому что понимал: метафизика развивается на собственных путях.
Вопрос в том, что считать научностью. Для меня наука - это просто хорошо организованное знание, способное инициировать, направлять, поддерживать, преемственно продолжать мысль. Попытки идентифицировать научность по образцу естественных наук, ошибочны - это однобокая прагматическая линия, уклоняющаяся от духовности (может быть, неосознанно).
.
А коль в философии есть объект изучения, поступает информация, которая систематизируется и анализируется, делаются попытки выявления общих и частных закономерностей, то было бы нелепо утверждать, что это - не наука. Просто у философии есть одно маленькое-маленькое отличие от всех наук, которое смущает всех: в данной науке все люди поголовно являются научными сотрудниками.
А делить на мнс`ов и снс`ов будем? и как? по возрасту, по публикациям? :)))
Для начала разделим философию на официальную и не официальную.
Представителям не официальной философии - сидеть по кухням возле компа и строчить интернет-сообщения.
Представителям официальной философии выдать зарплаты, звания и почести.
Vladimirphizik, 1 февраля, 2014 - 08:59.
Ну, вот и пошла наука...
Чуть что - сразу косой.
Спросили как делить - я и предложил вариант. РАН ведь делят. С перспективой скачка естестаенных наук. Надо и философию поделить с перспективой скачка.
Ron пишет:
В таком случае и религия, да и вообще любая фантазия, как "хорошо организованное знание", являются науками.
Наука есть средство раскрытия законов мироздания с тем, чтобы использовать это знание в общественной практике. И наука может произрастать лишь в тех областях реальности, где существуют эти самые законы, то есть исключительно в мире "физики мертвого тела".
В социальной же сфере движение тел не подчиняется "железной необходимости", здесь господствует "свобода воли", следовательно здесь не может быть законов, а значит и условий для существования науки.
"philozan" пишет: -
Вместе с философией выплеснули и саму науку.
Ну да, если философия не наука, то и всё остальное
не может. Браво "современные" философы, которые "от филармонии".
Неоклассическая философия становится базой науки познания окружающего мира, чего бы ни писали ЭТИ философы, нечистоплотно ссылаясь и прикрываясь идолами. Время идёт и падение "современной" философии, сидящей на двух стульях и не способной самостоятельно мыслить, неминуемо.
С чем я себя и поздравляю!
Вячеслав Митин
Господа! О какой науке философии у вас может идти речь, если вы не удосужились даже произнести вслух таких названий как универсалии, универсальные связи/отношения бытия и мышления.
Мне ваши рассуждения напоминают разговор у могилы науки философии, где всё чаще начинают раздаваться сомневающиеся голоса: -"а был ли покойник?". И тут некто сомневающийся вскрикнул: -" Господа, а давайте проголосуем - кто за, кто против, и большинством порешим(закроем вопрос).
Для меня - исскуство самоудовлетворения (Brain Art to be_e Brain Storm(attack)... without EGO).
Подобно половому акту - исскуство на нижнем уровне.
Кстати, вот презент марксистам, считающим философию наукой! Правда, здесь Маркс имеет ввиду гегелевскую философию, а ради красного словца он и отца родного не жалел, и тем не менее...
"Философия и изучение действительного мира относятся друг к другу как онанизм и половая любовь."
( Маркс и Энгельс, Соч.,т.3, с.225 )
скорее Маркс прав..
"Смыслы ищут свое отражение в воображении.. Воображение - младшая сестра отражения... А может мы отражаем уже нечто воображенное априори? Насколько логично воображение? Есть ли воображающая логика? Как выглядит у логики туз? Кто видел образ своего подлинного Я? Кому вообще дано его увидеть? А может наше Я есть слепым пятном на фоне картинного декаданса мироздания? Все стремится иметь собственную картинку... И вот уже разум, листая себя, как ребенок ищет сказочные иллюстрации.. А вы умеете разрисовывать свой разум? "
Если наука чему-то учит, то философия тогда должна научить нас творческому воображению
http://www.philosophystorm.ru/aleksandr_kostenko/5021
Узреть лик подлинного Я значит узреть лик Бога, что невозможно. Или возможно, если равнять лик Бога любому его творению: узреть в каждой былинке лик Бога :)
Пермский пишет:
Узреть лик подлинного Я значит узреть лик Бога, что невозможно. Или возможно, если равнять лик Бога любому его творению: узреть в каждой былинке лик Бога :)
Но я писал о возможности узреть лик своего собственного подлинного Я..
Если наше подлинное Я это Бог, то тогда, наверное, мы все вне своего Я.. Если наше Я неподлинно, то тогда какая разница между "я" и былинкой... ?
СпасиБо за " былинку"..
"Былинка" - элементарная и временная частица философствующего бытия Софокла из Стаса:)
Былинка это то, что осталось от пылинки... А ведь из пылинок, как праха, мы сами Богом вылеплены.. И этот прах и останется после нас былинками навечно...
Вот такое оно странное наше "я": оно и относительное, способное на заблуждения, ошибки и оно же "в себе" подлинное, то есть истинное "я".
Как такое может быть? По мне истинность подлинность "я" и склонность к человеческим заблуждениям (человеку свойственно ошибаться) заключены в том, что человеческое "я" не замкнуто "в себе", а пребывает в неустранимой связи, единстве с Я Божественным, Единым. Потому, я считаю, подлинным Я человека моменты единения его малого "я" и Я Божественного. Малое "я" в эзотеризме понимается как иллюзорное-я, или ложное эго. Хочешь познать своё подлинное Я, обратись, устремись своим разумом, своими чувствами к Богу.
Пермский пишет:
Решил ответить более развернуто и проблемно..
http://www.philosophystorm.ru/aleksandr_kostenko/5046#comment-79153
А я дополню из Агни-Йоги:
Единение и одиночество - неразлучны.
Пермский пишет:
Единение и одиночество - неразлучны.
Я думаю есть разные формы единения одиночества...
- скрасить одиночество Бога...
- потерять самого себя в себе и искать.. в поиске самого себя мы уже не одиноки...поиск своего собственного одиночества..уход от адаптации себя в себе... Новый взгляд на себя.. Одиночество новизны... Гениальное одиночество... Одиночество гения..
- искать одиночество в том человеке, который рискнет обнаружить и принять в себя твое одиночество - совместное одиночество...как в песне .." вот и встретились два одиночества"..
- община, возможно, идеальная социальность, гармония одиночеств... Но какова ее темпоральность? Она оправдана вечностью или лишь смертным бытием? Бытием мгновения, влюбленного в самого себя.. Сиюсторонний характер любви.. Волшебный сон Л. Фейербаха..
Человек - животное общественное -, напоминает нам всегда Аристотель... Мне кажется, что чем сильнее нас притягивает к себе коллективное начало, тем ярче сопротивляется животное... Может современный человек - одинокое животное с либеральным инстинктом?
А потому главное, ценностное измерение самости, Я, индивидуального: свобода... Именно свобода- альфа и омега одиночества как некой константы бытия...
Чудак! О какой свободе говорите, если дышать, есть, пить, это необходимость для человека!!! Хоть в в компании, хоть в одиночестве... :))))
Виктор пишет:
Чудак! О какой свободе говорите, если дышать, есть, пить, это необходимость для человека!!! Хоть в в компании, хоть в одиночестве... :))))
Этому Вас научил Кант, записанный в записную книжку Ваших авторитетов?:)
Дышать, есть и пить учить не требуется, каждый человек это умеет с рождения и каждый здравомыслящий человек об этом знает.
Ну а то, что это необходимость для жизни человека вы можете убедиться опытным путем. Способ на ваше усмотрение...
На прощание замечу, что если имеется необходимость в чем-то, то свободы от чего-либо уже быть принципиально не может, поскольку свобода и необходимость противоположности. Это было известно философам задолго до Канта и это написано в любом учебнике по философии для студентов.
Удачного вам эксперимента. :)
Виктор пишет:
Удачного вам эксперимента. :)
СпасиБО..)
А Вам пожелаю большей искусности в философском противопоставлении свободы и необходимости..) Ибо есть ,Виктор, необходимость в самой свободе...
Извините конечно, но мне скучно обсуждать банальности о свободе и необходимости. Все что можно сказать об этом, уже было сказано 100 лет назад Бердяевым. Грубо говоря, Бердяев разжевал и в рот положил, так что интересующимся этим вопросом остается только проглотить. :)
Пермский пишет: ...Община-сотрудничество есть единственно разумный способ человеческой жизни.
Вот еще подумалось... Может виртуальная цивилизация есть некая форма новой общины... ?Связанность "виртуальным" интеллектом, "виртуальной" этикой, образом жизни, психофизикой...
А ФШ уже есть некой подобной формой или " галактический ковчег"?
Информационность бытия социализирует нашу коллективную душу... Может потому даже от незначительного "виртуального" плевка в нее идет такое вселенское электромагнитное эхо...
Вот интересно,а как могут соотносится онанизм с половой любовью?
Сразу видно,что это писал не философ...,))
kosmonaft пишет:
Вот интересно,а как могут соотносится онанизм с половой любовью?
Сразу видно,что это писал не философ...,))
"Дастиш фантастиш" это новая "немецкая идеология":)
Философия - для одного ума, а изучение действительного мира, то бишь естествознание - для множества умов, сплоченных мотивом конвенционализма.
Один ум в состоянии познать мир в масштабе только своего ума. Человек - ячейка социума, в котором функционируют законы обратной связи (обмена), откуда и следует конвенционализм.
Так как все науки отпочковались от философии, то, в любом случае, они до сих пор еще находятся под ее патронажем. Все дело в том, что патронаж может быть активным и пассивным. В настоящее время патронаж философии над науками находится в пассивном состоянии: в состоянии лицезрения. Типа: философия, как девченка-хохотушка, стоит и лыбится. Естественные науки говорят: ты чего лыбишься? А она: лицезрею...
Онанизм-это онанизм,а половая любовь-это половая любовь и соотносится друг с другом они не могут.
Это то же самое,что сказать:"Маркс такой же философ,как я Апостол Павел".
Что такое философия?
Что значит "изучение действительного мира"?
Если Гегель-это философ,то для "изучения действительного мира" по Марксу,необходимо взять гегелевскую философию и выбросить из неё идеализм,который Ленин почему-то называл "поповством",оставив телесные ощущения,предварительно волшебным образом превратив их в материю,и сознание (рассудок),обозвав его надстройкой.
Материализм и человеческие чувства,присущие философу,такие как любовь,справедливость,стыд,сострадание и пр. просто несовместимы,а значит должны быть исключены из "реальной картины мира".
Логика железная.
Но...Но в результате подобных манипуляций,мы вместо общественных отношений получили отношения "чисто производственные"...,))
kosmonaft пишет:
Не так.
"Нормальный" философ, если речь идет об "изучении действительного мира", должен строить картину мироздания, опираясь на данные естественных наук и опыта практической деятельности людей.
Но для Гегеля, с его принципом тождества мышления и бытия, это оказалось совершенно ненужным. Ответы на все вопросы он искал не в "сношениях" с реальным миром, а в "упражнениях" с самим собой, своим собственным мышлением.
Отсюда и такая нелестная оценка Марксом философии.
Естествознание - это математика, физика, химия и биология в общем; не стоит по такому пустяковому вопросу здесь лить воду.
Гегель, Маркс - это философы-титаны и вряд ли у кого-нибудь из присутствующих возникнет мысль назвать товарища Гегеля физиком, а Маркса химиком. Хотя последний дал нам прекрасную научную концепцию восприятия истории.
Вот интересно,а как могут соотносится онанизм с половой любовью?
Я бы поменяла очередность в цитате из Маркса и получила бы следующее.
Половая любовь - это теория, а секс и онанизм - это практики.
Философия - это теория, изучение мира - это целый ряд различных практик.
Полина пишет:
Половая любовь - это теория, а секс и онанизм - это практики.
.
***
А стены публичного дома устают от своей телесности…? Может и сама мысль устает давать телесности свою идеальную форму…? Давать любить свою телесность без души, наверное, самая страшная месть бесплотной душе…
***
Ты прыгаешь в постель вечности из своего времени, а я из своего... Давай наиграемся вдоволь в свою грязь и чистоту…..Я хочу, чтобы ты насиловала мои ответы… И с вопросов моих снимала презерватив….Чистота твоя защищает себя грязью моей.... И грязь освящается своей возможной смертью в чистоте......Но почему, именно, твоя чистота так любит созерцать мою грязь..? А может моя грязь сыграть роль твоей чистоты? Идеальна ли сама идея грязи? И может ли телесность крови моей разбавить своим огнем холодные тени твоих мыслей…?
А. Костенко пишет: Я хочу, чтобы ты насиловала мои ответы… И с вопросов моих снимала презерватив...
Извините, но насиловать особо нечего, в ответах ваших интересного для меня содержания – нуль. А что касается целого винегрета ваших вопросов, так пусть лучше они останутся в презервативе, хоть какая-то форма будет за неимением цельного содержания.
СпасиБо...