Прежде чем отважиться ответить на вопрос «Становится ли человечество умнее?», нужно докопаться до главной детерминанты, «ответственной» за интеллектуальный уровень упомянутой братии.
Мы знаем, что человек принципиально отличается от своих животных собратьев тем, что производит средства своего существования. Именно революционное отношение к Природе революционизировало «природу» самих людей – главными в определении их сущности стали не биологические, а социальные свойства, которые нашли свое «концентрированное выражение» в сознании.
Даже сторонники библейской трактовки происхождения человека, абсолютно несогласные с тем, что «труд превратил обезьяну в человека», не могут не признать того факта, что именно характер жизнедеятельности человека определяет многие его качества, в том числе и интеллектуальные. Чем «совершеннее» деятельность человека, тем совершеннее сам человек. Теперь надо определить содержание Истинно Человеческой Деятельности /ИЧД/и посмотреть, насколько реальные типы деятельности людей, сегодня и в прошлом, соответствуют нашей модели.
Итак, из каких основных элементов складывается ИЧД? Можно выделить следующие.
1.Осознание человеком своей потребности
2.Осознание предмета удовлетворения потребности
3.Осознание способа производства этого предмета
4.Производство предмета
5.Удовлетворение потребности
Как видим, практически все элементы ИЧД «пронизаны» сознанием, требуют от человека значительных интеллектуальных усилий, чтобы человек мог достичь желаемого результата.
Именно поэтому ИЧД благотворно действует на субъекта, вызывая рост его интеллекта.
А теперь посмотрим, что представляет собой самый распространенный сегодня вид деятельности – деятельность наемного работника. Но сначала предварим это небольшой аллегорией.
Представьте человека, идущего по пустыне. Солнце, жара; ему захотелось пить. Он понимает, что если не добудет воду, погибнет. Этот человек - не новичок в пустыне. По известным ему признакам он определяет ближайшее местонахождение воды, роет колодец или выкапывает влагосодержащие коренья, утоляет жажду и идет дальше. Мы описали нормальную человеческую деятельность, которая предполагает наличие следующих основных компонентов: осознание потребности ( хочу пить ), осознание предмета удовлетворения потребности ( вода ), производство предмета удовлетворения потребности ( рытье колодца, извлечение воды ) и удовлетворение потребности ( утоление жажды ).
Теперь рассмотрим иную ситуацию. Тот же человек в пустыне. Хочет пить. И тут он видит колодец, возле которого стоит хозяин этого колодца. На просьбу напиться, хозяин отвечает, пожалуйста, но с условием, что тот может выпивать по одному глотку из каждого поднятого им из колодца ведра воды. Бедолага соглашается и оказывается навечно прикованным к колодцу, ибо энергозатраты, или лучше сказать, "влагозатраты" на подъем ведра воды оказываются равными или даже больше глотка, который ему полагается за эту работу. Он, подобно Сизифу, ведро за ведром достает воду, которой бойко торгует хозяин, и никак не может утолить жажду. Со временем притупляются его чувства и сознание, и он уже не помнит, что когда-то был человеком, что когда-то мог сам решать свои проблемы и окончательно превращается в говорящее орудие труда, а его деятельность - в труд. Как говорится, почувствуйте разницу!
Да, деятельность наемного работника выступает в виде ТРУДа – то есть деятельности, сводящейся лишь к изготовлению продукта или оказанию услуги и совершенно «свободную» от необходимости каких бы то ни было размышлений по поводу планирования и организаци производства, реализации продукции, распределения выручки и т.п. То есть собственные интеллектуальные силы работника в значительной мере оказываются невостребованными и потому такой вид деятельности не только не развивает духовные силы человека, - напротив, он подавляет их. Всем хорошо известно «отупляющее действие труда». По сути, наемный работник даже в своей непосредственной трудовой деятельности очень редко включает свое сознание, поскольку над ним всегда стоит «руководитель»: «Иди сюда! Стой здесь!»
Деятельность наемного работника, то есть труд, столь мало напоминает ИЧД, что нашего труженика здесь легко может заменить любая бессознательная сила – животное или машина!
Но труд оказывает пагубное действие не только на интеллектуальные, но и на все человеческие качества, довольно скоро превращая своих жертв в тупых, безвольных и трусливых существ.
Именно поэтому, в период грабительской «прихватизации» «советский народ», на 90% состоящий из наемных работников, оставался лишь сторонним наблюдателем процесса дележа своей собственной шкуры…
Если же мы обратимся к эпохе крепостничества и посмотрим на содержание деятельности зависимых крестьян, то последняя, как это ни удивительно, была близка к идеалу ИЧД!
В самом деле, помещик, особенно если он вводил вместо барщины оброк, абсолютно не вмешивался в производственно-экономическую деятельность крестьянина. Последний был по сути свободным товаропроизводителем : сам планировал и вел свое производство, сам устанавливал себе рабочее время, распределял доход, сам выстраивал свои отношения со «смежниками» и т.п. Поэтому не только интеллектуальные, но и все остальные человеческие качества, в том числе и нравственность, крестьянских народных масс получали постоянную поддержку и развитие.
О безусловном превосходстве интеллекта народных масс докапиталистической эпохи над современным состоянием «общественного сознания» ярко свидетельствует такой, например, показатель, как продукция устного народного творчества. Эпоха капитализма и ее главное страдающее лицо – пролетариат - не произвели на свет НИ ОДНОГО свидетельства народной мудрости, НИ ОДНОЙ ПОСЛОВИЦЫ или ПОГОВОРКИ!
Эпоха капитализма разрушает человеческую природу, поэтому единственная тенденция, о которой сегодня можно говорить – это переход человека от homo sapiens к виду homo idiotus.
Комментарии
В общем, всё верно.
А вот здесь и верно и не совсем.
philozan пишет:
А как же специализация и производительность труда?
Может быть лучше для всех нас, в т.ч. и для производителя, сокращать до минимума продолжительность рабочего времени работника физического труда?
----------------------
Мы все как-то не замечаем парадоксальную составляющую нашего исторического бытия и которая состоит в том, что вся она от «пещеры» и до наших дней - есть избавление от физического труда.
Если в стратегическом плане это избавление состоит в неукротимом развитии средств производства, производительности труда, технологических возможностей, то тактически (не для общества в целом, но для отдельных лиц и групп) оно достигается именно путём принуждения этих групп к труду и всех сразу.
Поэтому: "Всё, что мешает становлению и развитию производящему умственному и физическому ТРУДУ, должно быть выявлено и искоренено.
А всё, что способствует этому становлению, должно быть оберегаемо и поддержано усилиями и общества и государства"
Это с одной стороны.
----------------------
Тогда как с другой - всегда стояло насилие.
А за насилием всегда стояло и стоит исключение насильника из трудовой физической активности, переложением им на чужие плечи работ по выращиванию хлеба, мяса и т.д.,по изготовлению предметов быта и обихода, а в общем, средств и условий собственной жизни.
Так что бегство от физического труда, коим пропитана наша история, достигается либо насилием над работником, либо развитием труда."
---------------------
Так вот, вопрос к Вам: "Где искать средства для того, чтобы прервать этот "переход человека от homo sapiens к виду homo idiotus"?
Иной пишет:
Так вот, вопрос к Вам: "Где искать средства для того, чтобы прервать этот "переход человека от homo sapiens к виду homo idiotus"?
"Избавление от физического труда" имеет две стороны. Во-первых, это стремление переложить основную тяжесть работ по производству средств существования на плечи либо "других" людей, либо машин. А во-вторых, это стремление избавиться от "труда", то есть стремление каждого человека к осуществлению полноценной человеческой деятельности, которая бы способствовала всестороннему развитию его "сущностых сил".
Вообще, главное "проклятие" человечества заключается вовсе не в необходимости прилагать физические усилия в своей деятельности /возьмите, к примеру, спорт!/, а в самом ужасном характере той деятельности, которую вынуждено осуществлять большинство людей - в труде.
Что касается средств... Это как в анекдоте: есть два пути - реальный и фантастический.
Реальный - "это когда" прилетят на Землю инопланетяне и устроят здесь жизнь истинно по-человечески.
Фантастический - когда люди сами это сделают.
philozan пишет: "Эпоха капитализма разрушает человеческую природу, поэтому единственная тенденция, о которой сегодня можно говорить – это переход человека от homo sapiens к виду homo idiotus".
Вы демонстрируете сугубо классовый, прежний партийный подход. Но он верен лишь отчасти. Надо видеть все тенденции. За время своего длительного существования капитализм тоже изменяется. Он приспосабливается к изменяющимся историческим условиям. Это происходит под влиянием научно-технического прогресса и подталкивается борьбой наемных работников за свои права. В наше время в экономически развитых странах продолжается создание и внедрение в производство новой прогрессивной техники. Уже одно это никак не говорит о переходе человека к виду "homo idiotus". Идиоты не могут создавать и внедрять в производство новую технику. Изменяются к лучшему и социальные условия работников. По сравнению с ранним капитализмом намного выросли доходы работников и повысился их жизненный уровень. В экономически развитых странах произошла значительная гуманизация труда, улучшились условия работы. Там теперь нет прежнего нищего и революционного пролетариата. Изменилась и роль собственников. Она отходит на задний план, на первые позиции выдвигаются высококвалифицированные менеджеры. Благодаря исторически своевременной эволюции капитализм как общественная система не погиб. Он продолжает существовать и развиваться, несмотря на периодически повторяющиеся кризисы. Их последствия смягчаются благодаря усилению регулирующей роли государства во всех экономически развитых странах. Конечно, присущие капитализму как общественной системе внутренние противоречия остались. И здесь с Вами можно согласиться. В системе, где главное - деньги, происходит обеднение человеческой личности. Но не до такой степени, чтобы считать нашу эпоху временем идиотов. Здесь Вы несколько преувеличиваете. Нельзя не учитывать человеческой природы: капиталисты - тоже люди, и им присущ инстинкт самосохранения. Если все наемные работники превратятся в идиотов, кто же будет работать? Современные капиталисты в большинстве своем просто вынуждены считаться с общественными потребностями, это и в их интересах.
professor пишет:
Назвать капиталистов людьми можно также с очень большой "натяжкой". "Антагонистическое" разделение человеческой деятельности на управление и труд пагубно действует на оба лагеря лиц, выполняющих эти функции. Если труд превращает человека в лошадь, то управление трудом превращает человека в...цепного пса, а последнего совсем не могут волновать соображения общественной целесообразности, разумности и прочего.
Для philozan
Вы думаете может существовать общество, где не будет разделения на управление и труд? Это утопия.
professor пишет:
Вы думаете может существовать общество, где не будет разделения на управление и труд? Это утопия.
Возьмите "социальную революцию", которую осуществил вместе со своими коммунарами А.С.Макаренко. Разве они не реализовали эту "утопию" на практике?!
Или более "заземленный" пример: посмотрите на организацию производственно-экономической жизни обычного "товарищества", "рабочей артели"...
Все люди делятся на мужчин и женщин. А также на реалистов и утопистов. И во втором случае в основе лежит некий естественный фактор. И тут уж ничего не поделаешь.