Начнем с констатации того, что любовь это определенное чувство или комплекс чувств, которые испытывает «любящий субъект».
Далее можно перечислять все это множество испытываемых им чувств:
- трепетное, бережное отношение…
-отношение к объекту любви как к величайшей ценности…
- радость созерцания…
- отождествление себя с объектом любви…
- желание слиться воедино…
- жертвенность…
-жалость, сочувствие…
- тревога, надежда…
А теперь перечислим возможные объекты любви:
- «сексуальный партнер»…
-дети, родители, прочая родня…
-Родина…
-спорт, танцы, шашлык, мороженое…
- звездное небо…
-стихи, слова…
В общем, объектом любви может быть все что угодно.
Но давайте произведем определенную градацию «качественных описаний» любви.
Какое чувство, «связанное с любовью» является наиболее сильным?
Безусловно, следующее: «Отношение к объекту любви как к ВЕЛИЧАЙШЕЙ ЦЕННОСТИ».
А кто или что для человека, если говорить, «положа руку на сердце», является величайшей ценностью? Конечно же, он САМ !
Поэтому все красочные определения любви относятся, прежде всего, к себе любимому!
Любовь – это «социальная форма инстинкта самосохранения», и ничего более. Человеку так же противоестественно любить еще кого-либо, кроме себя, как, например, овце приходить в восторг оттого, что она своей плотью утолит голод стаи волков.
Ну, а как же, могут возразить, любовь к супругу, детям, родителям, Родине…?!
Опровергнуть это возражение очень просто: любое «внешнее» проявление любви есть лишь косвенное выражение любви к себе. Почему мы любим своих детей? Потому что это МОЙ ребенок; в действительности я люблю не ребенка, а СЕБЯ в нем! Я могу пожертвовать жизнью ради СВОЕГО ребенка, но только потому, что я жертвую своим настоящим ради сохранения своего будущего. Стоит только вам усомниться в своем родительском «авторстве» /или, тем более, убедиться в этом/, как тотчас же от вашей любви не останется и следа!
Точно так же, мне мил отчий дом потому, что он напоминает мне о МОЕМ босоногом детстве!
Что касается «бескорыстной любви к женщине»/очень похоже на бескорыстную любовь О.Бендера к денежным знакам!/, точно так же – стоит ВАШЕЙ женщине «пойти» с другим, и ваша пресловутая бескорыстная любовь немедленно обернется самой расчетливой и свирепой ненавистью.
А что касается поэтических фантазий:
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как, дай вам Бог, любимой быть другим!...
то мы знаем реальную реакцию поэта на желание его возлюбленной «любимой быть другим»!
Итак, любая «внешняя» ЛЮБОВЬ ЕСТЬ лишь ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЛЮБВИ К СЕБЕ любимому и потому объектами любви могут быть лишь те «предметы» и явления действительности, которые отражают в себе, несут на себе печать моего Я!
Комментарии
А что взять с инстинкта? Иррациональность! Только вы, уважаемый, забыли разъяснить, чем любовь отличается от эгоизма.
Софокл пишет:
А почему я должен разъяснять отличие любви от эгоизма? Какое отношение к любви имеет эгоизм? Никакого! Или вы полагаете, что эгоизм - это "себялюбие"? Мне кажется, что эгоизм это просто игнорирование интересов других людей и только.
Не должны, не разъясняйте. Такие формулировки как "Мне кажется", ни к чему не обязывают.
Видите ли, человек не овца и человеческое общество не стая волков. Тот, кто этого не понимает, тот не человек, а дикое животное с человеческим образом и тогда действительно для него главное пожрать, потрахаться и сделать так, что бы его самого никто не сожрал и не отрахал. :)))
Хотя нет... такой человек даже хуже волка, волки когда есть нечего друг друга не едят.
Виктор пишет:
Очень интересно. А что-нибудь по существу вопроса вы сказать можете?
По существу вам все было сказано в прошлом сообщении. Если не поняли, то это ваша проблема.
Виктор пишет:
Но там была только замечательная характеристика автора. Спасибо, конечно...Но хотелось бы возражений непосредственно по теме.
Если вы спросите, сколько молока дает козел, то думаете я побегу доить козла, что бы вам возразить? :)))))) Блин... ну до чего непонятливые "философы" пошли... Удачи вам и здоровья.
Блин, а что козел тоже дает молоко? Я только коз доил, а козлов, по неведению, не пробовал)))
Любовь-это самая качественная связь . Правда любовь сама имеет градации этого качества и речь о наивысшем качестве этой связи -Духовной любви. Чувства-это датчики , в зависимости от настройки , способные улавливать эти нюансы... Все!!!
philozan, я Вас приветствую.
Вы говорите, что любовь – это всегда любовь к себе любимому. Мол, "это социальная форма самосохранения" себя как высшей ценности.
Почему бы и нет?
Тогда прав ли буду я, если скажу, что когда у меня воруют – то это плохо, а когда я ворую у другого – то это хорошо? Ведь в первом случае мое самосохранение явно убывает, а во втором – растет. Соответственно, того, кто у меня ворует я не люблю, а того, кто для меня ворует, того я люблю.
Так?
С уважением. Derus
Социальная форма не самосохранения, а инстинкта самосохранения... Поэтому ваша постановка вопроса не совсем корректна. А формы самосохранения могут быть самыми разными, вплоть до уничтожения противника, но любовь здесь ни при чем.
Наверное, так.
С уважением. philozan
philozan, благодарю за ответ.
Вы говорите: «Социальная форма не самосохранения, а инстинкта самосохранения...».
Понято. Виноват. Не придал этому значения...
«Поэтому ваша постановка вопроса не совсем корректна.»
Допустим.
Попробую еще разок.
Прав ли буду я, если скажу, что коль «объектами любви могут быть лишь те «предметы» и явления действительности, которые отражают в себе, несут на себе печать моего Я!», то значит, то, что не подобно мне, не отражает в себе меня, то я и не люблю. И следовательно, противоположное мне – я не люблю с необходимостью и больше всего. Если прав, то если я (к примеру) - мужчина, то значит больше всего я должен не любить женщин, или если я (к примеру) - взрослый, то значит больше всего я должен не любить детей.
Верно?
С уважением. Derus
Уважаемый Derus,
Мне всегда было интересно, что вас занимает больше: возможный ответ собеседника или сама проблема? Если сама проблема, то о чем вы спрашиваете philozan, то я мог бы попробовать ответить на интересующий вас вопрос. Если же вам более интересно мнение philozan, то я умолкаю.
Уважаемый Derus!
У нас часто словосочетание "не любить" воспринимается в качестве синонима слова "ненавидеть". Но это неверно. Любовь есть исключительное позитивное отношение к объекту. Отсутствие любви означает просто "нормальное", положительное отношение к людям, которое основывается на принятых в обществе нравственных нормах и т.п.
С уважением.philozan
philozan, Вы говорите: «У нас часто словосочетание "не любить" воспринимается в качестве синонима слова "ненавидеть". Но это неверно. Любовь есть исключительное позитивное отношение к объекту. Отсутствие любви означает просто "нормальное", положительное отношение к людям, которое основывается на принятых в обществе нравственных нормах и т.п.»
Пускай так, но я ведь и не упоминал «ненависть».
Так как же?
Будет ли мужчина любить женщину? Ведь женщина не есть мужчина, а по предложенному Вами определению, объектом любви может быть только то, что похоже на меня, подобно мне, отражает меня, напоминает мне обо мне, несет печать моего я на себе и т.п.
Или для мужчины то, что он мужчина, вовсе не важно?
С уважением. Derus
Объектом любви является вовсе не то, что "похоже на меня", а то, что "содержит" в себе меня. Я люблю женщину не потому, что она похожа на меня, а потому, что это МОЯ женщина. Я люблю свою старенькую "копейку" не потому, что она похожа на меня, а потому, что она в течение 20 лет была вместе со МНОЙ, и знакома МНЕ до последнего болтика.
philozan, Вы говорите: «Объектом любви является вовсе не то, что "похоже на меня", а то, что "содержит" в себе меня. Я люблю женщину не потому, что она похожа на меня, а потому, что это МОЯ женщина.».
А-а-а… Вот теперь все ясно…
Т.е. отношения собственности Вы переименовали в такой набор букв как «л.ю.б.о.в.ь.».
Т.е. «мое» = «люблю». Верно?
С уважением. Derus
Derus пишет:
Не совсем. "Моё" вовсе не обязательно предполагает "отношения собственности". "Моя Родина", например...
Объект любви обязательно должен нести на себе отпечаток "Я" субъекта, но не всегда такой объект вызывает чувство любви. Тюрьма, например, в которой томился наш "субъект". Не все так просто. Поэтому формула "мое" = "любовь", конечно же, неверна.
С уважением,philozan
philozan, Вы говорите: «Объект любви обязательно должен нести на себе отпечаток "Я" субъекта, но не всегда такой объект вызывает чувство любви. Тюрьма, например, в которой томился наш "субъект". Не все так просто. Поэтому формула "мое" = "любовь", конечно же, неверна».
Вот видите.
Значит до определения любви хоть и «прозаического» - еще далеко…
Итак.
Если объект несущий на себе отпечаток «Я» субъекта не всегда вызывает чувство любви, то что же надо добавить к этому отпечатку (какое оно - это "МОЕ"?), чтобы с необходимостью возникла любовь (ну или хотя бы чтоб мы с необходимостью говорили именно о ней).
С уважением. Derus
Derus пишет:
Да, вы глубоко копаете! Вы хотите раскрыть "тайну любви"! Ну, не знаю... Может быть, у вас есть что-нибудь на этот счет?
Хотя, если говорить в общем, то, по-видимому, "чувство любви" будут вызывать те связанные с моим "Я" объекты, которые либо обеспечивали прежде, либо в настоящее время мое благоденствие и мою безопасность, или как еще говорят, "счастье".
С уважением.philozan
philozan, Вы говорите: «Да, вы глубоко копаете! Вы хотите раскрыть "тайну любви"! Ну, не знаю...»
Ну что Вы… не тайну, а определение. Ведь тайной может быть много чего (Бог, свобода, бессмертие и т.д.), поэтому даже если она и тайна, то ЧТО она такое (в отличии от других вещей не менее таинственных) мы должны понимать (если конечно, мы вообще увлечены пониманием). Поэтому мне просто интересно: предложенное Вами о любви – о любви или вокруг да около?
«Может быть, у вас есть что-нибудь на этот счет?»
Разумеется… иначе бы я просто усвоил Ваше определение любви и всех делов.
«Хотя, если говорить в общем, то, по-видимому, "чувство любви" будут вызывать те связанные с моим "Я" объекты, которые либо обеспечивали прежде, либо в настоящее время мое благоденствие и мою безопасность, или как еще говорят, "счастье".»
Хм…
Так если дело не в том, что это МОИ объекты, а в том, что это объекты дававшие или дающие мне какое-либо БЛАГО или СЧАСТЬЕ вообще, то получается, что вовсе не Я - «высшая ценность» (как Вы сказали).
Будь я высшей ценностью, то я бы и делал объекты благими и доставлял бы себе счастье независимо от того, какие это объекты (тюрьма, «копейка», женщина, дом). Верно?
Если верно, то получается, что любовь - это любовь вовсе НЕ к себе любимому, а к тому, что делает (меня) счастливым, благим и в конце концов «любым» меня даже себе самому (коль хочется сохранить себя и обезопасить). Так ли?
С уважением. Derus
Derus пишет:
Будь я высшей ценностью, то я бы и делал объекты благими и доставлял бы себе счастье независимо от того, какие это объекты (тюрьма, «копейка», женщина, дом). Верно?
Если верно, то получается, что любовь - это любовь вовсе НЕ к себе любимому, а к тому, что делает (меня) счастливым, благим и в конце концов «любым» меня даже себе самому (коль хочется сохранить себя и обезопасить). Так ли?
1.Объекты, с которыми ассоциируется МОЕ счастье не могут не быть МОИМИ объектами.
2.Как может человек "делать все объекты благими" для себя?! Конечно, если бы я мог, я бы, несомненно, перестроил мир под благоденствие своего Я. Кстати, именно эта Любовь делает из людей реформаторов и революционеров!
3 Если мы будем иметь ввиду, что любовь - "социальная форма инстинкта самосохранения", которая раскрывается посредством таких определений как "высшая ценность", "бережное, заботливое отношение" и т.п., то, по-видимому, "внутренняя любовь" является необходимой стороной САМОСОЗНАНИЯ человека.
Вообще, благодаря Вам, я увидел, насколько сыровата моя статья, насколько приблизительны определения и...появился целый ряд соображений относительно "феноменологических" и "сущностных" проявлений любви. По-моему, здесь есть над чем поработать.
С уважением.philozan
philozan, Вы говорите: «1.Объекты, с которыми ассоциируется МОЕ счастье не могут не быть МОИМИ объектами.»
Разумеется.
Но насколько это существенно в определении любви?
Например, объекты, с которыми ассоциируется МОЕ несчастье тоже не могут не быть МОИМИ. Так мы о любви тут говорим или о не-любви?
«2.Как может человек "делать все объекты благими" для себя?! Конечно, если бы я мог, я бы, несомненно, перестроил мир под благоденствие своего Я.»
Дело не в том, могу или не могу я сделать мир благим по своему образу и подобию, а в том, что эта благость моего «образа и подобия» - не такая уж и МОЯ. Она, скорее то, чему я могу или не могу быть причастен. И доказательство тому то, что не все МОЕ – мне же самому и любо. (Ведь именно к этому пока привел наш разговор (тюрьма, в которой меня держали – МОЯ, но люблю ли я эту тюрьму? Буду ли я любить сварливую Ксантиппу, которой ничего не стоит быть МОЕЙ?))
А раз не все МОЕ мне самому автоматически - ценно, благостно (короче, «любо»), то значит причина того, почему что-то МОЕ мне благостно, ценно (короче, «любо») - не во мне. Так может в определении любви и вообще нет смысла упоминать себя как «высшую ценность»?
«3 Если мы будем иметь ввиду, что любовь - "социальная форма инстинкта самосохранения", которая раскрывается посредством таких определений как "высшая ценность", "бережное, заботливое отношение" и т.п., то, по-видимому, "внутренняя любовь" является необходимой стороной САМОСОЗНАНИЯ человека.»
Не-е-е…
Сначала следует договориться с тем, ЧТО такое любовь вообще (т.е. по сути), тогда будет возможность разобраться с ее разновидностями: любовью внешней и внутренней, а также с тем насколько она необходима самосознанию человека и мн.др. Логично?
И пока повторюсь, что есть сомнение, будто для сущности любви хоть какое-то значение имеет НАША ценность (т.е. благо нашего Я). Поскольку прежде всего причина любви – благо вообще, а не МЫ. (Да и мы сами не с необходимостью благи (ценны). Например, бывает так, что Вы себе не нравитесь, Вам за себя стыдно? Или бывает так, что Вы стремитесь к какому-то совершенству? Если да, то значит Вы НЕДОВОЛЬНЫ (НЕУДОВЛЕТВОРЕНЫ) собой, а разве можно быть недовольным «высшей ценностью»?...).
«Вообще, благодаря Вам, я увидел, насколько сыровата моя статья, насколько приблизительны определения…».
Я тоже благодаря Вам проясняю то, чего стОит и на чем стоИт, мое понимание любви.
С уважением. Derus
Пробежимся вновь по цепочке рассуждений.
1.Любовь - чувство или комплекс чувств, которые испытывает субъект.
2.Сильнейшим из этих чувств является восприятие объекта любви как "высшей ценности".
3.Для каждого человека такой ценностью является он САМ.
4.Следовательно, все проявления любви /"забота", "бережное отношение" и проч./ относятся к СЕБЕ любимому.
5.Нетрудно видеть, что все характеристики любви преследуют одну цель - обеспечить безопасность и благоденствие объекта любви, то есть своего Я. Но за безопасность любого живого существа "отвечает" инстинкт самосохранения.
Поэтому ЛЮБОВЬ есть СОЦИАЛЬНАЯ ФОРМА ИНСТИНКТА САМОСОХРАНЕНИЯ.
6.При этом любовь выступает в двух ипостасях: как любовь "внутренняя"-непосредственная любовь к себе, и любовь "внешняя" - опосредованная любовь к себе через любовь к объектам внешнего мира.
7.Объектами "внешней" любви могут быть те "предметы" и явления окружающего мира, которые "содержат в себе", несут на себе "отпечаток" моего Я, причем только те из них, которые обеспечивали, обеспечивают или будут обеспечивать мою безопасность и благоденствие /"счастье"/.
Итак, можно дать следующее определение:
ЛЮБОВЬ это СОЦИАЛЬНАЯ ФОРМА ИНСТИНКТА САМОСОХРАНЕНИЯ, которая выступает в виде ВНУТРЕННЕЙ и ВНЕШНЕЙ любви, то есть в форме НЕПОСРЕДСТВЕННОГО "ВОСХИЩЕНИЯ","ОБОЖЕСТВЛЕНИЯ" своего Я и ОПОСРЕДОВАННОЙ, чаще всего ИРРАЦИОНАЛЬНОЙ, проявляющейся в форме "ОЧАРОВАННОСТИ" объектами внешнего мира, "содержащими в себе", несущими на себе печать Я СУБЪЕКТА, причем, только теми из них, которые обеспечивали, обеспечивают или будут обеспечивать БЕЗОПАСНОСТЬ и БЛАГОДЕНСТВИЕ /"СЧАСТЬЕ"/ СУБЪЕКТА.
philozan, Вы говорите: «Пробежимся вновь по цепочке рассуждений».
Но Вы ничего не сказали о моих сомнениях о 3-м пункте…
Ну да и бог с ними…
В любом случае, такая любовь, о которой Вы говорите, вполне возможна, т.е. нет ничего невозможного (как мне пока кажется) в том, чтобы такая любовь реально у кого-то (а может и у всех) имела место быть.
Но вот что интересно, а ЧТО противоположно-то любви с точки зрения чувств? Есть чувство противоположное чувству любви?
С уважением. Derus
Derus пишет:
Но вот что интересно, а ЧТО противоположно-то любви с точки зрения чувств? Есть чувство противоположное чувству любви?
Для каждого живого существа высшей ценностью, безопасности и благополучию которой надо посвящать свою жизнь, является само это существо. Это - аксиома. В животном мире она "легализуется" в виде инстинкта самосохранения, в мире людей - в форме любви к себе. "Причина любви", как и причина инстинкта самосохранения кроется в самом устройстве живого организма, это атрибутивное СВОЙСТВО живого существа и потому оно не может быть отделено от его "Я".
Собственное несовершенство, "недовольство собой" и пр. никак не влияют на восприятие себя как "высшей ценности": напротив, только отношение к себе как к высшей ценности заставляет человека "работать" над своим "Я", а не выбирать себе другие, более совершенные "Я", чтобы бросить к их ногам свое несовершенство.
Какое чувство противоположно любви?
Эмоции человека являются важнейшим индикатором "качества" его жизни.
Если человек "переполнен любовью", значит его жизнь благополучна.
Если у человека налицо "дефицит любви" или даже "анти-любовь", значит положение его незавидное.
Любовь не может быть описана одним чувством; это целая гамма чувств возникающих в душе человека, переживающего состояние высокой степени удовлетворенности от своего пребывания на земле.
Поэтому противопоставить любви можно также целую гамму противоположных чувств, которые терзают душу человека, крайне неудовлетворенного своей жизнью.
Так, если любовь описывается такими чувствами как "радость", "восторг", "желание добра", "сочувствие", "нежность" и прочее, то противоположное состояние - "анти-любовь" может быть представлена "горем", "отчаянием", "ненавистью", "злостью", "грубостью" и т.п.
С уважением.philozan
philozan, Вы говорите: «Для каждого живого существа высшей ценностью, безопасности и благополучию которой надо посвящать свою жизнь, является само это существо. Это – аксиома.»
Я понял, Вашу позицию.
Но посудите сами, если любовь - это чувство от объекта, который делает нас счастливыми, то значит не мы этот объект этого чувства. Мы то, что этот объект делает счастливым. Ну и как же Вы говорите, что Я являюсь объектом радостного чувства? Я являюсь тем, кто испытывает это чувство, но испытывает не от себя самого, а от объекта делающего меня счастливым, благоденствующим. А если бы Я был этим объектом, то как я и говорил, мы были не нуждались ни в каких других объектах для нашего счастья. Но мы же в них нуждаемся...
Понятен ли мой аргумент?
«Собственное несовершенство, "недовольство собой" и пр. никак не влияют на восприятие себя как "высшей ценности": напротив, только отношение к себе как к высшей ценности заставляет человека "работать" над своим "Я", а не выбирать себе другие, более совершенные "Я", чтобы бросить к их ногам свое несовершенство».
Нет. Я считаю, это противоречие.
Если я – Высшее благо (потому и так ценно), то я не могу быть недоволен собой ни в каком случае.
Ведь любовь – это только положительные чувства (см. ниже) от воспринимаемого объекта делающего нас счастливым. Но по Вашему получается, что я, воспринимая себя, испытываю отрицательное чувства, т.е. как раз вовсе не-любовь. Тогда как мы же (по Вашему определению) должны себя только любить…
«Так, если любовь описывается такими чувствами как "радость", "восторг", "желание добра", "сочувствие", "нежность" и прочее, то противоположное состояние - "анти-любовь" может быть представлена "горем", "отчаянием", "ненавистью", "злостью", "грубостью" и т.п.»
Во-первых, «желание добра» - это не чувство.
Ведь согласитесь, к примеру, когда я чувствую горе (украли "копейку"), то я в этот же момент могу желать себе добра. А если бы «желание добра (блага)» было бы чувством, то тогда я не чувствовал бы горя, а чувствовал бы желание себе добра. Ну или скажем, согласитесь, я могу желать испытать чувство радости, значит опять же желание – это не чувство радости, а «стремление к…»
Во-вторых, прав ли буду я, если подытожу Вами сказанное, что любовь – это обязательно положительные чувства, а «анти-любовь» - это обязательно отрицательные чувства? Если прав, то предлагаю и те и другие обобщить условно как «удовольствие» (или как Вы сказали «состояние…удовлетворенности») и «страдание». Продолжу в зависимости от Вашего ответа.
С уважением. Derus
Кажется, я нашел вразумительный выход из самим же созданной ситуации.
В самом деле, согласимся с тем, что любовь к своему Я абсолютна, поэтому она делает "любимыми" все объекты, содержащие в себе это Я.
Фишка здесь в том, что сама любовь имеет градации. Степень любви к объекту определяется "удельным весом" Я субъекта, содержащегося в нем.
Отсюда следует парадоксальный, на первый взгляд, вывод, что какие бы негативные эмоции не вызывал "запечатлевший" мое Я объект, я не могу не испытывать к нему известную степень любви!
ЛЮБОВЬ есть СОЦИАЛЬНАЯ/ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ/ ФОРМА ИНСТИНКТА САМОСОХРАНЕНИЯ.
ЛЮБОВЬ представляет собой целый СПЕКТР СИЛЬНЕЙШИХ ЭМОЦИЙ/не только положительных, но и отрицательных/, возникающих у субъекта при восприятии им своего Я, и которые "призваны" привлечь внимание субъекта к обеспечению безопасности и благополучия своего Я, то есть выполняющих роль своеобразного регулятора деятельности субъекта.
Кроме непосредственной, любовь имеет и опосредованную, ИРРАЦИОНАЛЬНУЮ форму проявления, как любовь к объектам внешнего мира, а именно к таким, которые содержат в себе, запечатлевают в себе "Я"субъекта. При этом "степень любви" к объекту определяется "удельным весом" содержащегося в нем "Я"субъекта. В этом случае любовь является индикатором оценки мира на безопасность для субъекта и эмоциональным средством ориентации в нем.
philozan, вы пишите:
Может быть и так. В этом вашем утверждении нуждается пояснение неясный термин - любовь. Что он такое? Вы даете разъяснение:
Превосходно! Давайте воспользуемся любезно предоставленным вами ключиком и посмотрим как он "работает"! Начнем с главного в вашем тезисе, любовь есть САМОСОХРАНЕНИЕ. Что ж, тезис смотрится фундаментально. Допустим что это так. Очень многое из живого обладает инстинктом самосохранения. Что же, все они любят? Нет?! Вы на это утверждение налагаете ограничение: "человеческая, социальная форма". То есть самосохранение человек осуществляет уникальным образом, не свойственным ничему иному. По вашему, любовь это разновидность самосохранения. Было бы очень любезным с вашей стороны дать разъяснения почему в человеке самосохранение проявляется таким необычным, уникальным способом, каковым является любовь. Иначе фундаментальность ваших утверждений начинает смотреться неубедительной. Вопросов к вам, philozan, множество. Например такие:если любовь инстинкт, то почему не все люди любят? Или такой. Если любовь чувство, то какое место в самосохранении оно занимает? Страх это тоже чувство самосохранению? Вопросов, подчеркиваю, множество... Если вы не против, давайте начнем их прояснять.
Меня в этом глубоком определении больше смущает то,что социумы и человека сгребли в одну кучу. Человек с социумом связан, но он может как противостоять ему, так и быть с ним в единстве. Опять же выбор к какому социуму, группе присоединять или противостоять зависит от человека.
Если честно попытаться ответить на вопрос : Мы состоит из многих Я, или Я состоит из многих Мы, то приходиться констатировать , что Я состоит из многих Мы.
Каждый человек считает себя членом какой-то группы. То есть у человека в мировоззрения всегда присутствует какое-то количество Мы. Вот это "всегда присутствуют" и можно соотнести с понятием "инстинкт". То есть в человеке есть фундаментальная потребность в том, чтобы признавать некоторые группы своими, даже если эта группа состоит из двух людей. При этом второстепенно насколько его самого признают членом данной группы другие участники. Вернее, потребность в признание его, человека другими членами группы это другая потребность.
Но в таком случае Любовь , как Инстинкт, как фундаментальная потребность это не Форма. Форма в этой концепции это социальные группы, которые человек признаёт. Любовь же сила, сила признания человеком той или иной группы. Чем сильнее человек признаёт тут или иную группу, даже если она состоит из двух человек( Он и Она), тем сильнее он будет отстаивать интересы и сохранение этой группы. С этим явлением могут быть связаны парадоксальные факты. Например, все члены какого-то общества решили, что их общество должно прекратить своё существование, но один жаждет всеми силами сохранить данное общество. Он может уничтожить, перебить всех бывших членов ради своей идеи фикс. Хорошей иллюстрацией такого парадокса служит немецкий фильм "Эксперимент "Волна"".
ТО есть , рассматриваемая нами потребность, инстинкт "Любви", склонен вырождаться в фиксацию некой идеи, а не в живое чувство. Все тоталитарные общества несомненно используют в своих целях этот инстинкт "Любови".
Резюме в этом контексте.
Любовь это потребность,"инстинкт" человека в признании им некоторых социальных групп как своих, то есть в фиксации в своём мировоззрении некоторого количества "Мы".
Софокл пишет:
Любовь есть не самосохранение, а очеловеченный инстинкт самосохранения. И только "очеловеченностью" этот инстинкт отличается от подобного у животных.
Любовь представляет собой комплекс чувств, рождающихся в душе человека при восприятии им собственного "Я". Если человек живой, у него не может не возникать каких-либо чувств. Следовательно, с этой точки зрения нет людей, которые "не любят".
Любовь - это чувство или целый "ураган чувств", которые направляют внимание субъекта к своей персоне, сигнализируя ему о фактическом состоянии его "Я".
Если с человеком все в порядке, он преисполнен чувством "глубокого удовлетворения", и может почивать на лаврах.
Если человек находится в опасности, любовь "звонит во все колокола", проявлясь в его душе в виде беспокойства, страха и т.п., и тогда человек должен действовать.
С уважением. philozan Приму с благодарностью Ваши критические замечания.
philozan, вы пишите:
Любовь - инстинкт?
http://slovari.yandex.ru/%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D1%8... Инстинкт - это акт поведения, врожденный рефлекторный... и так далее. Кроме того, что любовь, по вашему мнению, есть инстинкт, вы говорите, что любовь это комплекс чувств. Тут несколько непонятно чему вы отдаете предпочтение в понимании любви: чувствам - реакциям или актам поведения. Конечно, можно предположить, что вы пока еще не задавались подобным вопросом. В конце концов, можно поискать объединяющее начало и того и другого. Например, отношение человека к объекту любви как величайшей ценности. Фактически, в данном случае, мы имеем дело со сформированным отношением к миру, или мировоззрением.
Что значит "чувствовать" любовь? Это когда между ног у тебя зудит? Наверное нет. Иначе, кроме о любви как о половом притяжении мы не сможем вести речь. Любовь к родителям, детям, мороженному и еще много чему другому, тогда останется за кадром нашего внимания. Ах да, помню помню! Ваш тезис состоит в том, что вы любите
Вот это-то "меня в себе" и нуждается в прояснении. Откуда в человеке берется что-то "свое"? Ужели из опыта общения с миром? Эдак мы забредем туда, откуда не вернемся))0 Но и с рождением вряд ли мы принесли с собой что-то "свое". Так что, philozan, сосем было бы не лишним, вам осветить и этот темный вопрос.
Софокл пишет:
Я,видимо, не совсем понимаю вас...
Человек состоит из его индивидуальных плоти и крови, из чувств, мыслей... Кроме того, это деятельный субъект, он взаимодействует с внешним миром, "отражается" в нем и сам вбирает в себя...Если поэтами рождаются, а политиками становятся, то "свое" в человеке есть синтез того и другого... Я не вижу здесь проблемы.
И я тоже.
philozan, Вы говорите: «Кажется, я нашел вразумительный выход из самим же созданной ситуации.»
Понято. Я весь во внимании! :)
«Фишка здесь в том, что сама любовь имеет градации. Степень любви к объекту определяется "удельным весом" Я субъекта, содержащегося в нем.
Отсюда следует парадоксальный, на первый взгляд, вывод, что какие бы негативные эмоции не вызывал "запечатлевший" мое Я объект, я не могу не испытывать к нему известную степень любви!»
Да.
Это либо парадокс, либо противоречие, т.е. тот предел, далее которого я не могу рационально (т.е. непротиворечиво) понимать любовь в Вашем исполнении. И именно поэтому, чтобы сохранить себя в своем уме, я считаю что Ваше определение любви содержится только в первых двух пунктах (т.е. это (положительные) чувства вызываемые (высшим) благом, а все что благо, то мы и ценим, поэтому можно сказать, что вызываемые ценным).
А далее, как только Вы вводите определенный объект любви начинаются противоречия (парадоксы). И мне кажется, что те же (хотя и конгруэнтные) противоречия возникнут, если мы на место высшего блага возьмем какой-нибудь другой объект нежели Я: Бога, фюрера, женщину, звездное небо, музыку и т.д.
Только я не понял, а выход-то какой Вы нашли? Парадокс к которому ведет Ваше определение любви Вы нашли, а решение?
Неужели, все тоже: «В самом деле, согласимся с тем, что любовь к своему Я абсолютна, поэтому она делает "любимыми" все объекты, содержащие в себе это Я.»
Не-е-е… Это уже привело к парадоксу (противоречию) даже Вас.
Вам видимо, совсем ничего не говорит мой аргумент (из прошлого ответа). Думаю на этом можно и заканчивать разговор (между нами, конечно).
Итак. Я пока делаю вывод, что Вы даете определение НЕ сущности любви, а ее разновидности (любовь к себе).
Вы говорите именно об одном из видов любви.
Поскольку на место «Высшей ценности» в качестве аксиомы можно взять что-то совсем другое нежели Я. Например, Бога, Фюрера, Женщину, Музыку, Звездное небо и т.д. А потому можно также как и Вы сказать, что «все, что несет отпечаток Божественного, что служит средством к соединению с ним, сохранению его, то и любимо» или «все, что несет печать этой женщины, что ведет к ней, напоминает о ней, то и любимо, без нее свет мне не мил вообще» и т.д. и т.п.
«ЛЮБОВЬ представляет собой целый СПЕКТР СИЛЬНЕЙШИХ ЭМОЦИЙ/не только положительных, но и отрицательных/»
Нет.
С этим я не могу согласиться.
Это все тоже противоречие у Вас (см. парадокс).
Или взять Ваши слова: «Любовь есть исключительное позитивное отношение к объекту.» ... Из чего, как мне кажется ясно, что никаких отрицательных чувств быть не должно.
«…"степень любви" к объекту определяется "удельным весом" содержащегося в нем "Я"субъекта. В этом случае любовь является индикатором оценки мира на безопасность для субъекта и эмоциональным средством ориентации в нем.»
Хм…
Давайте проверим теорию на практике.
Вот, представьте, что Вы заблудились в лесу и нашли какие-то незнакомые грибы.
Есть хочется до нельзя!
Рады ли Вы, счастливы ли Вы, что нашли эти грибы, эти объекты?
НЕТ.
Вы же не знаете, поспешествуют ли они Вашему самосохранению. А вдруг прямонаоборот!
Вывод.
Мы не можем априорно знать каков ДОЛЖЕН БЫТЬ объект нашего удовольствия, радости или другого положительного чувства.
Значит любовь как чувство от какого-то блага (по первому и второму пункту), КАК САМО ВОСПРИЯТИЕ того или иного БЛАГА (т.е. ценного более или менее) - не может быть руководством и средством ориентации в мире, а может быть только следствием, которое мы конечно, затем можем преследовать вновь как цель (но это уже вторичный ход, не сущностный, т.е. сначала любовь как следствие, а затем желание любви как цели).
Можно взять не грибы, а что-то духовное. Например, музыку. Тоже самое. Пока я не услышу музыку (не «съем» ее), я не знаю, сделает ли она меня счастливой или нет.
Более того, если мне музыка очень понравилась, то я не могу сделать так, чтобы она мне не нравилась.
Следовательно, нам хорошо от вещей, не потому что мы хороши, а нам потому и хорошо от них, что они хороши. (Это все тот же мой аргумент из прошлого сообщения)
Объекты несут в себе благо и потому они ценны для нас, а не так, что нам от них хорошо (мы сохраняемся) и следовательно они хороши. Второе как раз средство не ориентации в мире, а отличное средство заблуждения в нем. Показываю.
Представьте, что нам сейчас для самосохранения очень надо забить гвоздь, и вдруг мы видим, какую-то вещь. Хватаем ее пытаемся забить ею гвоздь. У нас получается, мы довольны как никогда, спасены!! Так сказать, с ориентировались…
Но вот мы узнаем, что эта вещь – микроскоп (и что он такое и зачем он и т.д.)… Соответственно, мы понимаем, что всю его ценность мы убили, он теперь не пригоден и никому не принесет того блага, к какому он был создан и предназначен… Так же и с людьми мы порой обращаемся… и говорим, что очень их любим (по Вашему определению, разумеется)…
С уважением. Derus
Я постоянно корректирую свое понимание любви, поэтому не надо смотреть на то, что говорилось прежде, как на истину в последней инстанции.
Итак…
Любовь – социальная форма инстинкта САМОсохранения. Это эмоции, которые возникают в душе субъекта при восприятии им собственного «Я». Любовь вовсе не состоит исключительно из положительных эмоций. Когда человек обнаруживает себя находящимся в критическом положении, например, на краю гибели, его любовь к себе может проявляться в таких «негативных» эмоциях, как ужас, отчаяние, ненависть…
Задача любви – привлечь внимание субъекта к самому себе. Любовь здесь выступает в качестве эмоционального регулятора поведения субъекта.
Если любовь не есть набор только положительных эмоций, а представляет собой весь комплекс чувств, возникающих в душе человека при созерцании им своего «Я» либо непосредственно, либо опосредованно, при восприятии объектов, запечатлевших в себе его «Я», то обозначенный ранее «парадокс» исчезает.
Что касается «ориентационных» функций любви, то ориентирами здесь для субъекта будут как раз «помеченные» им своим «Я» объекты, а не те, что встречаются ему впервые, поэтому пример с незнакомыми грибами не подходит…
Итак, какие характеристики могут быть заложены в определение любви?
- социальная форма инстинкта самосохранения;
- комплекс эмоций, порожденных либо непосредственным созерцанием собственного "Я", либо опосредовано, путем восприятия "помеченых" объектов /иррациональная форма проявления любви/.
Каковы функции любви?
Регулятивная - привлечение внимания субъекта к состоянию своего "Я"...
Ориентационная - определение наиболее безопасного пути движения субъекта...
Скомпоновать все это воедино, и дело в шляпе?!
Понято, philozan.
Благодарю за разговор.
Удачи.
С уважением. Derus
Выбранные места - Философические грёзы любви...
Виктор Иванович 2
О любви написано много,но философских обоснований я не встречал.Делаю попытку - подскажите,что не так.
Сделав допущение,что человек,рождаясь,представляет собой сущность с широкими возможностями восприятия окружающей действительности и обмена информацией с себе подобными,часть из которых он при содействии воспитателей развивает,тренирует и совершенствует,формируя из них то,что я называю личностью,нужно иметь в виду,что оставшиеся без внимания способности не все и не всегда атрофируются,хотя бывает и такое.
Не у всех младенцев есть способности к телепатии,гипнозу,и другим,считающимся экстрасенсорными,тут уж каждому - своё,но у большинства матерей возникает специфическое чувство единения с ребёнком,источник которого - обмен информацией по каналам чувств и способностей,не используемых в личности. Мать зачастую чувствует и понимает ,что нужно её чаду,ещё до того,как ребёнок проявит беспокойство.
Иногда такой обмен провоцирует сдвиги в развитии дополнительных чувств в молодом организме,чаще всего они почти незаметны.
Жизнь личности - развитие и работа мыслительных и чувственных способностей,требующая затрат энергии,приводит к усталости даже при уравновешенном
режиме.Неизбежные стрессы усугубляют ситуацию - человек,бывает,устаёт от самого
себя.Личность как бы притухает,остатки сущности дают о себе знать.Как говорится
"хочется чего-нибудь такого..."
если в такой момент "притухания личности" подвернётся хороший проповедник,умеющий
учитывать психологические тонкости,у уставшего от непоследовательности и загадочности мира индивидуума может зародиться любовь к богу - всеобъемлющей сущности,по определению способной раскрыть все тайны бытия как раз через опыт практик,способствующих развитию чувств и свойств организма,не применяющихся в мирской жизни.
В самых общих выражениях - любовь человек чувствует в процессе непосредственного взаимодействия сущностей - его собственной и сущности объекта любви.
Самой по себе взаиморасположенности личностей недостаточно,необходимо короткое замыкание через каналы восприятия,неподконтрольные сознанию и рассудку.
Любовь с первого взгляда рождается,когда это замыкание застаёт незнакомых людей врасплох.
Например в момент отрешённости,отвлёкшись от самоконтроля,человек какое-то время ведёт себя в меньшей степени как личность,позволяя проявиться насколько это возможно,своей сущности - он попадает в "поле расширенного душевного зрения" человека,пребывающего в похожем состоянии. Личности "притушены",отвязавшиеся остатки сущностей нащупывают друг друга и наших уже влюблённых поражает удар молнии. Они и раньше впадали в состояние
отрешённости,но в окружении самодостаточных личностей только мёрзли,а сейчас почувствовали тепло и крылья за спиной или что-то другое,более нужное...
Заметьте - инстинкт продолжения рода пока что сам по себе,сближает людей своими силами,но к любви не обязывает.Просто в момент кульминации,оргазма то есть,личность
выключается напрочь,партнёры на какое-то время остаются наедине - сущность с сущностью.И ПОЛУЧАЮТ шанс чувствовать друг друга напрямую,не облекая устремления души в образы,слова и жесты.
http://vk.com/club61966744
А по-моему: "Любовь - это такое наше чувственное состояние, когда Труд на другое нам не в тягость".
Именно поэтому все хотят быть любимыми и со "скрипом" находят объекты для собственной любви.
Помните: "Женщина - это вещь, которую и т.д. ...".
--------------------