Говоря о фундаментальном значении «революционно-преобразующей деятельности» для возникновения вида homo sapiens, нельзя забывать еще об одном важнейшем «человекообразующем факторе» - религии.
Религиозные воззрения людей оказались тем фундаментом, на котором только и могло «расцвести» все подлинно социальное, все сознательное. Зарождение в человеческом сознании идеи Бога явилось свидетельством завершения формирования принципиальной «модели» человеческого сознания, которая «используется» людьми до сих пор.
В самом деле, повседневная практика убеждает человека, что его деятельности будет обеспечен успех только в том случае, если она является «разумной», то есть опирается на знание свойств различных материалов, «законов» природы, определенные навыки и умения. Причем, от «успешности» его деятельности зависит само существование человека.
Поэтому НОРМАЛЬНЫМ для человека является такое состояние, при котором разумной является не только каждая его конкретная деятельность, но является разумной, то есть, исполнена определенного СМЫСЛА его жизнедеятельность в целом.
Но реальный мир не дает человеку возможности обретения рационального смысла! Напротив, он дает ему свидетельства прямо противоположного толка, а именно, - абсолютной бессмысленности человеческого существования. Среди таких «свидетельств» наиболее «сильными» являются:
- смертность человека;
- подверженность человека различного рода жизненным невзгодам /болезни, уродства, потеря близких, войны, природные катаклизмы и т.д./;
- «социальная несправедливость» / «Осуждают невиновных, награждают непричастных» и т.п./
Если вместе со смертью человека навсегда прекращается его существование, то человеческая жизнедеятельность теряет всякий смысл. Зачем жить, зачем развивать свои способности, зачем растить детей, зачем преодолевать жизненные испытания, зачем придерживаться норм нравственности и т.д. и т.п.?
Человек, как существо сознательное и разумное, не может нормально «функционировать» в таком «подвешенном», БЕССМЫСЛЕННОМ состоянии.
Человеку ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМО подвести разумное основание под свою жизнедеятельность, наполнить жизнь СМЫСЛом.
"Если Бога нет, я брошусь в море!"
И человек ОТКРЫВАЕТ для себя БОГА, как ГАРАНТА человеческого БЕССМЕРТИЯ и СПРАВЕДЛИВОГО ВОЗДАЯНИЯ, который дарует человеку такой желанный смысл его существования.
Без религиозной основы была бы невозможна не только устойчивость норм общественной морали, но и социума вообще. Поэтому, если и есть отдельные атеисты, то народов-атеистов нет и в принципе быть не может!
«Посмотрите на лице земли: вы найдете города без укреплений, без науки, без чиноначалия; увидите людей без постоянных жилищ, не знающих употребления монет, не имеющих понятия об изящных искусствах; но вы не найдете ни одного человеческого общества без веры в божество...»
/Плутарх/
«Этнографии безрелигиозные народы неизвестны».
/ Ф. Ратцель/
Религиозные представления есть средство защиты человеческого мозга от «перегрева», средство обеспечения его нормальной работы.
С другой стороны, не следует исключать и факта реального существования Сверхъестественных сил, которые открываются избранным.
«Появление идеи Бога в человеческом сознании и возникновение религии обусловлено тем, что есть Бог, действующий особым образом на человека, и что человек способен при определенных условиях воспринимать эти действия Божии».
Как это ни парадоксально, но именно религия, которая, казалось бы, не заключает в себе ни грана «научности», делает разумной человеческую жизнь! Отсюда следует, что сама религия есть высшее проявление Разума. Или – проявление Высшего Разума!
Человек стал вполне человеком, когда открыл для себя Бога. И в этом смысле «Бог создал человека»!
Если религиозные представления являются проявлением Высшего Разума, то, следовательно, в своей жизни человек, как разумное существо, должен руководствоваться именно этими представлениями! Только в этом случае он может стать совершенным человеком, homo perfectus!
Комментарии
"Если религиозные представления являются проявлением Высшего Разума,"
Не являются. Религия - это уровень мышления общества. В процессе своего развития общество не могло миновать этапа образного мышления. Потому и не было народов без религий, но бывали эпохи атеизма. Религиозное мышление оперирует знакомыми и понятными образами по типу подражания. На этом работают все религиозные мифы и притчи. Стереотипы вырабатываются и закрепляются многократным повторением "истин". С развитием естественных наук и переходом на смешанные (абстрактно-образные) типы мышления религия для прилично образованных людей должна иметь непременное культурологическое значение, утратив идеологическую, этико-нравственную и социально-регулятивную функции.
deutsch пишет:
Не являются. Религия - это уровень мышления общества. В процессе своего развития общество не могло миновать этапа образного мышления. Потому и не было народов без религий, но бывали эпохи атеизма. Религиозное мышление оперирует знакомыми и понятными образами по типу подражания. На этом работают все религиозные мифы и притчи. Стереотипы вырабатываются и закрепляются многократным повторением "истин". С развитием естественных наук и переходом на смешанные (абстрактно-образные) типы мышления религия для прилично образованных людей должна иметь непременное культурологическое значение, утратив идеологическую, этико-нравственную и социально-регулятивную функции.
Дело ведь вовсе не в том, что те или иные религии или их конкретные положения больше похожи на сказки, чем на "естественнонаучную теорию". Дело совершенно в другом! А именно - в том, что эти крайне наивные по форме мировоззрения явились необходимой основой для нормальной жизнедеятельности сознательного субъекта, совершили самое главное - наполнили смыслом человеческую жизнь, привели ее в соответствие с требованием его Разума! Именно поэтому сама религия есть высшее проявление разума, что предъявляет человеку "категорический императив" следовать ее принципам.
Если вы, вместе со всей братией "прилично образованных людей", сможете с позиций атеизма, опираясь на все богатство "естественных наук", предложить человеку равносильный религиозному смысл жизни, тогда собирайтесь в Стокгольм за Нобелевской премией.
Какая же в религии категоричность? Каждый сам выбирает по каким законам ему жить, по закону изложенному в религиозных первоисточниках (закону Бога) или по своим собственным законам. По сути любой религиозный первоисточник (Тора, Библия, Коран, Веды)не более чем учебник рассказывающий о Законе существования мира и людей в нем. Учебник написанный людьми, но вот диктовали им тексты явно не люди в нашем понимании. То есть конечно это тоже люди, но не из нашего времени. Если можно так сказать, это люди из параллельного времени или с другой стороны единого мира, которую религия называет царствием божьим. Это общество людей совершенных, людей умных, в отличие от нашего общества, где большинство людей РАЗумных (глупых). :)
philozan: "эти крайне наивные по форме мировоззрения явились необходимой основой для нормальной жизнедеятельности сознательного субъекта, совершили самое главное - наполнили смыслом человеческую жизнь, привели ее в соответствие с требованием его Разума!"
Согласен с Вами, хотя Вашу формулировку надо бы откорректировать, поскольку дело не в религии, а в некоей её идеологической подоплёке. Если бы интуиция человека не ощущала симбиотическую сущность жизни, законную соединённость маленького и непостижимо большого, то никакие "наивные по форме мировоззрения" ни за что не прижились бы.
"Если вы, вместе со всей братией "прилично образованных людей", сможете с позиций атеизма, опираясь на все богатство "естественных наук", предложить человеку равносильный религиозному смысл жизни..."
Почему-то мало кто осознаёт, что это и есть смысл философии, её цель...
Ron пишет:
Согласен с Вами, хотя Вашу формулировку надо бы откорректировать, поскольку дело не в религии, а в некоей её идеологической подоплёке. Если бы интуиция человека не ощущала симбиотическую сущность жизни, законную соединённость маленького и непостижимо большого, то никакие "наивные по форме мировоззрения" ни за что не прижились бы.
Почему-то мало кто осознаёт, что это и есть смысл философии, её цель...
Под "религией" сегодня понимается главным образом все, что связано с культом, "внешним оформлением"... В своем "глубинном" значении религия есть связь с Богом, с высшей сущностью.., разве она сама не является этой самой "идеологической подоплекой"?
А насчет цели философии - замечательно! Значит "религиозная философия" - нонсенс, "противоречие в определении"...
philozan пишет:
Если религиозные представления являются проявлением Высшего Разума, то, следовательно, в своей жизни человек, как разумное существо, должен руководствоваться именно этими представлениями! Только в этом случае он может стать совершенным человеком, homo perfectus!
Руководствоваться представлениями, которыми руководствуются множество других людей, - это очень просто. Закрываю свое самостоятельное мышление за ненадобностью. Просто перекладываю ответственность за верность своего пути на чужой разум, который до меня все решил и расписал. Здесь вреден критический ум. Здесь нужна вера в идола. Я верю тому же, чему верят многие другие – я не один перед лицом опасного внешнего мира, который может сдавить в любой момент. Мы – большой организм, и вместе мы – сила. Мы вместе противостоим смерти, разрушениям, катаклизмам. Бог дает нам бессмертие. Чем больше я верю в это, тем больше наполняюсь иллюзией защищенности. И вместе с тем я теряю волю видеть, что на самом деле мир не стал более безопасным. Ему абсолютно все равно, какая у меня вера, и какими людьми, какими чужими воззрениями я прикрыл свой страх перед существованием. Я теряю свою индивидуальность в массе, и со временем теряю способность как-нибудь эффективно противостоять угрожающему внешнему миру. Я просто прячу голову в песок.
Руководствоваться своим собственным мнением, особенно если оно отличается от мнений окружающих и вызывает их агрессию, - это непросто. Я возбуждаю мир против себя – зачем мне это? Мир ведь и так априори угрожающ. Но я принимаю его таким, какой он есть, и смиряюсь перед его характером. В правдивом противостоянии я остаюсь собой. И я говорю внешнему миру: "Да, ты больше меня. Ты в любой момент можешь покалечить меня или моих близких, и можешь убить. Но я – личность, отдельная от массы. Я – один, и я - сила. И я хочу от тебя плюса. Дай мне его". И когда внешний мир в ответ закинет в меня минус, я буду смотреть: что во мне не так, что стало причиной плохого? И я буду знать, что к своему желаемому плюсу я буду идти, пока не дойду до него. И это будет моя вера в себя. И я буду знать, что все, что со мной происходит, - это все сделал я.
Два пути передо мной – путь веры в кого-то и путь веры в себя. Иначе: путь заучивания догматов и путь индивидуальной разумности. Иначе: путь перекладывания ответственности на других и путь принятия ответственности на себя. Иначе: путь побега от страха перед существованием и путь превращения страха в силу.
Какой из двух путей дает мне больший смысл существования? Какой из них позволяет мне совершенствовать себя? На каком из них я буду защищен больше?
Повешенный пишет:
Руководствоваться представлениями, которыми руководствуются "множество других людей", вовсе не означает отказываться от своего мышления "за ненадобностью".
Никто вам не запрещает критически отнестись ко всем этим представлениям. Вы ведь не считаете, что принятие на вооружение такого, например, общечеловеческого "представления", как 2*2=4, является посягательством на самостоятельность вашего мышления... Впрочем, ничто вам не запрещает изобретать собственные "велосипеды", но боюсь что в этом деле составить конкуренцию всему человечеству будет довольно сложно.
Чтобы быть последовательным и непоколебимым в своих жизненных поступках, надо опираться на мощнейший "идеологический фундамент", который именно религия как раз и обеспечивает человеку. Что такое "вера в себя" в качестве такого фундамента?! Вера в то, что Я самый сильный, самый умный, самый непогрешимый и самый непобедимый..? Это же просто смешно.
Для последовательно религиозного человека главным принципом является:"Бойся не боли и смерти, а неправедных поступков!" Отсюда - его отношение к разного рода мирским опасностям, которые для неверующих есть самая страшная вещь.
Конечно, быть "до конца" принципиальным, строго следовать религиозным заповедям, не идя ни на какие компромиссы в нашем мире тотального господства зла и несправедливости - значит обречь себя, по сути, на мгновенную гибель.
Но, с одной стороны, человек слаб, а с другой - он нашел для себя определенную отдушину в этом затхлом мире - не вступать в прямой конфликт с Бесконечно более сильным чем отдельное Я порочным миром, а строить свой собственный мир, "по своему образу и подобию", в противовес существующему!
Забегая вперед, скажу, что последнему вопросу планирую посвятить одну из частей своей настоящей работы.
philozan пишет:
Вы приписываете мне то, чего я не говорил. Вы взяли мои рассуждения о религии и сказали, что я рассуждаю о "дважды два - четыре".
Когда я буду рассуждать о "дважды два – четыре", я буду говорить, что в точных науках все обусловлено логикой. Точные науки оперируют истиной, которая была до них, и которую они открыли. И я благодарен им за это, и пользуюсь их достижениями. И это никак не покушается на самостоятельность моего мышления, а, наоборот, развивает его.
Когда я буду рассуждать о представлениях, которыми руководствуются множество других людей, и которые не касаются науки и веры, я буду говорить о том, что в общественном обустройстве мне многое не нравится, и мне хочется критиковать его – был бы только в этом смысл.
Когда я рассуждаю о религии, я повторяю за Вами, что таковая защищает человека от чувства изначальной ничтожности. Религия говорит: "Если ты будешь поступать правильно, то Бог спасет тебя". Очень хорошо. Искомое найдено? Я чувствую, что моя изначальная ничтожность уже не такая острая, как прежде. Но мой критический разум бунтует. Иисус Христос проповедовал о своем втором пришествии, во время которого он разделит людей на овец и козлов. Первым он обещал, что они унаследуют царство, уготованное им от создания мира. Вторым он обещал вечный огонь, в котором их ожидают вечные муки.
Хорошо, я буду выполнять его заповеди, чтобы во время второго пришествия попасть в царство. Но это будут отношения купли-продажи. Я плачу предоплату долго, бесконечно долго, для того, чтобы мне когда-нибудь оказали услугу. И все это без какого-либо критического мышления, потому что оно сразу аннулирует сделку как мифическую.
А поступать справедливо я могу без сделок. У меня есть совесть, которая регулирует мои действия. Она не допустит, чтобы я причинял кому-то необоснованный вред.
philozan пишет:
Вы опять приписываете мне то, чего я не говорил. Вы взяли мои рассуждения о вере в себя и сказали, что я говорю о спеси.
Когда я буду рассуждать о спеси, я буду говорить, что таковую человек развивает в себе для защиты от изначальной ничтожности. Когда я думаю, что я самый сильный, самый умный, самый непогрешимый и самый непобедимый, я не могу не предполагать, что все остальные люди – ничтожества. Я самый-самый за счет того, что все они там, далеко внизу. А я – на пьедестале. И этот самообман меня греет, и дает иллюзию защищенности.
Но я рассуждал о вере в себя, которая есть намеренность идти к цели до тех пор, пока она не будет достигнута.
philozan пишет:
Вы говорите о том, что мир, в котором мы живем, - это мир тотального господства зла и несправедливости.
На самом деле мир – это ноль: в нем столько же добра, сколько зла.
Считать мир одним только злом – значит притягивать в свою жизнь зло. Так получатся самопроизвольно – это не мир злонамеренно хочет уничтожить человека. Так получается, потому что человек, будучи сконцентрированным на зле, думает о нем, видит все происходящее сквозь его оболочку. Так получается, потому что добро отдано на поругание: ему сказано, что его не существует.
philozan пишет:
Человек может построить свой собственный мир в противовес существующему только из своих фантазий о том, что реально существует. Он отгородится от устрашающего внешнего мира и будет будет обманывать себя, что защищен.
Повешенный пишет:
Согласен, пример с дважды два неудачен.
Что касается "сделки" между Богом и человеком /Ты - мне, я - Тебе/ - это просто ОЦЕНКА, которую человек получает за сдачу экзамена, ответа на тему "как я провел жизнь".
"...Мой критический разум бунтует". Если бы вы не нашли идею человеческого бессмертия и справедливого воздаяния, ваш разум просто бы "взорвался"!
"Иисус Христос проповедовал..." Не надо великую религиозную идею отождествлять с конкретными ее интерпретациями ограниченными людьми.
"А поступать справедливо я могу без сделок. У меня есть совесть, которая регулирует мои действия. Она не допустит, чтобы я причинял кому-то необоснованный вред".
А что такое "совесть"?! Если это "глас Божий внутри человека", то о чем речь?
А если это набор усвоенных в процессе воспитания /"социализации"/ общественных предрассудков, то где гарантия того, что поступая по совести, вы не будете творить зло? И вообще, почему вы всегда будете "должны" поступать по совести?
Что касается "диалектики" взаимоотношений добра и зла, сначала вы заявляете, что мир "этически нейтрален", а затем - что "добро отдано на поругание злу"...
И, наконец, по поводу возможности строительства "собственного мира": это вполне реальное дело - вы можете выстроить новую систему ценностей в своей семье, в своем "бизнесе" /возьмите пример С.Федорова.../
Конечно, не все так просто.
Благодарю вас за внимание к моим "постам", надеюсь на дальнейшее сотрудничество.
philozan пишет:
Хорошо, если я не уверен в себе, то мне требуется тот, кто будет меня опекать и поддерживать. Если я не знаю, как можно поступать, и как - нельзя, то мне требуется опытный учитель. Если я не уверен в том, что способен самостоятельно придерживаться усвоенных норм поведения, то мне нужен строгий экзаменатор, чтобы он проверял меня.
А если я уже вырос, выучился, и уверен в себе, и дееспособен? Получается, что мне не нужны опекун, учитель и экзаменатор.
Я ведь не против того, чтобы другие имели то, что хотят иметь. Я просто спросил у Вас в своем первом комментарии, какой из путей даст мне больший смысл существования.
philozan пишет:
Я сказал, что мой критический разум бунтует, когда мне говорят о том, что Бог спасет меня, если я буду поступать правильно. Разум бунтует, несмотря на то, что очень заманчиво на этом постулате закончить все свои поиски, потому что, если я его приму, чувство моей изначальной ничтожности притупится.
Вы говорите, что я нашел идею человеческого бессмертия и справедливого воздаяния. Вы не правы. Вы меня не знаете. Я не нашел идею человеческого бессмертия и справедливого воздаяния, но мой разум не взорвался.
philozan пишет:
Вы опять приписываете мне то, что я не говорил. Я не приводил примеры отождествления великой религиозной идеи с ее интерпретациями какими-то ограниченными людьми. Я даже не понял, что Вы сейчас имеете в виду в этой своей фразе.
philozan пишет:
Совесть – это убеждения человека о том, как ему следует поступать. Совесть может быть чистой и нечистой. На чистую совесть могут быть наслоены общественные предрассудки, которые по сути своей бессовестны, но это будет уже нечистая совесть. Я хочу, чтобы моя совесть была чистой, и все делаю для этого.
Гарантия того, что я не буду творить зло, - моя чистая совесть.
Моя чистая совесть говорит мне, что я всегда должен соответствовать ее предписаниям, это – единственная причина того, почему я должен.
philozan пишет:
Не знаю, может быть, Вы неправильно поняли меня , потому что я поставил рядом два предложения: "Считать мир одним только злом – значит притягивать в свою жизнь зло. Так получатся самопроизвольно – это не мир злонамеренно хочет уничтожить человека".
Фраза "так получается самопроизвольно" относится не к "считать мир одним только злом", а к "притягивать в свою жизнь зло".
Наверное, мне следовало бы написать так: "Считать мир одним только злом – значит притягивать его в свою жизнь. Это не внешний мир злонамеренно хочет уничтожить человека, а человек концентрируется на зле, думает о нем, видит все сквозь его оболочку".
Однако Вы опять приписали мне то, чего я не говорил. Это не моя фраза: "добро отдано на поругание злу". Я вообще не понимаю, что она означает.
Мои фразы в последовательности: "так получается самопроизвольно.., потому что добро отдано на поругание: ему сказано, что его не существует".
Объясняю: когда человек концентрируется на злой стороне мира, он видит мир как тотальное господство зла и несправедливости, и убежден в том, что добра не существует, или его ничтожное количество, абсолютно недостаточное для комфорта. Причина такого понимания мира – в самом человеке, а не в мире. Можно сконцентрироваться на доброй стороне мира, и тогда оценивания мира будут противоположными. Но концентрироваться на чем-то одном – значит лишать себя видения реальности. А это чревато бездорожьем.
philozan пишет:
Новая система ценностей, если она основана на чистой совести, - это здорово.
Но у нас дискуссия о религии, и о том, что она дает иллюзию защищенности.
Повешенный пишет:
У нас с вами, хотя и под одну музыку, но танцы получаются разные.
Я не согласен с вашим определением "совести", но хорошо, принимаю его. Пусть совесть - "система убеждений о том, как надо поступать". Эти убеждения могут вести как к добру, так и ко злу. В соответствии с этим совесть может быть как "чистой", так и "нечистой". Забота о постоянном поддержании совести в чистоте или периодически осуществляемая помывка ее, - главное дело жизни.
Поскольку только чистая совесть - гарантия того, "что я не буду творить зло".
Но где гарантия того, что ваша совесть, предписаниям которой вы неукоснительно следуете, является чистой "в каждый данный момент"?! Если у вас есть 100%-ная уверенность, что вы обладатель абсолютно чистой совести, то вы либо сумасшедший, либо святой. А если нет такой уверенности, то почему вы должны следовать предписаниям "не совсем чистой" совести и почему это следование приведет к добру?
Увы! Человек "слаб и немощен": он не может сам для себя служить абсолютом, точкой отсчета; ему необходима "внешняя" система координат, опираясь на которую, он мог бы определять и свое положение в мире "добра и зла", и чистоту своей совести.