НЕКОТОРЫЕ СООБРАЖЕНИЯ ПО ПОВОДУ «ПРОИСХОЖДЕНИЯ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА»...

Аватар пользователя philozan

В современной исторической науке господствует навеянное марксизмом представление о первобытном обществе, как обществе социального равенства – «первобытном коммунизме».

«В марксизме используется термин первобытнообщинный строй, означающий самую первую общественно-экономическую формацию. По мнению традиционных историков, марксистов, и не только марксистов все члены общества в это время находились в одинаковом отношении к средствам производства, и способ получения доли общественного продукта, который они называли «первобытный коммунизм», был единым для всех».

«...Во всей истории мы находим только один исторический период, относительно которого можно с некоторой уверенностью сказать, что эксплуатации на его протяжении не

было. Это общинно — родовой строй, первобытный коммунизм».

По мнению сторонников идеи «первобытного коммунизма» существование последнего объяснялось крайне низким уровнем развития «производительных сил», который «железно» диктовал первобытной братии формы производственной кооперации и "коммунистических" общественных отношений.

Такое представление страдает существенным недостатком – здесь не прослеживается ни становление самого человека как субъекта НЧД, ни становление общества.

Если исходить не из библейского сюжета о сотворении «готового» человека, а из принципа исторического становления человека под «креативным» воздействием «революционно-преобразующей деятельности» при взаимодействии и общении с себе подобными, то логично предположить, что «первоначально» подлинным субъектом НЧД был не отдельный индивид, а сама первобытная община. Именно это, наряду с кровно-родственными связями, являлось сильнейшим «цементирующим» фактором, заставлявшим формирующихся людей существовать в рамках первобытной общины.

При этом очень трудно предположить, что отношения внутри первобытного сообщества были построены на принципах социального равенства и «высокого гуманизма». Скорее всего, внутри общины существовало нечто подобное жестким иерархическим структурам животных сообществ с доминированием вожака и его «приближенных». Возможно, что на более поздних ступенях своего развития взаимоотношения индивидов внутри древнего общества несколько гуманизировались; во всяком случае, там наверняка не было тех ужасов, которые принесет с собой впоследствии «мир частной собственности», поэтому представление о том времени как «золотом веке» - один из наиболее распространенных стереотипов. Впрочем, сегодня под сомнение ставится само существование «первобытно-общинного строя», как системы, базирующейся на «коллективной собственности»...

«От следующих за ним этапов общественного развития первобытнообщинный строй отличался отсутствием частной собственности, классов и государства. Современные исследования первобытного общества, по мнению нео-историков, отрицающих традиционную периодизацию развития человеческого общества, опровергают существование подобного общественного устройства и существование общин, общинной собственности при первобытнообщинном строе...»

Первопричина всех социальных изменений, в соответствии с марксизмом, - развитие производительных сил, поэтому и падение «первобытного коммунизма» объясняется давлением этого неумолимого процесса.

«Важнейшей предпосылкой и условием разложения первобытнообщинного строя было появление регулярного прибавочного продукта. Регулярность получения прибавочного продукта, пусть даже самого минимального, создала реальные возможности для общественного разделения труда, эксплуатации человека человеком, словом, для тех явлений, которые в конечном счете привели к возникновению классового общества».

«Фактическое увеличение производства сделало рабочую силу человека способной производить большее количество продуктов, чем это было нужно для ее поддержания... Возникают реальные условия для имущественной и социальной дифференциации, что ведет к возможности появления разных форм эксплуатации внутри родового строя. Все эти явления порождены общественным разделением труда, который взорвал родовой строй, привел к расколу общества на классы, появлению государственноорганизованного общества»

Во всех этих рассуждениях «выносится за скобки» сам человек, забывается о его собственном развитии! Ни бурное развитие производительных сил, ни общественное разделение труда, «взорвавшее родовой строй», не были бы возможны без превращения человеческих индивидов в полноценных субъектов НЧД!

Если прежде субъектом НЧД являлась первобытная община, то теперь субъектом НЧД становится отдельный индивид! Вместе с этим исчезли прежние факторы, заставляющие людей жить в общине, а новые не возникли. Поэтому родовая община была обречена. Таким образом, собственно человеческое общество возникло сразу как общество «частных собственников» со всеми его атрибутами, пусть и находившимися еще в зародышевом состоянии.

Гибель «золотого века» была обусловлена совершенствованием человеческой природы, возросшим уровнем его мастерства и в конечном счете - его сознания. С людьми, воистину, произошло «горе от ума». Интересно как этот процесс изображается в Библии. Наши прародители были изгнаны из эдема за то, что вкусили плода от древа... познания!

Итак, важнейшей причиной распада первобытных ассоциаций явилось превращение человеческих индивидов в полноценных субъектов НЧД. Люди вышли из колыбели первобытного общества, чтобы образовать следующий, новый тип общества, соответствующий их новой сущности.

Комментарии

Аватар пользователя Софокл

Столько слов ни о чем.

Аватар пользователя Сергей Корягин

Три силы сгоняли первобытных людей в коллектив:

Аватар пользователя Сергей Корягин

Три силы сгоняли первобытных людей в коллектив: нужда в безопасности, нужда в совместном добывании пищи, потребность продолжить род (любовь). А сегодня что побуждает людей укреплять государство? Те же три силы. Деспоты торжествовали, когда основной проблемой человеческого коллектива становилась безопасность. В этих обстоятельствах они властвовали до конца своих дней или пока их не свергнут. Вожди, короли, цари, секретари. Если опасности не было, они ее создавали путем провокаций. Или искусственно раздували в сознании граждан чувство нависшей угрозы.

Потребность объединить усилия для совместного добывания пищи в первобытную эпоху сплачивала коллектив и усиливала власть вождя племени. В наше время на этой потребности построил свою философию Маркс. Конечно, Маркс не призывал к совместной охоте на мамонта, но создал теорию, согласно которой средства производства – земля, заводы, фабрики и прочее – должны стать общественными. Семья, как и прежде, объединяет людей на основе чувства, на основе любви мужчины и женщины. И государство выигрывает, когда создает благоприятные условия для счастливой семейной жизни. Хорошая семья дает хороших солдат и надежных граждан для работы на производстве.

Первобытно-общинный строй это жизнь племенами, во главе которых стояли вожди – жесткие, бескомпромиссные, властные. Их окружали вооруженные всадники. Естественно предположить, что вожди и всадники присваивали себе значительнейшую часть добычи. Собственников не было, пока не было оседлости: постоянные переселения не позволяли с собой ничего унести. С появлением оседлости частная собственность начала свою историю. Оседлая жизнь позволяла припрятать запас на завтрашний день. Собственно, и сбор дани усиливших свою власть вождей был рассчитан, в основном, на то, что у кого-то есть излишек, у кого-то что-то припрятано. Но они не отказывались, при случае, вырвать у соплеменника из рук и последний кусок.

Земля и ее богатства были единственным источником богатства первобытного племени. Земля была общей, но не в смысле общей работы на ней, но в том смысле, что она захвачена племенем в общей битве и защищается сообща. Используется временно, пока не истощится ее плодородие или пока не будет отвоевана другим племенем. Здесь общее – одна судьба родственной группы. (Разумеется, не исключались и совместные работы.) Вероятнее всего, так называемого первобытно-общинного строя с общественной собственностью на средства производства (на землю) не существовало, просто существовала эпоха в истории человечества с чрезвычайно низкой производительностью труда. Но Марксу в его исторической концепции эта эпоха понадобилась, чтобы придать убедительность своей теории: человечество начало с коммунизма и коммунизмом должно закончить.

Рабство экономически стало оправданным, когда один человек мог произвести больше, чем лично потребить. И оно вошло в жизнь. В Восточных деспотиях в течение тысячелетий использовался труд рабов. Классический образец рабства нам известен из истории античных государств. Рабство экономически перестало оправдывать себя, когда свободный поселенец на захваченной территории производил больше, чем человек, закованный в кандалы. Так появились крепостные крестьяне. Однако впереди экономических отношений в качестве поводыря для слепого всегда шла мысль: всемирная история – прогресс в сознании свободы (Гегель). Прогресс в сознании.

Эпоха господства частной собственности на орудия и средства производства. На более высоком уровне материальных средств производства она повторяет античный вариант, но уже без говорящих орудий производства – без рабов. Место рабов занял класс свободных от земли и прямого порабощения людей, а место рабовладельцев заняли свободные предприниматели. Несомненно, существовала долгая переходная эпоха с пережитками рабовладения и крепостничества, пока новый способ отношений в обществе не утвердился в форме современного капитализма.

Маркс, поставив себя в позицию мессии, связал дальнейшее развитие отношений с освобождением человека от собственности, я бы сказал – с освобождением от «одежды», чтобы пустить его в мир в «голом виде». Это привело, как показал опыт России, к его политическому закабалению, более свирепому, чем закабаление экономическое при капитализме. И более жестокой эксплуатации. Очевидно, действительное развитие заключается в нахождении формулы разумного соединения частной собственности с различными формами собственности общественной. Но главное – в духовном освобождении человека, в развитии его сознания и чувств, в совершенствовании его нравственных качеств. Если человек по своему сознанию раб, то он и вести себя будет как раб при любом общественном устройстве. Суббота, 5 мая 2012 года

P.S. Уважаемый Филозан! Ваша придумка МЧД (нормальная человеческая деятельность) пока является Вашей субъективной придумкой. Думаю, ее не примут в науке. Новые понятия в науке приживаются с большим трудом. Для этого Вам придется создать специальную теорию. Дерзайте, если хватит сил!

Аватар пользователя philozan

Уважаемый г.Корягин! Мое особое внимание привлекли следующие строки:

"Рабство экономически стало оправданным, когда один человек мог произвести больше, чем лично потребить. И оно вошло в жизнь. В Восточных деспотиях в течение тысячелетий использовался труд рабов. Классический образец рабства нам известен из истории античных государств. Рабство экономически перестало оправдывать себя, когда свободный поселенец на захваченной территории производил больше, чем человек, закованный в кандалы. Так появились крепостные крестьяне. Однако впереди экономических отношений в качестве поводыря для слепого всегда шла мысль: всемирная история – прогресс в сознании свободы (Гегель). Прогресс в сознании".

Сначала вы говорите как сторонник "экономического детерминизма" - система общественных отношений /рабство/ определяется исключительно "экономической оправданностью". А завершаете рассуждение заявлением, что "впереди экономических отношений...всегда шла мысль: всемирная история - прогресс в сознании..."
И далее:
"Очевидно, действительное развитие заключается в нахождении формулы разумного соединения частной собственности с различными формами собственности общественной. Но главное – в духовном освобождении человека, в развитии его сознания и чувств, в совершенствовании его нравственных качеств. Если человек по своему сознанию раб, то он и вести себя будет как раб при любом общественном устройстве".
Целью своей работы я поставил задачу выведения социальных форм из "сознательной природы" человека, поэтому мне было бы очень интересно узнать как вы понимаете взаимодействие экономических и "человеческих" факторов при возникновении того или иного "способа производства".

Аватар пользователя Сергей Корягин

Уважаемый Филозан! Экономический детерминизм и логический детерминизм – из одного «чрева». Это два брата-близнеца, только один слепой, а другой зрячий. Идут они вместе, развиваются они вместе. Экономический детерменизм – это экономический интерес, это воля, исходящая из «желудка», из потребности в пище. А воля и интеллект (мышление) взаимопереходят. Вот что говорит Гегель в «Философии духа»: «Для обыкновенного сознания этот переход вовсе не существует; скорее, для представления мышление и воля существуют отдельно. Между тем, на самом деле мышление само себя определяет к воле и остается субстанцией ее, так что без мышления невозможна воля, и даже самый необразованный человек есть воля лишь постольку, поскольку он мыслит; животное, так как оно не мыслит, не может иметь никакой воли».

Вы хотите вывести социальные формы из сознательной природы человека. Полагаю, что направление Вашей мысли правильное. («Правильной дорогой идете, товарищи!»). Но, думаю, что человека нужно брать «целиком»: его бессознательную «часть» и сознательную. Человек создает обстоятельства («социальные формы»), а обстоятельства создают человека. Происходит своего рода чередование, но не во времени, а логически. У Гегеля приоритет отдан разуму, Маркс в основу положил обстоятельства – экономические отношения; Гегель – идеалист, Маркс – материалист. Выбирайте позицию. Гегелевский субъект отчуждает обстоятельства, а потом снимает отчуждение, использует его как ступеньку лестницы для развития духа. Марксов субъект тоже активен, но его активность «подхлестывается» экономической потребностью, экономическим стремлением, экономическим импульсом; разум же просто обслуживает эту тенденцию, как слуга в доме обслуживает своего господина. У Маркса бытие первично, а сознание вторично, у Гегеля – наоборот. Успехов! Спасибо за толковые и оригинальные мысли. Воскресенье, 6 мая 2012 года