«Политическая экономия исходит из труда как подлинной души производства, и тем не менее труду она не дает ничего, а частной собственности отдает все.»
/К.Маркс/
Чтобы проверить, насколько производственная деятельность в современном обществе соответствует представлению о Нормальной Человеческой Деятельности /НЧД/, рассмотрим «современный экономический факт» - характер производственных «телодвижений» самого распространенного фигуранта существующих «экономических отношений» - наемного работника.
Достаточно самого беглого взгляда на нашего «труженика», чтобы убедиться в вопиющей ограниченности его производственных функций. В самом деле, деятельность наемного работника – его ТРУД - лишен практически всех компонентов или атрибутов НЧД и сведен исключительно к «операции» по изготовлению продукта или оказанию услуги. Современный трудящийся абсолютно «освобожден» от принятия решений относительно того, что и как производить, как распределять производственные роли, произведенные продукты и т.п. Но осуществление полноценного производственного процесса требует наличия всех остальных компонентов НЧД, и они, действительно, «имеют место быть», но реализуются другими людьми.
В современном обществе НЧД представлена, как правило, в виде двух суррогатов - УПРАВЛЕНИЯ/наемными работниками, производственно-экономическими, финансовыми и др. вопросами/ и ТРУДА /процесса изготовления продукта или оказания услуги/.
Что касается «носителей» трудовой функции, то у них оказываются абсолютно невостребованными многие человеческие качества – интеллект, нравственность, организаторские, «креативные», коммуникативные способности и т.д., что ведет к их неизбежному угасанию и деградации. То есть, в противоположность НЧД, труд не только не обеспечивает развития «человеческих сущностных сил», но, напротив, подавляет в своей жертве человеческие свойства, превращая ее в тупое, безвольное, бесконечно терпеливое и трусливое животное. Перефразируя известную шутку, можно сказать, что если Человеческая деятельность превратила обезьяну в человека, то Труд превращает человека в лошадь...
Труд столь мало напоминает человеческую деятельность, что здесь человека легко может заменить любая бессознательная сила – машина или животное!
«В чем же заключается отчуждение труда?
...В том, что труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности; в том, что он в своем труде не утверждает себя, а отрицает, ... не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы». /К.Маркс/
Все характеристики, которые Маркс дает «отчужденному труду» абсолютно применимы к нашему определению «труда»!
Наемный работник, отдающий свое тело и душу в распоряжение других людей, со временем неизбежно отучается руководствоваться собственным сознанием и превращается, по жестокому выражению древних, в «говорящее орудие труда», то есть, по сути, перестает быть субъектом не только производственного процесса, но и субъектом... общественных отношений!
С другой стороны, и носители функции УПРАВЛЕНИЯ также испытывают на себе деформирующее воздействие этого суррогата НЧД. Особенно деградирует их нравственность в силу «присвоения» ими властного права управлять судьбами других людей, не говоря уже о таких «мелочах» как «эксплуатация человека человеком»!
Не надо быть Нострадамусом, чтобы предвосхитить основные черты «социального общежития», которое могут выстроить обозначенные нами персонажи.
Комментарии
У Гегеля человек на земле – носитель духа. Первоначально – духа в себе, а на вершине – для себя. На вершине человек – носитель абсолютного духа, прошедшего все ступени развития (во времени, в истории) и реализовавшего себя в трех ипостасях, – в искусстве, религии, философии. Все промежуточные ступени (семья, общество, государство) рассматриваются Гегелем как отчуждения духа, как положенная духом действительность; в процессе развития они принимают все более разумные формы. Все разумное действительно, все действительное разумно – в рамках этой формулы развивается общественная жизнь. Дух – это познание и воля. Свобода в такой же мере определяет волю, в какой тяжесть определяет физическое тело. Поэтому всякая деятельность в духовной сфере может быть только свободным проявлением духа – в науке (прежде всего в философии), в вере, в искусстве.
У Маркса человек – существо работающее, чувственно-практическая деятельность – его сущность, – то, что его развивает, ведет по жизни. Труд, первоначально общинный, потом рабский, далее – крепостной при феодализме, экономически вынужденный при капитализме, должен в конечном счете привести человека к труду по призванию, увлечению, к возможности вольного выбора места приложения сил. Это будет при коммунизме. Однако экономический прогресс неизбежно приводит к тому, что все виды чувственно-практической деятельности жестко привязываются друг к другу. Эффективно работать может только производство, связанное в один узел (при любом способе производства). Если предприятие выпускает одну машину, то все участники трудового процесса являются ее «заложниками». Никаких отступлений! Точи свой болт – и точи качественно! Мечтание об обществе, в котором будет позволена вольная и беспрепятственная смена профессий («землю попашет – попишет стихи»), является, мягко выражаясь, утопией. И зрелый Маркс, как бы опомнившись от юношеского бреда, посоветовал своим ученикам начать с революционной диктатуры пролетариата, которая каждому укажет определенное место.
Свободный труд, труд по призванию, по увлечению имеет место преимущественно в духовной сфере – в науке и культуре. К сфере чувственно-практической деятельности примыкают предприниматели, инженеры, изобретатели, испытатели, – они истинные творцы. А так называемые трудящиеся массы, за редчайшим исключением, просто работают: кто-то зарабатывает на хлеб, кто-то на машину, кто-то на путешествие; и счастливы ничуть не менее тех, кто пишет книги, ставит фильмы, рисует картины, изобретает. И они совсем не чувствуют себя машинами, животными, говорящими орудиями труда. У них много свободного времени, чтобы удовлетворить свои увлечения, свои пристрастия, чтобы посвятить время семье, пообщаться с друзьями.
А как же быть с развитием интеллекта, нравственности, организаторских, творческих и коммуникативных способностей? Интеллект развивается преимущественно образованием. Сегодня в т.н. цивилизованных странах для этого нет никаких препятствий. А все прочее идет за интеллектом, развивается в процессе трудовой деятельности, в семейном и школьном воспитании. Жизнь сама по себе – великая школа, великий воспитатель.
Из человека не надо делать монстра (гиперборея, ускомчела), чтобы он был способен на все. Существует то, что называется призванием. В политику идут немногие, а так называемые массы трудящихся легко обходятся простейшим участием в ней – голосованием за своего кандидата. Не каждый способен к труду политика, ученого, педагога, врача, профессионального офицера, летчика. Священнослужителя, художника, артиста, музыканта… Но каждый может быть хорошим гражданином своего государства.
Природа человека в его деятельности, прежде всего – духовной, в его труде. Как он мыслит (каковы его идеи, идеалы), так и живет. Мысль – стержень духовной деятельности – идет во всем впереди. Если человек хорошо мыслит, но дурно живет, значит, имеет место несоответствие. В общественной жизни в случае несоответствия возникают конфликты, революции. Царизм стал пережитком – пал в революции, большевизм изжил себя в сознании элиты (в значительной степени и народа) – рухнул, как подгнившее дерево. Перемены в обществе совершаются совсем не по Марксу, не по производственной необходимости, а по разуму. Вторник, 17 апреля 2012 г.
Как говорил философ Бердяев, любая область деятельности человека это всего-лишь область приложение его нравственности. Не бывает безнравственной экономики, безнравственной политики, безнравственного производства, бывают безнравственные люди, работающие в этих областях.
Ответ Виктору. Могут ли быть преступными (аморальными, безнравственными) политика, экономика, медицина, педагогика, наука, то есть дело, то есть приложение человеческих усилий к предметам, данным природой или общественной жизнью? – Несомненно, могут быть, ибо они являются осуществлением замыслов, намерений действующих субъектов. Нацистскую политику по строительству лагерей уничтожения узников и военнопленных, как и большевистскую политику по строительству системы трудовых лагерей, по выселению народов нельзя оправдать никакой моралью. И наука, работающая на войну, преступна, если она изобретает не оружие для защиты, но оружие массового уничтожения людей, – атомное, химическое, бактериологическое. Если педагогика воспитывает ненависть к инакомыслящим, инаковерующим, инородцам, то она вредоносна. Неприемлемым для цивилизованного общества может быть и искусство. Книги, которые написали нацистские и советские писатели в оправдание политики вождей, выходят за пределы морали. Живописцы малевали портреты, поэты и музыканты воспевали мучителей, – в основе их работы лежит зло.
Производство почти всякого предмета несет в себе два начала: доброе и злое. Здесь все дело в замысле. Нож может быть орудием труда и орудием убийства. Каков замысел тех, кто производит ножи? В этом суть. Строители возводят большое и красивое здание. Они, однако, не знают, что это будет за объект. Если это будет жилой дом – честь им и хвала. А если в нем разместятся гестапо или НКВД, где будут мучить людей, выбивая ложные показания?.. Так добрая профессия строителя приобретает негативный оттенок.