Имеющиеся на сегодняшний день "курсы" Социальной философии, Общей социологии или Обществознания не являются, на мой взгляд, достаточными для удовлетворительного объяснения современной социальной жизни...
Полагаю, что одной из причин этого является "односторонность" построения социальных дисциплин, когда "обществу отдается все, а человеку не остается ничего".
В самом деле, задержавшись ненадолго на истории возникновения человека, отметив его "биосоциальную природу", социология все свои силы бросает на изучение ОБЩЕСТВА, "объективных" законов его развития, вынося самого человека "за скобки". Даже в самих названиях дисциплин, изучающих жизнь людей, на первое место ставится "социо"!
Своего апофеоза подобный подход достигает у Маркса:
"Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду; в своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений."
Иначе говоря, каковы общественные отношения, таковы и люди.
Своей целью ставлю задачу подойти к изучению жизни людей с противоположной позиции, /КАКОВЫ ЛЮДИ, ТАКОВЫ И ИХ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ/,то есть сам характер общественной жизни, ее устройство, институты, формы правления и т.п. постараться дедуцировать из "природы действующих лиц".
Думаю, что такой подход имеет право на существование, более того, ряд исследователей уже приходят к пониманию необходимости этого.
Так,В.А.Бачинин, например, пишет:
"Ни общество, ни право нельзя понять, если не попытаться взглянуть на них сквозь призму человеческой природы и сущности".
Комментарии
philozan: "Своей целью ставлю задачу подойти к изучению жизни людей с противоположной позиции, /КАКОВЫ ЛЮДИ, ТАКОВЫ И ИХ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ/..."
Если б Вы к своему сообщению ещё добавили какую-то свою, пусть совсем маленькую, наработку на указанную тему с нетривиальными выводами, то было бы гораздо интереснее ;))
Полностью не только поддерживаю данное понимание, но и всеми силами стараюсь обьяснить другим, что понять общество, без понимания самого человека, не возможно! Вот пробить эту броню непонимания, можно только при участии, объединенных единой целью единомышленников. Сколько я уже говорю на сайте, что прорыв возможен только тогда, когда люди поймут, что их современные знания не совершенны. Они нужны только для того, чтобы не наступать на грабли. Бесполезно! С упорством фанатиков, наоборот, пытаются приспособить существующие знания к действительности. И еще одна проблема. Отсутствие желания участвовать в необходимой последовательности в принятии новых знаний. Вот вынь и положь сразу готовое решение. Как можно принимать целую систему новых знаний за одно решение? Это же система. Чтобы понять человека, необходимо понять и принять его двойственную сущность; чтобы понять взаимоотношения между людьми, необходимо понять, что такое коллективный разум; только это понимание даст возможность понимать, что такое свобода человека; только поняв свободу человека можно понять, что такое нравственность; только поняв нравственность, можно понять, что такое собственность. И эта цепочка - огромная, она пронизывает насквозь всю систему отношения между конкретным человеком и ему подобными. Еще раз повторяю, понять общество возможно только тогда, когда будет понята в последовательности вся цепочка взаимоотношений между конкретным человеком и обществом ему подобных. О каком понимании Общества может идти речь, если само понимание причин обьединения людей в Общество, отсутствует!
Николай!
Причина возникновения общества известна. Это НУЖДА, слабость одинокого человека. Правда, объяснить общество этой одной причиной не удастся. Встав на общественный путь развития, человек обретает и иные причины, которые уже не сводимы к своему началу. Общество будет гуманным,если его высшей ценностью будет человек. Когда марксисты провозгласили, что общество не может быть редуцировано к отдельному человеку, а есть совокупность интегративных общественных отношений, они частично уловили тенденцию того каким должно быть общество, но забыли о человеке. Раскрыть в человеке, его творческую природу, его таланты, дать ему само реализоваться, разрешить быть , означает согласовать интересы индивидуума с интересами всего сообщества людей. Человек отдающий, дарящий - источник полнокровности человеческой жизни и общества громадных возможностей. Именно такой человек решает все известные общественные проблемы. Он морален, счастлив, обут и сыт. Это общество изобилия, в котором нет проблемы распределения, регулирования человеческого потребления. Общество, состоящее из людей, получающих удовлетворение от своего труда, будет основано не на нужде, а на радости. Счастливый же человек добр, не агрессивен. Общественные отношения примут свой естественный вид, уподобятся Субстанции. Страхи уйдут. Общество освободится от эмпирических, сиюминутных факторов. Человек будет жить и умирать с улыбкой. Медицина, образование, в том виде в котором они есть сейчас, перестанут существовать. мы вырвемся из заколдованного круга, по которому вынуждены сегодня бежать. Новый человек, новые ценности, новый образ жизни и морали... Все просто. Однако, путь к этому обществу очень тернист и даже кажется, что он никогда не будет найден. Но это не так.
Стас! Нет нужды нам с Вами полемизировать, потому, что мы едины в понимании общего. Даже более скажу, Ваши слова вселяют в меня радость, радость понимания, что я не одинок в своём желании. Единственное, что меня смущает, так это расхождение желаний и действий. Одно дело желать и мечтать, другое дело - созидать. Я понимаю прекрасно, что научиться согласовывать интересы друг друга, научиться понимать друг друга - это самый сложный этап создания новых взаимоотношений между людьми. Ведь действительность такова, что все ( система образования, законы государства, система информации и т.п.) направленно на воплощение в жизнь девиза - Разделяй и Властвуй! И если даже мы, единомышленники, не в состоянии понимать друг друга, то что же говорить об остальных? И все же. Как же нам научится понимать друг друга? У нас на этом сайте я вижу трех единомышленников, еще и Маргарита Гамм. Я хочу понять, что же нас разделяет, если мы едины в цели? Возможно, если мы это поймем, то тогда это и будет путь к взаимопониманию всех!
Николай, я скажу, что нас разделяет: это отсутствие личного, неформального контакта. Идеи рождаются не на кончике пера, а из осмысления жизненных переживаний. Личный контакт позволяет не зацикливаться на мелочах, опускать разногласия. Единство идеи становится приоритетным и оно захватывает.
Если это чисто животная природа, сомневаюсь.
Не забывайте, человек созидает для себя "вторую природу" (Энгельс), благодаря которой существует - это общество. Следовательно, вопрос лишь в том, каким оно должно быть, чтобы в нём существовал человек, а не животноподобное существо, как сейчас.
Чтобы не ошибиться, нужно узнать как существует природа вообще.
Стас! У меня по этому поводу немного другое мнение. Личный контакт, это конечно намного ускоряет взаимопонимание людей с единой целью. И только потому, что больший объем информации мы можем принести друг другу. Да, при личном контакте мы естественно разногласия постараемся развеять, ведь цель действительно захватывает. Но, как наше понимание, потом передать другим людям, ведь не можем же мы вступать к личный контакт со всеми, кто также думает? Вот и Горгипп не прочь принять посильное участие, ради такой цели. Это же видно по духу его комментария. Жизненные переживания или по другому, глубокое осмысление имеющихся знаний и личного опыта - это настолько ёмкое понятие, что никаких томов не хватит, чтобы их описать. Но сконцентрировать их не просто в идею, а в систему знаний, дающих идее реальное воплощение в жизнь, вот задача номер один. Поэтому, здесь я не согласен с Горгиппом. Узнать как существует природа вообще, это значит заниматься интересной, но не подъёмной задачей. Потому, что сколько времени будет существовать человек, столько и будет возникать тайн на его пути. А когда же ему жить, если он и будет только думать о познании всей природы, а не о, такой частности, как собственная жизнь?
Николай! Вы правы.
Жить, переживать, познавать - единый процесс. Познание подчинено жизни и не может быть ей противопоставлено. Только умники с этим не согласны. Все хотят быть на первых ролях. Сократическая мораль добродетелей все разъела и растлила.
Мне казалось, все эти вопросы охвачены в моём блоге в докладе "Две модели общества. Человек в системе". Но они задаются вновь и вновь, хотя непонятное можно было бы там же и обсудить. Вникните, как в этом мире всё "вертится", там есть ответы на большинство вопросов, в том числе, кому и почему нужна собственность. Там даже есть объяснение пивному вопросу: "Ты меня уважаешь?".
Маргарита, извините, но у меня "детский" вопрос.
Ка Вы понимаете свободу человека в том или другом обществе?
Скажем, к примеру, я осознал, что у меня нет работы - свободен ли я?
У меня есть работа, жильё, еда и пр., я осознал, что меня не выпускают за пределы города по секретным соображениям - свободен ли я?
Я сижу дома - у меня есть всё, поэтому я не выхожу за пределы своей квартиры - свободен ли я?
Я спрашиваю для создания своего предварительного представления. Может оно и не пригодится, а может что получится. Спасибо.
Владимир, не стоит извиняться, этот вопрос не такой уж детский, хотя, действительно, в каждом возрасте на него отвечают по-разному. Попробуем разобраться «для создания предварительного представления.»
Во-первых, несвобода может быть связана с ограничениями, скажем так, «в пространстве» - это обычно называют правом на перемещение. Во-вторых, с материальной или личной зависимостью от кого-либо. Зависимость от объективных причин (от погоды, уровня технического развития, достижений в медицине, обязанностей по отношению к семье и детям и т.п.) не воспринимается как несвобода, но иногда властные «субъекты» выдают своё давление за объективные обстоятельства. Здесь мы сталкиваемся с первым условием свободы: возможность противостояния или исключения давления со стороны других членов общества. Второе условие свободы в политике называют правом на самоопределяемую жизнь. Это можно сравнить с ограничениями «во времени», т.к. возможность планировать свою жизнь и просто личное время зависит прежде всего от предсказуемости событий и потом от надёжности источников дохода.
Тут мы переходим к вашему вопросу: «у меня нет работы - свободен ли я?» Всё сводится к тому, имеется ли и насколько достаточен источник дохода. Свободен ли этот человек при определённом доходе в возможностях перемещения и планирования жизни. Что до отсутствия работы, как её понимали во времена индустриальной стабильности при почти стопроцентной занятости, то с развитием производительных сил всё более актуальным становится прозрение Маркса: «Богатство общества определяется наличием свободного времени его сограждан».
«Меня не выпускают за пределы города по секретным соображениям - свободен ли я?» - этот вопрос из основных прав человека, а именно: право на перемещение. Здесь Вам следует определиться, является ли ограничение лично для Вас объективным (интересы государства) или Вы ощущаете это ограничение как давление чьей-то воли. Достаточна ли компенсация за некоторое ущемление этого основного права и готовы ли Вы отказаться от имеющихся преимуществ ради только этого одного условия личной свободы.
Вопрос: «у меня есть всё, поэтому я не выхожу за пределы своей квартиры - свободен ли я?» Вам навязана чужая воля? Имеют место объективные обстоятельства, которые ограничивают перемещение и вытекают из несправедливого распределения материальных и реализации правовых возможностей? Является ли причиной какая-либо фобия социально-психологического происхождения или любая психологическая травма на основе нездоровых взаимоотношений в обществе? Всё это могло бы характеризоваться как следствия ущербной организации общества (за исключением плохой погоды), в противном случае сидите дома, пока тошно не станет.
«Как Вы понимаете свободу человека в том или другом обществе?»
Из выше сказанного уже следуют условия личной свободы для каждого представителя общества без привилегий для избранных: независимость от чужой воли, самоопределяемость в жизни, здоровые и солидарные взаимоотношения в обществе. Необходимо также не забывать, что все права на личную свободу сопряжены с личными обязанностями и личной ответственностью. Мой ответ лежит более в плоскости политики, чем философии, как, впрочем, и само понятие личной свободы.
Примерно так, для «предварительного представления».
Маргарита, спасибо. Для вводного вполне достаточно. В третьем случае я имел в виду именно то, что говорил: У меня есть ВСЁ, я здоров, и мне нет нужды куда-то выходить. То есть, это предельная модель достатка. Того же государства (общественной организации - муравейника), планеты Земля.