Классика мировой культуры, «Божественная комедия» Данте Алигьери прочитывается нами как сказка, и мы игнорируем самое интересное в ней. Собственно, даже если бы мы попытались глубже проникнуть в основной замысел Данте, все равно не смогли бы преодолеть художественные стереотипы, навязанные нам маскультом, пусть даже освященные великим именем Боттичелли.
Но если обратиться к нетривиальному и не затертому до дыр визуальному материалу, картина начинет прорисовываться с несколько неожиданной стороны.
В центре — «Скрывающий Время», размещенный на одной из панелей внутренней позолоченной усыпальницы погребальной камеры гробницы фараона Тутанхамона. Согласно изображению и сопровождающему тексту, это намёк на начало (генезис) и конец времени.
Акцент 34-й песни, как некий таинственный намек Данте о предмете, послужившем самым серьезным потрясением от небывалой «экскурсии», не свя-зан даже с образом Люцифера и прочими адскими «картинками». Он — о «рубеже»:
88 Я ждал, глаза подъемля к Сатане,
Что он такой, как я его покинул,
А он торчал ногами к вышине.
91 И что за трепет на меня нахлынул,
Пусть судят те, кто, слыша мой рассказ,
Не угадал, какой рубеж я минул.
Справа вверху бог-Разрушитель индуизма Шива периодически переворачивает барабанчик дамару, символизируя тем самым "возвращение космических ситуаций"
Вергилий буквально перетащил своего потрясенного и утратившего силы попутчика по пологому бедру хозяина Бездны на Другую Грань Бытия! Данте вербализировал Идею Сдвоенной Схемы Перехода, который рано или поздно совершает каждый из нас. Об этой Х-схеме писал Платон в «Тимее», она представлена во всех культурах мира, в том числе, и в иконах христианства «Богоявление» и Воскресение» («Сошествие в Ад). Обратите внимание на АБСОЛЮТНОЕ СОВПАДНЕНИЕ двух сюжетов: дантовского - и иконического, православного.
Примечательный факт: в данных типологиях православных икон Точку Фокальной Инверсии Х-композиции фиксирует голова Христа в крещатом нимбе.