Основы природы человека / 26 / 2008 08 03

Аватар пользователя Грехоил
Систематизация и связи
Основания философии

 

Восприятие реальности

 

Комментарии

Аватар пользователя fidel

Мне кажется в рассуждениях Лайтмана имеется как минимум одна логическая ошибка

Если как он считает Каббала использует постулат о том что природа "творца" только отдающая то возникает стандартная проблема теодицеи - каким образом только отдающая природа могла преобразоваться в то что есть ? Кроме того возникает вопрос - кто будет брать, если все начнут только давать ?

Аватар пользователя Грехоил

 fidel пишет:

Если Каббала использует постулат о том что природа "творца" только отдающая - каким образом только отдающая природа могла преобразоваться в то что есть ?

Поскольку я не эксперт в Каббале, мой ответ всего лишь моё личное мнение. Я бы ответил на ваш вопрос так:

Отдающая природа (Творец) может быть отдающей только по отношению к получающей природе (Творению). Иначе кому Творец отдаёт? Одно без другого вообще не существует.

По сути дела процесс творения это выделение в высшей сущности «Ацмуто» двух противоположных начал: отдающего – Творца и получающего – Творения.

Кроме того возникает вопрос - кто будет брать, если все начнут только давать ?

Брать будет тот, кто даёт. Ведь если он не будет получать, то не будет и существовать – т.к. лишится ощущений. Только брать он будет из чужого кармана, если можно так выразиться. Дающий будет получать (ощущать) в сознании того кому он даёт, а не в своём, как сейчас. Таким образом, Дающий не перестаёт быть получающим. Но начинает ощущать (получать) вовне себя – в чужом сознании. Он присоединяет к себе (включается в) сознание получающего. Такое объединение отдельных «Я» и является целью духовного развития. Благодаря этому объединению происходит вхождение в единое мировое сознание (пробуждение, раскрытие духовного мира, постижение Творца).