Существует ли идеальная сущность отдельно от материального мироздания в целом? Или она неразрывно с ним связана? Идеальная (потенциальная) сущность человека существовала уже в момент Большого Взрыва. Отсюда понятно, что идеальная сущность существует задолго до появления материального воплощения. Почему идеальная сущность человека может быть до материальной, а скажем сущность атома не может? Непонятно почему нет? Какие основания для этого утверждения? Раз оснований не находим, то делаем вывод, что любая отдельная идеальная сущность способна как-то «существовать» вне материальной. Это собственно тезис Платона.
А что насчет мироздания в целом? Зададимся другим вопросом. Может ли материальная сущность существовать до своей идеальной сущности? Если мы отвечаем нет, то и на основной вопрос объективного идеализма можно ответить вполне определенно. Идеальный мир «существует» в кавычках до своего материального воплощения. Как? Вопрос открытый. Тем не менее нематериальный мир существует в нашем мироздании, и как выясняет может существовать и без него. То есть отдельно от материального. Это теоретически. Практически, видимо, сущность идеального мира в том, чтобы реализоваться материально. Материя – это такая же идеальная сущность, которая в один прекрасный момент реализовалась и таким образом дала возможность остальным сущностям воплотиться в нашем мироздании.
А теперь попробуем изложить точку зрения материалистов. Есть вечная материя, состоящая из чего-то элементарного, что движется. И в этом «бульоне» случайно появляется атом водорода. Случайно! Потом второй. Почему нет. Если один смог, там и второй. Третий, миллионный. Такая случайная закономерность. Но с точки зрения идеалиста «случайная закономерность» есть идеальная сущность. И вот материалист утверждает, что такие случайные появления сущностей это «закон материи». В результате она (материя) все и породило. Здесь главный вопрос в чем: случайность породила закон, или закон привел к закономерному результату (развитию материи). Если проще: что сначала появилось? Проект дома или сам дом, а потом выяснилось, что дом породил проект, и он так всем понравилось, что подобные дома стали сами собой всюду появляться? Но если появился в начале дом, зачем тогда остальным домам проекты? Она так же появятся безо всякого проекта. Стало быть и проекта никого нет.
А теперь вопрос рациональным материалистам: вы действительно думаете, что множество одинаковых домов случайным образом образовались сами собой? Ведь здесь удивляет не столько случайность, а то, что эти дома (скажем атомы водорода) все друг на друга похожи? Если это случайность? Что мешает ей «наляпать» разных домов? Или все-таки, что-то подталкивает материю к тому, чтобы атомы водорода были все одинаковы?
В каком-то смысле, здесь речь о том, что появилось вперед: курица или яйцо. Но это неточная ситуация. Курица и яйцо материальны. А вот идеальный мир и материальный мир могут прекрасно обходится друг без друга. Точнее идеальный мир может точно. Скажем если есть бытие, то оно может быть целым, а может быть атомом, потому оно одно. А вот каким образом удерживается «единство материи», если одного нет – это вопрос! Вопрос материалистам. Ведь материя – это множество. Так это одно множество или не одно? И если одно, то в чем суть этого одного? Ведь материя – это множество? А кроме материи ничего нет. Откуда взялось одно и что это?
Возвращаясь к основному вопросу объективного идеализма, можно сказать следующее: если убедительно доказать, что идеальному (одному) не требуется множество, чтобы быть (а это бытие), то смогут ли сделать аналогично материалисты! Смогут ли они доказать, что множеству не требуется одно? То, чье бытие автономнее, то и первично. Вот и ответ на спор между идеалистами и материалистами.
Комментарии
И да и нет - идеальных сущностей мириады, а РЕАЛЬНО существует в некой системной целостности ничтожное малое (можно считать - 0 (ноль)) их количество, реализованных в действительности сущих воплощений сущностей в виде мира данного. Нет НИКАКОГО смыла в утверждениях, что есть некие "НЕЗЫБЛЕМЫЕ идеальные сущности", потому как их тьма АБСОЛЮТНО любых (что значит - их АБСОЛЮТНО нет для сознания - осознание апейрона НЕВОЗМОЖНО). В действительности в мире "идеальных сущностей" явлено-воплощено ничтожное количество, но и те "ОДИНАКОВЫ меж собой" лишь приблизительно при сравнении у разных сознаний, мало того, они мало чем отличаются по "устойчивости и вечности" (ведь все помнят, скажем, про "теплород" - и где он сейчас?) от изменчивых вещей, хотя они и кажутся "фундаментальными" - типа "атом гелия" (нечто типа в определённых условиях относительно как-то устойчивый "материальный" аттрактор, всегда данный и познаваемый приблизительно), "дом" (тоже ВСЕГДА приблизительный аттрактор, но как-то "рационально-материальный") и тп...
это Вы смешали (хотя и правильно) одно и многое. А я говорю о принципах. Еще до всякого смешения. Вопрос простой: одно и два? Диалектики хвастаются своими противоположностями, некоторые даже вспоминают о единстве. Только не понимают, что если признали одно - значит вы уже идеалист! Ведь Парменид и был первым идеалистом...
Поясните пожалуйста про что это: "одно и два"... - а то, читая ваши тексты, создаётся впечатление, что вы увлечены номинализмом, придавая магическую значимость словам, а значит тут без ваших пояснений никуда...
одно - это принцип, скажем бытие, или целое. Два - это множество, где два там и много. или противоположности. Главное чтобы не одно. Одно - это качество. Многое или два - это количество, части. Этот разговор ведется как я понимаю со времен Платона, только я не знаю, к чему он там пришел. Хотя знаю, к одному - Благо. Продолжать можно долго наверное... Понятно что речь не идет о реальном мире где все перемешано и одно не бывает без многого, а много не бывает без одного. Например, Гегель сделал большую ошибку, когда качество и количество рассматривал на равных. Если представить себе целое, то сразу становится понятно. Одно не противостоит многому. Многому противостоит само многое, это части, частей много, целое одно. Анаксимандр кажется уже говорил: целое неизменно, а части меняются. Наше неизменно, а его клетки все время меняются - попробуй тут возрази! Одно на уровень выше своих частей. И всегда будет выше. Потому что единица "первее" двойки! Это даже школьникам известно. Но наши диалектики об этом не догадываются...
На все эти вопросы отвечает схема творения из философии Самхья:
Из этой схемы Бытие Моисея в Библии.
глядя на эту картинку, я понимаю, что Самхья и сам себе-то на вопросы ответить не смог. Пусть берет пример с Гераклита - "все есть одно" - кратко и все понятно, и главное ведь не возразишь!
--- fed, 3 Февраль, 2023 - 08:42, ссылка
Ладно если вы на подобных схемах, не сильно нарушая закон, как-то зарабатываете, ...но если это у вас для души, то мои вам искренние соболезнования и пожелания лучшего...