Определение сознания. Планы и составные части сознания. Часть 3.

Аватар пользователя Виталий Андрияш
Систематизация и связи
Гносеология
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

 Прежде чем начать обсуждение вопросов связанных с определением сознания,  предлагаю рассмотреть еще один момент связанный с работой  нашего поверхностного сознания. Приведенные мною отрывки позволяют нам шире посмотреть на природу сознания и начать беседу по этому вопросу. Кто намерен более глубоко вникнуть в суть вопроса предлагаю самостоятельно ознакомится с более полным описанием проблемы на сайте:

 http://integralyoga.ru/yoga/knigi/aurobindo_letters_on_yoga    Письма о йоге (том 1) Планы и части существа.

"Подсознание является эволюционным базисом в нас, оно не является ни всей нашей скрытой природой, ни всем источником того, чем мы являемся. Но разные вещи могут подниматься из подсознания и принимать форму в сознательных частях, и многие из наших мелких физических инстинктов, движений, привычек, форм характера идет из этого источника.

Есть три оккультных источника нашей деятельности - суперсознательный, сублиминальный, подсознательный, но ни один из них не контролируется и даже не осознается. То, что мы осознаем, это поверхностное существо, которое является лишь инструментальным устройством. Источником всего является общая Природа - универсальная Природа, индивидуализирующая себя в каждой персоне; ибо эта общая Природа откладывает определенные привычки, персональность, характер, способности, тенденции в нас; и это, сформированное сейчас или до нашего рождения, и есть то, что мы обычно называем собою. Добрая толика этого содержится в привычном движении и используется в наших известных сознательных частях на поверхности, гораздо же большая часть скрыта в иных трех неизвестных частях, которые находятся ниже или за поверхностью.

Но то, что мы представляем собою на поверхности, постоянно приводится в движение, меняется, развивается или повторяется волнами общей Природы, приходящими к нам или прямо, или не прямо, а через других, через обстоятельства, через различных посредников или через разные каналы. Некоторые из них вплывают прямо в сознательные части и действуют там, но наш разум игнорирует их источник, присваивает их и считает все своим собственным; часть приходит тайно в подсознание или тонет в нем и ждет удобного случая, чтобы подняться к сознательной поверхности; значительная часть идет в сублиминальное и может в любое время выйти оттуда - или может не выходить, а покоиться там как неиспользованная материя. Часть проходит через нас и отвергается, отбрасывается, выбрасывается или выливается в универсальное море. Наша природа являет собой постоянную активность сил, предоставленных нам, из которых (или, скорее, из малой части которых) мы делаем, что хотим или можем. То, что мы делаем, кажется фиксированным и сделанным на века, но, в действительности, все это - игра сил, поток, ничто не фиксировано и не стабильно; видимость стабильности создается постоянным повтором и возвращением одних и тех же вибраций и формаций. Вот почему наша природа, вопреки высказыванию Вивекананды и изречению Горация[1] и вопреки консервативному сопротивлению подсознания, может быть изменена; но это - трудная работа, потому что основной метод Природы заключается в этом упрямом повторении и возвращении.

Что до тех вещей в нашей природе, которые были выброшены из нас отверганием, но возвращаются назад, это зависит от того, куда вы их выбрасываете. Очень часто здесь имеет место своего рода процедура. Разум отвергает свои ментальные формации [mentalities], витал - свои витальные движения [vitalities], физическое - физические движения [physicalities]; они, обычно, возвращаются в связанную с нами область общей Природы. Когда это происходит, они всегда остаются в окружающем сознании, которое мы носим вокруг нас, посредством которого мы сообщаемся со внешней Природой, и часто они упорно бросаются назад оттуда - пока они не будут столь абсолютно отвергнуты или, как бы, отброшены так далеко, что больше не смогут к нам возвращаться. Но когда то, что думающий и повелевающий разум отвергают, сильно поддерживается виталом, оно, действительно, покидает разум, но опускается в витал, беснуется там и пытается снова прорваться вверх, захватить разум, вынудить нас дать ментальное признание или захватить его. Когда и верхний витал - сердце или широкий витальный динамизм - тоже отвергает его, он опускается оттуда и находит убежище в нижнем витале со всей его массой мелких текущих движений, которые составляют нашу повседневную малость. Когда нижний витал тоже отвергает это, оно опускается в физическое сознание и пытается удержаться с помощью инерции или механического повторения. Отвергнутое даже оттуда, оно идет в подсознание и поднимается в сновидениях, в пассивности, в крайнем tamasе. Несознание является последним убежищем Неведения.

Что до волн, которые возвращаются из общей Природы, пытаться вернуться и продолжить свою деятельность в индивидууме - это естественная тенденция низших сил, реставрировать то, что они внесли в него и что он разрушил; поэтому они возвращаются к нему, часто с большей силой, даже с огромной яростью, когда они находят, что их влияние отвергается. Но они не могут оставаться долго, раз окружающее сознание очищено - если только «Враги» не приложат руку. Даже тогда они могут атаковать, но если садхак установил место своего пребывания во внутреннем себе, они могут лишь атаковать и удаляться.

Это правда, что большую часть себя, или, скорее, большую часть наших предрасположенностей, тенденций реакций на универсальную Природу, мы приносим из прошлых жизней. Наследственность влияет в большой степени лишь на внешнее существо; кроме того, даже там принимаются не все влияния наследственности, а только те, которые созвучны с тем, чем мы являемся, или, по крайней мере, против которых не были предприняты превентивные меры".

 

[1] Возможно, имелось в виду «Хоть вилами выгонишь природу, все равно она возвращается назад» («Писания», кн.1, 10, 24) (Прим. переводчика)

Комментарии

Аватар пользователя Виталий Андрияш

 

Cttepan, 19 Июнь, 2016 - 20:29, ссылка

Совершенно УМОЗРИТЕЛЬНЫЕ, ГОЛОСЛОВНЫЕ бездоказательные утверждения, абсолютно оторванные от материальной реальности.

Ну что же,  эта точка зрения вполне законна. Она основана на двух источниках познания которые Патанджали относит к истиным: на непосредственном опыте и умозаключениях основанных на этом опыте. Эта точка зрения основана на самоуверенности, что что человек близок вершинам знания и его знания безупречны.

Если придерживаться позиции Сократа - я знаю что ничего не знаю,  и занять позицию беспристрастного исследователя. Который допускает возможность ошибки в любой теории, и допускает любые возможности, то мы вынуждены признать что третий способ истинного познания, определенный Патанджали, как авторитетное свидетельство, мы не в праве исключать из поля своего внимания.

Те отрывки из высказываний Шри Ауробиндо, которые я привел, мы не можем проверить на опыте и подвергнуть интеллектуальному анализу так, как они основаны на опыте который нам на данном этапе эволюции не доступен. Но это не дает нам оснований их просто отбросить как вымысел или фантазию. Потому что мы знаем очень мало и то, что нам предстоит открыть скорее всего окажется фантастически неожиданным. Даже если высказывания Шри Ауробиндо не совпадают с мнением авторитетов из которых мы делаем идолов, то мы не должны исключать возможность что эти идолы знали не намного больше чем мы.

Аватар пользователя Юрий Павлович из Караганды

Спасибо большое. Очень хорошая подборка. 
Хотя согласен не со всем. 

Это правда, что большую часть себя, или, скорее, большую часть наших предрасположенностей, тенденций реакций на универсальную Природу, мы приносим из прошлых жизней. Наследственность влияет в большой степени лишь на внешнее существо; кроме того, даже там принимаются не все влияния наследственности, а только те, которые созвучны с тем, чем мы являемся, или, по крайней мере, против которых не были предприняты превентивные меры".

Думаю, что здесь  зря идёт недооценка генетики, а значит материального уровня, и тем самым принижается его значимость.
 У христиан есть одна концепция, которая хотя и не принята, но и до конца вроде как не отвергнута. Состоит она, если мне память не изменяет в том, что душа была дана только Адаму (и наверное Еве), а потом эта душа только дробилась, передаваясь детям от родителей. Соответственно, как я понимаю, именно её, эту единую душу и "очищал" Иисус Христос, принимая на себя все грехи человечества. Поэтому его и называют Новым Адамом.
 Если принимать во внимание эту концепцию, то придётся откинуть теорию реинкарнаций за ненадобностью, т.к. через генетику инкарнацией любого человека можно считать любого его умершего предка. А так как все мы через генетику перевязаны со всеми, о чём и генетики говорят, то у любого из нас богатейший набор внутренних генетических возможностей. 

Аватар пользователя Виталий Андрияш

 В мои намерения не входит подымать вопросы что такое душа. Шри Ауробиндо в место слова душа использует словосочетание - психическое существо. Думаю он делает это намерено так как под душой понимают все что угодно. Что бы избежать этой путаницы  он чаще использует выражение психическое как проекция Дживамтмы.

Я дал ссылку на на раздел Писем о Йоге, где эти вопросы подробно объяснены Шри Ауробиндо. Не поленитесь просмотреть и вам многое прояснится.

Думаю надо сказать несколько слов о Письмах о Йоге. Это название придумали его ученики, фактически это ответы на вопросы которые ему присылали тридцать лет. Эти ответы систематизировали по темам и издали. Они не связанны единой логической нитью, поэтому их можно читать в какой попало последовательности но всегда можно найти новое для себя знание. Думаю трудно придумать вопрос на который в этих письмах не было ответа. Здесь затрагиваются многие вопросы, достаточно посмотреть оглавление что бы это понять. Например в разделе "Рассуждения наука и йога"  думаю вы найдете  много интересного связанного с вопросами наследственности. Если их начинаешь читать то трудно остановится, так просто и понятно все объясняется, что удивляешься как я раньше не мог это понять.