Экспериментальный текст.
(Нынешняя глава Торы Мишпатим - начинается с темы рабства, что даёт нам повод поговорить о рабстве и свободе - в самых свежих аспектах бытия).
Человечество сейчас находится в растерянности в отношении постановки целей существования.
На предыдущем этапе капитализм ставил целью увеличение богатства.
Социализм грезил светлым будущим, но не очень внятно его описывал.
После распада Советского Союза - человечество вывалилось из старой схемы, но до сих пор еще не сформулировало новых горизонтов.
Есть более узкая зона технологического прогресса.
Но необходимо выстраивать прогресс в области развития личности и в области развития социальных институтов.
Это две большие темы, которые не стоит смешивать.
О социальных институтах мы поговорим отдельно. (ЗАЯВКА 1)
Обсудим тему прогресса личности.
Интересно, что до недавнего времени одним из критериев развития личности был объем доступных конкретному человеку знаний.
Люди накапливали дома библиотеки книг.
Но с появлением Интернета, смартфонов, Гугла и социальных сетей - доступ к информации перестал быть проблемой и сейчас любому человеку потенциально доступно безразмерное пространство информации.
Вопрос только - что с ней делать?
Этому мы посвятим отдельный материал. (ЗАЯВКА 2)
А мы сейчас вычленим очень важный аспект личности, который не очень осмыслен человечеством, но который кардинально влияет на развитие человека как личности.
КЛЮЧЕВОЕ КАЧЕСТВО - СВОБОДА ВЫБОРА
Человек - существо инертное.
И не только как материальное тело, но и в сфере мыслей, отношений и др.
И мы сейчас сформулируем ключевой постулат - процесс развития человека как личности включает освоение все более продвинутых степеней свободы.
(утешительная новость).
Человечество стало более милосердным.
И поэтому те, кто уперто сохраняют старый уровень степеней свобод - им за это не угрожает непосредственная опасность.
Поэтому человек может прожить со старым уровнем свободы, его за это не должны наказывать.
Но выбор - выбрать новый уровень степеней свободы - кардинально повышает статус человека и его место “под Солнцем”, его возможности и его доступ к ресурсам.
При этом уменьшается важность свободы доступа к материальным ресурсам.
Если раньше наличие финансового ресурса было чрезвычайно определяющим фактором, то сейчас - один из факторов свободы включает в себя - свободу от необходимости ставить во главу угла - финансовую свободу в виде накопленных ресурсов.
Более того - возникает парадоскальная ситуация.
Обладание большим капиталом - уменьшает свободу человека.
Сам капитал порабощает человека.
И в первую очередь тем - что динамичный мир угрожает потерей капитала, если человек неправильно им распорядится.
Поэтому люди без богатства - могут быть более свободными чем люди с богатством, которые должны это свое богатство поддерживать и сохранять (от потери).
=-=-=-=-=-=-
Вс-вышний в своей мудрости - в последнее время - дает мне огромное количество ситуаций - в которых я удостаиваюсь видеть ценность новых степеней свободы.
=-=-=-=-=-=-=
В качестве разминки.
ПРИМЕР 1
Я много лет увлекаюсь танцами.
Но я не стремлюсь танцевать в одном определенном стиле.
Каждый новый узнанный мной стиль становится расширителем степеней свободы моих танцевальных движений.
Мое тело (в рамках танцевального жанра) может совершать обширное разнообразие движений.
И я чувствую в этом серьезную ценность.
Хотя также важно понимать, что человек не обладающий моими способностями в танцах - не будет чувствовать себя ущербным.
=-=-=-=-=-=
ПРИМЕР 2
Я около 25 лет работаю в психотерапии, используя технику Ефима Свирского.
Часть этой техники заключается в том, что мы можем прорабатывать психические травмы из прошлого.
Как выяснили ученые - человек, прошедший (особенно в детстве) через травму - и не “разруливший” ее - попадает в “рабство”.
Эта травма - погружаясь в бессознательную сферу психики - серьезно влияет на многие аспекты жизни человека.
Практически все люди ограничены в своей жизни - из-за влияния прошлых травм, вмешивающихся в наше сегодняшнее отношение к жизни.
Приведу простой пример.
Человек (в прошлом) имел какую-то проблему с полетами на самолетах.
И сейчас он боится летать на самолетах, потому что старая травма - не дает ему свободно выбрать решение - сесть на самолет и отправиться в полет.
Но хорошая новость заключается в следующем:
СУЩЕСТВУЮТ МЕТОДЫ регрессии, когда человек в особом состоянии сознания может вернуться в памяти в прошлое травматическое событие (даже если он сейчас не помнит что это было за событие) - и мы можем перередактировать его память, чтобы ОСВОБОДИТЬ человека от ограничивающей травматической программы в подсознании.
=-=-=-=-=-=
ПРИМЕР 3
Я несколько лет занимаюсь уникальной системой самообороны.
Ее разработал гениальный человек, который около 50 лет ее совершенствует и преподает нам свою систему
Расскажу одну из самых важных особенностей системы.
В каждом из случаев противостояния обидчику - человек обычно стандартно реагирует и эта реакция делает человека жертвой, так как обидчик настроен на реагирование на эту стандартную реакцию жертвы и эффективно проводит атаку.
В каждом из случаев - наш учитель разрабатывает и обучает нас другой реакции, которая не только нейтрализует действие обидчика, но и позволяет в течение 2-3 секунд напасть на него и нанести ему ущерб, который выведет его из строя.
При этом - наш тренер - дает нам вместо стандартной реакции, более “продвинутую” реакцию, которая не только уберегает от чужой атаки, но позволяет провести свою атаку максимально эффективно.
Этот пример также иллюстрирует идею свободы выбора - выбора между полубессознательной реакцией жертвы и сознательной и суперэффективной реакцией человека, разбирающегося в ментальных, психических и физиологических аспектах человека.
=-=-=-=-=
Еще раз подчеркнем - мои примеры с психотехникой регрессии и с уникальной системой самообороны - человек может прожить без них.
Но освоение степеней свобод, заложенных в данных техниках - поднимает человека на более высокий уровень самореализации.
=-=-=-=-=
ЛОВУШКИ И СВОБОДА
Человечество сталкивается с весьма интересными вызовами.
Кроме появления (для избранных) новых степеней свободы - возникает массовая тенденция попадать в новые степени НЕСВОБОДЫ.
Полезно назвать эту несвободу - ЛОВУШКА.
И попав в эту ловушку - человеку из нее чрезвычайно трудно вырваться.
И мы сейчас видим интереснейший феномен - массового пленения.
Этот пример жизненно важно осознать.
Это ситуация политического противостояния новым лидерам- Трампу и Зеленскому.
В чем корень этой ситуации?
Лагеря анти-Трампа и анти-Зеленского - попались в ловушку своего автоматического неприятия данных персонажей.
Жесткость ситуации состоит в том, что люди попавшие в ту ловушку - уже не могут видеть никаких позитивных явлений исходящих от Трампа или Зеленского.
Их мышление находится в ловушке чистого негатива.
Происходит интересная ситуация.
Любое позитивное действие, исходящее от Трампа или Зеленского - у этих находящихся в ловушке людей попадает под один из двух сценариев.
А. Простая реакция - игнорирование. Наш находящийся в ловушке персонаж - просто не видит позитивное событие, так как оно противоречит демонической модели восприятия политика, в которую попался наш персонаж.
Б. Сложная реакция - поиск возможного негатива - в позитивном событии.- и гипертрофированное раздувание истерии вокруг этого незначительного эпизода.
В результате - небольшой промах заслоняет в глазах человека множество достижений.
Можно по-разному анализировать эту ситуацию.
Но в данном случае - я хочу подчеркнуть ключевую деталь:
Изучаемый нами персонаж - попадает в ловушку - в ситуацию ОТСУТСТВИЯ СВОБОДЫ ВЫБОРА - в оценке политика.
Это - ментально-эмоциональная ловушка.
Внутри "ловушки" к сожалению диагноз может прогрессировать.
Наш персонаж может сам себя “распалять” и усугублять свою реакцию даже независимо от действий политика.
При этом может быть и ловушка некритического “обожания”, когда в политике видят только добродетели.
Этот сценарий наиболее ярко проявляется в России по отношению к Путину у большинства Россиян.
Оба сценария - и некритическое неприятие и некритическое превознесение - это проявления ловушки потери свободы выбора.
Конечно это “несмертельные болезни” - человек может жить в обоих упомянутых ситуациях.
=-=-=-=-=-=-=-
Можно провести параллели между нашими двумя феноменами и духовными метафорами.
Есть в духовном дискурсе понятия - рай и ад.
Очень забавно, что человек с некритическим превознесением - попадает как бы в РАЙ (субъективный) так как ему все нравится в действиях политика, который командует его страной.
А человек с тотальным неприятием - как бы помещает себя в АД, так как он сам для себя решает, что он живет в стране, который правит политик - в его глазах выглядящий демоном.
И то и другое - субъективные взгляды на жизнь.
Но по крайней мере можно с некоторой точки зрения сказать,, что лучше человеку жить в РАЮ чем в АДУ, даже в их субъективных инкарнациях.
Хотя лучше жить в реальной жизни, имея возможность свободно выбирать между точками зрения.
=-=-=-=-=-=
ПРОДВИНУТЫЕ ВЕРСИИ СВОБОДЫ
Еще более интересно проанализировать “комплексные” степени свободы.
А. Свобода лишения свободы.
В либеральном обществе чрезмерно идеализируется идея свободы для всех граждан.
Но когда у нас появляется преступник - мы должны лишить его свободы, в первую очередь - для блага остальных людей.
Б. Свобода лишения свободы слова
Второй экстрим - на Западе чрезмерно подчеркивается идея свободы слова.
Под эту идею - многие нехорошие люди занимаются “охотой” на “простаков” - заманивая их в ловушки негативных мнений, установок, убеждений и др.
Это сейчас становится особенно активно-агрессивным как в традиционной масс-медиа, так и в социальных сетях.
К сожалению - пока система регулирования ведения словесных баталий - слабо упорядочена.
И есть очень серьезное мнение, что свобода слова - может использоваться для навязывания “ловушечных” мнений, которые будут лишать неискушенных читателей и слушателей - свободы мнения.
Мнения становятся навязываемыми и это зачастую производится агрессивно.
Поэтому - для психического здоровья общества - имело бы смысл ограничивать свободу слова - чтобы сохранить свободу выбора мнений у тех, кому чужие мнения агрессивно навязываются.
Это - очень важная формулировка - ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ СЛОВА - ДЛЯ ЗАЩИТЫ СВОБОДЫ ВЫБОРА МНЕНИЙ И ОТНОШЕНИЙ.
=-=-=-=-=
Эта тема - обширна и очень важна.
Необходимо осмыслять процессы происходящие в этом направлении, чтобы помочь человечеству беречь и развивать один из своих самых важных ресурсов - СВОБОДУ ВЫБОРА.
автор текста: р. Меир Брук
Комментарии
эфромсо, 10 Октябрь, 2019 - 15:20, ссылка
Полагаю, что приведя в согласие свои представления о том, что действительно есть, а что - не более, чем кому-то кажется либо представляется "существующим" или "существенным" - человеки смогли бы прекратить производство многого, обхождение без чего даёт возможность сапиенсам больше радоваться и меньше задумываться...
интересная мысль. :)
Как я понимаю:
"свобода выбора" - фактор производства и потребления,
а "идеи" - такие же продукты жизнедеятельности
человеческого организма, как и всё прочее им выделяемое,
так что сколько их ни произведи - мудрее не станешь...
(это к тому, что в заповеднике платонизма и кантианства
человеческие проблемы решать некому)...
Не, ну идея то замечательная, но как быть, если, уже после "ограничения свободы слова", те, кому "мнения агрессивно навязываются", вдруг сами решат "агрессивно навязывать мнения" тем, которые им "агрессивно навязывали мнения"? - ...а вопрос о таком животрепещущий!
Любая идея "в руках" идиота - инструмент разрушения.
А то!
- может быть полезна такая идея (человеческое представление о том, чего нет... а было бы хорошо, если бы оно - таки было):
Нужно дать возможность всем -
быть кем они хотят, в пределах, контролируемых мудрыми людЯми.
Проблема - где взять этих мудрых
(тех, кто уважаем в равной мере и остальными мудрыми, и всеми прочими)...
Должны быть такие мудрые...
Думаю, что евреи в этом плане должны бы быть в переди планеты всей и быть этими мудрыми. :)
P.S. не исключено, что туда попадуть даже немного и неевреев.
Ну, знаете ли - это не новость.
В этом мире - все друг дружке что-то должны,
но нет согласия - от кого именно, чего и сколько
конкретный чел недополучил...
(причина по моему мнению в том, что никто не обязан
знать: что же такое - есть человек...)
Я нисколько не сомневаюсь, что среди евреев найдется немало мудрых.
Проблема "а судьи кто?".
С чего это я должен доверять мудрости кого-то, только оттого, что 10000 человек называют его мудрым? Сталина называли мудрым даже не десятки тысяч, а десятки миллионов, но мудрым он не был, он был мерзавцем с нездоровой психикой. И доверяться таким людям смертельно опасно.
С чего это я должен поверить в то, что один или несколько реальных мудрецов в состоянии продумывать все мировые проблемы с неизменно положительным результатом? Даже если они мудрее меня, само утверждение о наличии такой возможности, породит во мне убеждённость, что это вовсе не мудрецы.
И вот здесь кроется проблема, решения которой я не знаю.
Я считаю необходимым принимать участие в принятии решений, влияющих на мои права и обязанности. Я считаю, что далеко не все мои соседи по стране интеллектуально в состоянии оказать положительное влияние на выбор оптимальных действий для управления делами страны. Я знаю, что данные малоинтеллектуальные соседи не согласятся с устранением их от участия в управлении, а их - подавляющее большинство электората.
Elimelech, 22 Февраль, 2020 - 15:11
Все Ваши посылы неверны.
Например. Свобода всегда находилась и находится за пределами Запретов, а там, где нет запретов, там нет ни семьи, ни общества, ни Государства и даже нет Бога.
Кроме того, для того, чтобы формировать психику человека, прежде всего необходим ответ на вопрос: Что есть человек в своей сути?
Читая ваши соображения, возникает чувство, что Ваш ответ на этот вопрос, как был со времен Платона, так остается: Человек венец Природы, созданный Бого по образу своему и своему подобию, т.е. может являть себя только в формате верховного пожирателя ресурсов Земли.
Кроме того, Ваше "расширение возможностей" - есть средство, а не цель бытия человеков.
А целью может быть и является - Бессмертие как требование инстинкта Самосохранения.
Из выше сказанного следует, что каждый из нас должен участвовать в становлении могущества Человека, чтобы в нужное время Он имел средства для предотвращения любых природных и прочих катастроф, могущих прервать Земную Жизнь, тем самым доказать себе и всему живому, что их жертвенность была не напрасной.
А, следовательно, его реальной ипостасью в Земной Жизни может быть только в форме Хранителя Земной Жизни.
откуда вы это вязил со слов этой статьи? :) Там кажится ясно написано, что должны быть мудрые, а не каждый из нас! :)
Elimelech, 23 Февраль, 2020 - 11:02, ссылка
А Что такое мудрость?
Чем и как её измерять?
Или Вы полагаете, что сами станете мерилом мудрости?
я этого не полагаю. Но есть так называемая Б-жественная мудрость и она и есть это мерило. Или вы готовы что-то сказать против? :)
А кто (или что) мне будет транслировать, эту самую, Божественную Мудрость?
Наверное евреи?
наверное, у вас есть другие кандидатуры? :)
А меня вот, игры в "демократию" с кандидатурами -
не интересуют, пока не выявлен предмет -
сама по себе "Б-жественная мудрость":
если Б-г - всемогущ, то Он и самодостаточен
в свойственной Ему мудрости,
а если Он самодостаточен, то зачем ему тогда люди -
сущности, склонные всё извращать и делать по-своему?
Если же Он - не всемогущ хоть в какой-то мере -
зачем он тогда нужен честным людям?
скажу даже больше: Он нужен не только честным людям, но и нечесным в первую очередь. :))))
Я как раз и имел в виду, что честным людям нужен
только самодостаточный в своём всемогуществе Б-г,
тот, который "помогает тем, кто сам себе помогает",
причём - делает это "здесь и сейчас", а не с "отсрочкой"...
Б-г он и в Африке Б-г, и к тому же Он один и един и самодостаточный и самый самый Всемошущий. Или вы верите в многобожие?
А то, что Он помггает здесь и сейчас - это и без доказательств видно.
* * *
А кому нужен врач больному или здоровому? Думаю в равной степени как и больной так и здоровый нуждается в враче, так как без врача есть вероятность заболеть большая чем без него.
Вот именно - везде, где бы ни был -
Он всё и вся, самодостаточнее некуда...
так для чего же Ему нужны ещё и эти
никоим образом не самодостаточные - люди?
Творец, будучи всемогущим, несомненно, мог создать человека, а также и весь мир, совершенными. Тем не менее, Он этого явно не сделал. Другими словами, мы видим, что творение совершенно не соответствует Творцу! Как это возможно?
Ответу на этот вопрос посвящена немалая часть книги Рамхаля (Рабейну Мойше Хаима Луцатто) Даат Твунот. Попытаюсь подытожить его ответ на этот вопрос в нескольких кратких фразах, и одновременно позволю себе посоветовать Вам изучить эту удивительную книгу самостоятельно.
1. Будучи источником блага, Создатель дать благо.
2. Чтобы дать благо, нужен тот, кто его примет.
3. Создатель создал творения, которые существуют как бы отдельно от Него и получают от Него благо.
4. Будучи всемогущим и совершенным, Создатель делает максимально возможное благо.
5. Создание получает максимальное наслаждение от близости к Создателю.
6. Для максимальной близости необходимо максимальное сходство.
7. Поэтому человек создан по Образу и Подобию.
8. Создатель Один по определению.
9. Следовательно, Создатель самодостаточен.
10. Человек, созданный по Образу и Подобию, максимальное наслаждение получает от дела рук своих, то есть, от самодостаточности.
11. Следовательно, чтобы дать творению максимальное наслаждение, необходимо позволить ему заработать это наслаждение самостоятельно.
12. Для того чтобы обеспечить творению возможность заработать наслаждение, нужно было создать несовершенный мир, который дал бы творению возможность приложить усилия к исправлению этого мира (который включает в себя и само творение — самого человека).
13. Получается, что цель создания мира достигается именно благодаря тому, что мир несовершенен.
14. Кроме того, робот, который действует по заложенной в него программе, не может называться «автором» собственных действий и не может получать награду за добрые дела и наказание за дурные.
15. Поэтому человеку дана свобода выбора, которая позволяет ему пожать плоды собственных усилий.
То есть, создание ИМЕННО несовершенного человека в ИМЕННО несовершенном мире создало человеку поле деятельности, на котором человек выполняет замысел Творца — самостоятельно зарабатывает себе наслаждение будущего мира. Всё это — при условии, что исправление мира происходит в результате свободного выбора, совершённого человеком.
Есть мнение.
Если ты поступаешь как Бог, то Бог будет всегда с тобой.
Где поступки как у Бога есть высшая нравственность, основанная на осознанности и любви ко всему миру, созданному Творцом.
- если ты поступаешь, как Бог, то ТЫ - и есть Бог, который всегда с тобой, в твоём же представлении создавший этот мир для взаимной радости и прославления друг друга, и пока есть Ты - есть и Бог, а кто кого создал по своему образу и подобию, не так уж и важно, главное - стремление к взаимной радости в границах высшей нравственности, предостерегающих о пагубности самоупоения своей исключительностью, но не избавляющих от риска пасть жертвой чужой самоуверенности...
- ну где-то так.
- а где - не так?
- мне кажется что жертвы в этом случае нет, а если и есть, то только как приседание перед прыжком в новое благо.
- это же не для Бога жертва принесена, для него это потеря, а новое благо - в новом теле, хоть и с вечно молодой, но уж очень невразумительной душой...
- Богу жертвы не нужны. Жертвы это только решение жизненных уравнений взял - отдал.
- Да, да. Что на небе то и на земле всё в кредит. А опоздаешь с процентами - прилетят ангелы коллекторы и в приступе милосердия шкуру сдерут.
- ангелы разные бывают. Бывают и те, которые выполняют работу палачей. Их называют падшими ангелами.
- а архангелы чем занимаются?
- не знаю.
- странно...
а я-то, энтузиаст дилетантизьма, наивно думал, что Вы, как Рыцарь Добра и Гармонии - знаете об ангелах всё-всё до мелочей, полагая, что экзекуциями занимаются архангелы, а падшие их собратья развлекаются тем, что подводят смертных "под монастырь", ввергая души в бездну отчаяния...
© Copyright: Виктор Золя, 2015
https://www.proza.ru/2015/08/22/6
Elimelech, 24 Февраль, 2020 - 10:36, ссылка
Есть. - РУССКИЕ!!!
Русские - это те из нас, куму претит являть себя господами в среде человеков.
Русские, в своей исторической экспансии, нигде, никогда и ни для кого не являли себя народом господ, хотя имели и имеют достаточные на то «основания», т.е. русские это те из нас, кто никогда не опускался до такого уровня инфантильности (глупости).
Русские - это те из нас, которые хотят и мечтают жить вместе и одной общиной с любым племенем, с любым народом.
И этого факта из исторического прошлого землян никому не изъять.
И, по существу, именно русские: украинцы, мордва, татары, немцы, литовцы, шотландцы, скандинавы, китайцы, тюрки, персы, арабы, - всякие чёрные и белые, белые и жёлтые, желтые и серобуромалиновые ..., - ищут и находят пути, ведущие к единению Человечества своей однородностью.
Стать и быть русским - это будущее всех Землян. (В том числе и евреев.)
вы хотите, чтобы русские были во всём виноваты? Упаси Б-г! :)
Так евреи виноваты не потому, что "виноваты", а потому что хотят всю Землю сделать еврейским Эдемом, а для нас, неевреев, - их долговой ямой.
Тогда как Русские хотят превратить Землю в Эдем для всего Человечества.
это вы у Карла Маркса прочитали про русских и что они хотят сделать? :))))
Нет.
Русские САМИ этого хотят.
вот так взяли и сами захотели, прямо по Дарвину. :))))
Elimelech, 24 Февраль, 2020 - 21:04, ссылка
А ты внимательней прочти выше:
Русские - это те из нас, которые хотят и мечтают жить вместе и одной общиной с любым племенем, с любым народом.
А это сформировалось в русских гораздо раньше до Дарвина.
а точнее источники укажите, плз?
Я с Л.Н. Толстым и с Ф.М. Достоевским.
Ну что, интересный текст.
Свобода выбора в отрыве от контекста - абстрактная тема, не увязанная с большим количеством подробностей.
Свобода выбора может быть хороша при наличии у человека высокого интеллекта и морали.
Если я не знаю всех своих потенциальных возможностей, я и не рассматриваю их при выборе своих решений.
Пример- шахматы. Хороший шахматист видит позицию на бОльшее число ходов, хотя обладает ровно той же свободой выбора, что и его менее продвинутый соперник.
Или обезьяна с гранатой. Если она не знает, что нужно выдергивать чеку для срабатывания гранаты, это хорошо. Если она знает только это, уже опасно. Если она знает, что гранатой можно нанести ущерб, это ещё опаснее. А если она знает, что гранатой можно нанести ущерб сразу многим это очень опасно. При этом она обладает свободой выбора.
Тем самым, далеко не всегда свобода выбора для всех есть благо. И если исходить из равенства свободы выбора для всех, то очень быстро можно придти к выводу, что пусть я буду обладать меньшей свободой, но это ограничение будет распространяться и на малоумных и маловменяемых соседей по планете.
Таким образом, на свободу выбора, её ценность влияет не только личные качества, но и личные качества окружения.
Ну например, сбежала одна дама с подозрением на каронавирус из инфекционного отделения боткинской больницы в Питере. С одной стороны, она в своем праве, и у неё есть свобода выбора, с другой - она могла сыграть примерно ту же роль, что и китаянка на Даймонд принц, заразившая около 500 человек, у которых, между прочим, тоже есть свои права, и своя свобода выбора.
Свободу выбора следует ограничивать.
Если дать свободу среднему человеку, то жизнь превратиться в ад. Пример тому автор привел сам, упомянув большие деньги.
А тем, кто этой свободы выбора достоин, не нужны ни деньги, ни власть, ни все, что с ними связано. Так что никаких проблем я не вижу.
Профессор психологии Аллахведов сказал, " Любое действие человека детерминировано . Свободное действие ничем не детерминировано.
Мы попадаем просто в парадоксальную фазу, как соединить эти две вещи?
Никто не знает, что такое свобода.
Наше поведение чем-то вызвано? Вызвано, например, генетически, средой, ситуацией. Если да, то свободы нет.
Если наше действие ничем не вызвано, то оно не может быть совершено.
И здесь и начинается появляться ощущение, что сознание совсем не то, что мы о нем думаем..."
Когда я привожу это высказывание, люди обычно молчат, выплевывая этот смысл без пережёвывания к понятию.
А подумать есть над чем. Ведь по сути-то, все наша "свобода" есть лавирование между частоколом вбитых в нас устремленностей, вынуждающих нас к деяниям страхами иль манками удовольствий.
Мы "свободны", когда мы можем избавиться по неких наших властителей-устремлений, если брать крайними примерами, например спасением от голода, или победой над наркоманией-алкоголизмом.
Но вглядитесь интроспекцией в себя....
Ведь каждый ваш поступок -выбор повелевающих устремлений, соблазном ли, страхом ли, или упрямая борьба с ними..
Тема нелегкая для осмысления честного, и обидная нашей исходной "роботизацией" некой...
«Свобода - ярлык, которым мы клеймим поведение, когда не понимаем или не знаем его причин.»
Фредерик Скиннер
"Никакая другая форма подчинения себе не является более совершенной, чем та, при которой сохраняется видимость полной свободы" (Ж.-Ж. Руссо, 1712-1778).
«...Люди заблуждаются, считая себя абсолютно свободными в своих действиях. Это мнение основывается только на том, что свои действия они сознают – причин же, которыми они определяются, не знают…».
Бенедикт Спиноза.
Наверное точнее - могут знать, когда речь о свободе конкретно от чего то. Допустим, сняли наручники - освободился от них. А "просто свобода" или "свобода воли" это да, у меня подобные вопросы к их утверждающим.
Можно ли говорить о свободе, если выбор сделан по причине? Причина определяет выбор, значит его нельзя назвать свободным. А если причины нет, то получается что выбор случаен. )
Да.
Слово "свобода" имеет двойственность восприятия. Мы обременены кучей обязательств и устремлённостей. Избавление от части их можно выразить, как увеличением степени свободы, или уменьшением части ярма принуждений.
Так называемая "свобода" по факту, потеря части принуждений.
Как тут не вспомнить притчу про Диогена, который на предложение Македонского просить, что желаешь, Диоген попросил его отойти и не заслонять Солнце, от которого он грелся..
Свобода выбора - это возможность выбора по собственному, а НЕ чужому желанию.
сильно сказано! Если для вас Б-г (Всевышний) чужой, то мне вас жалко. :(
А мне вас НЕ жалко...
Спасибо за откровенность! Учту. :)))))
Не за что...
Не помню кто из знаменитостей высказал соображение о том, что ввиду мерзостей, происходящих с людЯми на протяжении всей истории их существования - этого Вашего "Всемогущего и Вездесущего Б-га" оправдывает только то, что его - нету...
ну это уже поллный бред. И на самом деле верите, что нету Б-га? Нет другого, подобного Ему.
Таким образом Вы штоле утверждаете, что существующий повсеместно антисемитизьм и произошедший вследствие него холокост - Б-жественная Благодать?
Знаете, если "нас е.ут - а мы крепчаем" есть выражение "Б-жественной мудрости" - что там ещё остаётся искать в святых свитках?
а вы можете по этим сигналам доказать обратное? :))))
Если речь о несуществовании персонифицированного Б-га, то вот краткий конспект -
https://www.proza.ru/2014/02/13/1777
Я верю в Б-га Авраама, Ицхака и Якова.
В своей реальности Вы вправе назначать себе хозяев
соответственно Вашему пониманию
собственной сущности.
эфромсо, 23 Октябрь, 2016 - 10:19, ссылка
.....................
Микролекция 8 бессвязно-системная
по мере роста количества конфликтов с себе подобными, спровоцировавшего в ЦНС наших доисторических предков качественные изменения, суть которых в том, что электрические импульсы , обеспечивающие в их организмах чувственное восприятие действительности, стали образовывать петли, которые в свою очередь - проходя друг дружку насквозь - сплелись в узлы...
и если раньше организм ориентировался по ощущениям, принимая всё, что почувствовал, как непреложный императив, то с петлями в мозгу стал отличать не только "чужое от всего", но и "своё от чужого и их по отдельности - от всего прочего"...
при наличии таких ориентиров жить без обсуждения с себе подобными деталей воспринимаемой картины реальности стало просто невыносимо, тем более, что выживать получалось только стаями, и координация совместных действий в труде, охоте и обороне - самая надёжная для этого опора и бесспорный стимул ...
тем не менее - смутные грёзы о том, что можно просто жить и радоваться, не выделяя себя на фоне бытия этого мира, регулярно посещающие любое сознание, во многих из них образуют петли, опять-таки сплетающиеся в узлы, узоры из которых выстилают стереографический фон, заключающий в себе образ Бога, явно воспринимаемый теми, кто способен отрешиться от приземлённого плоско-прагматического мЫсления и перейти к осмЫсливанию того, что рассудок понимает совместно с тем, что организм чувствует...
однако - если изначально не полагаться целиком на разум как единственно надёжный инструмент познания, а развивать в организме способности непосредственного чувствования(те, которые постепенно вышли из употребления по мере заполнения ЦНС "петлевыми" и циклическими схемами) - можно заметить, что боги никому, кроме человеков не нужны и проявились в сознании сапиенсов тогда, когда возникла необходимость заполнить пустоту в мировосприятии личности, способной сознательно разъять всё и вся на бессмысленные по отдельности атомы, не улавливая диалектику цельности - а именно то обстоятельство, что не способность части системы быть самой собой есть причина её существования, а необходимость развития и совершенствования системы, конкурирующей с себе подобными системами вынуждает её части развиваться и качественно преобразовываться...
стремление познать сущность бога без указания роли в этом процессе чувственного(по сути - бессистемного) опыта - дело безнадёжное, а изначальное признание разума не единственным и не главным инструментом познания действительности и понимание сущности и пределов личностного её восприятия избавляет от соблазна свести всё в какую-то одну систему...
для субъекта ресурсом может быть всё-что-угодно, не только свой, но и чужие организмы независимо от воли самоопределившихся в них личностей, полагающих себя самодостаточными участниками бытия, а "Вы-системы" отличаются от "Я-систем" тем, что отдают себе отчёт в том, что Бог, которого они стремятся познать - не единственный из возможных, и совсем не обязательно есть тот, с которым они действительно едины, но убедиться в этом возможно только растворив своё "Я" в благодати истинной веры непосредственно, без допускающего различные варианты толкований рационализма( бывают же случаи, когда человеки переходят в другую веру, и не потому, что она лучше, а потому, что в большей мере соответствует в достаточной степени познанной собственной сущности)...
http://vk.com/topic-4643364_30252286?post=171191
(для идеалистов растолкую пожалуй, что удары дубиной или камнем по башке в общем случае качественно отличаются от кулачных тумаков, или ран, причинённых когтями и зубами...)
А всегда ли вы можете отличить "собственное желание" от хитро вызванного у вас неким чужим?)
И потом, разве нельзя быть рабом собственного желания? К примеру, бывает так, что человек "умом понимает" что так делать нельзя, но желание, черт бы его побрал...)
А сколько заявлений "по собственному желанию" бывает на самом деле несколько иными...
В любом случае, если есть причина, пусть и "собственное желание", то она определяет или предопределяет действие, а "предопределенность" и "свобода" как будто разные вещи.
Ну, если желание вызвано у МЕНЯ, то оно уже и МОЁ, а НЕ только чужое. Т.е. сначала было чужое - теперь стало ещё и моим. Если желание стало МОИМ, то какая разница, каким способом оно появилось - само родилось или передалось от другого...
Можно. Но оно же СОБСТВЕННОЕ, а НЕ чужое.
А бывают беспричинные желания? У всякого желания есть причина.
Т.е. вы под свободой понимаете беспричинность. Ну, кто ж вам запретит...
ЗЫ. Мы свободны в своём выборе, но НЕ свободны от последствий своего выбора. Что посеешь - то и пожнёшь.
Часто свободу понимают как вседозволенность. Но и вседозволенность ограничена. С одной стороны - физзаконами материи, с другой - наказуемостью обществом.
Также часто свободу интерпретируют как всемогущество. Но всемогущ в нашем мире только Бог, который существует-то только в умах верующих.
ЗЫ.ЗЫ. Нужно всё-таки определять понятия так, чтобы они означали существующее. Т.е. это глупо дать такое определение свободы, чтобы потом заявить: той свободы, которой я дал своё определение, на самом деле нет. Нужно давать определение тому явлению (той свободе), которая есть на самом деле. Т.е. понятие должно описывать РЕАЛЬНОЕ явление (это если мы говорим о реальном мире, а НЕ художественной фантазии).
То есть если в кукольном театре куклу дергают за нитку и у нее поднимается рука, то поскольку это уже ее рука, то это уже и она поднимает руку, а не только нитка (кукольник). То есть сначала было чужое, а потом стало и куклы. А раз уже стало движением куклы, то какая разница каким образом оно появились... забавно)
Ага. Но ведь рабом, а не свободным.)
Я такого не говорил. Под свободой я понимаю не существительное, уже писал выше. Можно освободиться от чего то, допустим от ноши, от наручников, от заключения в помещении. То есть должно быть указано от чего именно свободен. А просто "свобода" это абстракция, не имеющая отношения к реальности. Но которой соблазняют и вводят в заблуждение множество людей.
а по еврейской системе: свобода понятие относительное. Вот, например, когда Моисей вывел евреев из Египта, дома рабства, то сказано для какой цели: служить Творцу. Т.е абослютной свободы нету, - если быть точным, то ты или раб своих страстей и грехов или раб Всевышнего. Другого пути нет. :)
??? Ну что вы, ей богу... Самостоятельное поднятие руки и поднятие кукольной руки кукольником - это две большие разницы.
И ваще, на самостоятельные действия способны только живые организмы.
Но себя, а НЕ другого. Ключевое в свободе - ДОБРОВОЛЬНОЕ исполнение СОБСТВЕННЫХ, ЛИЧНЫХ желаний. Исполнение же ЧУЖИХ желаний по ПРИНУЖДЕНИЮ - вот это НЕсвобода, вот это рабство.
Ну так что вы понимаете под "свободой, не имеющей отношения к реальности"? Безнаказанность? Всемогущество? Беспричинность? Что у вас входит в понятие "свобода, которая НЕ имеет отношения к реальности", м?
Неужели вы не заметили, что я лишь попытался копировать вашу "логику" рассуждений? В чем же разница между вызванным поднятием руки куклы и вызванным желанием? М?)
А насчет способности, это смотря как понимать "самостоятельность". ИИ даже с простыми ГА смог сконструировать то, что не мог человек. А живые одноклеточные ведут себя вполне предсказуемо согласно генотипа, полностью полученного по наследству. В чем же их "самостоятельность"?
То есть вы добавили к своему "определению" это ключевое "добровольное"? И может быть НЕ "добровольное исполнение СОБСТВЕННЫХ, ЛИЧНЫХ желаний", а принудительное?
Так все же и не ясно как однозначно отделить "свои желания" от чужих во всех случаях... Может оставить только не свободу как принуждение? Тогда бы и я мог с вами согласиться, поскольку писал выше, что если указано явно от чего свобода, тогда это имеет смысл и отношение к реальности. В данном случае свобода от принуждения.
Хотя понимаете конечно, что в обществе принуждение необходимо в определенных случаях.
Я же писал выше что я понимаю - чистую абстракцию, в которой "отвлекаюся не только от воды, но и от ребенка".) Ну примерно как некий математический символ переменной. И тогда можно интерпретировать это как угодно, как все вами перечисленное и еще до фига, в зависимости от целей демагогии.
Та же, что между принуждением и самостоятельностью.
Понимайте так, как понимает словарь Ушакова, а именно:
2. Независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи.
Вооооооот! Теперь поняли разницу между исполнением собственных желаний и чужих? Исполнение собственных желаний ВСЕГДА добровольное. Исполнение же чужих желаний может быть как добровольным, т.е. свободным (когда чужое желание стало также и своим), так и принудительным, т.е. НЕсвободным (когда чужое желание НЕ совпадает с собственным).
??? Задайте себе вопрос: хочу ли я выполнить чужое желание? Если ваш ответ будет "хочу" - значит, вы исполните чужое желание добровольно. В противном случае - принудительно.
Т.е. под "свободой, не имеющей отношения к реальности", вы понимаете беспричинность, всемогущество, вседозволенность и прочую демагогию. Ну понятн...
Увы, логика отсутствует.
Если понимать так, то "вызванное желание" очевидно имеет "внешнее влияние", а вы выше наградили его самостоятельностью. Потому и логика отсутствует.
Хотя словарные толкования это не определения, а лишь помощь в понимании. На самом деле нет ничего независимого и "свободного от влияний". Даже вы, такая самостоятельная, зависите от множества внешних влияний. Ну как минимум вы зависите от наличия кислорода)
А, так это вы специально написали неправильно, чтобы я понял? Жертвенность украшает женщину.
Однако я вас наверно разочарую. С некоторых пор определять действия человека может в первую очередь не желания, а разум, интеллект. Так сказать он может получить приоритет над желаниями. И тогда он может принуждать допустим вставать и идти на работу, хотя добровольное желание поспать еще часок, другой.
Да, раньше вы мне казались более логичной. Я говорю про отделение своих от чужих желаний, а вы о добровольности/принудительности.
Нет, не т.е. Я написал о том, что сам таким термином не пользуюсь, а пользуются демагоги, которые могут вкладывать такой смысл, какой захотят, дабы вводить в заблуждение.
Да, причиной возникшего желания может быть внешнее влияние, а может быть - внутреннее. Беспричинных желаний НЕ бывает.
А собственное желание НЕ может НЕ быть самостоятельным. Ну вот если вы хотите исполнить чужое желание, вы хотите это самостоятельно или хде? Собственное - это всегда самостоятельное. Собственная речь - это самостоятельная речь. Вы сами произносите слова, а НЕ кто-то за вас произносит. Собственное желание - это самостоятельное желание. Вы сами желаете, а НЕ кто-то за вас желает. Собственное поднятие руки - это самостоятельное поднятие руки, а НЕ кто-то за вас поднимает. А вот у куклы-марионетки - НЕ самостоятельное поднятие руки, а кукольник её руку поднимает.
При этом кислород я вдыхаю самостоятельно, а НЕ кто-то его в меня вдыхает. А вот под аппаратом искусственной вентиляции лёгких мы дышим НЕ самостоятельно, а принудительно. Понимаете теперь разницу между самостоятельным и принудительным?
??? О чём вы? Что неправильного я написала?
Ну ваще-то, чтобы разочароваться, нужно прежде быть очарованным. А если очарован НЕ был, то и разочароваться НЕвозможно. Так что НЕ переживайте - я НЕ смогу разочароваться, т.к. очарована НЕ была )))
Нужно различать физические желания тела и осознанные желания, формируемые сознанием, разумом. "Поспать ещё часок, другой" - это желание тела. "Встать и идти на работу" - это желание разума.
А теперь моя логичность вам НЕ по силам? ))) Ну, это ваша проблема, НЕ моя.
??? А как можно затрудниться в отличении своего желания от чужого???
Ок. Вы этим термином НЕ пользуетесь, но считаете, что в него можно вложить любой смысл. Понятн...
Сильно. Впрочем, вы далеко не первая, паразитирующая на неопровержимости определённого типа утверждений(высказываний). Вот главный местный релятивист плотно "сидит" на утверждении собственного(неявно абсолютизируемого,впрочем) незнания всех неудобных понятий, используемых оппонентами. Незнание невозможно опровергнуть. Вы находитесь на ступеньке пониже. Ваше приведённое выше высказывание также неопровержимо, как впрочем и любое подобное, с использованием дополняющих(как и отрицающих друг друга) понятий. Типа, выйду на улицу и либо упадёт кирпич на голову, либо нет. Истинная правда, оппоненты в шоке разбегаются по кустам.. Успехов.
И вам НЕ кашлять...
Наши действия обусловлены. Но это только на первый взгляд. На самом деле они вообще случайны. Мы не способны выстроить причинно-следственные поступки.
Детерминирование выражается в том, что мы, как флюгер, крутимся в зависимости от направления ветра. Только это направление совершенно случайно и мы не способны даже предугадать этого направления.
И это правда, у человека есть свобода выбора, так его создал Творец. Все [ваше здоровье, деньги т.д] во власти небес, кроме почтения перед небесами. (Талмуд).
Слава небесам! Аминь...
Elimelech, приветствую.
Прав ли буду я, если скажу, что под словом «свобода» у Вас на самом деле-то имеется ввиду «возможность»? Т.е. то, из чего, человек выбирает. Собственно, количество этого (то, из чего) и увеличивается. Ну так же как на рынке: чем больше разнообразие товаров, тем больше возможности выбора.
Если прав, то точно ли это - цель прогресса человека?
Далеко ходить не буду и возьму ваш первый пример:
«Я много лет увлекаюсь танцами. Но я не стремлюсь танцевать в одном определенном стиле. Каждый новый узнанный мной стиль становится расширителем степеней свободы моих танцевальных движений. Мое тело (в рамках танцевального жанра) может совершать обширное разнообразие движений. И я чувствую в этом серьезную ценность.»
Давайте присмотримся, а в чем тут ценность?
Разве в том, что Вы можете выбирать танцевать либо так, либо эдак?
Нет.
Ценность в том, что Вы можете танцевать И так, И эдак. Т.е. никакого выбора-то возможностей и нет. Вы хотите обладать всеми возможностями, а не выбрать какую-то из них. Ваше тело может совершать обширное разнообразие движений – вот в чем ценность. Разве нет?
Если да, то получается, что ваш общий тезис: «Одна из целей прогресса человека - увеличение свободы выбора в разных аспектах жизни», либо (грубо говоря) - бессмысленный набор слов, либо означает, что этот прогресс человека заключается в увеличении ограниченности человека актуально осуществлять всё, что он может (к примеру, если я могу в театре одновременно И смотреть И слушать действо на сцене, то прогрессом для меня будет ситуация, когда увеличится мой выбор из этого многообразия, т.е. я буду вынужден выбирать либо смотреть, либо слушать то, что происходит на сцене).
С ув. D
Но это лучше спросить у автора статьи: https://m.facebook.com/meirbruk
Ой,...
А я подумал, что это ваш текст :о)
ну да, я и напсиал в низу статьи: автор такой-то. :)))))
.
Да, свобода и счастье - главные цели и ценности человеческой жизни.
Как их достигать описано во всех религиях - священных Писаниях. Этим занимается раджа-йога.
это верно, но не все религиии предлагают истинную свободу. А бы даже сказал наоборот: вносят идолопоклонничество своему Эго и т.п.
Как я понял проблема в поиске мудрых среди евреев, русских и пр. Не там ищите господа. Ответ у Дарвина. Мудрых со временем будет искать робот из базы данных геномов.
ну зачем всё сводить до уровня поиска роботом. :)
Затем что это на сегодня высший уровень.
боюсь, что до этого "высшего" у роботов ещё ну очень далеко. :)
Странная концовка. За упокой. На протяжении всего текста шла мысль, что никакого выбора нет, мы все больше погружаемся в многочисленные ловушки иллюзий и вдруг такое...
Подобный вывод наоборот лишает нас возможности выбраться из обусловленности и обрести свободу выбора.
я не думаю, что это совсем концовка, будет продолжение статьи... И к тому же текст как написал автор экспериментальный. :)