В результате обсуждения первой части высказывание три точки зрения: реальность объективно существует, все субъективно, третья откровенная - я не знаю. Но истинной является как раз четвёртый вариант, о котором никто не сказал.
Если мы посмотрим в Википедии что такое объективная реальность, то найдем ссылки на десяток философских школ, которые трактуют все по своему. Это очень показательно, вся философия это различные точки зрения на , как кажется, многогранную истину. Если истинна многогранна то это и понятно, к такому выводу приходит философия релятивизма.
Тут отвлекаясь и скажу несколько слов о культуре дискуссии. На ФШ все спорят, друзья если истина многогранна, то каждый освещает какой-то частный аспект. Если точки зрения не совпадают, то это понятно, это просто различные точки зрения на многогранную истину и спорить тут неочем. Нужно просто попытатьсяся понять оппонента, а не спорить.
Как разрулить эту ситуацию. Есть, на мой взгляд два подхода. Первый предлагает С. Борчиков, синтез всех философских точек зрения. Но проблема в том что в этом случае необходимо синтезировать противоположности, в нашем случае субъективизм и объективизм. Думаю это не реально. Второй подход предлагают древние философские школы, они предлагают поднялся над всеми проблемами и посмотреть на них с верху, откуда, как они утверждают, истина видится как целое не разделенное единство.
В нашем случае, нам необходимо поднялся над многообразием познаваемого и попытаться увидеть то изначальное познаваемое, которое Патанджали называет первичной субстанцией. Как утверждают древние философские школы этой субстанцией или как её ещё называют образно светом, является трасцендентное Я. Если Я выступает познающим и одновременно познаваемым, то очевидно что познаваемое и познающий тождественны. В этом случае нет ничего субъективного и объективного, и сам вопрос о субъективизме и объективизме не имеет места. Это и есть целостная истина единста.
Комментарии
Совершенно верно. Сегодня как раз писал об этом:
http://philosophystorm.ru/call-papers-dokazatelstva-bytiya-boga#comment-315206
Если исходить из общепринятого понятия объективной реальности как реальности, существующей вне и независимо от сознания, а также из того, что сознание и содержимое сознания это одно и то же, то получаем, что объективная реальность это осознание, осознающее/сознающее содержимое сознания.
Таким образом, объективную реальность никто никогда не видел и не увидит, поскольку объективная реальность это видящий, а не видимое.
(По сути, объективная реальность это Бог).
я думаю что было бы неверно считать сознание видящим В сознание есть видящий и видимое что естественно не отменяет утверждения о том что кроме сознания никто никогда ничего не видел Несомненно что сознание неоднородно и нем можно выделить поток восприятия от органов чувств и результаты его автоматической обработки
Согласен.
Согласен. Непонятно только, почему Вы мне это говорите. В моём понимании, сознание - это видимое, а осознание - видящий.
В сознании нет видящего, видящий (осознание, свидетель, Бог) ноуменален и всегда вне имманентного ему феноменального сознания.
Вообще, конечно же, очень трудно придти к взаимопониманию, не имея одной и той же понятийной базы.