Как то общаясь с профессиональным философом, кандидатом наук, возник вопрос о языке древних идеалистических философий. Меня поразила его точка зрения, что древние тексты следует понимать так как они написаны. Похоже такой подход и привел к большой путанице в понимании древних учений.
Давайте разберемся с языком древних авторов и почему его называют языком символов. Если говорить о древних писаниях, то Веды например, относят к третьему тысячелетию до нашей эры. Авторы этих учений вынуждены были использовать тот небогатый словарный запас, выработанный в основном для общения на бытовом уровне, который был тогда накоплен в доступном им санскрите. Большинство вводимых ими понятий были совершенно новы и не имели названий или точнее сказать слов, для их обозначения. Тут возникал выбор или придумывать новые слова для обозначения новых понятий, или подбирать что то из уже существующих слов.
Некоторые греческие философы пошли путем применения новых слов, что в конечном итоге привело у потере их знаний так, как даже сейчас не прекращаются споры о том, что имел в виду автор под неизвестным нам словом. Древние мудрецы пошли другим путем, они подбирали слова по принципу подобия. Например, для обозначения алгоритма используемого для сотворения принципа жизни использовали слово вода. Подобие заключается в том, что без воды нет жизни, а когда вода приходит даже в безжизненную пустыню, она запускает процесс пробуждения жизни.
Другой пример, символический термин - огонь, он использовался для обозначения алгоритма используемого для создания форм. Подобие здесь заключается в том, что огонь освещая формы делает их для нас видимыми.
Более подробно о языке символов можно прочитать в книге Шри Ауробиндо "Откровения древней мудрости". Сейчас я хочу акцентировать внимание на малоизвестном моменте языка символов, открытом Махариши Махеш Йоги. Когда в Ведических текстах речь заходит о самых тонких механизмах творения, то принцип подобия используется уже не на уровне слов, а на уровне букв и слогов.
Например, в самом названии - Рк Веда используется выражение из двух букв, "Рк". Как утверждает Махариши вибрирующий звук "Р" символизирует динамизм, схлопающийся звук "К" символизирует точку коллапса, где динамизм схлопывается. Кроме этого звук "К" мы произносим как "КА", то есть он скрыто содержит в себе звук "А" который символизирует, противоположную динамизму непрерывность или покой. Веда в переводе означает знание, таким образом Рк Веда, это знание о переходе динамизма в непрерывность или покой и непрерывности или покоя в динамизм.
Используя этот подход мы можем установить смысл термина АКА-ША который ошибочно понимают как пространство. Слог АКА символизирует одну непрерывность "А", ее коллапс "К" и переход в другую непрерывность "А" или проще говоря границу между двумя непрерывностями.
Более подробно об этом можно узнать из видеозаписей лекций Махариши о языке Вед. Как видим понимание языка символов открывает нам систему знаний подобную системе знаний в современной физике и дает нам ключи к понимаю утверждения древних мудрецов - как в верху, так и внизу.
Комментарии
Следует сказать как современная философия толкует язык символов. Например, философия вайшешика говорит о первоэлементах обозначенных словами- ветер, огонь, вода и земля. Современные философы, в частности проф. Лысенко, ведущий специалист по вайшешике, считают ее атомистической теорией описывающей специфическое сцепление атомов ветра, огня, воды и земли по воле всевышнего.
Такое толкование они мотивируют тем, что прозвище атора философии вайшешика - Канада, переводится как поедатель атомов. Но индийские философы, прозвище Канада мотивируют тем, что, автор был аскетом и питался сбором зерен на полях, которые остались после сбора урожая.
Как я понимаю, всеобщее молчание обусловлено тем, с языком символов толком никто не знаком. Поэтому добавлю немного информации. Я упоминал о символах выраженных словами - огонь, вода, называя их алгоритмами, а древние философы называли их первоэлементами. В действительности этих алгоритмов или первоэлементов пять - акаша, ветер, вода, огонь, земля. Вот как их описывает Шри Ауробиндо в книге Откровения древней мудрости стр. 262.
Акаша - интенсивность вибрации (сознательного бытия, прим. автора) создающей устойчивый ритм, который является основой и непосредственной образующей всего формосозидания.
Ветер - соприкосновение или взаимоналожение вибрационных движений сознательного бытия.
Огонь - определение групировки, соприкасающися движений, их кнфигурации.
Вода - постоянное излияние сущностной силы для поддержания непрерывности определившегося таким образом движения.
Земля - ежемоментное давление и сгущение силы в ее собственном движении, которое поддерживает принятую таким образом форму.
И далее он пишет - Верно что все это говорится лишь о чистой или тонкой Материи; поскольку физическая материя нашего мира является смешанным взаимодействием сил, пять первичных состояний в отдельном виде сдесь обнаружить нельзя, разве что в весьма видоизмененной форме.
Как видим древние мудрецы за долго до возникновения современной физики сумели разобратся в механизме образования нашего мира. Похоже пришло время возрождения этих древних учений и современные просветленные мудрецы акуратно нас (Фому неверующего) подготавливают для восприятия этих знаний.
Видимо необходимо сказать несколько слов о механизме перехода покоя в динамиз и возникновения первоначальной вибрации обозначаемой словом - Акаша.
Философия Вайшешика до упоминания об Акаше, говорит о других свойствах сознательного бытия обозначаемых словами Атма, Дик, Кала, понимание природы этих свойств делает самоочевидным механизм возникновения первичной вибрации.
Что такое Атма, сознательное бытие или как его еще называют, в европейской философии, универсальное трасцендентное Я, а в индийской Брахман, может находится в двух состояниях. Первое, в состоянии бесконечного единства, которое можно представить как бесконечный свет. О втором состоянии Иша Упанишада говорит так - Брахман един, но может представить себя из множества точек. Это можно представить как единый свет рассыпающийся на множество искр. Каждая отдельная искра получила название Атма или индивидуальное Я. В йогической практике индивидуальное трасцендентное Я осознается как свет имеющий форму круга.
Индивидуальное трансцендентное Я или другими словами Атма, имеет свойство называемое на санскрите словом Дик,что переводится как направление внимания. Направление внимания способно двигатся, это факт и из повседневного опыта нашего сознания, а в Вайшешике это константируется словом Кала(Время) ибо где есть движение там есть течение времени.
У напрвления внимания есть собственное свойство, называемо угол зрения. Другими словами направление внимания описывается не как просто вектор, а как угол в поле которого мы осознаем все что видим. Поскольку на этом этапе пока нет ничего кроме множества Атм или другими словами индивидальных Я, которые осознаются как круг света сознания. То ничего не остается как одной атме наблюдать другую.
Ну а дальше все самоочевидно, и достаточно знания геометрии за 6 класс, чтобы понять как вознакет вибрация. Если Атма, а сечас мы будем говорить о ее форме в виде круга, расположена в центре нашего угла зрения, то оне воспринимается как круг. А если на краю угла зрения, то мы уже видим ее под некоторым углом, как проэкцию круга или элипс. Если наш угол зрения скользит по наблюдаемой окружности, то она окажется видимой под изменяющимся углом зрения или будет восприниматься как вибрирующий элипс. Тут следует отметить что объективно форма наблюдаетой Атмы не меняется, меняется ее восприятие в процессе наблюдения.
И так что мы имеем, в процессе познания формы Атмы мы познали ее вибрирующей или получили то чего раньше небыло. А это и называется процессом творения.