Сначала об «отсутствии свободы» у субъекта во фрейдизме и натурализме.
Вроде как, действительно, свободы нет, если любой наш выбор предопределён бессознательными мотивами, и как бы мы не осознавали их, и снова ставили их для выбора, основываясь уже на метамотивах, последние останутся для нас — для осознания — принципиально недостижимыми. А раз так, то мы всегда принципиально предопределены. И хороший аналитик на все 100 процентов предскажет наши действия. Это же относится и к внешнему наблюдателю за нашей нейроактивностью.
Все так. Но.
Как раз принципиальная наша недоступность своему бессознательному и мозгу позволяет нам изнутри себя относить последнюю причину поступков только к самим себе.
И значит, иметь свободу и ответственность за них.
Это похоже на протестантскую доктрину свободы как «делание вида», «как бы не знаем», что Бог уже все знает о выборе наших действий, и он «на самом деле» предопределен. И здесь мы наблюдаем то, что на самом деле, без кавычек, нам недоступно это божественное знание.
Итак, поскольку наша точка зрения — от нашего первого лица, «изнутри себя», а не со стороны другого, третьего лица, (Бога или психоаналитика/нейроученого) постольку мы — свободны, и нас ничто от неё не избавит.
Добавим, что моя свобода изнутри, суть иллюзия для третьего лица (нейроученого, психоаналитика), а несвобода снаружи (детерминизм аналитика, и нейроученого) — иллюзия для меня.
Комментарии
Самое интересное здесь то, что если все предопределено, если все мои поступки определяются какими-то внешними, неизвестными причинами, то мне-то что до этого? Какое мне дело до всех этих причин, если это не только не освобождает меня от ответственности за свои поступки, но это не освобождает меня от необходимости принимать решения! Если все предопределено, то считай - все уже предрешено, и казалось бы, следует смириться с судьбой и плыть по течению по заранее предначертанному пути, но ведь не получается же. Я постоянно нахожусь в ситуации, когда надо принимать решение - делать выбор. Думать над выбором, когда выбор предопределен - разве это не абсурд?
Так и я о том же
Такая оптика не нова
Ещё Бахтин писал: я-для-себя свободен, и потому ответственен, я-для-других предопределен, как и другие. Отсюда его этический солипсизм: бесконечное требование к себе и милость к другим. Правда ММБ это относил только к Христу ))
Есть свобода внутренняя и свобода внешняя.
Внутренняя свобода связана с развитием вашей души, психики. Карма, задатки, от которых таланты, способности, умения и навыки, уровень развития интеллекта, воспитание, привычки, уровень развития чувств, в том числе как страх, совесть, честь, стыд. Развитие воли, интуиции, сверхестественные способности.
Духовное развитие, воспитание ставит целью развитие внутренней свободы.
Это и в советской идеологии было. Пример - учебник Общей психологии для педвузов.
Какая свобода, если у вас все поступки, включая и поступки, якобы свободные и якобы освобождающие от кармы, обусловлено кармой: кармический детерминизм?
Вы либо крестик снимите, либо штаны наденьте.
Цель и состоит в том, чтобы освободиться от кармического детерминизма. Стать свободным. Люди же, в большинстве случаев, рабы греха. Несвободны.
Когда человек начинает думать о себе как о безгрешном, разве при этом он не впадает в грех "гордыни" ?
Ну да, так большинство и думают. Авидия, однако.
Это сладкое слово Свобода.