Когда субьект релятивизма
Подобен рыбке лишь, не боле,
Он утопает в конкретизме,
Абстракта ж суть не видя поле.
Понимает ли плавающая в аквариуме рыбка, что она в аквариуме(а не в бескрайнем водоёме), если она сталкивается лишь с конкретикой преград аквариума?
Современный субьект релятивизма конечно же не рыбка,т.к. у него способностей понимать намного больше. Но руководствуясь лишь ограниченным посылом понимания(исключая диалектич. посыл), релятивист, как мне видится, подходит к сущности релятивизма слишком однобоко, затрагивая лишь явную конкретику сущности, вне какого-либо понимания имеющихся у релятивизма(в идее) сущностных противоначал, о которых знали мудрецы античности, например, Протагор, в виде некоего тайного знания, о котором поведал Сократ ("теэтет" 152-d). Или, Гераклит в своём учении о гармонии как неком качественно измененном состоянии, дающем, кажущемуся невозможным, т.е. невозможным войти в одну и ту же реку дважды, возможность войти(удивительным образом).
Не преодолев подобной кажимой невозможности в релятивизме, вполне может возникнуть проблема способности различать релятивизм от псевдорелятивизма, вводящего в обман, когда кажимое релятивизма принимается за действительное. Причём обман не только с позиции АНТИАНТРОПОЦЕНТРИЗМА(Хаосмоса), но и с позиции АНТРОПОЦЕНТРИЗМА(Космоса) видения релятивизма.
Чрез тернии достигнуть звёзд! -
Таков девиз извечных грёз,
Стремящихся ли прямо в КОСМОС
Или в обход его - в ХАОСМОС.
Идущий всяко - верь и знай:
Тернист путь к ним чрез АД и РАЙ,
А также чрез АИД и К-РАЙ.
"Зри в корень" их и выбирай.
"Зрить в корень" значит в сущность зрить.
Пройди сей путь и ты - Пиит:
Софист, Политик иль/и Философ
Ответов сущих и вопросов
(в абсолютизм-релятивизме).
Серьёзное рассмотрение диапазона абсолютизм-релятивизма подразумевает более глубинный взгляд на сущность релятивизма, говорящей о наличии неких единых/много-единых обьективных(независимых) критериев в релятивизме(относительности), подобных критериям Абсолютностного единства.
Т.е. можно наверное сказать, что существует некий великий замысел не только касательно ЕДИНОГО("Парменид"), но и МНОГОГО/МНОЖЕСТВЕННОСТИ.
Сократ("Парменид" 129 с) говорит: "Пусть-ка кто докажет, что единое, взятое само по себе, есть могое и, с другой стороны, что многое само по себе есть единое, вот тогда я выскажу удивление. И по отношению ко всему другому дело обстоит так же: если бы было показано, что роды и виды испытывают сами в себе эти противоположные состояния, то это было бы достойно удивления".
Далее Сократ говорит(129 d), что если исходить только лишь из конкретики(например, камней, брёвен), доказательства которой разрывают единое-многое, то тут нет ничего удивительного.
И действительно, все мы соглашаемся(не удивляясь) с тем, что если "всё относительно", то искать единые обьективные критерии кажется делом безнадёжным.
А следовательно в такой ситуации кажется вполне естественной сущность релятивизма отрицающая такие критерии, вплоть до их абсолютного отрицания в неком "Абсолютном релятивизме".
Но, если "всё относительно", значит и всякое отношение(относительность) должно быть относительным. А как тогда быть с отношением к Абсолюту? Ведь это тоже отношение, а значит оно тоже должно было бы входить в комплект всего относительного.
Но отношение к Абсолюту обычно(что не удивительно) исключают из рассмотрения, не подозревая, что тем самым "всё относительно" оказывается без одного(исключённого отношения) уже не "всем". В таком случае, не вводят ли себя в обман, упрямо твердящие, что "всё относительно", и, соответсвенно, вместо релятивизма культивируют лишь псевдорелятивизм.
Релятивизм же, исходящий из единства и множества противоначал основывается на более глубинной сущности выражающей удивительным образом не только "АБСОЛЮТНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ", но и присущий ему "ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ".
Но без удивления даётся лишь "Абсолютный релятивизм", как абсолютное отрицание выше названных релятивизмов. Что может пониматься как псевдоАбсолютный релятивизм, "моё" которого всячески избегает(ускользает), противится от "наше"(социального) в теориях основанных, с одной стороны, на несуществующем субьекте, а с другой - на существующем(экзистенциальном) субьекте.
Так. А.Болдачёв, с позиции несуществующего субьекта выразил основной посыл релятивизма так: "Сформулировать единый критерий обьективности, однозначный для всех областей научного знания(познания), для всех теорий - невозможно. ...Допущение же абсолютной обьективности неизбежно ведёт к условности, произволу, потере критериев".
Скажем, да, ведёт, если путать допущения КОСМОСА и ХАОСМОСА, т.е. не уметь правильно их применять(что означает "со своим уставом да в чужой монастырь").
Но сия трудность правильно применять или адекватно выражать соответствие одного в другом(внутреннего во внешнем и наоборот) имеется не только у видения с позиции несуществующего субьекта, но и с позиции существующего субьекта.
Например, у Бердяева в его философии экзистенциального персонализма, где он пишет: "Трудность человека коренится в том, что нет соответствия и тождества между внутренним и внешним, нет прямого и адекватного выражения одного в другом. Это и есть проблема обьективации".
Только у Бердяева подобная трудность касается субьекта как личности(универсальной), не субьекта как логичности(логического субьекта).
Итак. в одном и в другом случае понимание сущности исходит лишь из своего "моё", логичного(индивидуального) или личного(персонального), которые испытывают трудности с приятием "наше"(социального), кажущиеся угрозой потери свободы(творчества) для "моё"( угроза обьективации субьекта).
....
Комментарии
Этот Бердяев лучше бы потрудился объяснить, а зачем сдалось эта обьективация, а то ведь может это просто банальная блажь?...
А что, по вашему есть у социального некий идеальный образец, который может вам известен? - дык поведайте это миру! - а то все думают, что любой социальный проект это непременно проект по разводу и ограблению граждан социума и поэтому знаете ли справедливо бояться... - а то может не надо бояться, а Генадий, бесстрашный вы наш?...)
Vctor_y: ну в принципе формирование соответствующего союза между мужчиной и женщиной (и что потом определяется как их семья) и есть неким идеальным социальным образцом, в котором "моё" становится менее важным чем "наше".
Виктор
Хороший вопрос, но поскольку Бердяев ощущал как и многие смену исторического духа времени с позиции стихии бессознательного, то ему констатировать это новое продвинутое познание как обьективация приходилось скорее интуитивно в виде некоего рабского состояния, а это противостоящее внешнему внутреннее новое, которое ближе его духу - познание как субьективация духа, как свободное творчество личности, которая независима от детерминаций общества, она имеет свой мир в своём своеобразии и неповторимости. И вместе с тем, говорит Бердяев, личность социальна, в ней есть наследие коллективного бессознательного, она есть выход человека из изоляции, она исторична, она реализует себя в обществе и истории.
Т.е. Познание как субьективация ассоциируется со свободой творчества личности, а познание направленное вовне, как обьективация, для которого закрыто внутреннее существование и духовный мир, говорит Бердяев, есть всё-таки познание, и в нём подлинно что-то открывается.
Но вот что открывается для Бердяева, из-за слабости сего познавательного момента, пока осталось лишь в виде проблемы обьективации.
По существу как субьективация, так и обьективация - это интуитивное ощущение нового некоего скрытого параметра или измерения на рубеже смены парадигмы философии от тождества к различию.
Болдачёв тоже говорит о неком скрытом параметре, измерении, называя его темпоральностью, но пока не очень понимая, что этот скрытый параметр в виде некоего обьёма может быть относимым не только ко времени(внутри), но и к пространству(вовне).
Сие дополнительное измерение может быть явлено с позиции как эволюционной, так и с позиции революционной парадигмы понимания, например, в виде вопрошания о человеке(как у Бердяева) или как у революционеров - о человеке с ружьём("не надо бояться человека с ружьём").
То же в литературе - это известный спор Ивана Иваныча с Иваном Никифоровичем из за ружья(у одного было ружьё, а у другого не было).
...
....
-------- Геннадий Макеев, 10 Март, 2017 - 12:43, ссылка
Подход от шамана - вот есть то, что не осознается, но оно как-то есть и очень даже себя проявляет - но как? - да вот так! )
Кто определяет рубеж и то, что нужна смена и то, что смена полностью произошла? - без Бога тут ну никак или есть у вас или этого бердяева способ определения? )))
Ну вот, после такого можно смело и колдовать - и темпоральность колдуну порукой... ;)
Виктору.
Всё колдовство или фокусничество тут в познавательном элементе заложено. А кому-то хочется обойти познание, то бишь нахаляву получить знание(но нахаляву только профанное/школярное, то, что в учебниках). Или просто поёрничать(зубоскалить) над учением о развитии всего в эволюционном или революционном аспектах рассмотрения.
Напомню, что о подобных фокусниках и их помошниках было сказано ещё Платоном в его символе Пещеры, когда он говорил о ширме,за которой фокусники помещают своих помошников, когда поверх ширмы показывают кукол.
В символе же "Пещеры Болдачёва" нет этих фокусников, по крайней мере, явно не наблюдаются, хотя могут тайно и присутствовать в виде некой обьективной природы, но неосознаваться самим Болдачёвым, недопонимающим важность диалектического посыла в логике, каковой имелся,например, в органоне аналитики Аристотеля.
Итак, сущность релятивизма имеет свою ложную и истинную сторону.
Если ложная сторона теряет всяческие связи с истинной, то ей приходится констатировать невозможность каких-либо единых обьективных критериев в релятивизме.
Истинная же сторона,наоборот, говорит о наличии таких критериев в двух основных ликах(родов/видов) релятивизма, т.е. в лике единства всех множеств/множественностей и в лике множества всех множеств/множественностей. Подобные лики возможны если принимать во внимание то отношение(ту относительность), о которо я говорил выше, которое исключалось из всего относительного, т.е. отношение к абсолюту(= относительный абсолют).
Ницше,например, не смог найти это недостающее отношение, посему вынужден был заключить, что характер бытия не "истинен", а лишь ложен...
Ницше("Воля к власти") писал,что.... "Искомы смысл мог бы заключатья в следующем: Осуществление некоего высшего нравственного канона во всём совершающемся, нравственный миропорядок. ... И вот наступает сознание, что становлением ничего не достигается, ничего не обретается... Следовательно, разочарование в кажущейся цели становления как причина нигилизма. ...Сознание отутствия всякой ценности было достигнуто, когда стало ясно, что ни понятием "цели", ни понятием "единства", ни понятием "истины" не может быть истолкован общий характер бытия. Ничего этим не достигается и не приобретается; недостаёт ВСЕОБЬЕМЛЮЩЕГО ЕДИНСТВА ВО МНОЖЕСТВЕ СОВЕРШАЮЩЕГОСЯ..."
Ницще был своего рода предтечей имеющего место в современности перехода со сменой парадигмы,но слабость сознания не позволило ему должным образом сей переход постигнуть, отчего такая жёсткая реакция на христианство и мудрецов античности, реакция, видящая лишь нигилизм, обозначающий то, что вышие ценности теряют свою ценность - сплошные вопросы без каких-либо вразумительных ответов об этом грядущем из будущего течение жизни, которое необходимо учиться постигать в вопршающих логических формах рационализма и такого же вопрошающего содержания иррационализма.
Огромный жирный знак вопроса на повестке дня и ночи современности давит на сознательно\бессознательное человечества, принуждая искать разрешающих подобные вопросы моментов в виде дара новых ценностей сообразующихся с новыми течениями жизнеутверждения.
...
Вот вам и милый образчик разнузданного словоблудия - не признается безусловное наличие перманентно присутствующего единства меняющегося содержания, наличествующего безусловно со своими истинными в моменте "ценностями", "целями", "единством" и понятием "истины", исчерпывающе определяющими и истолковывающими общий характер бытия, а может это эфемерно и не абсолют?...