О смысле жизни. Практика

Аватар пользователя Сергей Подзюбан
Систематизация и связи
Этика

   Ранее  мы с вами рассмотрели и определили высший смысл бытия человека – это  стремление к бесконечной  эволюции личного  сознания . Любые иные  смыслы и потребности, как не старайтесь,  не смогут  занять место  этой универсальной цели и ценности. Конечно вы можете спросить: зачем мне какая то высшая потребность , если я сейчас нуждаюсь в удовлетворении сиюминутной, второстепенной, но так необходимой мне? Если вы задаете этот вопрос , то это означает только одно, вы не верите и не нуждаетесь в продолжении своего бытия после биологической смерти.

  Не нуждаетесь, но ведь это только пока, …пока вам кажется , что смерть далека , хотя  на самом деле за каждым она ходит по пятам. И хорошо если у вас будет время осмыслить временность своего биологического бытия, чаще всего этого времени не бывает. И как досадно уходить , озабоченным уже ненужными смыслами.

Спросите себя: какими целями сформированы ваши сегодняшние  потребности?    Быть может это: «поднять» детей, построить дом, написать книгу, освоить йогу, ну  или «украсть» миллион?... Задач может быть  множество,  но  ведь любая из них всегда будет лишь промежуточным этапом в вашей жизни. Ни одна идея или цель не может удовлетворить вас полностью,  то есть,  оказаться  «истиной на все времена и в последней инстанции». Одни ценности будут непременно вставать на место других в нескончаемом потоке меняющегося сознания. Но если вы «обожествляете» или ставите на первое место  любую из временных, второстепенных потребностей, то рано или поздно непременно «нарветесь» на конфликт вовне с другими людьми, потому что источником любых конфликтов как раз и являются противоречия между разношерстными и разно уровневыми потребностями отдельных субъектов.  Но самое главное возникнут неразрешимые противоречия не только во вне , но  даже и внутри вашего сознания . И вы вынуждены  будете решать их, пересматривая и отрицая свои же прежние истины и цели.

    Попыток найти универсальный смысл в этике было множество. К примеру, если высшим смыслом и целью вы будете считать подобно Аристотелю – счастье (добродетель), то споткнетесь об неопределенность и относительность этого понятия ( в детстве одно понимание счастья, в старости другое, есть  женское счастье, мужское и т.д.).  Если цель – это наслаждение (как учит гедонизм), то это неизбежно  приведет к конфликтам субъектов. Религиозные системы этики приходят в противоречие даже между самими  собой. Занимались этим и Кант, и Соловьев и многие другие. Ни у одной системы этики нет универсальных  общечеловеческих целей и смыслов.

    На мой взгляд, только признание высшим смыслом и потребностью человека:  стремление к бесконечной эволюции сознания устраняет все эти противоречия. Идея понятна, но  что она позволяет сделать на практике?

     Во-первых, позволяет проанализировать и определить, к какому уровню ценностей относится конкретная цель и задача, решаемая субъектом  в настоящее время. Содействует или мешает эта цель эволюции сознания всех и каждого.

       Во-вторых, дает критерий, который позволяет четко разграничить хорошее и плохое, нравственное и аморальное в любых жизненных ситуациях.  Позволяет дать оценку любому событию и действию  в прошлом  и  настоящем,…и  наметить вектор развития на завтра, в  будущее во всех сферах личной жизни и  сферах социума:  политической, социальной, экономической  и духовной. Тем самым  возникает  новая идеология , основной ценностью которой становится субъект и эволюция его сознания.

        И в- третьих, эта идея постоянно мотивирует и направляет поведение личности неизбежной  перспективой  воссоздания после биологической смерти. Ясно , что  воссоздание это возможно только в совокупности и совместно со всеми ранее жившими. Не зря же,  в древних книгах  сказано: «…Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения.Ин. 5, 28–29»…Эти библейские картины  вполне могут быть предчувствием именно «технологического» воссоздания сознания человека.  А интеллектуальные возможности цивилизации уже сегодня дают надежду на это.

       Как эта идея и  этика , построенная на ее основе, работает в бытовых ситуациях? К примеру, сдаете экзамен или защищаете диссертацию. Знаете, что уровень слабый или тема никчемная, в лучшем случае бесполезная. Но есть возможность схалтурить , дописать и получить конкретные дивиденды. Если в сознании нет вышеназванной духовной цели, то вы так и поступите. Меркантильные ценности, а по сути, удовлетворение физиологических потребностей в этой ситуации для вас  - превыше всего. И это ,  скорее всего, далее приведет вас к серьезным,  если не глобальным конфликтам внешним и внутренним. И напротив,  если сознание поднялось до понимания высшей потребности, вы будете делать только то, что содействует реализации этой потребности. Или, к примеру, конфликт между владельцем капитала и эксплуатируемым работником, по сути – это конфликт потребности первого в накоплении капитала и потребности работника в минимизации труда и максимальной его оплате. Субъекты  легко могут поменяться ролями и при этом, безусловно, произойдет взаимообмен потребностями. Капиталист легко превратится в пролетария и наоборот. Нет принципиальной «классовой борьбы» , есть противоречия между незрелыми потребностями субъектов, в незрелом социуме. Но если сознание обоих субъектов   поднялось до понимания высшей потребности, то противоречия более низкого уровня (социальные, политические и т.п.) не приводят к конфликтам, а являются лишь временным препятствием в развитии социума. А доходы разных «классов» используются ради общей цели – бесконечной эволюции сознания каждого. И регулировать эти непростые взаимоотношения должна новая идеология и созданная на ее основе конституция социума.  Нет смысла ни в революциях, ни   тем более в смертельной борьбе классов и интересов.

Если вы  знаете,  что ваше сознание обязательно будет меняться и раскрываться к высшим целям и будет воссоздано со всеми его прошедшими событиями и непосредственными конфликтами и контактами ,..то ваша совесть и эго , а это и есть синоним или квинтэссенция высшей цели вашего сознания, не даст вам спокойно пребывать  на животном  уровне. Вы неизбежно будете  стремиться  к вершине пирамиды ценностей.

       Попробуйте проанализировать свое сознание и его цели, со всеми возможными «оттенками серого». И вы почувствуете,  насколько временные меркантильные цели бессмысленны, а  потребность в бесконечной эволюции необходима и актуальна уже сейчас для вашего сознания. Понимание этого  способно принести и мир, и любовь, и счастье в каждый дом и  душу.

 

 

  

Комментарии

Аватар пользователя kosmonaft

Тем самым  возникает  новая идеология , основной ценностью которой становится субъект и эволюция его сознания.

Вы считаете, что у субъекта есть сознание, которое может эволюционировать ? А результатом эволюции сознания будет, по всей видимости, эволюционировавший субъект. 
А во скажите пожалуйста: чем неэволюционировавший субъект отличается от эволюционировавшего ? Более эволюционными субъектно-объектными отношениями ?...,))
Почему субъект, а не человек ? Почему, по-вашему, основной ценность становится эволюция сознания субъекта, оторванная от человеческого общества и общественного сознания ? Если имеется субъект, то все остальные по отношению к нему - не люди-человеки, а объекты. Вы можете представить общество, состоящее из субъектов ?
В человеческом обществе отношения между его членами - человеческие, а не объектно-субъектные.

Аватар пользователя Сергей Подзюбан

Вы считаете, что у субъекта есть сознание, которое может эволюционировать ? А результатом эволюции сознания будет, по всей видимости, эволюционировавший субъект. 

да, безусловно, а результат – эволюционировавшее сознание субъекта.

А во скажите пожалуйста: чем неэволюционировавший субъект отличается от эволюционировавшего ? Более эволюционными субъектно-объектными отношениями ?...,))
Почему субъект, а не человек ?

потому что человек – это животное + сознание и когда мы говорим о Человеке , мы говорим по сути о сознании и его духе….остальные его части ноги, руки(человека) малоинтересны.

Почему, по-вашему, основной ценность становится эволюция сознания субъекта, оторванная от человеческого общества и общественного сознания ?

потому что понятие субъектность – по сути означает оторванность, самостоятельность…субъектность – это »способность выступать агентом (субъектом) действия, быть независимым от других людей.»

Если имеется субъект, то все остальные по отношению к нему - не люди-человеки, а объекты. Вы можете представить общество, состоящее из субъектов ?

именно так – общество состоит из субъектов. А из кого по вашему?

В человеческом обществе отношения между его членами - человеческие, а не объектно-субъектные.

эволюция сознания, знаний, культуры, души, искусства, эмоций и т.д. происходит на субъектном уровне и лишь потом становится достоянием общества. Социум – это взаимодействие разношерстных и разномастных субъектов между собой. Цивилизацию двигают субъекты. Нет движения на субъектном уровне, нет его и на коллективном.

Аватар пользователя kosmonaft

Такое понятие как "любовь" так же присуще субъекту или же субъект любить не способен ? А совесть, честь, порядочности ? Субъект - это всего лишь активный носитель деятельности и других субъектов для него не существует. Всё, что для субъекта существует кроме самого субъекта - просто объекты.
По-вашему, можно быть честным и порядочным человеком, но при этом недоразвитым субъектом.

Аватар пользователя Сергей Подзюбан

Я не очень понимаю, в чем вы видите противоречие? Субъект – это носитель прежде всего своей субъективной реальности, в которой другие субъекты , конечно, присутствуют как объекты. В философии эта проблема «другого»…Что такое совесть субъекта у меня вроде в тексте разъясняется. По моему : все субъекты и их сознание  в эволюционном смысле (относительном) – недоразвиты. А честный и порядочный человек – это понятие относительное. Например, порядочный по отношению к понятиям «кодекса чести дивизии СС» , по нашим понятиям – мерзавец и нацист.

Аватар пользователя kosmonaft

Честный и порядочный субъект - понятия абсолютные ?
И вот ещё что. Я ведь писал не о честности, а о чести. О чести, которую нужно беречь смолоду. И не нужно смешивать человеческую честь и достоинство с тем, что прописано в «кодексе чести дивизии СС». Или, по-вашему, это одно и то же ? 
А может вы просто передёрнули ?

Аватар пользователя Сергей Подзюбан

любые понятия – ОТНОСИТЕЛЬНЫ. Абсолютных (как и истины) –нет….В кодексе СС прописано одно, а в кодексе ВКП – классовая борьба, а кодекс иезуитов позволял сжигать на кострах…Вопрос: кто прав , а кто нет? Какой критерий вы используете когда говорите : « человеческая честь» …это что? Отвечу за вас: критерием может быть только цель , ценность и смысл, который сформулирован и руководит субъектом , который задает этот вопрос. Нет Абсолютного критерия, критерий – тоже относителен.

Аватар пользователя kosmonaft

Вы путаетесь в понятиях. Вы считаете, что кодекс чести, кодекс СС и кодекс иезуитов - это тождественный понятия ? А есть ещё уголовный кодекс, административный...Продолжать или достаточно ? При этом я ни о каких кодексах вообще не писал. Я писал о совести, чести и порядочности и о том, приложимы ли эти понятия к такому понятию как субъект ? Вы вообще с формальной логикой знакомы ?
Допустим, имеется понятие "человек" и мы рассматриваем на какие понятия можно это понятие разделить, если рассматривать понятие "человек" с позиций наличия первичных половых признаков. С этих позиций "человека" можно разделить на "мужчин" и "женщин".
Если же рассматривать. Мужчинами и женщинами человеки являются ТОЛЬКО в силу наличия тех или иных первичных половых признаков. Только не нужно писать про больных и извращенцев. На объектов и субъектов деление осуществляется ТОЛЬКО в силу наличия отношений познающий и познаваемое.  И ВСЁ. Ни о какой чести, совести и порядочности применительно к субъектно - объектным отношениям говорить НЕЛЬЗЯ.

Аватар пользователя Сергей Подзюбан

Вы путаетесь в понятиях. Вы считаете, что кодекс чести, кодекс СС и кодекс иезуитов - это тождественный понятия ? А есть ещё уголовный кодекс, административный...Продолжать или достаточно ? При этом я ни о каких кодексах вообще не писал. Я писал о совести, чести и порядочности и о том, приложимы ли эти понятия к такому понятию как субъект ?

давайте я повторю текст: совесть субъекта –  «... ваша совесть и эго , а это и есть синоним или квинтэссенция высшей цели вашего сознания, не даст вам спокойно пребывать  на животном  уровне.» Хорошо, «честно, порядочно» , то и те действия которые соответствуют цели субъекта. А плохо – то, что НЕ содействует или противодействует этой цели и смыслу. Если вы думаете , что есть честь, честность, кодекс  не зависящие  от цели – то ошибаетесь. Или приведите пример такого кодекса. Таким образом внутри общности, группы людей , имеющих одну цель и ценность, эта цель и ценность и будет определять «кодекс чести», а по отношению других людей они будут действовать как по отношению к объектам. Чтобы избежать этого , необходимо найти цель и смысл общий для всех. То ест тот смысл, который будет объединять людей в единое сообщество независимо от других их целей и пристрастий. Вот этот смысл я и называю как: стремление к эволюции сознания каждого субъекта.

На объектов и субъектов деление осуществляется ТОЛЬКО в силу наличия отношений познающий и познаваемое.  И ВСЁ. Ни о какой чести, совести и порядочности применительно к субъектно - объектным отношениям говорить НЕЛЬЗЯ.

я уже вам писал о проблеме «другого» в философии, познакомьтесь с ней: «Другой («иной», «чужой») — одна из центральных философских и социо-культурных категорий, определяющая другого как не-Я[2]. Другой — это любой, кто не является мной[3], отличен от меня, нетождественен мне и даже противостоит мне, но в то же время относится, как и я, к человеческому роду[4] и внешние проявления его жизнедеятельности напоминают мои собственные, хотя я и не могу проникнуть в их глубинное измерение. Осуществление коммуникации — одной из основных жизненно необходимых потребностей человека как «социального животного»[5] — невозможно без осознания Другого как равноценного партнера, без признания его права на различие.»

Совесть внутри вас, внутри субъекта. ЕЕ нет во вне!…вы поступаете в соответствии со СВОЕЙ совестью, а не с совестью группы товарищей. А вот группа товарищей ( иезуитов, фашистов, коммунистов, обладающих одной целью способна «нарисовать» кодекс чести на основе своей общей цели. Но совесть при этом никуда не переместиться из субъекта.

 

Аватар пользователя Сергей Подзюбан

kosmonaft, 9 Сентябрь, 2022 - 13:39, ссылка

мои ответы вас устроили или нет?

Аватар пользователя kosmonaft

мои ответы вас устроили или нет?

 Нет. Не устроили. Я перестаю разговаривать с человеком, если вижу, что он не понимает того, что я пытаюсь ему сказать. И, в данном случае я говорил исключительно о форме.
У мужчины и у женщины есть присущие им первичные половые признаки, но нет ни чести, ни совести. Точно так же как нет реально существующих мужчины и женщины. Это просто понятия. А такое слово как "субъект" я вообще стараюсь не употреблять.
Вот вы в заголовке пишете "О смысле ЖИЗНИ", а в тексте уже читаем : "высший смысл БЫТИЯ". Вы считаете что ЖИЗНЬ - это то же самое, что и БЫТИЕ ?

Аватар пользователя Сергей Подзюбан

да, жизнь и бытие в данном контексте  тождественны. а вот в другом могут и иметь отличия.

Аватар пользователя Сергей Подзюбан

да, жизнь и бытие в данном контексте  тождественны. а вот в другом могут и иметь отличия.

Аватар пользователя Victor_

Попробуйте проанализировать свое сознание и его цели, со всеми возможными «оттенками серого». И вы почувствуете,  насколько временные меркантильные цели бессмысленны, а  потребность в бесконечной эволюции необходима и актуальна уже сейчас для вашего сознания.

 А почему вы не хотите объяснить - чем различаются: "потребность в бесконечной эволюции" и "сознание и его цели"? - или это и так всякому дураку понятно, а?

 И ещё - объясните пожалуйста, какой смысл, и есть ли он, в чём-то бесконечном?

Аватар пользователя Сергей Подзюбан

потребность в бесконечной эволюции – это и есть цель сознания. Почему они должны «различаться»? Вопрос то  «метафизический»  еще Шекспиром поставлен: «быть или не быть? вот в чем вопрос.» По сути,  у сознания только эти два пути. И если уж быть то быть – бесконечно. А как иначе? быть , но конечно? – это тождественно  «не быть». Тут двоичная система: 1 или 0. Кроме того изменение сознания дает надежду или  возможность решать все нерешенные или не решаемые вопросы. То есть даже поставленный в тупик или загнанный в угол проблемой субъект имеет шанс на решение именно благодаря бесконечному процессу своего изменения. ( к примеру парадокс лжеца – вполне может быть решен с трансформацией сознания).

Аватар пользователя Сергей Подзюбан

я ответил на ваши вопросы ? или вопросы остались?

Аватар пользователя Victor_

Спасибо, ответили на всё...

Аватар пользователя Сергей Подзюбан

спасибо за вопросы.

Аватар пользователя Derus

...