«Играющее такую важную роль в физике представление о полярности (о противоречии) содержит в себе более правильное определение противоположения, но так как физика в своем понимании законов мысли придерживается обычной логики, то она ужаснулась бы, если бы она решилась развить понятие полярности (противоречия)». (Гегель. ЭФН. Параграф 119.)
Существуют два философских направления: метафизическое с неподвижными категориями, диалектическое - с текучими, относительными понятиями. Пока мы рассматриваем вещи как покоящиеся, мы, действительно, не наталкиваемся ни на какие противоречия и полярности в них. Но совсем иначе обстоит дело, когда мы начинаем рассматривать вещи в их движении. В этом случае мы сразу наталкиваемся на противоречия и на полярные противоположности.
Здесь анализ может обнаружить противоположности вражды (войны, борьбы) и мира, истины и заблуждения, добра и зла, прямого и кривого, света и тьмы, притяжения и отталкивания, непрерывности и точечности и т. д. Важно заметить, что полярность есть определение такого различия, в котором различаемые моменты неразрывно связаны, нераздельны друг с другом. Тот, кто ставит себе задачу устранения «дурной» стороны полярности (борьбы, заблуждения, зла, кривого, тьмы, отталкивания, точечности и т. д.), уже одним этим сразу кладет конец диалектическому движению и превращению.
Возьмем пример. Мы полагаем, что свет считается вообще только положительным, а тьма - только отрицательным. Но свет в своем бесконечном распространении обладает по своему существу природой абсолютной отрицательности. Напротив, тьма, как лишенное многообразия, есть тождественное с собой, положительное. Как известно, чистый свет и чистая тьма - это две пустоты, которые суть одно и то же. Также известно, что благодаря соотношению с тьмой свет определяется и как цвет. Свет и тьма, следовательно, существенно обусловливаются друг другом.
Энергия. Превращение энергии. Работа
Данные учебные трудные темы начинают «проходить» в седьмом классе. Обратим внимание на закон превращения энергии. Сразу отметим, что в школьной физике узко понятие задач на превращение энергии и нет понимания диалектики. Мы видим, что при старой методике данные задачи не имеют правильного решения. Здесь для решения трудных задач необходим диалектический метод. При этом методе мы исходим из первого и наиболее сложного физического отношения движения. Это отношение движения мы анализируем. При этом обнаруживается реальное противоречие прямого и кривого, которое требует разрешения.
Выразим данное противоречие в виде уравнения, в котором прямое и кривое приравнивается друг к другу (прямое = кривому). Что говорит нам это уравнение? Что в двух различных категориях движения существует нечто общее равной (соизмеримой) величины. Следовательно, обе эти категории движения равны чему-то третьему, которое само по себе не есть ни первая, ни вторая из них. Какими же характеристиками обладает это третье?
Это третье имеет многоразличные эмпирические образы и процессы. Одним из главных образов третьего является становление. Становление есть единство или нераздельность бытия и ничто. Становление есть то же, что переход, превращение (основной закон мира, по Гераклиту, есть закон превращения в противоположность). В диалектике понимают «согласно понятию» превращение одной противоположности в свою другую противоположность (например, противоположность прямого превращается в противоположность кривого). Здесь в процессе превращения «работают» обе противоположности. Это важно.
Другим образом третьего является критическая узловая точка, которая характеризуется «постоянной» движения. Именно здесь две крайности сходятся, где два тела соприкасаются в виде удара (толчка). В этом месте две точки сливаются в единую точку, и в то время, когда они есть в одном, они также не есть в одном. Диалектика полагает, что константы физики в значительной своей части суть не что иное, как обозначения узловых точек, где количественное прибавление или убавление движения вызывает превращение формы движения. Теперь рассмотрим актуальную физико-математическую проблему в области исследования удара.
Известно, что новейшей школе остается неясной природа константы физики при ударе (природа меры удара). Современная теория удара полагает, что главное и определяющее свойство ударного процесса - это мгновенное изменение скоростей точек этой системы. Возьмем пример. При стыковке космических кораблей необходимо знать не среднюю скорость, а скорость в каждое мгновение, в каждой точке сложной криволинейной траектории - мгновенную скорость. Но чтобы ввести понятие мгновенной скорости криволинейного движения, надо воспользоваться понятием средней скорости. Так учат в школе. Это, конечно, неверно. Почему?
Удар - это категория точечности, которая характеризуется бесконечным моментом и интенсивной величиной. Раньше в науке полагали, что физическая точка не имеет измерения. Но диверсификация ОПК показала, что при внедрении новых гражданских производств была освоена новая технология измерения динамических (интенсивных) величин и был введен новый прибор (датчик интенсивности, степени) для измерения удара (точечности) в виде ускорения. Итак, чем отличается диалектический переход в форме превращения от недиалектического? Перерывом постепенности. Скачком в виде кванта. Таким образом, и работа в физике стала определяться рабочей точкой.
Комментарии
Дискуссия практиков и теоретиков
Диалектика полагает, что вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью (истинностью предмета), - вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность предмета. Вступая в действительный процесс производства и рассматривая предметный мир, мы на самом деле всегда уже имеем в виду как цель такого рассмотрения меру, и на это указывает наш язык, который называет исследование количественных определений и отношений измерением. Важность измерения отмечал и Д. И. Менделеев в своем широко известном высказывании: «Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры».
Характеристика точки и места измерения движения
Такая конкретная точка и есть место (соединения). Точка здесь выступает как целое пространство, как тотальность измерений. Почему? Даже в самом несовершенном соединении имеется точка, в которой противоположности (удара и толчка) «сходятся» и их различие исчезает. Движение есть обмен. «Обмен, - говорит Аристотель, - не может иметь места без равенства, а равенство без соизмеримости». Гений Аристотеля обнаруживается именно в том, что в выражении меры движения он открывает отношение равенства. И еще. То отсутствие движения, которым, как показал Аристотель, страдают прежние философские учения, устранено, и теперь само движение представляет собою здесь первоначало - становление, где момент отрицательности (точечности) имманентен, а вокруг этого вращается понятие всей философии.
Единство противоположностей есть принцип измерения
Становление и есть имманентный синтез противоположностей. Диалектика полагает, что становление есть синтетическое становление, отрицание отрицания, единство противоположностей, что становление есть в механике движения толчок (удар), где две точки сливаются в единую точку (точку единства). Реальное единство состоит в том, что две существовавшие раньше друг вне друга материальные части (тела), которые мы должны представлять себе как находящиеся в различных местах, теперь находятся в одном и том же месте. Это противоречие, и оно существует здесь материально. Это то же самое противоречие, которое лежит в основании диалектики движения Зенона, с тем лишь различием, что там при рассмотрении движения речь идет об абстрактных местах, которые изолируются. В этом случае измерение описывает только результат движения, а не само движение, т. е. диалектическое противоречие им не устранено.
Точек в природе не существует, но существуют множества которым нет названия.
Движение это некоторая совокупность существующая в объектах и проаявлющая их в бытии .Структура бытия неизвестна в виду того, что неизвестно, что такое пространство и что такое время и много чего. И нет математического аппарата описывающего множества движения.
Скорость вообще нелепое понятие. В природе существуют только ускорение и движение по инерции. Всё считается по какой то средней скорости которая неизвестно как себя ведёт.